Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 15:49, реферат
Физическая культура - органическая часть общечеловеческой культуры, связанная с активной двигательной деятельностью. По определению доктора педагогических наук А.А. Гужаловского, ФК - область деятельности, которая удовлетворяет потребности общества по созданию физической готовности людей к различным формам деятельности. Профессор В.Н.Выдрин характеризует ФК как часть (подсистему) общей культуры человечества, которая является творческой деятельностью по освоению и созданию новых ценностей в сфере физического развития, оздоровления и воспитания людей. Цель ее - воспроизводство человека специфическими средствами; причина развития - социальные потребности.
Физическая культура как общественное явление
Физическая культура представляет
собой сложное общественное явление,
которое функционирует на протяжении
всей истории человеческого общества
Особенность данного социального феномена
состоит в том, что физическая культура,
как многогранное общественное явление,
не ограничивается решением задач физического
развития, а выполняет и другие социальные
функции общества в области морали, воспитания,
этики.
Физическая культура является частью
общей культуры человечества и вобрала
в себя не только многовековой ценный
опыт подготовки человека к жизни, освоения,
развития и управления во благо человека
заложенными в него природой физическими
и психическими способностями, но, что
не менее важно, и опыт утверждения и закалки
проявляющихся в процессе физкультурной
деятельности моральных, нравственных
начал человека. Таким образом, в физической
культуре, находят свое отражение достижения
людей в совершенствовании своих как физических,
так и в значительной мере психических
и нравственных качеств. Уровень развития
этих качеств, а также личные знания, умения
и навыки по их совершенствованию составляют
личностные ценности физической культуры
и определяют физическую культуру личности
как одну из граней общей культуры человека.
Формы физической культуры
Физическая культура реализуется
в таких формах, как физическое
воспитание, спорт, физическая рекреация,
двигательная реабилитация. Внутренним
наполнением каждой из них является
сочетание интеллектуального, социально-психологического
и двигательного компонентов, а
также определенной системы потребностей,
способностей и деятельности. Это
определяет специфику каждого компонента
физической культуры, где преобладающим
моментом будет служить одухотворенность
физического. Центральным системообразующим
фактором, объединяющим все компоненты
физической культуры, предстает физкультурно-спортивная
(физкультурная) деятельность, направленная
на физическое совершенствование человека.
Социальные функции спорта
Причем, между данными
социальными подсистемами Спорт - это
сложное и многогранное социальное
явление. Он представляет собой одну
из самостоятельных подсистем, которая
обладает своими ценностями, функциями,
закономерностями развития. Однако, обладая
относительной
Существуют, весьма
многообразные и сложные
В настоящее время
не вызывает сомнения факт вовлечения
государства в спорт, хотя мотивы
этого вовлечения довольно разнообразны
и зависят от многих факторов. Это
и тип государства, его исторические
традиции, политические и социально-экономические
условия, система общественных и
культурных ценностей, демографические
и образовательные
Причем, действие этих
мотивов оценивается по-
Все эти факторы вместе или отдельно влияют на присущие тому или иному обществу типы спортивной системы. Причины вовлечения государства в спортивную сферу и приобщения человека к спорту весьма разнообразны. В их основе лежит удовлетворение и развитие определенных потребностей личности и общества. Их реализация осуществляется через различные виды деятельности, специфичные преимущественно для спорта, как одного из компонентов физической культуры. В процессе осуществления этих видов деятельности и раскрывается роль, значение спорта для индивида и общества, т.е. его социальные функции. Спорт по своей природе полифункционален. В этой связи, прежде всего, следует остановиться на специфических функциях спорта, объективно присущих ему и отсутствующих у других элементов физической культуры. Наиболее важными из них являются следующие функции.
Эталонная функция
Эталонная функция, которая выражается в том, что уровень спортивных достижений служит своего рода мерилом, образцом максимального развития спортивных способностей человека в конкретном виде спорта, а вместе с тем, и ориентиром на пути к дальнейшему раскрытию и совершенствованию потенциальных психофизических резервов организма. Уровень достижений в спорте, в отличие от иных эталонов, не остается неизменным, а со временем повышается, стимулируя тем самым мобилизацию усилий спортсменов по самосовершенствованию своих способностей. Особенно ярко это проявляется в спорте высших достижений, где наблюдается неуклонный рост мировых рекордов, несмотря на кажущиеся пределы человеческих возможностей.
