Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 23:56, реферат
Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнения.
Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу.
1. Теоретические основы формирования здорового образа жизни у детей в условиях детского учреждения
2. Формирование у ребенка осознанного отношения к своему здоровью
3. Психологические основы формирования у дошкольников позиции созидателя в отношении своего здоровья
Заключение
Литература
Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего "Я", правильное отношение к миру, окружающим людям - все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу.
Педагогическая задача состоит
в том, чтобы не задавить ребенка
потоком пока еще неосознанной информации,
а дать возможность поразмышлять,
подумать, прислушаться к своему организму.
Здоровый образ жизни - это не просто сумма
усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное
поведение в различных ситуациях, дети
могут оказаться в неожиданных ситуациях
на улице и дома, поэтому главной задачей
является развитие у них самостоятельности
и ответственности. Все, чему мы учим детей,
они должны применять в реальной жизни.
Особое внимание следует уделять следующим
компонентам ЗОЖ:
· Занятия физкультурой, прогулки
· Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна
· дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды
· Бережное отношение к окружающей среде, к природе
· Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций
· Формирование понятия "не вреди себе сам"
Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.
В среднем дошкольном возрасте
у детей формируется
Изучение возрастной динамики развития силы показало, что в период с 4 до 7 лет происходит значительное увеличение мышечной массы и соответствен но увеличиваются сократительные способности, сила и работоспособность мышц, поэтому, согласно рекомендациям Л. Кечеджиевой и др., упражнения для мышц плечевого пояса и тазобедренных суставов ребенок 5-7-летнего возраста может выполнять ежедневно от 20 до 30 раз, а для мышц туловища - от 40 до 60 раз, отдельными сериями по 6-8 или 12-16 раз. Большой объем выполняемой работы вызывает заметные сдвиги в обмене веществ, в работе функциональных систем организма, расширяя механизмы адаптации не только к физической нагрузке, но и к действию различных факторов внешней среды, способствует повышению общей работоспособности.
3. Психологические
основы формирования у дошкольников позиции
созидателя в отношении своего здоровья
Психологической основой
формирования позиции созидателя в
отношении своего здоровья является
наличие у ребенка потребности
в здоровом образе жизни. Но, такой
потребности у ребенка
Биологические потребности (голод, жажда
и пр.), потребность в безопасности, любви,
присущие ребенку, как и взрослому, ни
по отдельности, ни вместе не создают фундамента
потребности в здоровом образе жизни,
которую мы должны отнести к высшей потребности.
И ее возникновение прямо связано с социально-гигиенической
средой, в которой воспитывается ребенок.
Гигиенически организованная социальная среда обитания ребенка в дошкольном образовательном учреждении является первым и основным условием развития у него потребности в здоровом образе жизни. Учитывая, что значительную часть своей жизни ребенок находится в дошкольном учреждении, оно в силу специфики своей деятельности и возможностей несет большую, чем родители, ответственность за возникновение и развитие этой потребности.
Микросреда дошкольного
учреждения должна отвечать не только
санитарно-гигиеническим
Безупречное обеспечение базовых потребностей
индивида создает предпосылки возникновения
высших потребностей, к которым мы относим
потребность в здоровье и здоровом образе
жизни у здорового человека. Мы должны
понимать, что воспитание у детей этой
потребности - задача государственной
важности, а оздоровительная деятельность
дошкольного образовательного учреждения
- это долгосрочная инвестиция государства
в семью, которая вернется ему в виде здоровых
и полноценных граждан.
Вторым по важности условием воспитания
у детей потребности в здоровом образе
жизни является наличие в дошкольном учреждении
специальной обучающей программы, которая
была бы нацелена на приобретение детьми
комплекса необходимых навыков и привычек
ухода за собой, своим телом, бережного
отношения к окружающим людям, дело в том,
что многие потребности связаны с привычками.
Например, человек, привыкший утром и вечером
чистить зубы, чувствует себя весьма некомфортно,
если по каким-либо причинам лишен этой
возможности. У него возникает потребность
очистить полость рта. У человека, незнакомого
с зубной щеткой, нет потребности не только
чистить зубы, но даже полоскать рот. Его
это не беспокоит.
Другой пример. Если человек
постоянно занимается гимнастикой,
оздоровительным бегом и т.д.,
то в определенное время у него
наступает чувство «мышечного томления».
Организм привык получать нагрузку и
как бы просит своего хозяина: «Ну, давай,
побегай!». Чувство мышечного томления
связано с позитивными
Педагогам дошкольного учреждения
необходимо составить перечень привычек
(подчеркнем, привычек, а не навыков
и умений!) здорового образа жизни,
которые они гарантированно сумеют
воспитать у детей за время
их пребывания в дошкольном учреждении.
При этом необходимо провести анализ
имеющихся привычек, как полезных, так
и вредных. И в первую очередь избавлять
детей от вредных. Система мер, которая
для этого будет избрана, должна согласовываться
с родителями каждой возрастной группы.
