Психологическая подготовка стрелков из пневматического пистолета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 08:16, дипломная работа

Краткое описание

Аутогенная тренировка представляет собой систему сознательно применяемых спортсменом психологических приемов, которые помогают изменить тонус мышечной системы и динамику некоторых психологических процессов. В результате становятся возможными преднамеренные влияния на некоторые функции организма и психологические состояния человека (эмоциональные состояния, деятельность некоторых внутренних органов, восстановление работоспособности и т.п.) (В.С. Лобзин, 2006).

Содержание

Стр.
Введение……………………………………………………………..……..……...3
Глава 1. Анализ литературных источников по исследуемой проблеме…..…...5
1.1. Понятие аутогенной тренировки………………………………………..…..5
1.2. Анализ методик аутогенной тренировки…………………………….…....17
1.3. Характеристика психических процессов стрелка………………………...27
1.4. Виды аутогенной тренировки…………………………………………..….33
Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования…………………38
2.1. Цель и задачи исследования…………………………………………….….38
2.2. Методы исследования………………………………………………..…..…38
2.3. Организация исследования…………………………………………..….....39
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение…………………….…...41
3.1. Исследование уровня стрелковой подготовленности спортсменов…….41
3.2. Методика аутогенной тренировки для спортсменов-стрелков……….....43
3.3. Результаты педагогического эксперимента……………………………....49
Выводы………………………………………………………………………..…55
Практические рекомендации……………………………………………….…..56
Библиографический список……………………….……………………….…...59

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР Добрынин.doc

— 337.50 Кб (Скачать файл)

 

Дальневосточная Государственная  Академия

Физической Культуры

 

КАФЕДРА ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

 

 

 

ДОБРЫНИН  Евгений Александрович

студент 52 группы факультета заочного обучения

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТРЕЛКОВ ИЗ ПНЕВМАТИЧЕСКОГО  ПИСТОЛЕТА 

 

Выпускная квалификационная работа по направлению 032100(62) «Физическая  культура»

 

«Допущена к защите»                                       «Рекомендована к защите»

Зав. кафедрой ТФКиС                                       Научный руководитель:

к.п.н., доцент Шнейдер О.С.                             доцент кафедры Стуков Д.В.

_____________________ ________________________

«___»___________2013г.                                  «___»___________2013г.                                     

                                                                            Итоги защиты:

                                                                            Оценка ГАК «____________»

                                                                            Дата защиты «___»________2013

                                                                            Протокол №_________________

                                                                            Председатель ГАК____________

 

Хабаровск

2013

 

Содержание

Стр.

Введение……………………………………………………………..……..……...3

Глава 1. Анализ литературных источников по исследуемой проблеме…..…...5

1.1. Понятие аутогенной тренировки………………………………………..…..5

1.2. Анализ методик аутогенной тренировки…………………………….…....17

1.3. Характеристика психических процессов стрелка………………………...27

1.4. Виды аутогенной тренировки…………………………………………..….33

Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования…………………38

2.1. Цель и задачи исследования…………………………………………….….38

2.2. Методы исследования………………………………………………..…..…38

2.3. Организация исследования…………………………………………..….....39

Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение…………………….…...41

3.1. Исследование уровня стрелковой подготовленности спортсменов…….41

3.2. Методика аутогенной тренировки для спортсменов-стрелков……….....43

3.3. Результаты педагогического эксперимента……………………………....49

Выводы………………………………………………………………………..…55

Практические рекомендации……………………………………………….…..56

Библиографический список……………………….……………………….…...59

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одним из важнейших условий в формировании стрелковых умений и навыков является психологическая подготовка. В ней большое внимание уделяется воспитанию способностей к преднамеренной регуляции эмоциональных состояний, в том числе и в соревновательный период.

Аутогенная тренировка представляет собой систему сознательно применяемых спортсменом психологических приемов, которые помогают изменить тонус мышечной системы и динамику некоторых психологических процессов. В результате становятся возможными преднамеренные влияния на некоторые функции организма и психологические состояния человека (эмоциональные состояния, деятельность некоторых внутренних органов, восстановление работоспособности и т.п.)   (В.С. Лобзин,  2006).

Не менее важно для  спортсмена знать приемы, направленные на восстановление работоспособности после больших физических нагрузок. Разработка соответствующих психологических методов в этой области своевременна и актуальна.

Для этих целей может  быть рекомендован метод аутогенной тренировки, находящий все большее и большее применение в спортивной практике.

