Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 06:48, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть плавание как эффективное средство в системе двигательной реабилитации граждан после ампутации конечностей.
Исходя из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. дать понятие ампутации конечностей, выявить основные причины и уровни ампутации;
2. рассмотреть медицинскую классификацию инвалидов с врожденными и ампутационными дефектами конечностей;
3. показать роль плавания в системе двигательной реабилитации людей после ампутации конечностей;
4. изучить методику плавания как средства двигательной реабилитации людей после ампутации конечностей.
Объектом работы являются инвалиды после ампутации конечностей.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….……….…………….4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И
ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ АМПУТАЦИИ КОНЕЧНОСТЕЙ…….7
1.1 Ампутация конечностей. Общая информация.……………….………..….7
1.1.1 Причины ампутации………………..………………………..…….……8
1.1.2 Уровни ампутации……………………………..…………….…….……8
1.1.3 Классификация ампутаций….…………………...….…….…………...13
1.2 Спортивно-медицинская классификация инвалидов
с врожденными и ампутационными дефектами конечностей……….………..14
1.2.1 Спортивно-медицинская классификация спортсменов-инвалидов с врожденными и ампутационными дефектами конечностей………………………….….……….15
1.2.2 Спортивно-медицинская классификация спортсменов-инвалидов с последствиями травм позвоночника
и спинного мозга………………………………………………………….……...16
1.2.3 Исследование координации движений…..………………….………..19
ГЛАВА 2. РОЛЬ ПЛАВАНИЯ В РЕАБИЛИТАЦИИ ЛЮДЕЙ
С ПОРАЖЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА….….……21
2.1 Особенность содержания адаптивного спорта для лиц
с поражением опорно-двигательного аппарата….………….….………..….....21
2.2 Основные характеристики гидрореабилитации…………..….….….……24
2.3 Плавание как лечебнореабилитационное мероприятие
людей после ампутации конечностей……………………………………...……26
ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДИКИ ПЛАВАНИЯ
КАК СРЕДСТВА ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
ИНВАЛИДОВ ПОСЛЕ АМПУТАЦИИ КОНЕЧНОСТЕЙ……………….…...29
3.1 Социально-психологическая адаптация людей после ампутации конечностей в водной среде…………………………….………….29
3.2 Особенности в проведении занятий по плаванию
для инвалидов после ампутации конечностей…………………………….…...31
3.3 Использование специальных вспомогательных плавсредств…….….…34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………..………………...37
Следует напомнить, что атмосферный воздух всегда содержит определенный процент влаги, которая, в свою очередь, включает частицы растворенного воздуха, а в легких человека для осуществления нормального, в том числе интенсивного, внешнего дыхания постоянно поддерживается соответствующая влажность.
Водная реабилитация отражает единство взаимоотношения человека и водной среды как внутри организма, так и снаружи. Однако в некоторых случаях для удобства использования знаний об этих взаимоотношениях в практике водной реабилитации условно выделяют внешнюю и внутреннюю водную среду [12].
Гидропедагог, владеющий средствами и приемами водной реабилитации, в том числе гидротерапии, передает занимающемуся опыт, обеспечивающий формирование и воспитание личности, способной к саморазвитию, самоопределению и дальнейшему самосовершенствованию ее духовных, двигательных и интеллектуальных возможностей, имеющихся в данный возрастной период.
Гидрореабилитация как составная часть социальной реабилитации инвалида представляет собой творческий педагогический процесс взаимоотношений человека и водной среды, при котором выявленные, зафиксированные и сохраненные в средствах накопления знания применяются гидропедагогом или самостоятельно инвалидом с целью развития или саморазвития духовных, физических и интеллектуальных способностей личности.
Занятия
физической культурой и спортом
способствуют самоутверждению инвалида,
снятию психического напряжения, служат
средством повышения функциональных возможностей
организма, поднятию общего тонуса (J. Lekszas,
1976). Физические упражнения способствуют
более согласованной работе основных
систем организма: дыхания, кровообращения,
обменных процессов и др. (С. И. Найдина
и др., 1989).
