Психологическая подготовка стрелков из пневматического пистолета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 08:16, дипломная работа

Краткое описание

Аутогенная тренировка представляет собой систему сознательно применяемых спортсменом психологических приемов, которые помогают изменить тонус мышечной системы и динамику некоторых психологических процессов. В результате становятся возможными преднамеренные влияния на некоторые функции организма и психологические состояния человека (эмоциональные состояния, деятельность некоторых внутренних органов, восстановление работоспособности и т.п.) (В.С. Лобзин, 2006).

Содержание

Стр.
Введение……………………………………………………………..……..……...3
Глава 1. Анализ литературных источников по исследуемой проблеме…..…...5
1.1. Понятие аутогенной тренировки………………………………………..…..5
1.2. Анализ методик аутогенной тренировки…………………………….…....17
1.3. Характеристика психических процессов стрелка………………………...27
1.4. Виды аутогенной тренировки…………………………………………..….33
Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования…………………38
2.1. Цель и задачи исследования…………………………………………….….38
2.2. Методы исследования………………………………………………..…..…38
2.3. Организация исследования…………………………………………..….....39
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение…………………….…...41
3.1. Исследование уровня стрелковой подготовленности спортсменов…….41
3.2. Методика аутогенной тренировки для спортсменов-стрелков……….....43
3.3. Результаты педагогического эксперимента……………………………....49
Выводы………………………………………………………………………..…55
Практические рекомендации……………………………………………….…..56
Библиографический список……………………….……………………….…...59

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР Добрынин.doc

— 337.50 Кб (Скачать файл)

Л.М. Вайнштейн считает, что проведению занятий должно предшествовать объяснение преподавателя и установка, на каких моментах стрелку необходимо сосредоточиться в ходе выполнения какого-то упражнения или действия. Иными словами, произвести внушение стрелку путем сильного впечатляющего словесного или эмоционального воздействия, создать словесным внушением состояние боевого воодушевления, уверенности и решительности.

Стрелку необходимо накапливать  опыт регулирования своего эмоционального состояния. Эффективным средством может служить применение словесных формул самовнушения.

Одним из доступных методов  совершенствования своего организма  служит аутогенная тренировка. Цель аутогенной тренировки состоит в том, чтобы научить спортсменов произвольной регуляции мышечного тонуса, совершенствованию отдельных элементов техники и т.д. с целью повышения способности к саморегуляции, с помощью которой можно регулировать своё психическое состояние. В таких случаях используются ряд приемов, с помощью которых стрелок сам воздействует на себя, - самоубеждение, самоободрение, самоприказ, самоуспокоение и другие прием самовнушения.

 

 

1.4. Виды аутогенной тренировки

Сочетание элементов  внушения и самовнушения составляет суть других модификаций аутогенной тренировки:

1) Клейнзорге и Клюмбиес рекомендуют пользоваться развернутыми формулами и сочетать в сеансах аутогенной тренировки элементы индивидуального и коллективного проведения (В.Д. Бахарев, 2002)

2) Мюллер-Хегеман рекомендовали лицам с повелительной формой самовнушения вызывать внутреннее сопротивление, строить формулы в виде пожеланий. Например: «Пусть я стану совершенно спокоен» (Л.М. Вайнштейн, 2010).

3) В модификации Ромена рекомендуются упражнения:

I- направлено на вызывание релаксации и овладения ритмом дыхания.

II- вызывание ощущение тепла в руках и ногах, туловище, голове.

III- ощущение прохлады

IV- овладение ритмом сердечной деятельности (Ф.Е. Василюк, 2004).

Для эффективного отдыха и повышения работоспособности  можно провести занятие по следующей схеме:

1. Принять одну из  основных поз для занятия аутогенной  тренировки.

2. Дыхание ровное и  спокойное. Короткий, неглубокий  вдох и длинный спокойный выдох.  Дышится легко и спокойно. С  каждым выдохом нарастает пассивное  состояние и приятная вялость  во всем теле. С каждым выдохом удаляются, становятся все слабее все посторонние, не связанные с занятием звуки и мысли.

3. Все тело расслабленное,  вялое, неподвижное. С каждым  выдохом ступни становятся все  тяжелее и тяжелее. Тяжесть  разливается по левой и правой руке от плеч к кистям рук. Ступни ног все заметнее тяжелеют, с каждым выдохом все заметнее. Ступни левой и правой ноги совсем тяжелые. Ступни ног тяжелые, как чугунные гири. Чувство тяжести все больше и больше наполняет обе ноги. Расслабленность, покой, пассивность и созерцательность.

4. Мысленно представить  ситуацию, способствующую восстановлению  работоспособности (отдых на берегу  реки, на берегу моря, в лесу  и др.). Важно при этом удерживать  состояние аутогенного погружения, увязывая восстановительные процессы с ритмом дыхания: вдох наполняет расслаблением, покоем, делает ярче используемые в занятии образы, а с каждым выдохом по телу разливается расслабление, с каждым выдохом из тела уходит усталость, отрицательные эмоции. (Н.Н. Петров, 2010).

