Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 04:23, дипломная работа
Цель и гипотезу переделать
Цель исследования: анализ планирования физической подготовки волейболисток в разных условиях тренировочного процесса: в плане традиционно общепринятого количества нагрузок или же построенного на более интенсивном использовании СФП и ОФП.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ В ДЮСШ
1.1 Организация спортивного отбора в ДЮСШ и этапы спортивной подготовки………………………………………………………………………7
1.2 Функциональные особенности процесса спортивной подготовки волейболистов в ДЮСШ …………………........................................15
Особенности физической подготовки волейболистов……….........21
Выводы по I главе……………………………………………………29
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОК УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУПП
2.1. Методы исследования………………………………………………31
2.2. Задачи специальной физической подготовки
волейболисток ….……………………………………………………..34
2.3.Средства и методы СФП волейболисток………………………..37
2.4. Результаты экспериментальной работы………………………...54
Выводы по II главе…………………………………………………….58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..59
РЕКОМЕНДАЦИИ…………………………………………………….62
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………….62
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………...66
— координационная способность выполнять двигательные действия, соразмеряя их во времени, в пространстве и по усилию (от координации движений зависят скорость, точность и своевременность выполнения технического приема);
—координация скорости и точности двигательных действий — от них зависит результативность всей игры (выполнить технический прием правильно — значит выполнить его быстро и точно); точность реакции на движущийся объект совершенствуется параллельно с развитием быстроты и зависит от подвижности нервных процессов;
— координационная способность распределять и переключать внимание — функция, которая обеспечивается суммарной деятельностью анализаторов и подвижностью нервных процессов;
— координационная устойчивость вестибулярных реакций — непременное условие проявления в игре, которая изобилует падениями, ускорениями, рывками, прыжками, внезапными остановками, что вызывает снижение работоспособности зрительного анализатора, что уменьшает точность движений, в результате чего появляются ошибки в технике и тактике игры.
Совершенствование координации двигательных действий -— способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с постоянно меняющимися ситуациями игры и владение своим телом в безопорном положении (координация равновесия).
Гибкость — способность выполнять движения в суставах с большой амплитудой, зависит главным образом от форм суставных поверхностей, гибкости позвоночного столба, растяжимости связок, сухожилий, мышц, от силы мышц, состояния центральной нервной системы, оказывающей влияние на тонус мышц. Гибкость проявляется при выполнении всех технических приемов игры. Хорошая подвижность в лучезапястном, локтевом и лучевом, плечевом суставах, суставах позвоночного столба, а также в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах будет способствовать качественному выполнению технических приемов.
Выводы по первой главе 1
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОК УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУПП
2.1. Методы исследования: анализ научно – методической литературы; педагогическое наблюдение; педагогический анализ; педагогическое тестирование физической подготовленности; методы математической статистики.
В чем конкретно суть исследования? Что делали? За какой период ? сколько раз в нед, тренировки? В чем конкретно само исследовапние?
Анализ научно – методической литературы
Нами было проанализировано 54 источника педагогической, специальной литературы по спортивной подготовке волейболистов, а так же интернет сайты. Результаты работы с информацией по теме исследования отражены в четырех параграфах первой главы и приложении.
Педагогическое наблюдение проводилось в спортивных группах девушек, занимающихся волейболом в количестве по 12 человек, в контрольной и экспериментальной группах ДЮСШ..
Педагогический анализ осуществлялся по результатам тестирования и наблюдения за учебно-тренировочным процессом в разных тренировочных условиях и тренерских кадров.
Наблюдение и анализ проводились автором данной работы.
Педагогическое тестирование физической подготовленности
Для контроля освоения учебно-тренировочной деятельности в ДЮСШ по физической подготовке применяются специальные контрольно-переводные соревнования не игрового характера, а для выполнения требований программных норм в соответствии с возрастом и этапом обучения волейболистов.
Контрольные упражнения или тестовые задания для определения уровня развития определенных способностей в ДЮСШ, которые не вошли в тестовое задание эксперимента, но они используются в тренировочном процессе.
Оценка силы мышц рук и плечевого пояса
1. Броски 2-3 килограммового мяча одной и двумя руками с места и разбега, сидя и в прыжке (м).
2. Подтягивание на перекладине в течение 20 с (кол-во раз).
3. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа или на концах параллельных брусьев в течение 20 с (кол-во раз).
4. Вырывание штанги весом 20 кг в течение 30 с (кол-во раз).
Тесты 2, 3, 4 можно применять для оценки силовой выносливости мышечных групп рук и плечевого пояса, для чего предложить спортсменам выполнить их в течение 1 мин.
Оценка силы мышц туловища
1. В висе поднимание ног вперед в течение 20 с (кол-во раз).
2. Поднимание туловища до
3. То же, что в № 2, но сидя на скамейке и ноги держит партнер.
4. Поднимание туловища из
5. Наклоны вперед и выпрямление со штангой на плечах (кол-во раз за 30 сек.). Вес штанги —20 кг для женщин.
