Психологические основы формирования у дошкольников позиции созидателя в отношении своего здоровья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 23:56, реферат

Краткое описание

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнения.
Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу.

Содержание

1. Теоретические основы формирования здорового образа жизни у детей в условиях детского учреждения
2. Формирование у ребенка осознанного отношения к своему здоровью
3. Психологические основы формирования у дошкольников позиции созидателя в отношении своего здоровья
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

физра реферат.docx

— 33.65 Кб (Скачать файл)

Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание  ребенком своего "Я", правильное отношение  к миру, окружающим людям - все это  зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель  строит свою работу.

Педагогическая задача состоит  в том, чтобы не задавить ребенка  потоком пока еще неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму. 
Здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни. Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:

·           Занятия физкультурой, прогулки

·           Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна

·           дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды

·           Бережное отношение к окружающей среде, к природе

·           Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций

·           Формирование понятия "не вреди себе сам"

Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором  можно будет выстроить здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается  в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение  ребенка к здоровью напрямую зависит  от сформированности в его сознании этого понятия.

В среднем дошкольном возрасте у детей формируется представление  о здоровье как "не болезни". Они  рассказывают о том, как болели, у  них проявляется негативное отношение  к болезни на основании своего опыта. Но что, значит, быть здоровым и  чувствовать себя здоровым, они объяснить  еще не могут. Отсюда и отношение  к здоровью, как к чему-то абстрактному. В их понимании быть здоровым - значит не болеть. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, многие дети отвечают, нужно не простужаться, не есть на улице  мороженого, не мочить ноги и т.д. Из этих ответов следует, что в среднем  дошкольном возрасте дети начинают осознавать угрозы здоровью со стороны внешней  среды (холодно, дождь, сквозняк), а также  своих собственных действиях (есть мороженое, мочить ноги и т.д.).

Изучение возрастной динамики развития силы показало, что в период с 4 до 7 лет происходит значительное увеличение мышечной массы и соответствен но увеличиваются сократительные способности, сила и работоспособность мышц, поэтому, согласно рекомендациям Л. Кечеджиевой и др., упражнения для мышц плечевого пояса и тазобедренных суставов ребенок 5-7-летнего возраста может выполнять ежедневно от 20 до 30 раз, а для мышц туловища - от 40 до 60 раз, отдельными сериями по 6-8 или 12-16 раз. Большой объем выполняемой работы вызывает заметные сдвиги в обмене веществ, в работе функциональных систем организма, расширяя механизмы адаптации не только к физической нагрузке, но и к действию различных факторов внешней среды, способствует повышению общей работоспособности.

 
3. Психологические основы формирования у дошкольников позиции созидателя в отношении своего здоровья

Психологической основой  формирования позиции созидателя в  отношении своего здоровья является наличие у ребенка потребности  в здоровом образе жизни. Но, такой  потребности у ребенка дошкольного  возраста еще нет. Согласно исследованиям  возрастной динамики значимости здоровья и здорового образа жизни, их приоритетная роль чаще всего отмечается у представителей старшего поколения. В иерархии ценностей  маленького человека доминируют игра и общение со сверстниками. В понимании  детей роль физического, психического и социального здоровья и соответствующего здорового образа жизни еще не находит должного места. 
Биологические потребности (голод, жажда и пр.), потребность в безопасности, любви, присущие ребенку, как и взрослому, ни по отдельности, ни вместе не создают фундамента потребности в здоровом образе жизни, которую мы должны отнести к высшей потребности. И ее возникновение прямо связано с социально-гигиенической средой, в которой воспитывается ребенок.

Гигиенически организованная социальная среда обитания ребенка  в дошкольном образовательном учреждении является первым и основным условием развития у него потребности в  здоровом образе жизни. Учитывая, что  значительную часть своей жизни  ребенок находится в дошкольном учреждении, оно в силу специфики  своей деятельности и возможностей несет большую, чем родители, ответственность  за возникновение и развитие этой потребности.