Эта стадия занятия продолжается от 5 до 30 минут. Важной частью аутогенной тренировки является то, что в конце себе дается установка, определяющая в общих контурах то состояние, которое желательно иметь после окончания занятия (свежесть, бодрость, готовность действовать энергично и др.)

Активация по стандартной  схеме. Упражнение занимает около 10-40 минут.

Образы и формулировки, которые облегчают вхождение  в аутогенное погружение:

1. Покой и умиротворение  заполняют меня.

2. Спокойствие окутывает  меня, как мягкое покрывало.

3. Все, не связанное  с этим отдыхом, становится  для меня несущественным, безразличным.

4. Наполняющее меня  внутреннее спокойствие благотворно  действует на мое тело, на мою  душу,

5. Я теряю представление  о времени, мне некуда спешить.

6. Я погружаюсь в себя.

7. Все происходит как  бы само собой.

8. Приятное внутреннее  спокойствие наполняет меня.

9. Кисти рук и ступни  ног тяжелые и неподвижные,  словно чугунные гири.

10. Прозрачный купол  отделяет меня от внешнего  мира, создавая вокруг меня зону  безопасности, приглушая посторонние звуки.

11. Все меньше импульсов  поступает от расслабленных мышц  в мозг, все труднее определить положение рук, ног (Н.Н. Петров, 2010).

Каждая тренировка начинается с сосредоточения на спокойствии, которое  известно из всех видов медитации. Все методики расслабления начинаются с настройки на спокойствие, которая не является сама по себе упражнением аутогенной тренировки и которую Шульц называл «целеуказующей интермедией».

Цель:

1. Сужение сознания, фильтрация  внешних ощущений, подавление внутренних раздражителей (обрывков мыслей).

2. Успокоение.

Формула звучит так:

«Я совершенно спокоен» (1-2 раза)

Если вы перед тренировкой  нервничали или были возбуждены, то рекомендуется следующая формула:

«Я совершенно спокоен  и расслаблен» 1-4 раза.

Следует выбрать одну из формул и попытаться представить  ее себе как можно нагляднее. При  этом необходимо представлять, что  желанное спокойствие уже наступило. Необходимо быть внимательным, не слишком  наблюдать за своим состоянием и  не пытаться оценивать свои успехи. Нежно вести себя пассивно, не включая волю.

В процессе тренировки нужно  будет последовательно овладеть шестью упражнениями. Овладение каждым из них занимает 10-14 дней, т.е. всего  для овладения техникой потребуется  около 2-3 месяцев. После этого желательно самостоятельно продолжать тренировку хотя бы по одному разу в день еще в течение 4-6 месяцев, чтобы в совершенстве овладеть техникой и быть способным быстро, автоматически, в любой обстановке оказать влияние на соответствующую функцию организма.

Упражнение 1 – вызывание  ощущения тяжести.

Мысленно повторяют  без всякого напряжения формулу:

1). «Правая (у левшей  – левая) рука тяжелая» - 6 раз

2). «Я совершенно спокоен» - 1 раз.

Иногда для контроля можно попытаться чуть-чуть приподнять руку, чтобы убедиться в появлении ощущения тяжести. Упражнение повторяют 10-14 дней. После первых 4-6 дней упражнений ощущение тяжести в руке становится все более отчетливым. Далее оно распространяется на обе руки, на обе ноги и, наконец, на все тело. Тогда соответственно внушают себе: «Обе руки… обе ноги… все тело стало тяжелым».

Когда освоено первое упражнение, то есть удается вызвать  ощущение тяжести, переходят ко второму.

Упражнение 2 – вызывание  ощущения тепла.

Мысленно повторяют:

1) «тело тяжелое» (вызывается ощущение тяжести и мышечного расслабления) – 1-2 раза

2) «Я совершенно спокоен» - 1раз

3) «Правая (левая) рука  теплая - 5раз.

В процессе тренировок, по мере того как ощущение тепла возникает  во второй руке, далее в ногах  и затем во всем теле, переходят к формулам «обе руки теплые», «руки и ноги теплые», «тело теплое». Упражнение считается усвоенным, когда ощущение тепла вызывается легко и отчетливо.

Упражнение 3 – регуляция  ритма сердечной деятельности.

Вызывается ощущение тяжести, покоя, тепла, как в упражнении 2 (однократное повторение соответствующей формулы). Затем мысленно 5-6 раз повторяют формулу: «Сердце бьется спокойно и мощно». Предварительно рекомендуется научиться мысленно считать сердцебиения. Если этого умения нет, то при выполнении упражнения первые дни рекомендуют класть правую руку на область сердца, чтобы ощущать сердечный толчок (под локоть руки подкладывается подушечка, чтобы рука лежала повыше). Упражнение считается усвоенным, когда удается влиять на ритм сердечной деятельности. (Н.Н. Петров, 2010).

