Профессиональная подготовка спортивного педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 19:11, курсовая работа

Краткое описание

Проблема исследования. В научно - методической литературе по психологии и педагогике авторы уделяют большое внимание различным аспектам профессиональной подготовленности тренера: дано определение профессиональной деятельности, характеристика необходимых знаний, умений и навыков, определены структурные компоненты. Однако в представленной литературе не в полной мере раскрыт психологический компонент профессиональной деятельности тренера и недостаточно показана его значимость. Объект исследования. Профессиональная подготовленность спортивного педагога
Предмет исследования. Психологическая компетентность, как компонент профессиональной подготовленности спортивного педагога.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. Состояние проблемы психологической компетентности спортивного педагога как компонента профессиональной подготовленности
1.1 Профессиональная деятельность спортивного педагога: определение, структура
1.2 Профессионально-педагогический интерес и склонность к педагогической деятельности как факторы, побуждающие к профессиональной деятельности
1.3 Особенности деятельности спортивного педагога
1.4 Профессиональная компетентность спортивного педагога
1.5 Психологическая компетентность как компонент профессиональной деятельности
Заключение по главе
ГЛАВА 2. Задачи, методы и организация исследования
2.1 Задачи исследования
2.2 Методы исследования
2.3 Организация исследования
ГЛАВА 3. Результаты исследования уровня сформированности психологических знаний и умений, значимости их в профессиональной деятельности и влияние факторов на формирование психологической компетентности спортивного педагога
3.1 Выявление мнения тренеров о значимости психологических знаний и умений в их профессиональной деятельности
3.2 Оценка уровня сформированности психологических знаний и умений среди студентов - будущих специалистов по физической культуре и спорту и тренеров
3.3 Определение влияния факторов: склонности к педагогической деятельности, профессионально-педагогического интереса и временного фактора (объем аудиторной нагрузки в часах) на уровень психологической компетентности выпускников в области физической культуры и спорта
Заключение по главе
Выводы
Практические рекомендации
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

профессиональная подготовка спортивного педагога. курсак.rtf

— 396.05 Кб (Скачать файл)

3. Оценить сформированность психологических знаний и умений у студентов - будущих специалистов по физической культуре и спорту.

4. Выявить влияние факторов: склонности к педагогической деятельности, профессионально-педагогического интереса и временного фактора (объем аудиторной нагрузки в часах) на уровень психологической компетентности выпускников в области физической культуры и спорта.

2.2 Методы исследования

Для решения поставленных в работе задач были использованы следующие методы исследования:

1. Анализ научно-методической литературы;

2. Анкетный опрос;

3. Методы математической статистики.

Анализ научно-методической литературы осуществлялся путем изучения авторефератов, учебно-методических пособий, статей, сборников научных трудов и периодической печати.

Анкетный опрос проводился с использованием следующих методик исследования:

· Анкета № 1 (Приложение 1) была разработана для определения значимости психологических знаний и умений в процессе профессиональной деятельности спортивных педагогов. Анкета включает в себя 11 вопросов различных по содержанию. Вопросы № 1 и 2 носят ознакомительный характер. Вопросы с № 3 по № 10 - закрытые. В закрытом вопросе все варианты ответов заранее предусмотрены и максимально полно соответствуют потенциальному разнообразию возможных мнений. Предусматривается один вариант ответа. Вопрос № 11 - открытый по содержанию и предназначен для определения доминанты мнений.

· Целью анкеты № 2 (Приложение 2) явилось изучение сформированности психологической компетентности тренеров и выпускников при подготовке спортсменов к соревнованиям. Анкета включает в себя 14 вопросов закрытого типа. На каждый вопрос было предусмотрено 5 вариантов ответов, имеющих соответствующую оценку: ответ "да" - 5 баллов; "в большинстве случаев да" - 4 балла; "скорее да, чем нет" - 3 балла; "скорее нет, чем да" - 2 балла; "нет" -1 балл. Уровень сформированности имеющихся психологических знаний и умений находится по сумме баллов на ответы и определяется по следующей шкале. (Таблица 1)

Таблица 1 Ключ для оценки психологической компетентности об особенностях подготовки спортсменов к соревнованиям

Уровень сформированности имеющихся психологических знаний и умений

 

Количество баллов

 

Высокий

 

50 - 70

 

Средний

 

30 - 49

 

Низкий

 

Менее 30

 

Для исследования факторов, способствующих подготовленности к педагогической деятельности студентов - будущих специалистов в области физической культуры и спорта были использованы методики исследования в сфере профессионально-педагогической деятельности. [51]

· Анкета № 3 (Приложение 3) "Профессионально-педагогический интерес". Анкета состоит из 12 вопросов. На каждый вопрос предлагается по 3 варианта ответа. Первые номера ответов в каждом вопросе оцениваются в 3 балла, вторые номера - в 2 балла, третьи - в 1 балл. Находится общая сумма баллов, характеризующая устойчивость профессионального интереса по следующей шкале. (Таблица 2)

Таблица 2 Ключ для характеристики устойчивости профессионального интереса

Устойчивость профессионального интереса

 