Микросреда дошкольного  учреждения должна отвечать не только санитарно-гигиеническим требованиям. Она должна отвечать требованиям  гигиены нервной системы, психологической  безопасности, гигиены социальных отношений. Важно, например, не только то, что детей  в соответствующее по режиму время  укладывают спать, а то, как это  делают, каким образом обеспечивают глубокий, здоровый сон. Кроме того, крайне важно обеспечить детям комфортность при их пробуждении. 
Безупречное обеспечение базовых потребностей индивида создает предпосылки возникновения высших потребностей, к которым мы относим потребность в здоровье и здоровом образе жизни у здорового человека. Мы должны понимать, что воспитание у детей этой потребности - задача государственной важности, а оздоровительная деятельность дошкольного образовательного учреждения - это долгосрочная инвестиция государства в семью, которая вернется ему в виде здоровых и полноценных граждан. 
Вторым по важности условием воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни является наличие в дошкольном учреждении специальной обучающей программы, которая была бы нацелена на приобретение детьми комплекса необходимых навыков и привычек ухода за собой, своим телом, бережного отношения к окружающим людям, дело в том, что многие потребности связаны с привычками. Например, человек, привыкший утром и вечером чистить зубы, чувствует себя весьма некомфортно, если по каким-либо причинам лишен этой возможности. У него возникает потребность очистить полость рта. У человека, незнакомого с зубной щеткой, нет потребности не только чистить зубы, но даже полоскать рот. Его это не беспокоит.

Другой пример. Если человек  постоянно занимается гимнастикой, оздоровительным бегом и т.д., то в определенное время у него наступает чувство «мышечного томления». Организм привык получать нагрузку и  как бы просит своего хозяина: «Ну, давай, побегай!». Чувство мышечного томления связано с позитивными изменениями  в гормональной сфере, и его появление  говорит о наличии у человека потребности в систематических  движениях. Приведенные примеры  показывают, что потребность в  здоровом образе жизни вызвана особым внутренним состоянием человека, связанным  с чувством удовольствия, комфортности, удовлетворения.

Педагогам дошкольного учреждения необходимо составить перечень привычек (подчеркнем, привычек, а не навыков  и умений!) здорового образа жизни, которые они гарантированно сумеют воспитать у детей за время  их пребывания в дошкольном учреждении. При этом необходимо провести анализ имеющихся привычек, как полезных, так и вредных. И в первую очередь избавлять детей от вредных. Система мер, которая для этого будет избрана, должна согласовываться с родителями каждой возрастной группы. 
Создавая гигиеническую среду обитания в дошкольном учреждении, предполагающую обеспечение необходимых условий для приобретения детьми навыков здорового образа жизни, мы должны учитывать эффект задержанной обратной связи. Его суть заключается в том, что люди предпочитают не обременять себя работой над собственным здоровьем, поскольку результат от затраченных усилий может быть не сразу заметен и очевиден. Занятия физкультурой, закаливание приносят ощутимый эффект далеко не сразу, чаще через месяцы и даже годы. Люди, а тем более дети, этого не понимают, и зачастую им этого не объясняют. Не получив быстрых результатов от полезных для своего здоровья действий, дети теряют к ним интерес и выполняют их механически (так надо), а если появляется возможность, то попросту увиливают. Эффект задержанной обратной связи - одна из главных причин негигиенического поведения детей и взрослых, пренебрежения ими правилами здорового образа жизни. Мы должны учитывать специфику этого эффекта при организации оздоровительной работы и позаботиться о том, чтобы самим не попасть в эту ловушку. 
В программе, формирующей у детей привычки здорового образа жизни, должен быть учтен лучший опыт семейного воспитания. В дошкольном учреждении в буквальном смысле должна быть введена мода на здоровье среди родителей и сотрудников. Лучший их опыт должен стать достоянием коллектива родителей и педагогов.

