Физическая культура (ФК), ее сущность и строение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 15:49, реферат

Краткое описание

Физическая культура - органическая часть общечеловеческой культуры, связанная с активной двигательной деятельностью. По определению доктора педагогических наук А.А. Гужаловского, ФК - область деятельности, которая удовлетворяет потребности общества по созданию физической готовности людей к различным формам деятельности. Профессор В.Н.Выдрин характеризует ФК как часть (подсистему) общей культуры человечества, которая является творческой деятельностью по освоению и созданию новых ценностей в сфере физического развития, оздоровления и воспитания людей. Цель ее - воспроизводство человека специфическими средствами; причина развития - социальные потребности.

Вложенные файлы: 1 файл

ТЕОРИЯ СПОРТА.docx

— 167.22 Кб (Скачать файл)

Физическая культура как общественное явление

 
 
 
Физическая культура представляет собой сложное общественное явление, которое функционирует на протяжении всей истории человеческого общества. Возникновение физической культуры относится к древнейшим временам. Она, как и культура в целом, является результатом общественно-исторической практики людей. В процессе труда люди, воздействуя на окружающую их природу, в то же время меняют и свою собственную природу. Необходимость подготовки людей к жизни, и, прежде всего к труду, а также к другим необходимым видам деятельности исторически обусловила возникновение и дальнейшее развитие физической культуры. 
 
Особенность  данного социального феномена состоит в том, что физическая культура, как многогранное общественное явление, не ограничивается решением задач физического развития, а выполняет и другие социальные функции общества в области морали, воспитания, этики.  
 
Физическая культура является частью общей культуры человечества и вобрала в себя не только многовековой ценный опыт подготовки человека к жизни, освоения, развития и управления во благо человека заложенными в него природой  физическими и психическими способностями, но, что не менее важно, и опыт утверждения и закалки проявляющихся в процессе физкультурной деятельности моральных, нравственных начал человека. Таким образом, в физической культуре, находят свое отражение достижения людей в совершенствовании своих как физических, так и в значительной мере психических и нравственных качеств. Уровень развития этих качеств, а также личные знания, умения и навыки по их совершенствованию составляют личностные ценности физической культуры и определяют физическую культуру личности как одну из граней общей культуры человека.

Формы физической культуры

 
 
 
Физическая культура реализуется  в таких формах, как физическое воспитание, спорт, физическая рекреация, двигательная реабилитация. Внутренним наполнением каждой из них является сочетание интеллектуального, социально-психологического и двигательного компонентов, а  также определенной системы потребностей, способностей и деятельности. Это  определяет специфику каждого компонента физической культуры, где преобладающим  моментом будет служить одухотворенность физического. Центральным системообразующим фактором, объединяющим все компоненты физической культуры, предстает физкультурно-спортивная (физкультурная) деятельность, направленная на физическое совершенствование человека.


Социальные функции спорта

Причем, между данными  социальными подсистемами Спорт - это  сложное и многогранное социальное явление. Он представляет собой одну из самостоятельных подсистем, которая  обладает своими ценностями, функциями, закономерностями развития. Однако, обладая  относительной самостоятельностью (автономностью), эта подсистема не существует изолированно от других подсистем  общества, государства. Спорт тесно  связан со всеми сторонами общественной жизни людей: политикой, идеологией, экономикой, культурой, образованием и  т.п.

Существуют, весьма многообразные и сложные взаимосвязи  и взаимоотношения (прямые и опосредованные, односторонние и двусторонние, положительные  и отрицательные и др.).

В настоящее время  не вызывает сомнения факт вовлечения государства в спорт, хотя мотивы этого вовлечения довольно разнообразны и зависят от многих факторов. Это  и тип государства, его исторические традиции, политические и социально-экономические  условия, система общественных и  культурных ценностей, демографические  и образовательные характеристики, проповедуемая религия и т.д.