Увеличив время выполнения всех тестов до 1 мин, можно оценить силовую выносливость мышечных групп брюшного пресса и спины.
Оценка силы мышц ног
1. Прыжок в длину с места толчком двух ног (см).
2. Прыжки на одной ноге 20 м (кол-во прыжков).
3. Выпрыгивание из приседа вверх, прогибаясь, в течение 20 с (кол-во раз).
4. Прыжок с разбега толчком обеих ног с касанием метрической разметки возможно выше из трех попыток (см) — уровень прыгучести.
1,28 — оценка посредственная
1,28 — 1,32 — хорошая
1,32 и выше — отличная
При отборе в ДЮСШ - 1,24 - 1,25.
Методы математической статистики
Для доказательства достоверности различий средних показателей контрольного тестирования, нами был использован метод t критерия Стъюдента (приложение 1)
2.2. Задачи физической подготовки в волейболе
Ациклическая командная игра, где мышечная работа носит скоростно-силовой, точностно-координационный характер. При малых размерах и ограничении касаний мяча выполнение всех технических и тактических элементов требует точности и целенаправленности движений.
Двигательные действия заключаются во множестве молниеносных стартов и ускорений, в прыжках вверх на максимальную и оптимальную высоту, большом количестве взрывных ударных движений при длительном, быстром и почти непрерывном реагировании на изменяющуюся обстановку, что предъявляет высокие требования к физической подготовленности волейболистов, что объясняется следующими факторами:
С повышением спортивной квалификации роль физической подготовки ни в коей мере не снижается. Однако ее характер, применяемые средства и методы претерпевают изменения, выражающиеся в специальной направленности. По направленности и характеру воздействия применяемых средств физическая подготовка волейболистов делится на ОФП и СФП. В таблице 4 отражено соотношение общей и специальной подготовки в процессе спортивного совершенствования.
Таблица 4
Принципиальное соотношение средств ОФП и СФП в многолетнем тренировочном процессе волейболистов (%)
Средства физической подготовки |
Квалификация | |||
-П разряд |
-1 разряд |
I р - мс |
МС - МСМК | |
Упражнения ОФП |
70 - 80 |
50 - 60 |
30 - 40 |
20 - 30 |
Упражнения СФП |
20 - 30 |
40 - 50 |
60 - 70 |
70 -80 |
В годичном цикле спортивной подготовки ОФП и СФП зависит от периода подготовки (табл.5). В начале учебного года - в подготовительном периоде, когда в тренировочном процессе физическая подготовка занимает большую долю, т.е. практически 100%, в соревновательном периоде увеличивается доля СФП до 80%, а в период отдыха от соревновательной деятельности –переходный период опять увеличивается доля ОФП до 80%.
Таблица 5
Принципиальное соотношение средств ОФП и СФП в годичном цикле подготовки квалифицированных волейболистов (%)
Средства физической подготовки |
Периодизация годичного цикла | ||
подготовительный период |
соревновательный период |
переходный период
| |
Упражнения ОФП |
50 |
20 |
80 |
Упражнения СФП |
50 |
80 |
20 |
Основная задача ОФП: повышение работоспособности организма в целом. Частные задачи ОФП: разностороннее физическое развитие; укрепление опорно-двигательного аппарата; развитие физических качеств — силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости; повышение функциональных возможностей и уровня обменных процессов; повышение психологической подготовленности; создание условий для активного отдыха в период снижения тренировочных нагрузок.
ОФП проводилась в разнообразных условиях: на стадионе, в спортивном зале, в лесу, в парке. Упражнения выполняли без специального оборудования мест занятий, используя различные отягощения, природные материалы и др.
Основные средства ОФП: общеразвивающие упражнения других видов спорта: кроссовый бег и другие виды бега, упражнения с отягощениями, гимнастические упражнения и акробатика, спортивные и подвижные игры, передвижения на лыжах.
Выбор этих средств не случаен, упражнения по своему воздействию, заставляют активно работать все органы и системы, что укрепляет всю мускулатуру, сердечно-сосудистую систему, улучшает возможности органов дыхания, повышает общий обмен веществ в организме.
В начале годичного цикла подготовки проводится базовая подготовка (ОФП) с постепенным переходом к СФП. В период соревнований виды подготовки чередуются.
СФП является средством специализированного развития физических качеств. Задачи ее более узки и более специфичны: развитие взрывной силы мышц ног, плечевого пояса, туловища; развитие быстроты перемещения и сложной реакции; скоростной, прыжковой, игровой выносливости; акробатической и прыжковой ловкости, гибкости; совершенствование функциональных возможностей организма спортсменов; повышение психологической подготовленности; создание условий для восстановления организма после тренировочных и соревновательных нагрузок.
Основные средства СФП: соревновательные упражнение подготовительные упражнения, сходные по своей двигательной структуре и характеру нервно-мышечных усилий с движениями специализируемого упражнения. С помощью таких упражнений решаются две задачи: совершенствуются технические приемы и развиваются специальные физические качества.
Информация о работе Специальная физическая подготовка волейболисток учебно-тренировочных групп