Содержание:
Введение
- Спортивная тренировка и ее
особенности.
Проблемы многолетней подготовки юных
тяжелоатлетов.
Нормативная часть учебной программы
по тяжелой атлетике.
Современная система многолетней подготовки
тяжелоатлетов.
Вывод
Список
используемой литературы
Введение.
В методиках по обучению тяжелой
атлетике долгое время бытовали различные
точки зрения. Часть специалистов учила
для начала заняться жимом двумя руками,
затем толчком и наконец рывком. Научное
исследование этого вопроса дало обоснованную
теорию относительно последовательности
методологического пути в тяжелой атлетике.
По Фаламееву, классические
упражнения тяжелой атлетики следует
проделывать в 3 группы:
• рывок двумя руками;
• поднятие штанги на грудь;
• толчок штанги от груди.
При овладении соревновательными
упражнениями в тяжелой атлетике необходимо
учитывать особенности этого вида спорта.
Тяжелая атлетика имеет своей целью поднятие
максимальных тяжестей. Это требует изучения
техники соревновательных упражнений
в сочетании со снарядом.
Несоблюдение этих принципиальных
требований равнозначно овладению ошибочной
техникой движений, так как при незначительных
нагрузках динамическая нагрузка в фазах
ускорения и торможения штанги не достигает
необходимой величины. Эта комплексность
силовой способности в сочетании с техникой
является характерной чертой в учебном
процессе и требует применения ряда дополнительных
упражнений, которые необходимы специально
для развития мышц. Для развития мышечной
массы требуется и правильное питание
с повышенным содержанием белка.
Разучивание этих упражнений
(например, сгибание колен, упражнение
на растягивание и т.д.) следует параллельно
с разучиванием соревновательных упражнений.
Вместе с соревновательными упражнениями,
которые начинаются с легких грузов, постоянно
увеличивается и вес штанги, для того чтобы
в конечном итоге развить силу и освоить
соревновательную технику.
1.Спортивная тренировка
и ее особенности.
Под тренировкой принято понимать специализированный
процесс, направленный на достижение высоких
спортивных результатов в избранном виде
спорта. Цель тренировки – обеспечить
физическую, техническую, морально-волевую
и другие виды подготовленности.
Физическая подготовка направлена на
повышение функциональных возможностей
человека, развитие его физических качеств:
быстроты, силы, выносливости, ловкости
и др.; техническая подготовка—на формирование
определенных двигательных навыков и
их совершенствование, представляющих
единый тренировочный процесс.
Специалисты указывают на необходимость
более дифференцированной ОФП при тренировке
не только взрослых спортсменов, но и юных
(В.М. Зациорский, А.Н. Воробьев и др.). На
ранних этапах тренировки почти все виды
физических упражнений способствуют совершенствованию
двигательных функций спортсменов. По
мере нарастания тренированности круг
упражнений, обеспечивающих СФП, суживается
(А.В. Коробков). Тренировка в любом виде
спорта повышает общие функциональные
возможности организма, и на этом фоне
происходит развитие специфических качеств,
необходимых для достижения высоких результатов
в том виде упражнений, который является
предметом тренировки (А.Н. Крестовников).
ОФП необходима как основа развития специальной
тренированности. Эта подготовка обеспечивает
уже в юном возрасте рост результатов
не только в данном виде упражнения, но
и в других видах спорта (В.И. Шапошникова,
Н.Н. Яковлев).
Тренировочная работа с юными спортсменами
не должна быть направлена на достижение
высокого спортивного результата в первые
годы обучения. Такая форсированная подготовка
приводит, как правило, к остановке роста
результатов. Спортивную тренировку в
начальный период обучения следует проводить
с перспективой на многолетний спортивный
рост, продолжающийся и после перехода
в группу взрослых (В.П. Филин).
Разносторонняя физическая подготовка
должна учитывать особенности избранного
вида спорта. Например, как отмечает А.В.
Коробков, не всякая разносторонняя тренировка
рациональна. Действительный рост технических
результатов приносит только такая разносторонняя
тренировка, которая построена с учетом
положительного взаимодействия применяемых
средств с основными двигательными навыками.
2.Проблемы многолетней
подготовки юных тяжелоатлетов.
Современный уровень тяжелоатлетического
спорта требует организации в нашей стране
системной многолетней подготовки молодых
атлетов в наиболее оптимальные возрастные
периоды – подростковый и юношеский. Причем
такая многолетняя подготовка тяжелоатлетов
должна опираться на выявленные общие
закономерности, объективно исходящие
из процесса становления спортивного
мастерства и возрастных особенностей
развития организма.
В начальный период обучения
наибольший акцент делается на общую физическую
подготовку. Так, на ОФП, по Н.В. Зимкину,
отводится в этот период в среднем 50—80%
времени. О необходимости преимущественного
всестороннего физического развития юных
тяжелоатлетов указывалось в работах
АН. Кураченкова, Б.Е. Подскоцкого, М.Т.