Причем, действие этих мотивов оценивается по-разному  на отдельных этапах развития того или иного общества. Но главным, несомненно, является господствующая в данной стране социальная философия, которая во многом определяет существующую в стране модель спорта и организационную структуру  национального спортивного достижения, т.е. каждому историческому этапу  развития государства присуща своя спортивная модель, учитывающая перечисленные  и многие другие факторы.

Все эти факторы  вместе или отдельно влияют на присущие тому или иному обществу типы спортивной системы. Причины вовлечения государства  в спортивную сферу и приобщения человека к спорту весьма разнообразны. В их основе лежит удовлетворение и развитие определенных потребностей личности и общества. Их реализация осуществляется через различные  виды деятельности, специфичные преимущественно  для спорта, как одного из компонентов физической культуры. В процессе осуществления этих видов деятельности и раскрывается роль, значение спорта для индивида и общества, т.е. его социальные функции. Спорт по своей природе полифункционален. В этой связи, прежде всего, следует остановиться на специфических функциях спорта, объективно присущих ему и отсутствующих у других элементов физической культуры. Наиболее важными из них являются следующие функции.

Эталонная функция

Эталонная функция, которая выражается в том, что  уровень спортивных достижений служит своего рода мерилом, образцом максимального  развития спортивных способностей человека в конкретном виде спорта, а вместе с тем, и ориентиром на пути к дальнейшему  раскрытию и совершенствованию  потенциальных психофизических  резервов организма. Уровень достижений в спорте, в отличие от иных эталонов, не остается неизменным, а со временем повышается, стимулируя тем самым  мобилизацию усилий спортсменов  по самосовершенствованию своих  способностей. Особенно ярко это проявляется  в спорте высших достижений, где  наблюдается неуклонный рост мировых  рекордов, несмотря на кажущиеся пределы  человеческих возможностей.

Эвристически-прогностическая функция

Она тесно связана  с эталонной функцией и выражается, прежде всего, в том, что спорт  представляет собой тип эвристической  деятельности, т.е. деятельности творчески-поисковой, включающей моменты открытия, обнаружения  нового. В этом отношении особенно супердостиженческий спорт представляет собой гигантскую естественную творческую лабораторию, в которой изыскиваются неизвестные пути к высотам человеческих достижений. Результаты этого поиска воплощаются в новых спортивных достижениях, отражают уровень прогресса физической культуры в обществе, становятся общекультурным достоянием всего человечества. В свое время выдающийся английский физиолог, лауреат Нобелевской премии по термодинамике мышечного сокращения А.В. Хилл сказал, что наибольшее количество сконцентрированных физиологических данных о человеке содержится не в книгах по физиологии, а в мировых спортивных рекордах.

Социально-общественные функции

К социально-общественным, прежде всего, относят функцию личностно-направленного воспитания, обучения и развития. Спорт представляет большие возможности не только для физического и спортивного совершенствования, но и для нравственного, эстетического, интеллектуального и трудового воспитания. Притягательная сила спорта, высокие требования к проявлению физических и психических сил представляют широкие возможности для личностно-направленного воспитания духовных черт и качеств человека. Существенно, однако, что конечный результат в достижении воспитательных целей зависит не только и не столько от самого спорта, сколько от социальной направленности всей системы воспитания и развития. Таким образом, воспитательные возможности спорта реализуются не сами по себе, а посредством системы воспитательно-направленных отношений, складывающихся в сфере спорта.

Так как спорт включен в социально-педагогическую систему, он является также действенным средством физического воспитания, а благодаря занятиям профессионально-прикладными видами спорта становится важнейшим компонентом в трудовой и военной деятельности.

Спортивно-престижная функция

Спорт является важным факторам самоутверждения личности в обществе, поднятия международного престижа страны.

Известно, что только считанные страны способны конкурировать  с крупными державами мира в интеллектуальном, научном или техническом отношениях. В спорте же возможна победа представителя  молодой страны над самыми сильными соперниками. Такой успех олицетворяет достижения развивающегося государства  в целом, приносит ему известность  и славу, повышает интерес к нему и его авторитет на мировой  арене.

