Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 19:11, курсовая работа
Проблема исследования. В научно - методической литературе по психологии и педагогике авторы уделяют большое внимание различным аспектам профессиональной подготовленности тренера: дано определение профессиональной деятельности, характеристика необходимых знаний, умений и навыков, определены структурные компоненты. Однако в представленной литературе не в полной мере раскрыт психологический компонент профессиональной деятельности тренера и недостаточно показана его значимость. Объект исследования. Профессиональная подготовленность спортивного педагога
Предмет исследования. Психологическая компетентность, как компонент профессиональной подготовленности спортивного педагога.
Введение
ГЛАВА 1. Состояние проблемы психологической компетентности спортивного педагога как компонента профессиональной подготовленности
1.1 Профессиональная деятельность спортивного педагога: определение, структура
1.2 Профессионально-педагогический интерес и склонность к педагогической деятельности как факторы, побуждающие к профессиональной деятельности
1.3 Особенности деятельности спортивного педагога
1.4 Профессиональная компетентность спортивного педагога
1.5 Психологическая компетентность как компонент профессиональной деятельности
Заключение по главе
ГЛАВА 2. Задачи, методы и организация исследования
2.1 Задачи исследования
2.2 Методы исследования
2.3 Организация исследования
ГЛАВА 3. Результаты исследования уровня сформированности психологических знаний и умений, значимости их в профессиональной деятельности и влияние факторов на формирование психологической компетентности спортивного педагога
3.1 Выявление мнения тренеров о значимости психологических знаний и умений в их профессиональной деятельности
3.2 Оценка уровня сформированности психологических знаний и умений среди студентов - будущих специалистов по физической культуре и спорту и тренеров
3.3 Определение влияния факторов: склонности к педагогической деятельности, профессионально-педагогического интереса и временного фактора (объем аудиторной нагрузки в часах) на уровень психологической компетентности выпускников в области физической культуры и спорта
Заключение по главе
Выводы
Практические рекомендации
Список использованной литературы
35. Костылева, Н.Е. Психолого-педагогические условия эффективности управления развитием профессиональной компетентности учителя в процессе гуманизации и демократизации школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01/ Н.Е. Костылева; Казан. гос. пед. ун-т. - Казань, 1997. - 22 с.
36. Красавцев, П.В. Структура педагогической деятельности физического воспитания вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук/ П.В. Красавцев. - Москва, 1981. - 24 с.
37. Краснова, М.А. Формирование психологической готовности у студентов физкультурного вуза к предстоящей профессиональной деятельности: автореф. дис. … кандидата пед. наук./ М.А. Краснова. - Омск, 2002. - 23 с.
38. Крегжде, С.П. Психология формирования профессиональных интересов: Дис. … д-ра психол. Наук. - Вильнюс, 1982. - 343 с.
39. Кузьмина, Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учителя//Вопросы психологии.-1984.-№1.-С.20-26.
40. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. / Н.В. Кузьмина. - М.: Высшая школа, 1990. - 119 с.
41. Кузьмина, Н.В. Способности, одаренность, талант учителя./ Н.В. Кузьмина. - Л.: Знание, 1985. - 32с.
42. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность/А.Н. Леонтьев. - М.: Педагогика, 1983. - Т.2. - С. 94-231.
43. Ломакина, О.Е. Формирование профессиональной компетенции будущего учителя иностранного языка: Автореф. дисс…канд.пед.наук./ О.Е. Ломакина. - Волгоград: ВГПУ,1998.-18с.
44. Ломов Б.Ф. Системность в психологии /Под ред. В.А. Барабанщикова, Д.Н. Завалишиной и В.А. Пономаренко. - М.: Изд-во "Институт практической психологии". - Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. - 384 с.
45. Лубышева, Л.И. Концепция модернизации процесса профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту (авторский проект)/ Л.И. Лубышева, В.А. Магин// Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 12. - С. 13-16.
46. Лукьянова, М. Психолого-педагогическая компетентность социального педагога и его профессионально значимые личностные качества/ Маргарита Лукьянова// Социальная педагогика. - 2007. - № 2. - С.91-96.