Создавая гигиеническую среду обитания
в дошкольном учреждении, предполагающую
обеспечение необходимых условий для
приобретения детьми навыков здорового
образа жизни, мы должны учитывать эффект
задержанной обратной связи. Его суть
заключается в том, что люди предпочитают
не обременять себя работой над собственным
здоровьем, поскольку результат от затраченных
усилий может быть не сразу заметен и очевиден.
Занятия физкультурой, закаливание приносят
ощутимый эффект далеко не сразу, чаще
через месяцы и даже годы. Люди, а тем более
дети, этого не понимают, и зачастую им
этого не объясняют. Не получив быстрых
результатов от полезных для своего здоровья
действий, дети теряют к ним интерес и
выполняют их механически (так надо), а
если появляется возможность, то попросту
увиливают. Эффект задержанной обратной
связи - одна из главных причин негигиенического
поведения детей и взрослых, пренебрежения
ими правилами здорового образа жизни.
Мы должны учитывать специфику этого эффекта
при организации оздоровительной работы
и позаботиться о том, чтобы самим не попасть
в эту ловушку.
В программе, формирующей у детей привычки
здорового образа жизни, должен быть учтен
лучший опыт семейного воспитания. В дошкольном
учреждении в буквальном смысле должна
быть введена мода на здоровье среди родителей
и сотрудников. Лучший их опыт должен стать
достоянием коллектива родителей и педагогов.
И в этом смысле не столь важны предлагаемые технологии оздоровления, сколько методы и средства быстрого приобретения привычек здорового образа жизни. От привычки к потребности — от потребности к здоровому образу жизни - таким должен быть алгоритм деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Третьим условием формирования у детей потребности в здоровом образе жизни является овладение системой понятий о своем организме, здоровье и здоровом образе жизни.
Потребность в здоровье и
здоровом образе жизни у ребенка
формируется также на основе представлений
о самом себе, своих физических
и личностных возможностях, о том,
что для здоровья вредно, а что
полезно. Например, вредно не чистить
зубы, не стричь ногти, не заниматься гимнастикой.
Эти знания дети приобретают на специальных
занятиях.
Система знаний о своем организме, здоровье
представляет собой целостный интегрированный
курс с другими образовательными областями.
Этот курс, несмотря на то, что некоторая
часть его содержания совпадает с содержанием
широко распространенного в системе дошкольного
образования России курса ОБЖ, имеет ряд
существенных отличий, в том числе и по
методике организации занятий.
Во-первых, этот курс легко интегрируется в другие образовательные курсы, что позволяет "укладываться" в отведенное для занятий время и не перегружать детей.
Во-вторых, методика организации занятий нацеливает педагога на то, чтобы дети в полной мере были субъектами образовательного процесса, дети должны сами сформулировать соответствующие выводы, подобно герою из произведения В.Маяковского: «...и сказала кроха - буду делать хорошо, а не буду плохо».
В-третьих, на этих занятиях дети должны осваивать практику самомониторинга здоровья.
В-четвертых, содержание занятий должно в полной мере соответствовать практике физкультурно-оздоровительной работы, проводимой в дошкольном учреждении.
Становясь активными участниками образовательного процесса, ощущая его органичную связь с тем, что требуют от них в плане ухода за своим телом взрослые, дети полнее осознают связь между состоянием своего организма и их собственной заботой о нем.
Четвертым условием формирования позиции созидателя своего здоровья является реализация принципа резонанса при организации физического воспитания детей. Сущность его заключается в создании взрослыми бесчисленных ситуаций для бесконечного проявления детьми своих растущих физических возможностей.
Формирование здоровой личности
дошкольника возможно при обеспечении
действенной взаимосвязи
На протяжении дошкольного возраста при
соответствующей воспитательной работе
наблюдается позитивная динамика отношения
ребенка к своему здоровью.
Возраст 4-5 лет является наиболее благоприятным периодом формирования осознанного отношения детей к своему здоровью и физическим возможностям.
Важнейшей предпосылкой формирования у ребенка позиции созидателя по отношению к своему здоровью является наличие у него потребности в здоровом образе жизни, которая формируется при соблюдении ряда специфических условий, одним из которых является рефлексия ребенком своих физических возможностей и их взаимосвязи с состоянием здоровья.
Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье, физической культуре безопасности жизнедеятельности позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.
Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.
1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. - Кемерово, 1981. - 198 с.
2. Бальсевич В.К., Королева М.Н., Майорова Л.Г. Развитие быстроты и координации движений у детей 4-6 лет // Теория и практика физической культуры. – 1986. - № 10. - С. 21-25.
3. Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 112 с.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
5. Бузунова А., Волков П. Медико-педагогическая оздоровительная работа//Дошкольное воспитание. - №4. - 2003. - С.44
6. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства//Дошкольное воспитание. - №1. - 2004. - С.115
7. Доскин В.А. Растём здоровыми: Пособие для воспитателей , родителей и инструкторов физкультуры/В.А. Доскин, Л.Г. Голубева. - М.: Просвещение, 2002.