Очевидны значительные различия в испытываемых психических  нагрузках в зависимости от того, являлась стрельба тренировочной или  соревновательной. Во втором случае неизбежно  возникают повышенное эмоциональное возбуждение, чувство ответственности за результат стрельбы, возрастание сосредоточенности и требовательности к своим действиям, поэтому особенно важно для стрелка научиться в соревновательной обстановке сохранять хладнокровие, спокойствие и уверенность в своих силах.

Резервы нашего организма действительно  огромны, но для самовосстановления организма требуется запуск специальных  программ, которые автоматически  не всегда могут быть задействованы. Такие методы психической саморегуляции  как самовнушение и аутотренинг позволяют произвольно формировать и запускать эти программы самовосстановления организма (К.М. Симонтон, 1982).

Объектом исследования является процесс психологической подготовки спортсмена - стрелка к соревнованиям.

Предметом исследования методика аутогенной тренировки спортсменов-стрелков.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что применение методики аутогенной тренировки повысит и стабилизирует спортивный результат.

Практическая  значимость исследования заключается в том, что практические рекомендации по применению методики аутогенной тренировки могут быть использованы тренерами, преподавателями, инструкторами по физической культуре для повышения результативности тренировочного процесса стрелков.

Метод аутогенной тренировки в последние годы вышел за рамки применения его в лечебных целях. Он нуждается в использовании его в качестве одного из средств психологической подготовки спортсмена в спортивной практике (Е.В. Воропаева, 2002).  
Глава 1. Анализ литературных источников по исследуемой проблеме

 

1.1. Понятие аутогенной тренировки

По мере роста подготовленности стрелка, меняются направленность, содержание и методические приемы психологической  подготовки. Психологическая подготовка формирует конкретные качества, необходимые  для достижения вершин мастерства, нередко становится самостоятельным, главенствующим направлением (А.М. Бураков, 1987).

В связи с тем, что в основе этого метода лежит принцип тренировки нервных процессов возбуждения  и торможения, приводящий к активизации  и повышению способности саморегуляции личности, психологическое и психотерапевтическое значение его неоспоримо. 

 Психика человека имеет свое  состояние, стабильность которого  обеспечивается осознаваемым целенаправленным  самовоздействием и с помощью  некоторых неосознаваемых механизмов (Ф.Е. Василюк,  2004).

 А для стрелка чрезвычайно  важно научиться управлять своим  организмом, чтобы в стрессовых  соревновательных ситуациях следить  за своими действиями и показывать  достойные результаты (А.А. Юрьев, 2003).

Высокий результат серии или упражнения далеко не всегда свидетельствует о высокой интенсивности усилий стрелка. Нередко, в условиях оптимального психического состояния, стрельба проходит гладко за счёт сформировавшихся навыков, не требуя повышенных усилий. Стрельба на «автопилоте», даже дающая высокий результат на мишени, тренирующего воздействия не оказывает.

Актуальность аутогенной тренировки в том, что в практике стрелкового спорта она широкого применения не имеет. Так как основную часть психологической подготовки составляют беседы с тренером. Некоторые факторы, указывающие на актуальность и целесообразность применения комплекса аутогенных тренировок для спортсменов-стрелков:

1. Во время релаксации наступает  некоторое снижение активности, замедляется сердечная деятельность, дыхание становится более медленным и поверхностным. Постепенно можно приобрести навыки целенаправленного управления деятельностью сердца.

2. В состоянии релаксации  увеличивается объем кровотока.

3. Расслабление мускулатуры  от различных факторов сопровождается снижением эмоциональной реактивности, ослаблением невротической симптоматики. При самовнушении можно достичь повышения внимания, увеличить скорость восприятия.

4. Аутогенная тренировка  повышает скорость сенсомоторного  регулирования, способствует концентрации внимания и повышению эмоциональной устойчивости, стабилизации настроения и поведенческих реакций, нормализации сна, снижению тревожности, внутренней напряженности, развитию уверенности в себе, улучшению социальной адаптации и общительности.

5. Аутогенная тренировка увеличивает способности к психофизиологической мобилизации резервных возможностей личности и организма человека.

6. Краткосрочный отдых  в аутогенном расслаблении ведет  к быстрому восстановлению сил  и снижает развитие утомления  при значительных физических нагрузках.

7. Развитие способности к самовнушению и направленной визуализации – очень важный фактор воздействия аутогенной тренировки. С помощью самовнушения человек может целенаправленно воздействовать на мышечный и сосудистый тонус, настроение, нервно-эмоциональное напряжение, сердечный ритм, уровень сахара в крови, болевую чувствительность и многие другие, физиологические и психические процессы, тем самым, настраивая себя на результативную работу во время соревнований (Г.С. Абрамова, 2000).