2.3
Плавание как лечебнореабилитационное
мероприятие людей после ампутации конечностей
Плавание
как лечебнореабилитационное
Плавание и лечебная гимнастика в воде имеют неоценимое значение для посттравматических больных и больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата [11].
Термические особенности холодной воды повышают устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды и способствуют закаливанию организма. В теплой воде уменьшаются болевые ощущения. Поэтому наблюдающееся при ограничении подвижности в суставах снижение силы, сопровождающееся болевыми ощущениями лечебная гимнастика в воде имеет преимущества над гимнастикой на суше.
Вода оказывает воздействие на двигательный аппарат: для поддержания тела на поверхности воды при поднятой голове требуется усилие каждой руки 300—400 г, а при плавании это усилие возрастает несколько десятков раз, увеличивая силу мышц, действуя на все кожные покровы, вода одновременно повышает электрическую активность биотоков, напряжения, заставляя все нервные клетки работать в полную силу. Плавание повышает устойчивость вестибулярного аппарата. При этом возникают так называемые антигравитационные рефлексы, помогающие в ориентации, сохранении равновесия. Происходит уравновешивание процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга [7].
Именно реабилитационное плавание является наиболее привлекательным среди большого многообразия видов спорта для инвалидов всех категорий. По своему содержанию оно полностью соответствует названию, так как это один из немногих видов адаптивного спорта полностью перенесен от здоровых людей в плане техники, тактики, способов плавания, организации и проведения соревнований. Объясняется это рядом обстоятельств, а именно тем, что:
- плавание – жизненно необходимый навык;
- занимаясь плаванием, инвалиды имеют неограниченные возможности для своего физического и спортивного совершенствования;
- плавание – наименее травматичный вид спорта;
- систематические, круглогодичные занятия в воде способствуют укреплению здоровья путем улучшения деятельности сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, пищеварения, обмена веществ, повышение устойчивости организма к воздействию простудных факторов;
-
развитие потенциальных
Реабилитационным
плаванием занимаются люди после ампутации,
травмы, с врожденным недоразвитием конечностей
и заболеваниями спинного мозга, с последствиями
детского церебрального паралича. Отличительной
чертой реабилитационного плавания является
индивидуальный подход к занимающимся
в процессе учебно-тренировочных занятий.
ГЛАВА
3. ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДИКИ ПЛАВАНИЯ КАК СРЕДСТВА
ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ
ПОСЛЕ АМПУТАЦИИ КОНЕЧНОСТЕЙ
3.1
Социально-психологическая адаптация
людей после ампутации конечностей в водной
среде
Занятия в бассейне проводятся 2-3 раза в неделю в дневное время длительностью 30-45 мин в группах по 4-6 человек и индивидуально. На первом занятии с лицами после ампутации обеих нижних конечностей, как правило, решаются задачи освоения в воде, осуществляется передвижение вдоль бортика бассейна с опорой о поручни, элементарные движения руками и ногами, погружения, дыхательные упражнения с выдохом в воду, скольжение и др. По мере освоения в воде предлагается проплыть незначительные отрезки свободным способом. Первое занятие по продолжительности не превышает 20-25 мин из-за быстрого утомления и заканчивается упражнениями на расслабление.
Структура реабилитационного занятия в бассейне строится по классической схеме.
Содержание подготовительной части – специальные упражнения лечебной гимнастики (ЛГ) в воде, которые выполняются у опоры и при помощи специальных вспомогательных плавательных средств. Комплексы ЛГ дифференцируются в зависимости от уровня ампутационного дефекта для инвалидов после ампутации одной и обеих нижних конечностей. Всего в подготовительной части выполняется 8-10 упражнений в положении лежа на груди, животе для лиц после ампутации обеих нижних конечностей, а также в положении стоя после ампутации одной конечности на уровне бедра или голени. Все упражнения выполняются в медленном темпе, что уменьшает вероятность мышечного перенапряжения, с акцентом на выдохе в момент преодоления внешнего сопротивления.
Для
каждого занимающегося
В основной части занятия применяется дозированное плавание различными способами.
