Профессиональная подготовка спортивного педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 19:11, курсовая работа

Краткое описание

Проблема исследования. В научно - методической литературе по психологии и педагогике авторы уделяют большое внимание различным аспектам профессиональной подготовленности тренера: дано определение профессиональной деятельности, характеристика необходимых знаний, умений и навыков, определены структурные компоненты. Однако в представленной литературе не в полной мере раскрыт психологический компонент профессиональной деятельности тренера и недостаточно показана его значимость. Объект исследования. Профессиональная подготовленность спортивного педагога
Предмет исследования. Психологическая компетентность, как компонент профессиональной подготовленности спортивного педагога.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. Состояние проблемы психологической компетентности спортивного педагога как компонента профессиональной подготовленности
1.1 Профессиональная деятельность спортивного педагога: определение, структура
1.2 Профессионально-педагогический интерес и склонность к педагогической деятельности как факторы, побуждающие к профессиональной деятельности
1.3 Особенности деятельности спортивного педагога
1.4 Профессиональная компетентность спортивного педагога
1.5 Психологическая компетентность как компонент профессиональной деятельности
Заключение по главе
ГЛАВА 2. Задачи, методы и организация исследования
2.1 Задачи исследования
2.2 Методы исследования
2.3 Организация исследования
ГЛАВА 3. Результаты исследования уровня сформированности психологических знаний и умений, значимости их в профессиональной деятельности и влияние факторов на формирование психологической компетентности спортивного педагога
3.1 Выявление мнения тренеров о значимости психологических знаний и умений в их профессиональной деятельности
3.2 Оценка уровня сформированности психологических знаний и умений среди студентов - будущих специалистов по физической культуре и спорту и тренеров
3.3 Определение влияния факторов: склонности к педагогической деятельности, профессионально-педагогического интереса и временного фактора (объем аудиторной нагрузки в часах) на уровень психологической компетентности выпускников в области физической культуры и спорта
Заключение по главе
Выводы
Практические рекомендации
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

профессиональная подготовка спортивного педагога. курсак.rtf

— 396.05 Кб (Скачать файл)

Исследованием интереса в нашей стране занимались такие ученые, как М.Ф. Беляев (1944), А.Г. Ковалев (1960), Г.И. Щукина (1968), П.А. Рудик (1973), Г.Д. Бабушкин (1998) и другие. В основном в психолого-педагогической литературе изучался интерес к учению, реже предметом исследования являлся интерес к различным видам деятельности. [38]

В системе интересов человека профессиональный интерес занимает особое место, т.к. он выражает отношение человека к конкретной профессии и является единственным внутренним регулятором профессиональной деятельности. [14, 30]

В настоящее время профессиональный интерес принято рассматривать, "как системное образование, развивающееся у человека в процессе соприкосновения с конкретной профессиональной деятельностью". [8] С этой точки зрения профессиональный интерес понимается, как сложный многоступенчатый иерархический комплекс психических процессов, свойств и состояний, включающий избирательную, познавательную, эмоциональную и волевую активность, направленную на выбранную профессиональную деятельность. То есть интерес представляется, как результат взаимодействия субъекта с выбранной профессией.

Профессиональный интерес состоит из 3 компонентов: эмоционального, мотивационного, волевого [8]:

· Эмоциональный компонент включает в себя:

- Степень и характер привлекательности профессии;

 

- Уверенность в правильном выборе и отсутствии желания ее сменить;

 

- Удовлетворенность выбранной профессией. [38]

 

· Мотивационный компонент включает в себя [27]:

 

- Мотивы выбора профессии;

 

- Мотивы овладения профессией;

 

- Мотивы совершенствования профессиональной деятельности;

 

· Интеллектуальный компонент включает в себя [85]:

 

- Представление о выбранной профессии;

 

- Знания о требованиях выбранной профессии к личностным качествам;

 

- Отношение к приобретению профессиональных знаний и умений.

 

· Волевой компонент. Включает в себя:

 

- Постоянство проявления волевых усилий и их характер при овладении профессией и при совершенствовании своей профессиональной деятельности. [26]

 

Формирование профессионального интереса тесно связано со склонностями, способностями, мотивами. Склонность к педагогической деятельности является необходимой предпосылкой для формирования профессионального интереса к соответствующей деятельности. [60]

 

Склонность к педагогической деятельности понимается, как предрасположенность личности, сформировавшаяся в процессе социального опыта, к профессиональной деятельности типа "человек-человек", связанной с воспитанием и обучением. [33]

 

В содержании склонности к педагогической деятельности особое значение занимают [8]:

 

· Направленность мотивов, желаний, стремлений к работе с людьми;

 

· Положительное отношение к процессу обучения и воспитания детей;

 

· Стремление к оказанию помощи людям;

 

· Быстрота и легкость установления контактов во взаимоотношениях с людьми;

 

· Общительность и отзывчивость;

 

· Понимание психического состояния собеседника и сопереживание ему.