Количество баллов

 

Устойчивый интерес

 

31 - 36

 

Недостаточно устойчивый интерес

 

27 - 30

 

Неустойчивый интерес

 

26 баллов и менее

 

· Анкета № 4 (Приложение 4) "Склонность к профессионально-педагогической деятельности". Анкета состоит из 26 утверждений. Степень проявления каждого утверждения оценивается одним ответом, соответствующим действительности: "да, так и есть", "не совсем так", "иногда", "пожалуй, нет", "нет". Каждый из пяти ответов имеет свою оценку: "да, так и есть" - 5 баллов, "не совсем так" - 4 балла, "иногда" - 3 балла, "пожалуй, нет" - 2 балла, "нет" - 1 балл. Находится общая сумма баллов. Степень выраженности склонности к педагогической деятельности определяется по следующей шкале. (Таблица 3)

Таблица 3 Ключ для определения степени выраженности склонности к педагогической деятельности

Степень выраженности склонности к педагогической деятельности

 

Количество баллов

 

Высокая

 

110 - 130

 

Средняя

 

90 - 109

 

Низкая

 

Менее 90 баллов

 

 

Методы математической статистики включали в себя:

· Вычисление процентного отношения;

· Вычисление среднего значения Х (x?);

· Вычисление стандартного отклонения (у);

· Однофакторный дисперсионный анализ по Фишеру для изучения влияния одного фактора на другой.

2.3 Организация исследования

Исследование проводилось в 3 этапа.

1этап.

С сентября 2008 по январь 2009 года - анализ научно-методической литературы.

При анализе научно-методической литературы было изучено более 50 источников. Анализ и обобщение научно-методической литературы был направлен на изучение следующих вопросов:

· Профессиональная деятельность спортивного педагога;

· Профессионально-педагогический интерес и склонность к педагогической деятельности;

· Особенности деятельности спортивного педагога

· Профессиональная компетентность спортивного педагога

· Психологическая компетентность, как компонент профессиональной компетентности.

Первый этап предусматривал теоретическое обоснование актуальности вопроса и поиск эффективных средств и методов организации для проведения исследования.

2 этап.

С января 2009 г. по январь 2010 г. Выявлялось мнение спортивных педагогов о значимости психологических знаний и умений в профессиональной деятельности; оценка психологической компетентности тренеров и выпускников при подготовке спортсменов к соревнованиям; изучение профессионально-педагогического интереса студентов - будущих специалистов к выбранной профессии; изучение склонности к педагогической деятельности среди студентов - будущих специалистов в области физической культуры и спорта.

В исследовании приняло участие 122 человека. Из них 58 человек - спортивные педагоги и 64 человека - студенты 5 курса очного отделения направления 032101 "Физическая культура и спорт" Сибирского Государственного Университета Физической Культуры и Спорта. Спортивная специализация при опросе роли не играла.

Исследование проводилось в городе Омске на базе Сибирского Государственного Университета Физической Культуры и Спорта, ОблСДЮСШОР, СДЮСШОР № 6.

3 этап.

С января 2010 г. - заключался в обработке результатов исследования, написании магистерской диссертации.

ГЛАВА 3. Результаты исследования уровня сформированности психологических знаний и умений, значимости их в профессиональной деятельности и влияние факторов на формирование психологической компетентности спортивного педагога

3.1 Выявление мнения тренеров о значимости психологических знаний и умений в их профессиональной деятельности

Анализ результатов исследования по определению значимости психологических знаний и умений в процессе профессиональной деятельности у тренеров, работающих по специальности, позволил сделать следующие заключения:

Психологическая компетентность в профессиональной деятельности спортивных педагогов имеет большое значение (100 %). Знания и умения в области психологии значимы как во время тренировочного процесса, так и на соревнованиях и используются тренерами постоянно (100 %).

100 % респондентов получили знания по психологии при обучении в высшем учебном заведении, вместе с тем респонденты отметили, что знаний полученных при обучении в вузе для практической работы не достаточно (85%) (рис. 1) и хотели бы иметь больший объем знаний и умений в области психологии (100%).

Рисунок 1 - Количество знаний, полученных при обучении в вузе

 

Во время работы со спортсменами недостаток в психологической компетентности постоянно испытывают ? от общего количества респондентов(77,5 %). Для решения проблемных ситуаций тренеры постоянно (85%) обращаются к специальной литературе для нахождения интересующих их вопросов. К наиболее актуальным психологическим проблемам в профессиональной деятельности спортивные педагоги относят:

1. Оценку психической готовности спортсмена к соревнованиям;

2. Регуляцию психических и предстартовых состояний спортсмена;

3. Организацию психологической подготовки спортсмена;

4. Процесс общения.

Таким образом, ответы респондентов на анкету № 1 показали высокую значимость знаний и умений в области психологии в процессе профессиональной деятельности.

3.2 Оценка уровня сформированности психологических знаний и умений среди студентов - будущих специалистов по физической культуре и спорту и тренеров

При определении уровня сформированности психологической компетентности об особенностях подготовки спортсменов к соревнованиям, а именно: "Умение оценивать психическую готовность спортсмена к соревнованиям, знания о средствах и методах регулирования неблагоприятных психических состояний и умения применять их на практике" были показаны следующие результаты (Таблица 4, 5).