Лукьянова, АН. Фаламеева, Л.С. Дворкина,
А.С. Медведева, Н.С. Ипполитова, А.С. Прилепина
и многих других.
Еще в 1982 году автором была
сделана попытка формализовать процесс
многолетней подготовки юных тяжелоатлетов
на основе имеющихся в теории и практике
тяжелоатлетического спорта знаний. Была
предложена «формула поэтапной подготовки
тяжелоатлетов» в возрастном периоде
с 12 до 22 лет. В эту формализованную систему
вошли следующие этапы: предварительная
и начальная подготовка, учебно-тренировочный
этап, этап спортивного совершенствования
и этап высшего спортивного мастерства.
Следовательно, юный тяжелоатлет, начиная
с 12 лет занятия спортом, имеет возможность
достичь к 20—22 годам этапа высшего спортивного
мастерства. Данная концепция многолетней
подготовки юных спортсменов особенно
четко обоснована в работах НА. Фомина,
В.П. Филина, М.Я. Набатниковой и в монографии
«Основы управления подготовки юных спортсменов»
под редакцией М.Я. Набатниковой.
В период начальной подготовки
(до двух лет) выраженного роста спортивной
квалификации у большинства исследуемых
нами юных тяжелоатлетов не наблюдалось.
Это объясняется тем, что применяемая
нами методика тренировки не ставила задачу
форсированного выполнения спортивных
разрядов. Так, после первого года таких
занятий 11,8% спортсменов не достигли разрядного
уровня по тяжелой атлетике; 51,3% выполнили
лишь юношеский разряд и только 35,2% – III
разряд. Причем это были спортсмены, которые
до прихода в секцию тяжелой атлетики,
как правило, занимались в течение 1—2
лет всесторонней физической подготовкой
в других секциях. Из наблюдаемых юных
тяжелоатлетов лишь один сумел выполнить
за один год II разряд (из 68 человек). В дальнейшем
число наиболее одаренных спортсменов
увеличилось: на втором году они составили
2,9% и на третьем – 8,8%. Тем не менее за первые
6 лет тренировок норму мастера спорта
выполнили лишь 2,9% от общего числа занимающихся.
Рост спортивной квалификации
юных тяжелоатлетов (%):
При массовой спортивной подготовке
в тяжелой атлетике в подростковом и юношеском
возрасте вовсе не обязательно ставить
задачу выполнения разрядного норматива
любой ценой. Этот процесс должен идти
естественным путем, без форсирования,
так как главная задача этого периода
– повышение уровня физической подготовки,
в частности силовых возможностей. Для
отдельных одаренных атлетов оптимальным
темпом прироста спортивной квалификации
до уровня I разряда и КМС следует считать
одну ступень в год. Этому условие отвечали
35,2% занимающихся, выполнивших I разряд
в первый год подготовки. Через семь лет
тренировок один спортсмен из этой группы
выполнил норматив мастера спорта международного
класса.
В качестве причин медленного
повышения квалификации большей части
исследуемых тяжелоатлетов следует считать
слабую разностороннюю подготовку на
начальном этапе специализации, слабое
здоровье в подростковом возрасте, являющееся
причиной пропуска занятий; регулярную
сгонку веса перед соревнованиями, нарушение
спортивного режима, нерегулярные тренировки
и т.д. Кроме того, немаловажную роль играет
и отсутствие хорошей материальной базы
для массовых занятий тяжелой атлетикой
и атлетизмом.
3. Нормативная
часть учебной программы по
тяжелой атлетике.
Организация учебно-тренировочного
и учебно-воспитательного процесса:
• Комплектование спортивных
групп, организация учебно-тренировочных
занятий, проведение учебно-воспитательной
работы с занимающимися осуществляется
дирекцией и тренерским советом спортивных
школ. Это является одним из наиболее ответственных
этапов организационной и методической
деятельности всего коллектива.
• Учебные группы комплектуются
из числа наиболее способных к занятиям
тяжелой атлетикой детей, подростков,
юношей и девушек, а также спортсменов,
перешедших из других видов спорта, проявивших
способности к тяжелой атлетике и отвечающих
требованиям по уровню спортивной и физической
подготовленности для поступления в спортивные
школы.
• В отдельных случаях учащиеся,
не отвечающие соответствующим требованиям,
могут быть зачислены в учебную группу
в порядке исключения по решению тренерского
совета при условии, что эти учащиеся имеют
определенный разряд и физические данные,
позволяющие достичь требуемого уровня
спортивной подготовки в течение учебного
года.