Упражнение 4 – регуляция  дыхания.

Вызывается ощущение, появляющееся при выполнении упражнений 1-3, - тяжести, покоя и т.д. затем  мысленно 5-6 раз повторяют формулу: «дыхание спокойное» или, чтобы подчеркнуть, что акт дыхания протекает  при этом автоматически, без напряжения, можно применить формулу: «дышится спокойно».

Упражнение 5 – влияние  на органы брюшной полости.

Подмечается, что солнечное  сплетение находится примерно на середине расстояния между нижним краем  грудины и пупком. Вызываются такие  же ощущения, как при выполнении упражнения 1-4. затем мысленно 5-6 раз повторяют формулу: «Солнечное сплетение теплое, излучает тепло».

При появлении отчетливого  ощущения тепла в области солнечного сплетения упражнение считается  усвоенным.

Упражнение 6 – вызывание  ощущения прохлады в области лба.

Вначале вызываются ощущения, соответствующие описанным 5 упражнениям. Затем 5-6 раз мысленно повторяют  формулу: «Лоб приятно прохладный»  или «лоб слегка прохладный» (не холодный!). Упражнение усвоено, когда вы научитесь  вызывать отчетливое ощущение легкой прохлады в области лба (К.Х. Кермани, 2005).

Заключение  по главе.

Проанализировав источники  литературы, мы определили основные методики аутогенной тренировки, используемые в практике спорта. На наш взгляд наиболее приемлемой для стрелкового спорта является методика аутогенной тренировки, разработанная Черниковой О.А. и Дашкевич О.В.  (О.А. Черникова, 2008).

 

 

 

 

 

Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования

 

2.1. Цель и задачи исследования

Целью исследования является повышение спортивных результатов у стрелков, при использовании методики аутогенной тренировки в соревновательном периоде по пулевой стрельбе.

Для достижения цели нами поставлены следующие задачи:

1. Определить исходный  уровень предстартового состояния  и стрелковой подготовленности  спортсменов-стрелков.

2. Разработать методику  аутогенной тренировки в соревновательном  периоде по пулевой стрельбе.

3. Определить влияние  разработанной методики аутогенной  тренировки в соревновательном  периоде по пулевой стрельбе  на результативность стрелков.

 

2.2. Методы исследования

Для решения поставленных задач использовались следующие  методы:

1) анализ научно-методической  литературы;

2) педагогическое тестирование;

3) педагогический эксперимент;

4) метод математической статистики (Ю.Д.Железняк, 2000).

Анализ методической литературы проводился для наиболее подробного ознакомления с проблемой исследования и её теоретической значимостью, нами была изучена научно-методическая литература в количестве 41 источник.

Метод педагогического тестирования использовался для отбора спортсменов, которые принимали участие в проведении эксперимента. Главными критериями отбора являлся результат спортсменов на уровне I разряда и КМС, в проведенной нами «контрольной стрельбы» (август 2011). Перед стартом использовались тесты Бабушкина Г.Д. и Мельниковой В.М. ( Г.Д. Бабушкин, 2000).

Педагогический  эксперимент носил сравнительный характер. Выбранные стрелки были разделены на две группы: контрольную и экспериментальную методом случайной выборки.

  Метод математической статистики по Уильяму Сили Госсету,

t-критерий Стьюдента использовали для выявления достоверности полученных результатов:

- вычислили среднее арифметическое значение;

- вычислили стандартную  ошибку среднего арифметического  значения;

- вычислили среднюю  ошибку разности.

Результаты исследования были внесены в таблицу.

 

2.3. Организация исследования

Исследование проводилось  в 3 этапа:

1. Подготовительный этап.

Для ознакомления с проблемой  исследования нами был проведён анализ научно-методической литературы, произведён выбор испытуемых. Также произведена постановка задач, цели, нами были выбраны методы, с помощью которых мы проводили свои исследования (август 2011-декабрь 2011).

2. Основной этап.

Исследование проводилось с августа по декабрь 2011 года. Из общего числа занимающихся в Магаданском ОССК РОСТО ДОСААФ были выбраны 24 испытуемых, из которых сформировали 2 группы. Одна группа была контрольной, вторая – экспериментальной, по 12 человек каждая. Участвовали стрелки I разряда и КМС. До эксперимента проводилось контрольное тестирование, стрелковое упражнение ПП-2, которое помогло выявить исходный результат каждого спортсмена к началу эксперимента. За 10-15 мин. до старта проводились тесты на определение предстартового состояния: 1) метод измерения коротких интервалов времени; 2) Измерение частоты сердечных сокращений; - для необходимости использования комплекса аутогенной тренировки на регуляцию предстартового состояния.

Информация о работе Психологическая подготовка стрелков из пневматического пистолета