47. Маркова А. К. Профессиональная компетентность учителя / А.К. Маркова // Психология труда учителя: Книга для учителя. М: Просвещение, 1993. С. 6-11.
48. Маркова, А.К. Психология профессионализма/ А.К. Маркова - М. -1996.-308 с.
49. Митина, Л. М. Психология профессионального развития учителя/ Л.М. Митина. - М.: Финта. - 1998. - 200 с.
50. Назарова, И. Г. Психолого-педагогическое сопровождение выпускников образовательных учреждений по проектированию жизненных и профессиональных стратегий / И. Г. Назарова, Е. С. Боярова// Психология и школа. - 2007. - №2. - С .68-74
51. Научно-исследовательская работа студентов. Учебное пособие для средних и высших учебных заведений / Под ред. Г.Д.Бабушкина. - Омск, 2005.
52. Николаев А.Н.. Методики изучения личности и деятельности тренера. Учебно-методическое пособие. - СПб.: СПб ГАФК, 2003. - 70 с.
53. Николаев, А.Н. Методика изучения успешности деятельности тренеров / А.Н. Николаев // Теория и практики физической культуры. - № 4. - М., 2003. С. 18-22.
54. Николаев, А.Н. Оценка результативности педагогической деятельности тренера / А.Н. Николаев // "Ананьевские чтения - 2001", Тезисы научно-практической конференции.. - СПб.: СПб ГУ, 2001. С, 535-536.
55. Николаев, А.Н. Признак интегрального проявления педагогических способностей / А.Н. Николаев // "Ананьевские чтения - 97: Тезисы научно-практической конференции. - СПб.: СПб ГУ, 1997. С. 95-96.
56. Николаев, А.Н. Психологическая структура деятельности / А.Н. Николаев // Психологические основы педагогической деятельности. Материалы 5-й межвузовской научной конференции. - СПб.: СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб.: ГАФК. 2002, С. 90-92.
57. Николаев, А.Н. Успешность деятельности тренера/ А.Н. Николаев// Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 12. - С. 29-33.
58. Общее физкультурное образование: Учебник. Т.1. Школьное физкультурное образование/ И.И. Сулейманов [и др.]. - Омск: СибГАФК, 1998. - 268 с.
59. Организация и проведение психолого-педагогического исследования: Учебное пособие / Под ред. Г.Д.Бабушкина, Е.П. Каргаполова. - Омск, Ханты-Мансийск, 2001.
60. Орлов, А.Б. Склонность и профессия/ А.Б. Орлов. - М. Знание, 1981. - 96 с.
61. Певзнер, А.Е. Психологические факторы эффективности стереотипной и вариативной стратегий поведения. /А.Е. Певзнер. - Дисс. ... канд. психол. наук.- СПб., 1996.-143 с.
62. Педагогическая психология: хрестоматия / сост. В. Н. Карандашев, Н. В. Носова, О. Н. Щепелина. - СПб.: Питер, 2006. - 412 с.: ил.
63. Пискунов, А.И. Педагогическое образование: концепция, содержание, структура/А.И. Пискунов //Педагогика. 2001. -№3. - С.41-47.
64. Плаксина, И.В. Формирование профессионального самосознания студентов физкультурного вуза: автореф. дис. … кандидата пед. наук./ И.В. Плаксина. - Омск, 2003. - 23 с.
65. Платонов, К.К. Личностный подход в профориентации в школе/ К.К. Платонов// Вопросы теории и практики профориентации в школе. - М.: 1972. - С. 113-120.
66. Платонов, К.К. Система психологии и система отражения/ К.К. Платонов. - М.: Наука, 1986. - 309 с.
67. Попов, А.Л. Спортивная психология: Учебное пособие для спортивных вузов. - 3-е изд/ А.Л. Попов. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2000.
68. Попова, Е.В. Психолого-педагогическая компетентность учителя как условие повышения педагогической культуры: Автореф. дис…канд.пед.наук./ Е.В. Попова. - Ростов-на-Дону,1996. -17с.