• В случае, если спортсмен
имеет более высокий разряд, чем члены
его учебной группы, и успешно справляется
с тренировочными нагрузками, он может
быть переведен на следующий год обучения
с согласия тренерского совета и с разрешения
врача.
• В случае, если спортсмен
входит в основной состав сборной команды
края (области) и выше и регулярно показывает
высокие результаты, то независимо от
возраста он может быть зачислен в группу
высшего спортивного мастерства.
• При выполнении нормативов
по спортивной подготовке необходимо
оценивать технику выполнения классических
упражнений (рывок, толчок), в первую очередь
обращая внимание на скоростно-силовые
и координационные способности.
• Наряду с нормативами по спортивной
подготовке при комплектовании учебных
групп учитывается выполнение учащимися
нормативов по общей физической подготовке.
• Набор и прием в спортивные
школы осуществляется приемными комиссиями
этих школ. Зачисление учащихся оформляется
приказом на основании протокола комиссии.
• Работа в спортивных школах
проводится круглогодично на основании
данной программы.
• Поступившие в спортивные
школы распределяются по учебным группам
с учетом возраста, уровня спортивной
и общефизической подготовленности.
4.Современная
система многолетней подготовки тяжелоатлетов.
На современном этапе развития тяжелоатлетического
спорта в нашей стране и за рубежом накоплен
огромный опыт и собран значительный научно-методический
материал, связанный с подготовкой штангистов
различной спортивной квалификации и
возраста. Мировые достижения штангистов
и их постоянный рост уже давно привели
к пониманию специалистами того, что целенаправленная
подготовка спортсменов высокого класса
в этом виде спорта может достаточно эффективно
осуществляться лишь при условии привлечения
к таким занятиям детей и подростков с
11—12 лет, а в некоторых случаях – даже
с более раннего возраста.
За последние десятилетия получены весьма
положительные результаты исследований
процесса многолетней подготовки юных
штангистов, которые в целом показали,
что при правильном, методически грамотном
подходе и эффективном контроле такие
занятия с тяжестями в данном возрастном
периоде не приводят к каким-либо неблагоприятным
последствиям в здоровье юных атлетов,
а самое главное – не задерживают рост.
Многолетняя тренировка юных тяжелоатлетов
связана с решением целого ряда проблем.
Одна из них – обоснование оптимальных
возрастных границ в системе поэтапной
подготовки спортсменов в этом виде спорта
с учетом особенностей развивающегося
организма, спортивно-педагогических
задач и социально-экономических условий
жизни общества.
Известно, что деление процесса многолетней
подготовки спортсменов во многих видах
спорта от возрастных границ существенно
не зависит. Нет такой строгой зависимости
и в тяжелоатлетическом спорте. Поэтому
отправной точкой для начала поэтапного
планирования подготовки молодых тяжелоатлетов
могут быть рекордные достижения, которые
показывают современные отечественные
атлеты в возрасте в среднем от 18 до 25 лет.
В то же время зона оптимальных достижений
тяжелоатлетов как у мужчин, так и женщин
лежит в более широких возрастных границах
– от 15 до 28—30 лет.
С учетом этого положения многолетняя
подготовка юных спортсменов должна строиться
таким образом, чтобы подготовка к этой
зоне спортивных достижений по своей продолжительности
была достаточно основательной. Как правило,
она не может быть меньше 4—5 лет (А.С. Медведев).
Наши исследования, а также исследования
зарубежных ученых позволили доказать
то, что тренировочные занятия с тяжестями
с 11—12 лет и даже с более молодого возраста,
если они учитывают возрастные особенности
растущего организма, приводят к выработке
более совершенных приспособительных
механизмов нервно-мышечной и функциональной
систем организма юных штангистов. Многолетняя
подготовка молодых тяжелоатлетов должна
быть строго ориентирована на их возрастные
возможности (в первую очередь), а также
строиться в соответствии с уровнем физической,
технической и функциональной готовности
организма.
Известно, что во многих случаях паспортный
возраст детей и подростков не всегда
соответствует биологическому. Так, наши
исследования (Л.С. Дворкин) показали, что
из 60 юных тяжелоатлетов 12 лет (а в данном
случае исследовались школьники г. Екатеринбурга
и г. Первоуральска) первой степени полового
созревания достигли 35% и второй – 5%, в
13 лет – соответственно 38 и 31%. Следовательно,
из 60 детей 12 лет 40% вступили в пубертатный
период, т.е. период полового созревания,
который характеризует подростковый возраст
(для мальчиков – 13—16 и девочек – 12—15
лет). Следовательно, эта часть исследуемых
нами юных атлетов по своей биологической
зрелости должна быть отнесена к подростковому
возрасту, а не к детскому. Можно с высокой
долей истины предположить, что еще большая
разница паспортного и биологического
возраста наблюдается у детей южных республик
(хотя таких исследований за последние
годы не проводилось).