Таблица 4 Результаты определения уровня сформированности имеющихся психологических знаний и умений среди тренеров (n= 58)

Уровень сформированности имеющихся психологических знаний и умений

 

Интенсивность мнений (%)

 

х- ± у

 

Высокий

 

26

 

62,73±4,89

 

Средний

 

50

 

39,34±6,3

 

Низкий

 

24

 

20,86±4,74

 

Таблица 5 Результаты определения уровня сформированности имеющихся психологических знаний и умений среди выпускников (n= 64)

Уровень сформированности имеющихся психологических знаний и умений

 

Интенсивность мнений (%)

 

х- ± у

 

Высокий

 

6

 

57,75±5,06

 

Средний

 

30

 

38,16±4,98

 

Низкий

 

64

 

22,71±3,88

 

Анализ результатов определения сформированности имеющихся психологических знаний и умений показал следующее. Средний уровень сформированности психологических знаний и умений продемонстрировали 29 тренеров, что составило 50 % и 19 студентов - выпускников, что составило лишь 30 %. Высокий уровень был выявлен у 26 % тренеров, что составило 15 человек относительно 6 % выпускников, что составило 4 человека. Низкий уровень сформированности психологических знаний и умений выявлен у 24 % тренеров, что составило 14 человек и у 64 % выпускников соответственно, что составило 41 человек. (Рис. 2)

Рисунок 2 - Сформированность психологической компетентности

 

Данные показатели свидетельствуют о том, что уровень психологической компетентности спортивных педагогов выше, чем у студентов - будущих специалистов в области физической культуры и спорта. Высокое процентное отношение студентов - будущих специалистов в области физической культуры и спорта с низким показателем психологической компетентности (64 %) позволяет говорить о проблеме совершенствования психологической компетентности, как компонента профессиональной подготовленности выпускников физкультурного вуза.

3.3 Определение влияния факторов: склонности к педагогической деятельности, профессионально-педагогического интереса и временного фактора (объем аудиторной нагрузки в часах) на уровень психологической компетентности выпускников в области физической культуры и спорта

Исследование профессионально педагогического интереса студентов-выпускников (Приложение 3) позволило выявить следующее (Таблица 6).

Таблица 6 Результаты определения устойчивости профессионально-педагогического интереса студентов-выпускников (n = 64)

Характер профессионального интереса

 

Выраженность профессионального интереса

 

х- ± у

 

Устойчивый интерес

 

45

 

33,41 ±1,64

 

Недостаточно устойчивый интерес

 

30

 

28,21 ±1,08

 

Неустойчивый интерес

 

25

 

20,00 ±4,37

 

Анализ результатов исследования устойчивости профессионально-педагогического интереса студентов-выпускников показал следующее. Устойчивый интерес выявлен у 45% респондентов, что составляет 29 человек, недостаточно устойчивый интерес выявлен у 30% студентов, что составляет 19 человек и неустойчивый интерес выявлен у 25 % респондентов соответственно, что составило 16 человек (Рис. 3).

Рисунок 3 - Профессионально-педагогический интерес студентов-выпускников

Изучение склонности к педагогической деятельности показало следующее. (Таблица 7)

Таблица 7 Результаты определения склонности к педагогической деятельности студентов-выпускников (n= 64)

Степень выраженности склонности к педагогической деятельн

 

Интенсивность мнений

 

х- ± у

 

Высокая

 

53

 

120,91 ±5,76

 

Средняя

 

30

 

98,89 ±5,90

 

Низкая

 

17

 

86,09 ±2,88

 

Анализ результатов исследования склонности к педагогической деятельности студентов-выпускников показал следующее. Высокая склонность к педагогической деятельности выявлена у 53 % респондентов, что составляет 34 человека, средняя степень выраженности склонности к педагогической деятельности выявлена у 30 %, что составляет 19 человек и соответственно низкая степень выраженности склонности к педагогической деятельности выявлена у 17%, что составило 11 человек. (Рис. 4)

Рисунок 4 - Степень выраженности склонности к педагогической деятельности среди студентов-выпускников

Изучение влияния выше названных факторов (профессионально-педагогического интереса и склонности к педагогической деятельности) на уровень психологической компетентности выпускников в области физической культуры и спорта с использованием однофакторного дисперсионного анализа по Фишеру позволяет утверждать, что склонность к педагогической деятельности и педагогический интерес влияют на психологическую компетентность. (P<0,01) (Таблица 8, 9)

Таблица 8 Влияние профессионально-педагогического интереса на уровень психологической компетентности студентов - будущих специалистов в области физической культуры и спорта

F - расчетн.

 

F - критич.

 

Р

 

16,2

 

3,15

 

<0,01

 

Таблица 9 Влияние склонности к педагогической деятельности на уровень психологической компетентности студентов - будущих специалистов в области физической культуры и спорта

Информация о работе Профессиональная подготовка спортивного педагога