 

В психологической подготовке спортсмена большое внимание уделяется  воспитанию способности к преднамеренной регуляции эмоциональных состояний. Разработка соответствующих психологических  методов в этой области своевременна и актуальна. Не менее важно для спортсмена знать приемы, направленные на восстановление работоспособности после больших физических нагрузок.

Для этих целей может  быть рекомендован метод аутогенной тренировки, находящий все большее  и большее применение в спортивной практике.

В основе базовых механизмов, которые сегодня используются при аутогенной тренировке, лежат наблюдения исследователей, занимавшихся проблемой гипноза. В 20-х годах нашего века французский аптекарь Эмиль  Куэ разработал методику, которую он назвал «школой самообладания путём сознательного самовнушения». Эмиль Куэ уверял своих пациентов, что они смогут выздороветь, если несколько раз в день, приняв удобную позу (сидя или лёжа), шепотом или мысленно, будут повторять по 30 раз подряд конкретную формулировку самовнушения, например: «Мой страх проходит», «Моё состояние всё больше и больше улучшается». Эмиль Куэ подчёркивал, что при самовнушении должны отсутствовать какие-либо волевые усилия (А.Е. Тарас, 1993).

Другим источником аутогенной тренировки является древнеиндийская система йоги. За многовековую историю своего существования йога собрала наблюдения о тесной взаимосвязи духовной и физической жизни человека, о возможности с помощью специальных упражнений воздействовать на психику и работу различных систем организма.

История возникновения  этого метода связана с именем немецкого психиатра И.Шульца. Изучая данные самоотчетов людей, занимающиеся культовой гимнастикой йогов, и  своих пациентов после сеансов  лечения гипнозом, И.Шульц отметил  однотипность испытываемых ими ощущений тепла и тяжести в мышцах тела. Примерно то же испытывает человек после напряжённой физической работы, когда его мышцы хорошо расслаблены и согреты в связи с расширением кровеносных сосудов. Эти же явления наблюдаются при мышечном расслаблении, связанном с засыпанием, в дремотном состоянии (Т.М. Зайцева, 2006).

И. Шульц обобщил свои наблюдения и разработал метод аутогенной тренировки, получивший широкое распространение  в лечении неврозов. В результате длительной тренировки больные приобретали  способность к преднамеренному глубокому мышечному расслаблению и вызыванию на фоне этого расслабления определённых психических состояний, которые способствовали восстановлению их душевного равновесия. Ученики И.Шульца (Х. Клейнзорге, Г. Клюмбиес, Д. Мюллер-Хегеман и др.) освободили предложенный им метод от ряда идеалистических и неофрейдистских толкований и обосновали его с позиций материалистического учения И.П. Павлова (Н.Н. Петров, 2010).

В связи с тем, что  в основе этого метода лежит принцип  тренировки нервных процессов возбуждения и торможения, приводящий к активизации и повышению способности саморегуляции личности, психологическое и психотерапевтическое значение его неоспоримо (И.Г.Шульц 1995).

Деятельность внутренних органов регулируется вегетативной нервной системой, которая осуществляет свои функции до некоторой степени самостоятельно (А.М. Свядощ, 1992). Непосредственный волевой приказ, направленный тому или иному органу, в обычном состоянии организма не будет действенным.

Представления – это  образы предметов и явлений внешнего мира, которые когда-то воспринимались нами и которые мы можем воспроизвести в своей памяти. Физиологической основой их является совместная деятельность первой и второй сигнальной систем. Под влиянием словесных раздражителей вторая сигнальная система условно-рефлекторно вызывает соответствующие возбуждения первой сигнальной системы, благодаря чему и возникают в памяти человека конкретные чувственные образы ранее виденного, слышанного, пережитого. Наши представления всегда связаны в той или иной степени с определенными эмоциональными переживаниями. В то же время первосигнальные нервные процессы в коре больших полушарий головного мозга органически связаны с центрами, управляющими функцией внутренних органов, с мозговыми структурами эмоциональных реакций. Поэтому, преднамеренно вызывая в памяти те или иные представления, мы можем произвольно вызывать, а в некоторых случаях и изменить свои эмоциональные состояния и деятельность внутренних органов в направлении, соответствующем содержанию этих представлений (Ф.Н. Гоноболин, 1973)

Информация о работе Психологическая подготовка стрелков из пневматического пистолета