Оздоровительно-рекреативная функция

Оздоровительно-рекреативная функция проявляется в положительном  влиянии спорта на состояние и  функциональные возможности организма  человека. Особенно это ярко выражено в детском и юношеском спорте, где благотворное влияние занятий  спортом на развивающийся и формирующийся  организм неоценимо. Именно в этом возрасте закладываются основы здоровья, прививаются  навыки систематических занятий  физическими упражнениями, формируются  привычки личной и общественной гигиены. Спорт одновременно является и источником положительных эмоций, он нивелирует психическое состояние детей, позволяет  снимать умственную усталость, дает познать «мышечную радость». Особенно велика его роль в деле ликвидации отрицательных явлений гиподинамии  у детей.

Большая роль отводится  спорту и в работе с взрослым населением. Он является средством оздоровления, защиты от неблагоприятных последствий  научно-технического прогресса с  характерным для него резким уменьшением  двигательной активности в трудовой деятельности и в быту. Спорт является одной из популярнейших форм организации  здорового досуга, отдыха и развлечений. Особенно это ярко проявляется в  массовом спорте, где не ставится цели достижения высоких спортивных результатов.

Зрелищная функция

«Язык» спорта понятен  любому человеку. Поэтому спортивные состязания привлекают к себе внимание огромного числа зрителей. Они  оказывают влияние на коллективное настроение, интересы, позволяют соучаствовать  в спортивной борьбе; сплачивают значительные группы людей.

В основе зрелищной  привлекательности спорта лежит  присущая ему высокая эмоциональность, острота, напряженность, красота, честность, мужественность и бескомпромиссность борьбы за победу. С каждым годом  аудитория спортивных зрелищ расширяется. Важную роль в этом играет телевидение. Летние и зимние олимпийские игры, чемпионаты Мира и Европы смотрят  сейчас несколько миллиардов человек.

Социализации и интеграции

Функция социальной интеграции и социализации личности. Спорт является одним из мощных факторов вовлечения людей в общественную жизнь, приобщения к ней и формирования у занимающихся опыта социальных отношений. На этом основана его важная роль в процессе социализации личности.

Специфические спортивные отношения (межличностные, межгрупповые, межколлективные) так или иначе, вовлекаются в систему социальных отношений, выходящих за рамки спорта. Совокупность этих отношений составляет основу влияния спорта на личность, усвоения ее социального опыта, как в сфере спорта, так и в более широком масштабе.

Спортивное движение как массовое социальное течение  приобрело немалое значение и  в качестве одного из факторов социальной интеграции, т.е. сближения людей  и объединения их в группы, организации, союзы, клубы на основе общности интересов  и деятельности по их удовлетворению. Популярность спорта, естественная оценка спортивных успехов с престижными  интересами народа, нации, государства  делают его удобным каналом для  воздействия на массовое сознание. В современном мире этот канал  используется и в коммерческих целях.

Эстетическая функция

Спорт оказывает  огромное эстетическое воздействие  на спортсмена и зрителя. В процессе спортивных занятий у спортсменов  формируется определенные эстетические чувства, вкусы, идеалы, эстетические способности. Это находит выражение в красоте  телосложения, в красоте исполнения, артистичности и выразительности  технико-тактических приемов и  комбинаций и т.д. Зрителю спорт  дает возможность испытывать чувство  эстетического наслаждения, переживания  хода спортивной борьбы, а ощутить  красоту в спорте можно лишь обладая  развитым эстетическим чувством.

Вместе с тем, весьма существенна роль спорта в  улучшении и сохранении физических кондиций человека, в подготовке его  к трудовой и военной деятельности, в организации досуга и отдыха, в укреплении и поддержании здоровья нации.

Политические функции

Факты истории спорта свидетельствуют о его важной роли в укреплении мира и дружбы между народами, т.е. о его миротворческой функции.

