Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 22:05, реферат
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что наряду с широким развитием и дальнейшим совершенствованием организованных форм занятий физической культурой, решающее значение имеют самостоятельные занятия физическими упражнениями. Современные сложные условия жизни диктуют более высокие требования к биологическим и социальным возможностям человека. Всестороннее развитие физических способностей людей с помощью организованной двигательной активности (физической тренировки) помогает сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышает работоспособность, укрепляет здоровье.
Введение ……………………………………..........……………...…….……..…2
Глава 1. Контроль в процессе занятий физической культурой и спортом
1.1Педагогический контроль ..........................................................................4
1.2 Врачебный контроль .................................................................................6
Глава 2. Самоконтроль в процессе самостоятельных занятий физической культурой и спортом
2.1 Представление о самоконтроле ...............................................................8
2.2 Дневник самоконтроля .............................................................................9
Заключение .........................................................................................................12
Список используемой литературы .........................................................
Содержание
Введение ……………………………………..........…………….
Глава 1. Контроль в процессе занятий физической культурой и спортом
1.1Педагогический контроль ..............................
1.2 Врачебный контроль ..............................
Глава 2. Самоконтроль в процессе самостоятельных занятий физической культурой и спортом
2.1 Представление о самоконтроле ..............................
2.2 Дневник самоконтроля ..............................
Заключение ..............................
Список используемой литературы ..............................
Введение
Человек как личность формируется в процессе общественной жизни: в учебе, труде, в общении с людьми. Физическая культура и спорт вносят свой вклад в формирование всесторонне развитой личности.
Физическая культура — неотъемлемая часть жизни человека. Занятие физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных уровней поэтапно.
Немалую роль в дело воспитания и обучения физической культуре вкладывают и высшие учебные заведения, где в основу преподавания должны быть положены четкие методы, способы, которые в совокупности выстраиваются в хорошо организованную и налаженную методику обучения и воспитания студентов.
Для каждого человека, да и для общества в целом нет большей ценности, чем здоровье. Занятие физическими упражнениями способствует повышению сопротивляемости к воздействию разнообразных факторов внешней среды, за поддержание которой ответственны защитно-приспособительные механизмы. Они могут быть специфическими и неспецифическими. Специфические — это иммунитет, вырабатываемый организмом на определенную инфекцию. Например, иммунитет после перенесенных заболеваний (корь, оспа и т.д.) Неспецифическая сопротивляемость — общее биологическое свойство для всего живого на Земле, но у человека эта реакция (неспецифическая) путем целенаправленного волевого укрепления (тренировки) может совершенствоваться. И основную роль в этом играют физические упражнения, которые способствуют повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды.
Главным принципом физического воспитания является его оздоровительная направленность, что обеспечивается всем содержанием и организацией работы по физическому воспитанию, в частности обязательностью врачебного контроля и самоконтроля.
Актуальность данной
тематики обусловлена тем, что наряду
с широким развитием и дальнейш
Каковы же особенности контроля и самоконтроля в процессе самостоятельных занятий физической культурой и спортом? Реферирование материала, посвящённого исследованию этой проблемы, было проведено в данной работе.
Целью работы является анализ контроля и самоконтроля в процессе физического воспитания.
Задачами исследования стало: изучить литературу, посвященную данной тематике; проанализировать особенности педагогического и врачебного контроля в процессе занятий физической культурой; рассмотреть специфику самоконтроля во время занятий физическими упражнениями.
Объект исследования — особенности контроля и самоконтроля в процессе физического воспитания. Предмет исследования — контроль и самоконтроль в процессе физического воспитания.
В процессе выполнения работы особое внимание было уделено работам Ильина В.И., Виленского М.Я., Рейзина В.М. и других исследователей, которые проводили исследования в области изучения педагогического и врачебного контроля и самоконтроля в процессе физического воспитания.
Глава 1. Контроль в процессе занятий физической культурой и спортом
1.1 Педагогический контроль
Педагогический контроль — планомерный процесс получения информации о физическом состоянии занимающихся физической культурой и спортом. Проводит для того, чтобы проверить, насколько соответствует педагогическое Воздействие повышению эффективности учебно-тренировочных занятий.
Задачи педагогического контроля:
Содержание педагогического контроля:
Виды педагогического контроля:
Главное в педагогическом контроле — оценить психофизическое состояние занимающихся физической культурой. Специалисты различают три типа состояний:
К методам педагогического контроля относятся:
1.2 Врачебный контроль
«Врачебный контроль — это целая система медицинского обеспечения занимающихся физической культурой и спортом, которая способствует эффективному использованию физических упражнений для укрепления здоровья и повышения физической подготовленности»1.
