Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 04:23, дипломная работа
Цель и гипотезу переделать
Цель исследования: анализ планирования физической подготовки волейболисток в разных условиях тренировочного процесса: в плане традиционно общепринятого количества нагрузок или же построенного на более интенсивном использовании СФП и ОФП.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ В ДЮСШ
1.1 Организация спортивного отбора в ДЮСШ и этапы спортивной подготовки………………………………………………………………………7
1.2 Функциональные особенности процесса спортивной подготовки волейболистов в ДЮСШ …………………........................................15
Особенности физической подготовки волейболистов……….........21
Выводы по I главе……………………………………………………29
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОК УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУПП
2.1. Методы исследования………………………………………………31
2.2. Задачи специальной физической подготовки
волейболисток ….……………………………………………………..34
2.3.Средства и методы СФП волейболисток………………………..37
2.4. Результаты экспериментальной работы………………………...54
Выводы по II главе…………………………………………………….58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..59
РЕКОМЕНДАЦИИ…………………………………………………….62
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………….62
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………...66
Скоростно-силовая подготовка направлена в первую очередь на развитие прыгучести с помощью прыжковых упражнений, упражнений с незначительными отягощениями.
Техническая подготовка. В технической подготовке основное внимание уделяется исправлению ошибок и совершенствованию техники. Те приемы игры, которые в стандартных условиях выполняются правильно, совершенствуются на фоне сбивающих факторов (утомление, необычные исходные положения, наличие в упражнении нескольких мячей и др.).
Тактическая подготовка. В тактической подготовке продолжается исправление ошибок и разучивание новых тактических вариантов как взаимодействий с партнером, так и совершенствования индивидуальных действий. Обязательно проведение учебных игр с заданиями.
Конкретное содержание видов подготовки определяется учебной программой [13,51].
Ниже, в таблице 1, приведены средства для развития силовых способностей волейболисток.
Таблица 1
Упражнения с отягощениями и их дозировка (для девушек)
Упражнения |
10-12 лет |
12-14 лет |
14-16 лет |
16-18лет | ||||||||
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 | |
С гантелями, кг |
1 |
6-8 |
2-3 |
1,5 |
8-10 |
1-4 |
2 |
10-12 |
3-5 |
3 |
10-12 |
4-6 |
С набивными мячами, кг |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
8-10 |
2-3 |
1 |
10-12 |
2-4 |
1,5 |
10-12 |
3-5 |
2 |
10-15 |
4-6 | |
Приседания со штангой на плечах
на плечах, кг |
|
|
|
до 20 |
4-6 |
2-3 |
до 50 |
6-8 |
2-3 |
до 70 |
6-8 |
2-3 |
Выпрыгива ние из полуприседа со штангой на плечах, кг |
|
|
|
|
|
|
до 20 |
6-8 |
2-4 |
до 30 |
6-8 |
2-4 |
Подскоки со штангой на плечах, кг |
|
|
|
|
|
|
до 30 |
10-12 |
2-3 |
до 40 |
15-20 |
2-3 |
Прыжки в глубину (высота спрыгивания в см) |
|
|
|
|
|
|
30-40 |
6-8 |
2-3 |
40-50 |
8-10 |
3-4 |
Примечание. В колонке 1 — величина отягощения, в колонке 2 — количество повторений, в колонке3 — количество серий.
У подростков появляется стремление к рекордным достижениям. Со стороны тренеров необходимо чуткое, умное педагогическое и психологическое руководство. Физическая нагрузка в этот период должна быть снижена — проводиться базовая тренировка со средней интенсивностью.
1.3. Особенности физической подготовки волейболистов
В спорте различают общую и специальную физическую подготовку. Общая физическая подготовка (ОФП) направлена на укрепление систем организма и органов, повышение функциональных возможностей и улучшение здоровья спортсмена, за счет разностороннего гармоничного развития всех физических качеств (двигательных способностей), не специфичных для конкретного вида спорта [48].
Специальная физическая подготовка (СФП) направлена на развитие физических качеств (двигательных способностей), характерных для конкретного вида спорта, отражающих его специфику, в нашем случае, спортивная игра волейбол [48,49].
