Психологическая подготовка стрелков из пневматического пистолета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 08:16, дипломная работа

Краткое описание

Аутогенная тренировка представляет собой систему сознательно применяемых спортсменом психологических приемов, которые помогают изменить тонус мышечной системы и динамику некоторых психологических процессов. В результате становятся возможными преднамеренные влияния на некоторые функции организма и психологические состояния человека (эмоциональные состояния, деятельность некоторых внутренних органов, восстановление работоспособности и т.п.) (В.С. Лобзин, 2006).

Содержание

Стр.
Введение……………………………………………………………..……..……...3
Глава 1. Анализ литературных источников по исследуемой проблеме…..…...5
1.1. Понятие аутогенной тренировки………………………………………..…..5
1.2. Анализ методик аутогенной тренировки…………………………….…....17
1.3. Характеристика психических процессов стрелка………………………...27
1.4. Виды аутогенной тренировки…………………………………………..….33
Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования…………………38
2.1. Цель и задачи исследования…………………………………………….….38
2.2. Методы исследования………………………………………………..…..…38
2.3. Организация исследования…………………………………………..….....39
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение…………………….…...41
3.1. Исследование уровня стрелковой подготовленности спортсменов…….41
3.2. Методика аутогенной тренировки для спортсменов-стрелков……….....43
3.3. Результаты педагогического эксперимента……………………………....49
Выводы………………………………………………………………………..…55
Практические рекомендации……………………………………………….…..56
Библиографический список……………………….……………………….…...59

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР Добрынин.doc

— 337.50 Кб (Скачать файл)

Экспериментальная группа тренировалась по нашему комплексу, который включал в себя: на общеподготовительном этапе аутогенную тренировку на восстановление между учебно-тренировочными занятиями, на специально-подготовительном этапе использовали тесты для определения предстартовых состояний спортсменов-стрелков и аутогенный комплекс для регуляции предстартового состояния.

На первом этапе, то есть за месяц до старта, аутогенные приёмы использовались спортсменами перед  второй тренировкой три раза в  неделю.

На втором этапе, перед стартом, проведен тест, на определение предстартового состояния предложенный Бабушкиным Г.Д., и комплекс на регуляцию предстартового состояния.

Контрольная группа в  течение этого времени тренировалась  по стандартной системе, без использования, аутогенной тренировки.

В конце каждого месяца у спортсменов обеих групп  проводились контрольные тренировки, которые включали в себя стрельбу на зачёт в упражнении ПП-2, а так же соревнования по календарному плану.

3. Заключительный этап.

После проведения эксперимента мы рассчитали средние показатели результативности стрелков в группах. Рассчитали полученные результаты по t-критерию Стьюдента. После обработки результатов мы оформили все имеющиеся у нас материалы (январь 2012 –сентябрь 2012 года).  
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение

 

3.1. Исследование уровня стрелковой подготовленности спортсменов

Для измерения исходного  уровня предстартового состояния спортсменов-стрелков, был проведен тест предложенный Бабушкиным Г.Д.

Таблица 1.

Результаты тестирования коротких интервалов времени и ЧСС

 

Ф.И.О

 

Разряд

Показатели измерения коротких интервалов времени (сек)

 

ЧСС

уд/мин

Предстартовое состояние  спортсмена

1

Петровских Е.

КМС

10

66

Боевой готовности

2

Соколов В.

КМС

9,6

69

Боевой готовности

3

Киреев И.

I

6

76

Предст.лихорадка

4

Адабашьян А.

КМС

7

90

Предст.лихорадка

5

Смирнов И.

I

6

87

Предст.лихорадка

6

Мамаева А.

I

8

77

Предст.лихорадка

7

Шеин Л.

I

9

94

Предст.лихорадка

8

Винтер Е

I

7

89

Предст.лихорадка

9

Кучин Р.

I

6

88

Предст.лихорадка

10

Осипов А.

I

8

68

Предст.лихорадка

11

Сиватых Т.

I

10

65

Боевой готовности

12

Климова К.

I

9,8

71

Боевой готовности


 

Результаты показали, что большинство спортсменов-стрелков экспериментальной группы испытывают повышенное и возбужденное предстартовое состояние.

Для получения исходных результатов стрелковой подготовленности спортсменов, были проведены контрольные стрельбы для экспериментальной и контрольной групп. 
Таблица 2.

Исходные результаты контрольной стрельбы (август 2011)

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Ф.И.О

Разряд

Результат

очки/разряд

Ф.И.О

Разряд

Результат

очки/разряд

1

Петровских Е.

КМС

372 (I)

Чурилова Д.

КМС

361 (II)

2

Соколов В.

КМС

364 (I)

Ходько Е.

КМС

351 (II)

3

Киреев И.

I

372 ( I )

Попова П.

КМС

372 (I)

4

Адабашьян А.

КМС

372 (I)

Саевич А.

КМС

360 (II)

5

Смирнов И.

I

349 (II)

Рудин А.

I

350 (-)

6

Мамаева А.

I

350 (II)

Вшивкова А.