Неоднократно спорт  выступал как «посол мира», помогающий перебросить мост взаимопонимания, сотрудничества и доброй воли, установить или поддержать культурные и политические связи, дружественные отношения  между различными странами и народами в условиях общей конфронтации.

Спортивные контакты используются и для своеобразного  «наведения мостов» между странами, когда планируемый проигрыш команды  одной страны создает для этой страны благоприятную политическую атмосферу. Международные спортивные соревнования содействуют установлению дружеских отношений и между  самими спортсменами. Опрос спортсменов  разных стран, проведенный в ходе международного социологического исследования «Спорт и международное взаимопонимание» (1986 г.), показал, что свыше 10% респондентов имеют более 10 друзей-иностранцев  и некоторые имеют более 30 таких  друзей.

При анализе миротворческой функции современного спорта необходимо учитывать и еще одно обстоятельство. Как показывает история спорта в  ХХ столетии, наиболее благоприятные  условия для его развития складываются при наличии мирных отношений  между государствами.

История олимпийских игр в Древней ГрецииИстория древних олимпийских игр необычайно богата. Олимпийские игры появились в IX в. до н. э. В те времена греческие государства разоряли друг друга в бесконечных войнах. Ифит, царь Элиды, прибыл в Дельфы, чтобы узнать у оракула, как ему, правителю маленькой страны, уберечь свой народ от войн и грабежей. Дельфийский оракул — его предсказания и советы считались абсолютно верными — ответил Ифиту: 
— Нужно, чтобы ты основал Игры, угодные богам! 
Ифит без промедления отправился на встречу с царём соседней Спарты, могущественным Ликургом. Очевидно, Ифит был хорошим дипломатом, по-скольку Ликург решил (а все другие правители согласились с ним), что отныне Элида — нейтральное государство. Тотчас же Ифит, чтобы доказать миролюбивые устремления и отблагодарить богов, учредил атлетические Игры: они должны были проходить в Олимпии каждые четыре года. Отсюда и название их — Олимпийские. Шёл 884 г. до н. э. 
Сначала в Играх участвовали атлеты из двух городов Элиды — Элиса и Писы. Первым в летопись Игр вошёл 776 г. до н. э. — год проведения первых общегреческих Игр. Только благодаря древнегреческой традиции — высекать имена олимпиоников на мраморных колоннах, установленных вдоль берегов реки Алфей, до нас дошло и имя первого победителя — Корэба, повара из Элиды. 
С приближением Олимпийских игр из Элиды во всех направлениях разъезжались гонцы (феоры), которые сообщали о дне празднеств и объявляли «священное перемирие». Их встречали с триумфом не только в самой Элладе, но и везде, где обосновались греки. Воины откладывали в сторону оружие и отправлялись в Олимпию. Когда посланцы всех греческих государств собирались вместе, они наверняка чувствовали свою национальную общность. 
Затем был учреждён единый календарь Олимпийских игр, которые решили проводить регулярно каждые четыре года «между жатвой и сбором винограда». Праздник атлетов, состоявший из многочисленных религиозных церемоний и спортивных состязаний, продолжался сначала один день, затем пять дней, а позже — целый месяц. Для того чтобы участвовать в Играх, полагалось «не быть ни рабом, ни варваром, не совершать преступления, ни богохульства, ни святотатства». (Варварами считались те, кто не являлся гражданином греческих государств.)