Практически все инвалиды имеют элементарные навыки плавания. Именно по этой причине методика занятий не содержит обучения на суше. Обучающий момент заключается в необходимости добиться оптимального согласования движений и дыхания.
Имитационные и подводящие упражнения с этой целью выполняются непосредственно с опорой о поручни бассейна и при использовании специальных плавательных средств.
Исправление ошибок осуществляется в процессе выполнения двигательного задания и после него.
Регулирование нагрузки при дозированном плавании осуществляется при помощи равномерного и повторного методов. В начале курса не определяется дистанция и скорость плавания. В дальнейшем по мере совершенствования физических возможностей нагрузка увеличивается за счет увеличения объема работы. Контроль за реакцией организма осуществляется перед выполнением двигательного задания и после него путем измерения частоты пульса, а также визуальных наблюдений. В основной части также используются элементы подвижных игр с мячом, что позволяет повысить эмоциональный тонус занимающихся [12].
В
заключительной части применяются
упражнения на расслабление. Необходимость
релаксационных упражнений обусловлена
тем, что плавание инвалидов осуществляется
в основном за счет движений рук, тем самым,
вызывая закономерное напряжение мышц
плечевого пояса. Упражнения выполняются
с опорой о поручни бортика бассейна при
использовании специальных плавательных
средств в положении лежа на спине. В случае
если инвалиды могут свободно держаться
на воде, мышечная релаксация выполняется
в безопорном горизонтальном положении
или путем легких балансирующих движений
конечностями небольшой амплитуды.
3.2
Особенности в проведении занятий по плаванию
для инвалидов после ампутации конечностей
Следует отметить, что плавание инвалидов после ампутации конечностей имеет ряд важных особенностей, обусловленных уменьшением массы тела. Известно, что после ампутации происходит смещение общего центра массы (о.ц.м.) тела в прямой зависимости от уровня ампутационного дефекта.
По
данным Д.Ф. Мосунова [12], после ампутации
на уровне средней трети голени о.ц.м. тела
смещается в сторону сохраненной конечности
на 8 мм и вверх на 45 мм, после ампутации
на уровне бедра - на 13 и 79 мм соответственно,
после ампутации на уровне обоих бедер
смещение о.ц.м. тела вверх еще более выражено.
На рисунке 7 схематично показано смещение
о.ц.м. тела после ампутации бедра и обоих
бедер.
Рисунок 7 - Смещение общего центра массы тела у инвалидов после ампутации нижних конечностей
Следует
отметить, что эти изменения
На рисунке 8 показано сравнительное положение в воде здорового человека и инвалида после ампутации обоих бедер. Для здорового человека, плавающего кролем на груди (рис. 8, а), характерно положение тела, близкое к горизонтальному (угол атаки составляет около 8). На тело пловца действует несколько разнонаправленных сил: погружающая сила (сила тяжести) - G, выталкивающая сила - Ry и дополнительные динамические силы, возникающие при движении.
Тело пловца испытывает действие силы, препятствующей продвижению вперед, именуемой лобовым сопротивлением - Rx, наличие положительного угла атаки способствует возникновению подъемной силы. Динамический баланс сил, действующих на пловца, в сочетании с эффективны ми гребковыми движениями верхних и нижних конечностей обеспечивает продвижение вперед со скоростью V. На рис. 8, б показана наиболее выгодная поза пловца в обтекающем потоке.
а | |
б | |
в | |
г | |
д |
Рисунок
8 - Положение в воде здорового человека
и инвалида после ампутации обоих бедер
У
инвалидов после ампутации
Учитывая
отсутствие нижних конечностей, продвижение
вперед обеспечивается только за счет
верхних конечностей, при этом движения
руками производятся быстро, низко над
водой. Вместе с этим возникает гиперлордоз
позвоночника, носящий компенсаторный
характер (рис. 8, г). В целом эти особенности
способствуют увеличению лобового сопротивления,
снижается скорость движения, быстро развивается
утомление мышц верхних конечностей.
3.3
Использование специальных вспомогательных
плавсредств
Информация о работе Плавание как средство реабилитации инвалидов после ампутации конечностей