I

345 (II)

7

Шеин Л.

I

343 (-)

Юшкова А.

I

356 (II)

8

Винтер Е

I

345 (-)

Гусева Т.

I

359 (I)

9

Кучин Р.

I

330 (-)

Быков А.

I

351 (II)

10

Осипов А.

I

350 (-)

Казетова Т.

I

342 (II)

11

Сиватых Т.

I

339 (-)

Симонов А.

I

345 (-)

12

Климова К.

I

347 (-)

Шишов Н.

I

344 (-)

X

352,75

X

353


 

Результативность стрелков определялась по результатам контрольной стрельбы (таблица 2), которую мы провели перед началом эксперимента – основное контрольное упражнение ПП-2, состоящее из 40 зачётных выстрелов из пневматического пистолета.

 По результатам  стрельбы мы выяснили, что из 24 испытуемых 6 человек выполнили I разряд, 9 – II разряд.

Разница между средними показателями контрольной и экспериментальной групп составила - 0,25 очка.

4 - спортсмена испытывают оптимальный уровень эмоционального возбуждения - боевой готовности, а 8 спортсменов испытывали чрезмерный уровень эмоционального возбуждения, то есть состояние предстартовой «лихорадки».

 

 

 

3.2. Методика аутогенной тренировки для спортсменов-стрелков

Тренировочный цикл состоит  из трех периодов:

а) предсоревновательный (обеспечение становления спортивной формы);

б) соревновательный (создание условий для сохранения спортивной формы и реализации приобретенных  оптимальных возможностей в спортивных достижениях);

в) восстановительный (поддерживание  тренированности на определенном уровне средствами активного отдыха) (М.А.Иткис, 1982)

Соревновательный период подразделяется на два этапа –  общеподготовительный и специально-подготовительный.

На общеподготовительном этапе главной задачей является повышение уровня развития основных физических качеств и вырабатывание общей и специальной выносливости стрелка.

В это время значительное место в подготовке стрелка должна занимать общая физическая подготовка; средствами ее являются занятия другими видами спорта, оказывающими комплексное воздействие, направленное на развитие основных физических качеств, а также виды спорта, способствующие вырабатыванию специальных качеств у стрелка (ходьба на лыжах, катание на коньках).

Техническая подготовка действительной стрельбой в это  время должна быть направлена в основном на восстановление и дальнейшее освоение навыков и умений, связанных с  техникой производства выстрела.

В специально-подготовительном этапе главной задачей является создание прямых предпосылок для становления спортивной формы. Завершается переход от отработки отдельных элементов техники стрельбы к целостному выполнению действий, связанных с техникой производства выстрела и отстрелом упражнения.

Значительно увеличивается объем тренировок с действительной стрельбой, причем по условиям выполнения стрелковых упражнений (Г.Д. Бабушкин, 2000).

Аутогенный комплекс на восстановление, используемый нами в процессе эксперимента, был разработан на основе работ О.А. Черниковой и О.В. Дашкевич  (2008) которые разработали специальный аутогенный комплекс для тренировки стрелков-спортсменов.

На общеподготовительном этапе использовался комплекс на восстановление спортивной работоспособности. К комплексу были добавлены дыхательные упражнения для расслабления организма и приведения спортсмена к состоянию готовности ко второй тренировке.

Методика проведения аутогенной тренировки:

  1. По длительности не менее 40 минут.
  2. Занятие должно проходило в спокойной обстановке, ничто не мешало и не отвлекало спортсменов.
  3. Спортсмены во время проведения аутогенного комплекса находились в положении сидя.
  4. Аутогенный комплекс проводился между первой и второй тренировкой стрелков. Два раза в неделю. Комплекс проводился в замедленном темпе, делались паузы между упражнениями, фразы произносились негромко, слегка приглушенным голосом, в одинаковой интонации. При выведении из состояния аутогенного расслабления интонация изменялась, постепенно повышался темп речи.
  5. В дневном сеансе был переход на сон с последующим выходом в активное состояние

Текст аутогенной тренировки:

  1. Мне удобно и хорошо. Я расслабляюсь. Чувствую себя свободно и легко. Я освобождаюсь от всякой скованности и напряжения. Всё тело отдыхает. Мне легко и приятно.
  2. Расслаблены мышцы правой и левой руки. Расслаблены мышцы плеча. Плечи опущены вниз. Расслаблены мышцы плеча, предплечья. Расслаблены мышцы кисти правой и левой руки. Мои пальцы расслаблены. Руки расслаблены. Они лежат неподвижные, тяжелые. Руки висят тяжелые. Чувствую тяжесть в руках. Они тяжелые и я не могу их поднять. Волна тепла проходит по правой и левой руке. Тепло доходит до пальцев руки. Тепло пульсирует в кончиках пальцев правой и левой руки. Чувствую приятное тепло в руках.
  3. Расслаблены мышцы правой ноги. Расслаблены мышцы бедра и голени. Стопа правой ноги лежит свободно. Она полностью расслаблена. Расслаблены мышцы левой ноги. Расслаблены мышцы бедра и голени. Стопа левой ноги лежит свободно. Она полностью расслаблена. Обе ноги расслаблены. Чувствую приятную тяжесть ног. Ощущаю приятное тепло в ногах. Чувствую тепло в ногах и кончиках пальцев. Мне приятно. Я освобождаюсь от всякого напряжения. Чувствую себя свободно и легко. Я совершенно спокоен.
  4. Всё тело расслаблено. Расслаблены мышцы спины. Мои плечи свободны. Расслаблены грудные мышцы. Я чувствую тяжесть расслабленного тела. Расслаблены мышцы живота. Волна тепла согревает верхнюю половину живота. Чувствую приятное тепло во всём теле.
  5. Голова свободно опущена. Моя голова полностью расслаблена. Расслаблены мышцы лица. Брови свободно разведены. Лоб разгладился. Веки опущены и мягко сомкнуты. Расслаблены крылья носа. Расслаблены мышцы рта. Губы слегка приоткрыты. Расслаблены мышцы челюстей. Чувствую прохладу на коже лба. Моё лицо спокойное, без напряжения.
  6. Я полностью освобождаюсь от напряжения. Всё моё тело расслаблено. Чувствую себя легко и спокойно. Дышу свободно и легко. Дышу ровно и спокойно. Моё сознание отдыхает. Мягкий воздух приятно холодит ноздри. Приятная свежесть вливается в лёгкие. Мне приятно. Я отдыхаю. (О.А.Черникова, 2008)
  7. Слушаем свое дыхание. Наблюдаем за вдохом и выдохом. Следим за дыханием.
  8. Сердце успокаивается. Все реже сокращения сердца. Оно бьется ровно и спокойно. Оно совсем спокойное. Я уже не замечаю его биения. Я не ощущаю своего сердца. Спокойно и ровно бьется сердце. Мне приятно. Я отдыхаю.
  9. (несколько минут находятся в состоянии сна).
  10. (выход из состояния расслабления) Я отдохнул. Чувствую себя освеженным. Дышу часто и глубоко. Усиливается напряжение в мышцах рук и ног. Чувствую бодрость и свежесть во всем теле. Хочется встать и действовать. Я полон сил и бодрости. Мышцы рук, ног, всего тела напряжены. Потягиваюсь. Открываю глаза. Встаю!
  11. (в полный голос), (выполняем движения) Быстро встать, руки поднять и развести в стороны.

Дыхательные упражнения: сделать глубокий вдох, при вдохе  задержать дыхание, затем напряженно и глубоко выдохнуть.

Дыхание через нос  без шума и без движения, при  этом вдох длится 2-3 сек., выдох 3-4 сек. и 3-4 сек. должна быть пауза после каждого  выдоха.

Частое, поверхностное  дыхание.

Делаем разминку (содержание разминки определяется характером последующей тренировки спортсмена).

На специально-подготовительном этапе мы использовали тесты Бабушкина Г.Д. (2000) для определения предстартовых состояний стрелков:

1. Метод измерения  коротких интервалов времени.  Испытуемому дается задание запустить  обычный секундомер и не глядя остановить его после того как прошло 10 секунд. С помощью этого метода определяется способность субъективного отчета, которая под влиянием усилия возбуждения обнаруживает тенденцию к недооценке его (укорачиванию), а при развитии процесса торможения – к его переоценке (удлинению).

Укорочение обычной  оценки отрезка времени в пределах 0,5-1,5 секунд – оптимальный уровень  эмоционального возбуждения, трезвая  уверенность в своих силах, высокая  мотивация деятельности соответствующее  состоянию боевой готовности.

Укорочение более 1,5 секунд свидетельствует о предстартовой  лихорадке – чрезмерном уровне эмоционального возбуждения, учащение пульса, дыхания, чрезмерное волнение.

Состояние отрицательно сказывается на результат спортсмена, нуждается в коррекции. Переоценка 10 секундного интервала на 1,5-2 секунды и более свидетельствует об апатии – низкий уровень эмоционального возбуждения, вялость, сонливость, угнетенное настроение. Состояние не позволяет мобилизоваться спортсмену на выступление, его деятельность осуществляется на пониженном функциональном уровне. Вывести из состояния трудно.

2. Измерение частоты  сердечных сокращений (ЧСС). Спортсмен  измеряет ЧСС перед стартом  и сравнивает его с ЧСС в  покое. Этот метод доступен  не только преподавателю, но и каждому участнику соревнований. Таким путем определяется зона оптимальной частоты сердечных сокращений, соответствующая состоянию боевой готовности.

Центры глубоких отделов  мозга, связанные с нервным механизмом эмоций, вызывают функциональные сдвиги в деятельности внутренних органов – сердца, легких, желез внутренней секреции и др.

Изменения возбудимости ретикулярной формации, возникающие  в результате нервных импульсов  из коры головного мозга, вторично влияют на уровень возбудимости коры. (О.А. Черникова, 2008).

Информация о работе Психологическая подготовка стрелков из пневматического пистолета