И в этом смысле не столь  важны предлагаемые технологии оздоровления, сколько методы и средства быстрого приобретения привычек здорового образа жизни. От привычки к потребности  — от потребности к здоровому  образу жизни - таким должен быть алгоритм деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Третьим условием формирования у детей потребности в здоровом образе жизни является овладение  системой понятий о своем организме, здоровье и здоровом образе жизни.

Потребность в здоровье и  здоровом образе жизни у ребенка  формируется также на основе представлений  о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что  полезно. Например, вредно не чистить  зубы, не стричь ногти, не заниматься гимнастикой. Эти знания дети приобретают на специальных  занятиях. 
Система знаний о своем организме, здоровье представляет собой целостный интегрированный курс с другими образовательными областями. Этот курс, несмотря на то, что некоторая часть его содержания совпадает с содержанием широко распространенного в системе дошкольного образования России курса ОБЖ, имеет ряд существенных отличий, в том числе и по методике организации занятий.

Во-первых, этот курс легко  интегрируется в другие образовательные  курсы, что позволяет "укладываться" в отведенное для занятий время  и не перегружать детей.

Во-вторых, методика организации  занятий нацеливает педагога на то, чтобы дети в полной мере были субъектами образовательного процесса, дети должны сами сформулировать соответствующие  выводы, подобно герою из произведения В.Маяковского: «...и сказала кроха - буду делать хорошо, а не буду плохо».

В-третьих, на этих занятиях дети должны осваивать практику самомониторинга здоровья.

В-четвертых, содержание занятий  должно в полной мере соответствовать  практике физкультурно-оздоровительной  работы, проводимой в дошкольном учреждении.

Становясь активными участниками  образовательного процесса, ощущая его  органичную связь с тем, что требуют  от них в плане ухода за своим  телом взрослые, дети полнее осознают связь между состоянием своего организма  и их собственной заботой о  нем.

Четвертым условием формирования позиции созидателя своего здоровья является реализация принципа резонанса  при организации физического  воспитания детей. Сущность его заключается  в создании взрослыми бесчисленных ситуаций для бесконечного проявления детьми своих растущих физических возможностей.

 

 

 

 

                                 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование здоровой личности дошкольника возможно при обеспечении  действенной взаимосвязи физического  воспитания с целенаправленным развитием  его личности в специально созданной  и гигиенически организованной социальной среде, способствующей развитию самоуправления, автономности, адекватности самооценки.  
На протяжении дошкольного возраста при соответствующей воспитательной работе наблюдается позитивная динамика отношения ребенка к своему здоровью.

Возраст 4-5 лет является наиболее благоприятным периодом формирования осознанного отношения детей  к своему здоровью и физическим возможностям.

Важнейшей предпосылкой формирования у ребенка позиции созидателя по отношению к своему здоровью является наличие у него потребности в  здоровом образе жизни, которая формируется  при соблюдении ряда специфических  условий, одним из которых является рефлексия ребенком своих физических возможностей и их взаимосвязи с  состоянием здоровья.

Полученные ребенком знания и представления о себе, своем  здоровье, физической культуре безопасности жизнедеятельности позволят найти  способы укрепления и сохранения здоровья.

Приобретенные навыки помогут  осознанно выбрать здоровый образ  жизни. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   ЛИТЕРАТУРА

1.    Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. - Кемерово, 1981. - 198 с.

2.    Бальсевич В.К., Королева М.Н., Майорова Л.Г. Развитие быстроты и координации движений у детей 4-6 лет // Теория и практика физической культуры. – 1986. - № 10. - С. 21-25.

3.    Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 112 с.

4.    Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.

5.    Бузунова А., Волков П. Медико-педагогическая оздоровительная работа//Дошкольное воспитание. - №4. - 2003. - С.44

6.    Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства//Дошкольное воспитание. - №1. - 2004. - С.115

7.    Доскин В.А. Растём здоровыми: Пособие для воспитателей , родителей и инструкторов физкультуры/В.А. Доскин, Л.Г. Голубева. - М.: Просвещение, 2002.


Информация о работе Психологические основы формирования у дошкольников позиции созидателя в отношении своего здоровья