Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 08:16, дипломная работа
Аутогенная тренировка представляет собой систему сознательно применяемых спортсменом психологических приемов, которые помогают изменить тонус мышечной системы и динамику некоторых психологических процессов. В результате становятся возможными преднамеренные влияния на некоторые функции организма и психологические состояния человека (эмоциональные состояния, деятельность некоторых внутренних органов, восстановление работоспособности и т.п.) (В.С. Лобзин, 2006).
Стр.
Введение……………………………………………………………..……..……...3
Глава 1. Анализ литературных источников по исследуемой проблеме…..…...5
1.1. Понятие аутогенной тренировки………………………………………..…..5
1.2. Анализ методик аутогенной тренировки…………………………….…....17
1.3. Характеристика психических процессов стрелка………………………...27
1.4. Виды аутогенной тренировки…………………………………………..….33
Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования…………………38
2.1. Цель и задачи исследования…………………………………………….….38
2.2. Методы исследования………………………………………………..…..…38
2.3. Организация исследования…………………………………………..….....39
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение…………………….…...41
3.1. Исследование уровня стрелковой подготовленности спортсменов…….41
3.2. Методика аутогенной тренировки для спортсменов-стрелков……….....43
3.3. Результаты педагогического эксперимента……………………………....49
Выводы………………………………………………………………………..…55
Практические рекомендации……………………………………………….…..56
Библиографический список……………………….……………………….…...59
Экспериментальная группа тренировалась по нашему комплексу, который включал в себя: на общеподготовительном этапе аутогенную тренировку на восстановление между учебно-тренировочными занятиями, на специально-подготовительном этапе использовали тесты для определения предстартовых состояний спортсменов-стрелков и аутогенный комплекс для регуляции предстартового состояния.
На первом этапе, то есть за месяц до старта, аутогенные приёмы использовались спортсменами перед второй тренировкой три раза в неделю.
На втором этапе, перед стартом, проведен тест, на определение предстартового состояния предложенный Бабушкиным Г.Д., и комплекс на регуляцию предстартового состояния.
Контрольная группа в
течение этого времени
В конце каждого месяца у спортсменов обеих групп проводились контрольные тренировки, которые включали в себя стрельбу на зачёт в упражнении ПП-2, а так же соревнования по календарному плану.
3. Заключительный этап.
После проведения эксперимента
мы рассчитали средние показатели результативности
стрелков в группах. Рассчитали полученные результаты по t-критерию
Стьюдента. После обработки результатов
мы оформили все имеющиеся у нас материалы
(январь 2012 –сентябрь 2012 года).
Глава 3. Результаты
исследования и их обсуждение
3.1. Исследование уровня стрелковой подготовленности спортсменов
Для измерения исходного уровня предстартового состояния спортсменов-стрелков, был проведен тест предложенный Бабушкиным Г.Д.
Таблица 1.
Результаты тестирования коротких интервалов времени и ЧСС
№ |
Ф.И.О |
Разряд |
Показатели измерения коротких интервалов времени (сек) |
ЧСС уд/мин |
Предстартовое состояние спортсмена |
1 |
Петровских Е. |
КМС |
10 |
66 |
Боевой готовности |
2 |
Соколов В. |
КМС |
9,6 |
69 |
Боевой готовности |
3 |
Киреев И. |
I |
6 |
76 |
Предст.лихорадка |
4 |
Адабашьян А. |
КМС |
7 |
90 |
Предст.лихорадка |
5 |
Смирнов И. |
I |
6 |
87 |
Предст.лихорадка |
6 |
Мамаева А. |
I |
8 |
77 |
Предст.лихорадка |
7 |
Шеин Л. |
I |
9 |
94 |
Предст.лихорадка |
8 |
Винтер Е |
I |
7 |
89 |
Предст.лихорадка |
9 |
Кучин Р. |
I |
6 |
88 |
Предст.лихорадка |
10 |
Осипов А. |
I |
8 |
68 |
Предст.лихорадка |
11 |
Сиватых Т. |
I |
10 |
65 |
Боевой готовности |
12 |
Климова К. |
I |
9,8 |
71 |
Боевой готовности |
Результаты показали, что большинство спортсменов-стрелков экспериментальной группы испытывают повышенное и возбужденное предстартовое состояние.
Для получения исходных
результатов стрелковой подготовленности
спортсменов, были проведены контрольные стрельбы для
экспериментальной и контрольной групп.
Таблица 2.
Исходные результаты контрольной стрельбы (август 2011)
№ |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||||
Ф.И.О |
Разряд |
Результат очки/разряд |
Ф.И.О |
Разряд |
Результат очки/разряд | |
1 |
Петровских Е. |
КМС |
372 (I) |
Чурилова Д. |
КМС |
361 (II) |
2 |
Соколов В. |
КМС |
364 (I) |
Ходько Е. |
КМС |
351 (II) |
3 |
Киреев И. |
I |
372 ( I ) |
Попова П. |
КМС |
372 (I) |
4 |
Адабашьян А. |
КМС |
372 (I) |
Саевич А. |
КМС |
360 (II) |
5 |
Смирнов И. |
I |
349 (II) |
Рудин А. |
I |
350 (-) |
6 |
Мамаева А. |
I |
350 (II) |
Вшивкова А. |
I |
345 (II) |
7 |
Шеин Л. |
I |
343 (-) |
Юшкова А. |
I |
356 (II) |
8 |
Винтер Е |
I |
345 (-) |
Гусева Т. |
I |
359 (I) |
9 |
Кучин Р. |
I |
330 (-) |
Быков А. |
I |
351 (II) |
10 |
Осипов А. |
I |
350 (-) |
Казетова Т. |
I |
342 (II) |
11 |
Сиватых Т. |
I |
339 (-) |
Симонов А. |
I |
345 (-) |
12 |
Климова К. |
I |
347 (-) |
Шишов Н. |
I |
344 (-) |
X |
352,75 |
X |
353 |
Результативность стрелков определялась по результатам контрольной стрельбы (таблица 2), которую мы провели перед началом эксперимента – основное контрольное упражнение ПП-2, состоящее из 40 зачётных выстрелов из пневматического пистолета.