Волейбол предъявляет очень высокие требования к кондиционным и координационным способностям спортсмена. Прежде, чем приступить к обучению технике игры, юный волейболист должен быть готов физически для выполнения сложно координационных, силовых, упражнений, должен владеть скоростными качествами, иметь общую выносливость для продолжительных тренировочных занятий. Вот для этого необходим предварительный этап обучения в группах начальной подготовки с 7-9 лет. Если «база» ОФП заложена в юного спортсмена, то ему очень легко справиться с обучением специальным упражнениям в технической подготовке.
Некоторые тренеры считают, что ОФП не должна быть очень интенсивной, настолько же как и технические специальные упражнения (приемы мяча, подачи, нападающие удары, блоки), это является заблуждением. Вот здесь мы как раз мы и подходим к разнице и ошибкам в подготовке волейболистов с минимальным уровнем физической готовности и увеличенным требованиям этапной подготовки в ДЮСШ. На первом важнейшем этапе спортивной подготовки, нельзя исключать интенсивный тренинг физических качеств, так как на этом этапе закладывается база здоровья, двигательных способностей для дальнейшего спортивного совершенствования. В школьных спортивных секциях это вообще иногда не соблюдается и с первого года обучения идет «натаскивание» технических приемов. Некоторые элементы подобного недопонимания присутствуют и в работе неопытного тренерского состава ДЮСШ. Позднее тренер удивляется, вроде бы спортсмен владеет техническими приемами, передачами мяча, а в соревновательной игре не может проявить эти способности. На самом деле спортсмену не хватает физических качеств: силы мышц ног – для прыжка в нападающем ударе; координации для выхода под мяч и приема в любых сложных положениях мяча на площадке и за ее пределами; общей выносливости в соревновательной деятельности при нескольких партиях подряд соревновательной борьбы, когда от психологического напряжения и общего утомления теряется и техника, и координация, и сила двигательного действия.
В течение одной игры каждый волейболист совершает до 200-250 прыжков, значительное количество бросков и падений, многократные перемещения на большой скорости с резкой сменой направления и с резкими остановками. Количество совершаемых технических приемов в одной игре доходит до 500, а иногда и более. Высокие требования, предъявляемые к волейболисту во время игры, приводят к тому, что за игру спортсмен теряет до 2-3 кг массы тела, а частота сердечных сокращений увеличивается до 200-220 ударов в минуту. Общая физическая подготовка необходима для того, чтобы выстоять в любых перипетиях спортивной борьбы.
Таблица 3
Значимость отдельных показателей физической подготовки спортсменов игровых видов спорта
Выды спорта |
Показатели | ||
ведущие |
дополняющие |
второстепенные | |
Баскетбол, волейбол, гандбол |
Высокая длина тела, координационные, скоростно-силовые и скоростные способности |
выносливость |
Гибкость, собственно силовые способности |
Задачи ОФП:
1.Общая физическая подготовка волейболиста направлена на повышение и поддержание общего уровня функциональных возможностей волейболистов.
2.Развитие всех основных физических качеств: силы, скорости, координации, гибкости, выносливости.
3.Устранение недостатков в
Разностороннее физическое развитие заключается в пропорциональности развитии всех физических качеств, которые необходимы при игре в волейбол. Большая часть упражнений, используемых с целью повышения общей физической подготовки, оказывают разностороннее воздействие на организм спортсмена, но в тот же момент каждое из них в большей степени направлено на развитие того или иного качества. Так, к примеру, упражнения с большими отягощениями в большей степени направлены на развитие силы волейболиста. Длительный бег по пересеченной местности – на развитие выносливости. Ускорения на коротких отрезках – на развитие скорости, а акробатические упражнения направлены на развитие координации волейболиста при взаимодействии в команде. Применение целенаправленных упражнений даст возможность ликвидировать имеющиеся недостатки, в физическом развитии занимающихся.
Специальная физическая подготовка (СФП)
На высокоразвитой базе выше перечисленных физических качеств развиваются специальные физические качества, необходимые для игры в волейбол: «взрывная» сила, быстрота перемещения и прыгучесть, скоростная, прыжковая и игровая выносливость, акробатическая и прыжковая ловкость (координация).
Общая сила — способность спортсмена преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий. Проявление мышечной силы зависит от концентрированности нервных процессов, регулирующих деятельность мышечного аппарата; от физиологического поперечника мышц; биохимических процессов, происходящих в работающих мышцах и степени их утомления; от биомеханических характеристик движения (длины плеч рычагов, включение в работу наиболее крупных мышц и пр.).
Для волейбола наиболее значимы скоростно-силовые способности.