Врачебный контроль — это комплексное медицинское обследование физического развития и функциональной подготовленности занимающихся физкультурой и спортом. Он направлен на изучение состояния здоровья и влияния на организм регулярных физических нагрузок. Основная форма врачебного контроля — врачебное обследование.
Периодичность врачебного контроля или осмотра зависит от квалификации, а также от видов спорта. Студенты проходят врачебный осмотр в начале учебного года, спортсмены — 2 раза в год.
Врачебное обследование подразделяется на:
Основное предназначение медицинского осмотра (врачебного контроля) в том, чтобы определить состояние здоровья студентов и распределить их по группам: основной, подготовительной, специальной. Кроме этого, часть студентов направляется на лечебную физкультуру (ЛФК), а некоторые совсем освобождаются от практических занятий на какое-то время.
Распределение по группам проводится после комплексного осмотра специалистами (хирургом, невропатологом, стоматологом, окулистом, гинекологом, урологом, дерматологом, оториноларингологом и т.д.). Затем терапевт определяет медицинскую группу для занятий физической культурой.
Углубленной формой врачебного наблюдения является диспансеризация — система мероприятий по укреплению здоровья и длительному сохранению высокой спортивной работоспособности, направляемая на то, чтобы предупредить и выявить ранние признаки нарушения здоровья и функционального состояния.
Углубленные диспансерные обследования проводятся 1-2 раза в год и включают обследование физического развития с помощью наружного осмотра, антропометрии и т.д.
Наружный осмотр дает возможность оценить форму грудной клетки, спины, ног, живота, характеризующие в целом телосложение человека.
Глава 2. Самоконтроль в процессе самостоятельных занятий
физической культурой и спортом
2.1 Представление о самоконтроле
Самоконтроль — регулярные наблюдения за состоянием своего здоровья, физическим развитием и физической подготовкой и их изменениями под влиянием регулярных занятий упражнениями и спортом.
Задачи самоконтроля:
Самоконтроль позволяет своевременно выявить неблагоприятные воздействия физических упражнений на организм. Основные методики самоконтроля: инструментальные, визуальные.
Цель самоконтроля — самостоятельные регулярные наблюдения простыми и доступными способами за физическим развитием, состоянием своего организма, влиянием на него физических упражнений или конкретного вида спорта. Чтобы самоконтроль был эффективным, необходимо иметь представление об энергетических затратах организма при нервно-психических и мышечных напряжениях, возникающих при выполнении учебной деятельности в сочетании с систематической нагрузкой, важно знать временные интервалы отдыха и восстановления умственной и физической работоспособности, а также приемы, средства и методы, с помощью которых можно эффективнее восстанавливать функциональные возможности организма.
2.2 Дневник самоконтроля
Для дневника самоконтроля достаточно использовать небольшую тетрадь. В графы заносятся показания самоконтроля и даты.
Дневник состоит из двух частей. В одной из них следует отмечать содержание и характер учебно-тренировочной работы (объем и интенсивность, пульсовой режим при ее выполнении, продолжительность восстановления после нагрузки и т.д.). В другой отмечается величина нагрузки предыдущей тренировки и сопровождающее ее самочувствие в период бодрствования и сна, аппетит, работоспособность и т.д. (смотреть приложение 4). Квалифицированным спортсменам рекомендуется учитывать настроение (к примеру, нежелание тренироваться), результаты реакции на некоторые функциональные пробы, динамику жизненной емкости легких, общей работоспособности и другие показатели. Самоконтроль необходим всем студентам, аспирантам, стажерам, преподавателям и сотрудникам, занимающимся физическими упражнениями, но особенно он важен для лиц, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Данные самоконтроля помогают преподавателю, тренеру, инструктору и самим занимающимся контролировать и регулировать правильность подбора средств и методов проведения физкультурно-оздоровительных и учебно-тренировочных занятий, т.е. определенным образом управлять этими процессами.
Самочувствие оценивается как «хорошее», «удовлетворительное» и «плохое» при этом фиксируется характер необычных ощущений. Сон оценивается по продолжительности и глубине, отмечаются его нарушения (трудное засыпание, беспокойный сон, бессонница, недосыпание и др.). Аппетит характеризуется как «хороший», «удовлетворительный», «пониженный» и «плохой». Болевые ощущения фиксируются по месту их локализации, характеру (острые, тупые, режущие, и тп.) и силе проявления.
Информация о работе Самоконтроль в процессе самостоятельных занятий физической культурой и спортом