 

Таким образом, профессиональный интерес формируется у субъекта при наличии склонности к соответствующей деятельности. От уровня профессионального интереса зависит успешность осуществления деятельности.

 

1.2 Особенности деятельности спортивного педагога

 

Спортивный педагог - это педагогическая профессия, поэтому главной особенностью деятельности спортивного педагога является ее педагогический характер. В настоящее время под термином "спортивный педагог" понимают тренеров, тренеров-преподавателей, инструкторов, методистов.

 

К числу особенностей педагогической деятельности можно отнести следующее[16, 36, 39, 56, 63, 77]:

 

1. Педагогическая деятельность характеризуется высоким уровнем нормативности, социальной ответственности и морального долга. Ее результаты должны отвечать государственным образовательным стандартам, процесс осуществления - общественным моральным нормам, а личная миссия, состоящая в формировании личности каждого отдельного учащегося, требует постоянной высокой личной ответственности педагога. [36]

 

2. Педагогическая деятельность весьма разнообразна по объекту, предмету, форме и способам ее осуществления [39].

 

· объектами педагогического воздействия являются: конкретный учащийся, учебная группа, общественные активы учащихся, их родители, взаимодействующие коллеги, государственные учреждения, общественные и другие организации, участвующие в жизни, обучении, воспитании, досуге учащихся, неформальные лица, группы, объединения, а также сам педагог и характеристики и его деятельности;

 

· предметом педагогического воздействия являются знания и умения учащихся в определенной учебной дисциплине, а также нравственные, интеллектуальные, физические и личностные качества занимающихся;

 

· формами воздействия являются нормативно установленные, плановые, учетные и ситуативные (необходимость в которых диктуется текущим моментом), вынужденные или инициативные занятия, мероприятия и коммуникации, отличающиеся большим объемом, требующие значительных временных, физических и психических затрат.

 

· способами педагогического воздействия являются как общепринятые методические приемы, техники, технологии, составляющие довольно обширный "обязательный" профессиональный арсенал, так и нестандартные, импровизационные и творческие решения, необходимость в которых возникает постоянно.

 

3. Объектом деятельности педагога является человек в его постоянном развитии. Продукты его деятельности "материализуются в психическом облике его учеников" - в их знаниях, умениях и особенностях личности . [40]

 

4. Педагогическая деятельность имеет ярко выраженный творческий характер. Ее невозможно подвести под определенный алгоритм.

 

Таковы основные специфические особенности педагогической деятельности, отличающие ее от других профессий.

 

Тренер - это педагог, поскольку "спортивная деятельность есть частный случай учебной деятельности". [28] Следовательно, в задачи его деятельности также входит обучение и воспитание подрастающего поколения. В связи с этой основной особенностью можно выделить ряд других специфических черт, которые характеризуют педагогическую деятельность, вообще, и тренерскую, в частности.

 

Особенности профессиональной деятельности тренеров заключаются в следующем.

 

1. Важная черта профессиональной деятельности состоит в том, что тренеру отводится ведущая роль в воздействии на личность занимающегося [15, 17] Тренер проводит больше времени со своими учениками, лучше их знает и имеет больше возможностей для влияния, чем обычный учитель. Эта ее особенность предъявляет высокие требования, как к профессионализму, так и к личности спортивного педагога.

 

2. Деятельность тренера характеризуется высокой степенью ответственности за физическое и психологическое благополучие его подопечных. Г.Д. Бабушкин (2007) отмечает: "в процессе подготовки спортсменов тренер несет моральную, профессиональную и юридическую ответственность за их воспитание, здоровье и качество спортивных результатов". Это обстоятельство является следствием того, что общение тренера со спортсменами часто является "ненормируемым", то есть почти постоянным, например, на учебно-тренировочных сборах, во время спортивных соревнований на выезде. В связи с этим тренер должен играть: на ранних этапах - роль опекуна (замещает родителей); на более поздних этапах - роль наставника; на этапе спорта высших достижений - роль руководителя. [10, 11]

 

3. Спецификой деятельности является относительная неустойчивость системы "тренер - спортсмен". Тренеру важно внушить доверие к своему профессионализму и вызывать у своих учеников симпатию, так как в противном случае спортсмен всегда может уйти к другому тренеру. Отношение спортсмена к тренеру связано с ростом его результатов. [78, 79] В целом, успешность воспитания и развития спортсменов зависит от умения тренеров общаться со своими воспитанниками. [84]

 

4. Еще одной особенностью тренерской деятельности является повышенная стрессогенность, приводящая к значительным нервным перегрузкам. [54] Высокую стрессогенность деятельности тренера обусловливают следующие факторы [1,11, 27, 58, 67]:

 

· деятельность тренера часто проходит в условиях спортивных сборов, на выезде, либо в каких-то других нестандартных и непривычных условиях при наличии минимального комфорта и отрыве от семьи;

 

· тренеру приходится вступать в контакт с широким кругом людей, которые причастны к обеспечению учебно-тренировочного и соревновательного процесса - с учащимися и их родителями, представителями администрации, коллегами, судьями на соревнованиях, членами и руководителями других команд, журналистами.