По результатам стрельбы мы выяснили, что из 24 испытуемых 6 человек выполнили I разряд, 9 – II разряд.
Разница между средними показателями контрольной и экспериментальной групп составила - 0,25 очка.
4 - спортсмена испытывают оптимальный уровень эмоционального возбуждения - боевой готовности, а 8 спортсменов испытывали чрезмерный уровень эмоционального возбуждения, то есть состояние предстартовой «лихорадки».
3.2. Методика аутогенной тренировки для спортсменов-стрелков
Тренировочный цикл состоит из трех периодов:
а) предсоревновательный
(обеспечение становления
б) соревновательный (создание условий для сохранения спортивной формы и реализации приобретенных оптимальных возможностей в спортивных достижениях);
в) восстановительный (поддерживание тренированности на определенном уровне средствами активного отдыха) (М.А.Иткис, 1982)
Соревновательный период подразделяется на два этапа – общеподготовительный и специально-подготовительный.
На общеподготовительном этапе главной задачей является повышение уровня развития основных физических качеств и вырабатывание общей и специальной выносливости стрелка.
В это время значительное место в подготовке стрелка должна занимать общая физическая подготовка; средствами ее являются занятия другими видами спорта, оказывающими комплексное воздействие, направленное на развитие основных физических качеств, а также виды спорта, способствующие вырабатыванию специальных качеств у стрелка (ходьба на лыжах, катание на коньках).
Техническая подготовка действительной стрельбой в это время должна быть направлена в основном на восстановление и дальнейшее освоение навыков и умений, связанных с техникой производства выстрела.
В специально-подготовительном этапе главной задачей является создание прямых предпосылок для становления спортивной формы. Завершается переход от отработки отдельных элементов техники стрельбы к целостному выполнению действий, связанных с техникой производства выстрела и отстрелом упражнения.
Значительно увеличивается объем тренировок с действительной стрельбой, причем по условиям выполнения стрелковых упражнений (Г.Д. Бабушкин, 2000).
Аутогенный комплекс на восстановление, используемый нами в процессе эксперимента, был разработан на основе работ О.А. Черниковой и О.В. Дашкевич (2008) которые разработали специальный аутогенный комплекс для тренировки стрелков-спортсменов.
На общеподготовительном этапе использовался комплекс на восстановление спортивной работоспособности. К комплексу были добавлены дыхательные упражнения для расслабления организма и приведения спортсмена к состоянию готовности ко второй тренировке.
Методика проведения аутогенной тренировки:
Текст аутогенной тренировки:
Дыхательные упражнения: сделать глубокий вдох, при вдохе задержать дыхание, затем напряженно и глубоко выдохнуть.
Дыхание через нос без шума и без движения, при этом вдох длится 2-3 сек., выдох 3-4 сек. и 3-4 сек. должна быть пауза после каждого выдоха.
Частое, поверхностное дыхание.
Делаем разминку (содержание разминки определяется характером последующей тренировки спортсмена).
На специально-подготовительном этапе мы использовали тесты Бабушкина Г.Д. (2000) для определения предстартовых состояний стрелков:
1. Метод измерения
коротких интервалов времени.
Испытуемому дается задание
Укорочение обычной оценки отрезка времени в пределах 0,5-1,5 секунд – оптимальный уровень эмоционального возбуждения, трезвая уверенность в своих силах, высокая мотивация деятельности соответствующее состоянию боевой готовности.
Укорочение более 1,5 секунд
свидетельствует о
Состояние отрицательно сказывается на результат спортсмена, нуждается в коррекции. Переоценка 10 секундного интервала на 1,5-2 секунды и более свидетельствует об апатии – низкий уровень эмоционального возбуждения, вялость, сонливость, угнетенное настроение. Состояние не позволяет мобилизоваться спортсмену на выступление, его деятельность осуществляется на пониженном функциональном уровне. Вывести из состояния трудно.
2. Измерение частоты сердечных сокращений (ЧСС). Спортсмен измеряет ЧСС перед стартом и сравнивает его с ЧСС в покое. Этот метод доступен не только преподавателю, но и каждому участнику соревнований. Таким путем определяется зона оптимальной частоты сердечных сокращений, соответствующая состоянию боевой готовности.
Центры глубоких отделов мозга, связанные с нервным механизмом эмоций, вызывают функциональные сдвиги в деятельности внутренних органов – сердца, легких, желез внутренней секреции и др.
Изменения возбудимости ретикулярной формации, возникающие в результате нервных импульсов из коры головного мозга, вторично влияют на уровень возбудимости коры. (О.А. Черникова, 2008).
Информация о работе Психологическая подготовка стрелков из пневматического пистолета