69. Постников, П. Г. Профессиональное поведение учителя: психолого-педагогических анализ / П.Г. Постников// Педагогика - 2004. - № 5. - С .61-66.
70. Профессиональная ориентация молодежи/ Под. ред. К.К. Платонова. - М.: Высшая школа, 1978. - 271 с.
71. Ражина, Н.Ю. Формирование коммуникативной компетентности у студентов, обучающихся по специальности "социально - культурный сервис и туризм") на основе ассертивной модели поведения: автореф. дис. … кандидата пед. наук./ Н.Ю. Ражина. - Омск, 2006. - 23 с.
72. Реан, А.А. Практическая психодиагностика личности: Учебное пособие./ А.А. Реан. - СПб.: СПб ГУ, 2001. - 224 с.
73. Ребров А.В.. Влияние мотивационной структуры на результативность труда работников различных профессий/ А.В. Ребров // Социологические исследования, 2008. № 5. С. 74-84.
74. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии./ С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2001. - 720 с.
75. Рудик, П.А. Психологические аспекты спортивной деятельности/ П.А. Рудик// Психология и современный спорт: Сб. науч. тр. - М.: Физкультура и спорт, 1973. - С. 14-40.
76. Свищёв, И.Д. Профессиональная подготовка и повышение квалификации специалистов сферы физической культуры и спорта/ И.Д. Свищев, С.В. Ерёгина// Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 12. - С. 9-14.
77. Смирнов, С.Д. Психология и педагогика для преподавателей высшей школы: Учеб. пособие/ С.Д. Смирнов. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2007. - 400 с: ил.
78. Стамбулова, Н.Б. Психология спортивной карьеры. / Н.Б. Стамбулова. - СПб.: Центр карьеры, 1999. - 368 с.
79. Станиславская, И.Г. Проявление способностей к тренерской деятельности./ И. Г. Станиславская. - Дисс.... канд. психол. наук. - СПб., 1994. - 147 с.
80. Стенькова, В.И.. Педагогическая практика как фактор развития профессиональной компетентности будущих психологов, преподавателей психологии: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / В. И. Стенькова . - Улан-Удэ, 2007. - 19 с. : ил.
81. Столяренко, Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. - 576 с.
82. Трифонов, Е.В., Трифонов, И.Е. Психофизиология профессиональной деятельности. Словарь. - СПб., 1997. (Электронная версия).
83. Хан, Э. Место психолога в подготовке тренеров/ Э. Хан// психология и современный спорт: Сб. науч. тр. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - С. 66-74.
84. Ханин, Ю.Л. Психология общения в спорте/ Ю.Л. Ханин. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 209 с.
85. Холодная, М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования./ М.А. Холодная. - СПб.: Питер, 2002. - 272 с.
86. Черкасов, В.А. Концепция формирования профессиональных качеств специалиста на факультете физической культуры и безопасности жизнедеятельности современного вуза/ В.А. Черкасов, В.Г. Макаренко// Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 10. - С. 6-9.
87. Чусовитина, О.М. Формирование умений профессионально-речевого поведения студентов физкультурного вуза: автореф. дис. … кандидата пед. наук./ О.М. Чусовитина. - Омск, 2004. - 23 с.
88. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека./ В.Д. Шадриков. - М.: Издательская корпорация "Логос", 1996. - 320 с.
89. Щукина, Г.И. Познавательный интерес как педагогическая проблема: автореф. дис. … д-ра психол. наук./ Г.И.Щукина - Л., 1968, - 36 с.
90. Яковлев, Б.П. Психическая нагрузка: практические аспекты ее исследования в условиях спортивной деятельности/ Б.П. Яковлев// Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 5. - С. 25-26, 39-41.
Приложение 1
Анкета № 1: "Значимость психологических знаний и умений в процессе профессиональной деятельности"
1. Стаж работы…………………………………………………………
2. Контингент, с которым вы работаете………………………………
3. Считаете ли Вы, что психологические знания и умения необходимы в процессе профессиональной деятельности?