История олимпийских  игр в Древней Греции - появление  новых зрелищных состязаний

На первых 13 Играх состязались  только в стадиодромосе — беге на дистанцию 1 стадий. В 724 г. до н. э. добавился двойной бег — диаулос (на дистанцию 384,54 м). Затем, в 720 г. до н. э., на 15-й Олимпиаде, появилось пятиборье, или, как его называли греки, пентатлон, состоявший из простого бега, прыжков в длину, метания диска и копья, борьбы. Ещё через семь Олимпиад, в 688 г. до н. э., программа обогатилась кулачным боем, спустя 12 лет — состязанием колесниц и, наконец, на 33-й Олимпиаде, в 648 г. до н. э., панкратионом, самым трудным и жестоким видом соревнований. 
Выходя на кулачный бой, участники надевали на голову особый бронзовый колпак, а кулаки обматывали кожаными ремнми с металлическими шишками. Собираясь нанести удар, боец принимал меры предосторожности: защищал голову рукой; старался встать так, чтобы противника ослепляло солнце, а затем изо всех сил бил кулаком, фактически закованным в железо, по его рёбрам, лицу и туловищу. Схватка продолжалась до тех пор, пока кто-нибудь из двоих не признавал себя побеждённым. Обычно атлеты покидали поле боя обезображенными, искалеченными, истекающими кровью. Часто их выносили со стадиона полумёртвыми. 
Панкратион соединял борьбу и кулачный бой. Запрещалось пускать в ход зубы и вывёртывать или ломать пальцы противника, надевать на руки металлические нарукавники. Зато допускались любые удары, захваты, пинки, болевые приёмы, можно было опрокидывать соперника на землю и сжимать ему горло. 
Позже в программу Игр включили бег в вооружении; бег трубачей и герольдов; состязания в езде на колесницах, запряжённых мулами; соревнования для детей по борьбе, скачкам, пентатлон), а в 200 г. до н. э., на 145-й Олимпиаде, появился даже детский панкратион. 
Накануне открытия Олимпиады зрители восхищались мраморными статуями победителей предыдущих Игр, располагавшимися между стадионом и рекой Алфей. Статуи изготовляли и устанавливали на средства городов, откуда были родом новые «полубоги»: первый олимпионик Ко-рэб из Элиды; «сильнейший среди сильных» Милон из Кротона; Политес из Корины, самый быстрый атлет на 212-й Олимпиаде; Ласфен из Те-беи, бежавший 156 стадий, соревнуясь с лошадью; Никола из Акрии, которому на двух Олимпиадах принадлежало пять побед в беге, и многие другие славные атлеты. 
Юношам показывали и статуи Зевса, возвышавшиеся возле холма Крона. Каждую из этих статуй заказывали и ставили на штрафы, налагаемые на тех участников Игр, кто жульничал, пытался подкупить противника или наносил ему увечья во время соревнований. 
Олимпийские празднества начинались с восходом полной луны. Торжественная процессия направлялась к золотой статуе Зевса. Возглавляли процессию элланодики в пурпурных облачениях, за ними шли атлеты и именитые граждане. В жертву Зевсу приносили двух огромных быков, а судьи и участники состязаний давали торжественную клятву быть достойными награждения лавровым венком и пальмовой ветвью. Вечером после жеребьёвки устраивался праздник искусств. Задолго до его окончания атлеты уходили спать — полуголодные, съев по куску сыра и выпив холодной воды. 
Итак, великий день наступал. От 40 тыс. до 60 тыс. зрителей занимали места на насыпи вокруг стадиона. Трубы приветствовали приближающихся элланодиков и почётных гостей. Атлеты по очереди выходили на середину арены, чтобы представиться зрителям. Глашатай громко объявлял имя и родину каждого и трижды спрашивал: «Все ли вы, счастливые гости Олимпии, согласны, что этот атлет является свободным и достойным гражданином?». Затем начинались соревнования. 
В первый день проходили состязания по всем видам бега, во второй — в пятиборье, а в третий — в борьбе, кулачном бое и панкратионе. Четвёртый день полностью отдавали в распоряжение детям. Дистанции бега для них были в два раза короче, чем для взрослых. На пятый день устраивались гонки на колесницах, запряжённых четвёркой лошадей, и скачки на лошадях по кругу на 8 и 73 стадии (1538 и 14000 м). 
История олимпийских игр в Древней Греции очень богата напряженными и зрелищными спортивными состязаниями.

Информация о работе Физическая культура (ФК), ее сущность и строение