 

· успешность деятельности тренеров зависит не столько от них, сколько от спортивных достижений их учеников и от ряда других факторов (от личности руководителей, материальной базы и тому подобного);

 

· работа тренера характеризуется высокой степенью "профессионального риска", поскольку всегда существует вероятность "напрасности" многолетней работы вследствие отсева, прекращения занятий или временного отсутствия спортсмена в связи с травмами, личными, обстоятельствами.

 

· престиж (профессиональный статус) тренера отличается неустойчивостью, его уровень достигает пика только в момент удачных выступлений спортсменов и стремительно падает в период временных неудач, кроме того, деятельность тренера отличается высокой конкурентностью и как следствие - нестабильностью статуса и профессионального положения.

 

· деятельность тренера носит публичный характер и от нее многое зависит, тренер в ситуации соревнования испытывает такие же переживания, как и спортсмены, но должен их сдерживать или скрывать, имея, к тому же, весьма ограниченные возможности влияния на соревновательную ситуацию;

 

· тренерская деятельность всегда допускает возможность получения травм при показе, страховке и в других случаях, когда тренер сам выполняет двигательное действие, особенно в условиях, когда физические возможности уже снижаются, к чему он часто бывает психологически не подготовлен.

 

Деятельность тренера имеет ряд существенных отличий даже по сравнению с деятельностью учителя физической культуры, которые подчеркивают ее профессиональную специфику. К таковым следует отнести следующие моменты [10, 53, 57, 67, 75]:

 

1. У тренера по сравнению с учителем физической культуры гораздо сильнее выражена его спортивная специализация.

 

2. Тренер в большей степени заинтересован в результате своего труда, так как его успешность более очевидна для посторонних наблюдателей и оценивается, как правило, исходя из спортивных результатов учеников.

 

3. Тренер осуществляет практически неограниченный объем учебно-тренировочной работы, которая носит нерегламентированный характер. Тренер часто работает не только в выходные, но и в праздничные дни. Кроме того, в основном, в вечерне время и гораздо больше, чем это предусмотрено нормативами.

 

4. Перед тренерами часто встает задача набора в группу. Тренер должен быть хорошим агитатором для того, чтобы заинтересовать ребенка и привлечь его к занятиям спортом, а также убедить в необходимости этого его родителей. Тренер водится в постоянном поиске новых способных учеников. Он должен увлечь их занятиями своим видом спорта для того, чтобы его труд не пропал даром, и ученик не ушел.

 

5. Тренер должен уметь и реально осуществлять прогнозирование роста спортивных достижений, то есть, не только осуществлять набор, но и отбор учеников.

 

6. Постоянная объективация спортивных результатов в определенной степени не позволяет сконцентрироваться на перспективных целях. Результат нужен как можно быстрее, "здесь и сейчас". Тренер и спортсмен постоянно вынуждены концентрировать свои усилия на текущих целях и целях ближайших этапов подготовки.

 

7. Тренеры в ответе за здоровье спортсменов, которые часто вынуждены максимально проявлять свои физические возможности как на соревнованиях, так и в тренировке. Это создает реальную опасность психических и физических перенапряжений. В тренерской деятельности, несмотря на установку постоянного повышения результатов, важно сохранить сбалансированное здоровье. То есть, при стремлении к максимальным достижениям, не "потерять" здоровье спортсмена.

 

8. Тренеры в течение всей профессиональной карьеры должны находиться в хорошей спортивной форме, так как вид спорта, которым занимался тренер, является стимулом для привлечения детей в секцию; во-вторых, тренеру самому приходится выполнять значительную физическую нагрузку; и, в-третьих, в состав педагогических умений тренера входят демонстрационные умения (показ того иного элемента при его разучивании).

 

Таким образом, профессиональная деятельность тренера обладает чертами как сближающими ее с остальными специальностями педагогического профиля, так и специфическими, которые существенно ее отличают от них.

 

 

1.3 Профессиональная компетентность спортивного педагога

Профессионально-педагогическая деятельность - это особая форма искусства, которая требует от человека высокой эрудиции, осознания величия ее социальной роли в обществе и глубокого предметного содержания. [10]

Для того чтобы спортивный педагог осуществлял свою профессионально-педагогическую деятельность на высоком уровне, он должен быть профессионально компетентным.

Для того чтобы понять, что подразумевается под компетентностью и какова ее роль в профессиональной деятельности рассмотрим определения разных авторов.

Анализ научно-методической литературы показал, что мнения отечественных и зарубежных авторов отличаются.

Информация о работе Профессиональная подготовка спортивного педагога