да
нет
затрудняюсь ответить
4. Когда психологическая компетентность наиболее значима в профессиональной деятельности?
? в процессе тренировочных занятий
? в процессе решения конфликтных ситуаций
? в процессе общения со спортсменами
? непосредственно на соревнованиях
? всегда
5. Как часто Вы используете знания по психологии в тренировочной практике?
постоянно
очень часто
часто
редко
по ситуации
никогда
6. Где Вы получили знания по психологии:
в ВУЗе, в колледже
на курсах повышения квалификации
самостоятельно
7. Считаете ли Вы достаточными знания, полученные в процессе обучения в вузе для практической работы?
да
нет
затрудняюсь ответить
8. Насколько часто Вы испытываете недостаток в психологической компетентности в своей работе?
? постоянно
очень часто
часто
редко
по ситуации
никогда
9. Хотели бы Вы иметь больший объем знаний и умений в области психологии?
да
нет
затрудняюсь ответить
10. Насколько часто Вы обращаетесь к специальной литературе для нахождения интересующих Вас вопросов в области психологии:
постоянно
очень часто
часто
редко
по ситуации
никогда
11. Какие психологические проблемы в профессиональной деятельности беспокоят Вас в настоящее время?…(перечислить)
Приложение 2
Анкета №2 "Психологическая компетентность спортивных педагогов и выпускников для подготовки спортсменов к соревнованиям"
Инструкция. Прочитайте каждое утверждение и оцените степень их проявления у вас одним ответом, соответствующих действительности:
· "да";
· "в большинстве случаев да";
· "скорее да, чем нет";
· "скорее нет, чем да";
· "нет".
1. Я знаю, как провести исследования и оценку технической, тактической, физической подготовки и на их основе психической готовности спортсмена к выступлению в соревновании.
2. Я умею проводить исследования и оценку предстартового состояния спортсмена.
3. Я смогу оценить и сделать анализ психического состояния спортсмена в условиях соревнований для формирования индивидуального стиля деятельности.
4. Я умею определять цели и задачи психологической подготовки спортсменов к соревнованию.
5. Я умею выбирать и использовать наиболее оптимальные средства и методы, которые бы обеспечили психическую готовность спортсмена к соревнованию.
6. Я знаю, как рационально спланировать процесс психологической подготовки спортсмена.
7. Я смогу составить план психологической подготовки к конкретному соревнованию.
8. Я умею определять наиболее приемлемые по условиям данного соревнования способы регулирования неблагоприятных психических состояний спортсмена.
9. Я знаю, как найти индивидуальный подход к спортсменам.
10. Я умею устанавливать контакт со спортсменами.
11. Я смогу предвидеть назревание конфликта и предотвратить его.
12. Я смогу организовать и провести учебные занятия со спортсменами по применению различных средств и методов регуляции неблагоприятных психических состояний.
13. Я знаю, как обучить спортсменов приемам управления предсоревновательными и соревновательными состояниями.
14. Я умею организовать и провести мероприятия психологического обеспечения тренировочной и соревновательной деятельности.
Приложение 3
Анкета
№3 "Профессионально-
Инструкция. Вам предлагается ответить на ряд вопросов, выбрав один из трех ответов и поставить его номер против номера вопроса.
1. Нравится ли Вам выбранная профессия?
? профессия очень нравится;
? профессия скорее нравится, чем не нравится;
? не могу сказать, время покажет.
2. Если бы Вам заново пришлось выбирать профессию, выбрали бы ее вновь?
? да;
? не знаю;
? нет.
3. Как изменилось ваше отношение к профессии в процессе учебы?
? она и раньше мне нравилась, а то, что я за это время узнал(а), сделало ее еще более привлекательной;
? учеба в вузе не сделала профессию привлекательной;
? полученные в процессе учебы сведения о профессии меня несколько разочаровали.
4. Что в большей мере повлияло на вас при выборе профессии?
Информация о работе Профессиональная подготовка спортивного педагога