Для развития силы большое значение имеет увеличение мышечной массы с помощью упражнений с отягощениями. Характерная черта развития силы — возможность избирательного воздействия на отдельные мышечные группы [12].
«Взрывная» сила — способность нервно-мышечной системы преодолевать сопротивление с высокой скоростью мышечного сокращения. Взрывная сила необходима для выполнения передачи двумя руками сверху, уровень развития силы мышц, кистей; подачи — силы мышц кисти, плечевого пояса и мышц туловища; нападающего удара — комплексное развитие «взрывной» силы мышц кисти, плечевого пояса, туловища и ног.
Прыгучесть— способность волейболиста прыгать оптимально высоко для выполнения нападающих ударов, блокирования и вторых передач. Для появления прыгучести необходима «взрывная» сила, Основными средствами развития прыгучести волейболистов являются прыжковые упражнения с отягощениями и без них, основные и имитационные упражнения.
Общая скорость— способность совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени.
Скорость обусловливается подвижностью нервных процессов (возбуждение — торможение), биохимическими процессами в работающих мышцах, степенью владения технических приемов, силовой подготовленностью, подвижностью в суставах и эластичностью сухожилий и мышц.
Для развития «общей» скорости движений целесообразно использовать комплексный метод тренировки, который предусматривает применение подвижных и спортивных игр, эстафет, рывков и ускорений, гладкого бега, игровых упражнений. Наиболее эффективной для развития скорости является акцентирование на упражнениях скоростно-силового характера.
Специальная скорость.
В волейболе быстрота проявляется в трех основных формах: скорость двигательной реакции (на сигнал партнера, на изменение игровой ситуации и др.); предельная скорость выполнения отдельных движений (выполнение технических приемов); скорость перемещений — максимально быстрое перемещение по площадке к мячу с последующим выполнением технико-тактических действий.
Под скоростью двигательной реакции понимают латентное время реагирования (появление возбуждения в рецепторе, передача возбуждения в ЦНС, переход возбуждения по нервным сетям, проведение сигнала к мышце, возбуждение мышцы и появление в ней механической активности [32,46]. Различают простые и сложные реакции. Простые реакции — ответ заранее известным движением на заранее известный сигнал. Сложные реакции: реакция на движущийся объект и реакция с выбором. Быстрота реакции на движущийся объект занимает от 0,25 до 1 с. Быстрота перемещений — способность волейболиста максимально быстро переместиться по площадке для выхода к мячу с последующим выполнением технического приема. В волейболе все разновидности скоростных качеств, проявляются во взаимодействии.
Общая выносливость — способность длительное время выполнять любую мышечную работу без снижения ее эффективности. Иначе говоря, выносливость можно определить, как способность противостоять утомлению. Можно выделить 4 основных типа утомления:
Физическое утомление делится на:
Основными факторами, определяющими проявление выносливости являются:
- деятельность ЦНС, которая определяет режим работы мышц слаженность функций всех органов и систем;
- функциональные
возможности организма, которые
обеспечивают энергетический
- волевые качества спортсменов, без которых невозможно поддерживать высокую интенсивность и длительность физической работы-
- уровень физической подготовленности;
- техника движений - рациональная техника движений сберегает энергию, позволяет продолжительно выполнять тренировочные заданий.
Специальная выносливость:
Скоростная выносливость - способность волейболиста выполнять технические приемы и перемещения с высокой скоростью на протяжении всей игры. Средствами тренировки являются беговые упражнения, имитационные, основные упражнения, выполняемые многократно
Прыжковая выносливость - способность к многократному повторному выполнению прыжковых, игровых действий с оптимальными мышечными усилиями без снижения эффективности техники и тактики игры. Средствами тренировки являются: прыжковые упражнения с малыми отягощениями и без них, имитационные, основные упражнения и др. Игровая выносливость - объединяет в себе все виды выносливости и специальные физические качества. Средства тренировки - игры с большим количеством партий (6-9) как полными, так и неполными составами (5х5 4х5 3х4 и т.д.).
Координационная способность - перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки [12] Координация в волейболе условно делится на акробатическую (двигательные действия в защите) и прыжковую (двигательные действия в нападении, при блокировании, при вторых передачах в прыжке). Видами координации волейболиста являются [19,20,48]:
Информация о работе Специальная физическая подготовка волейболисток учебно-тренировочных групп