Эвристически-прогностическая
Она тесно связана с эталонной функцией и выражается, прежде всего, в том, что спорт представляет собой тип эвристической деятельности, т.е. деятельности творчески-поисковой, включающей моменты открытия, обнаружения нового. В этом отношении особенно супердостиженческий спорт представляет собой гигантскую естественную творческую лабораторию, в которой изыскиваются неизвестные пути к высотам человеческих достижений. Результаты этого поиска воплощаются в новых спортивных достижениях, отражают уровень прогресса физической культуры в обществе, становятся общекультурным достоянием всего человечества. В свое время выдающийся английский физиолог, лауреат Нобелевской премии по термодинамике мышечного сокращения А.В. Хилл сказал, что наибольшее количество сконцентрированных физиологических данных о человеке содержится не в книгах по физиологии, а в мировых спортивных рекордах.
Социально-общественные функции
К социально-общественным, прежде всего, относят функцию личностно-направленного воспитания, обучения и развития. Спорт представляет большие возможности не только для физического и спортивного совершенствования, но и для нравственного, эстетического, интеллектуального и трудового воспитания. Притягательная сила спорта, высокие требования к проявлению физических и психических сил представляют широкие возможности для личностно-направленного воспитания духовных черт и качеств человека. Существенно, однако, что конечный результат в достижении воспитательных целей зависит не только и не столько от самого спорта, сколько от социальной направленности всей системы воспитания и развития. Таким образом, воспитательные возможности спорта реализуются не сами по себе, а посредством системы воспитательно-направленных отношений, складывающихся в сфере спорта.
Так как спорт включен в социально-педагогическую систему, он является также действенным средством физического воспитания, а благодаря занятиям профессионально-прикладными видами спорта становится важнейшим компонентом в трудовой и военной деятельности.
Спортивно-престижная функция
Спорт является важным факторам самоутверждения личности в обществе, поднятия международного престижа страны.
Известно, что только
считанные страны способны конкурировать
с крупными державами мира в интеллектуальном,
научном или техническом
Оздоровительно-рекреативная функция
Оздоровительно-рекреативная
функция проявляется в
Большая роль отводится спорту и в работе с взрослым населением. Он является средством оздоровления, защиты от неблагоприятных последствий научно-технического прогресса с характерным для него резким уменьшением двигательной активности в трудовой деятельности и в быту. Спорт является одной из популярнейших форм организации здорового досуга, отдыха и развлечений. Особенно это ярко проявляется в массовом спорте, где не ставится цели достижения высоких спортивных результатов.
Зрелищная функция
«Язык» спорта понятен любому человеку. Поэтому спортивные состязания привлекают к себе внимание огромного числа зрителей. Они оказывают влияние на коллективное настроение, интересы, позволяют соучаствовать в спортивной борьбе; сплачивают значительные группы людей.
В основе зрелищной привлекательности спорта лежит присущая ему высокая эмоциональность, острота, напряженность, красота, честность, мужественность и бескомпромиссность борьбы за победу. С каждым годом аудитория спортивных зрелищ расширяется. Важную роль в этом играет телевидение. Летние и зимние олимпийские игры, чемпионаты Мира и Европы смотрят сейчас несколько миллиардов человек.
Социализации и интеграции
Функция социальной интеграции и социализации личности. Спорт является одним из мощных факторов вовлечения людей в общественную жизнь, приобщения к ней и формирования у занимающихся опыта социальных отношений. На этом основана его важная роль в процессе социализации личности.
Специфические спортивные отношения (межличностные, межгрупповые, межколлективные) так или иначе, вовлекаются в систему социальных отношений, выходящих за рамки спорта. Совокупность этих отношений составляет основу влияния спорта на личность, усвоения ее социального опыта, как в сфере спорта, так и в более широком масштабе.
Спортивное движение как массовое социальное течение приобрело немалое значение и в качестве одного из факторов социальной интеграции, т.е. сближения людей и объединения их в группы, организации, союзы, клубы на основе общности интересов и деятельности по их удовлетворению. Популярность спорта, естественная оценка спортивных успехов с престижными интересами народа, нации, государства делают его удобным каналом для воздействия на массовое сознание. В современном мире этот канал используется и в коммерческих целях.
Эстетическая функция
Спорт оказывает
огромное эстетическое воздействие
на спортсмена и зрителя. В процессе
спортивных занятий у спортсменов
формируется определенные эстетические
чувства, вкусы, идеалы, эстетические способности.
Это находит выражение в
Вместе с тем, весьма существенна роль спорта в улучшении и сохранении физических кондиций человека, в подготовке его к трудовой и военной деятельности, в организации досуга и отдыха, в укреплении и поддержании здоровья нации.
Политические функции
Факты истории спорта свидетельствуют о его важной роли в укреплении мира и дружбы между народами, т.е. о его миротворческой функции.
Неоднократно спорт выступал как «посол мира», помогающий перебросить мост взаимопонимания, сотрудничества и доброй воли, установить или поддержать культурные и политические связи, дружественные отношения между различными странами и народами в условиях общей конфронтации.
Спортивные контакты
используются и для своеобразного
«наведения мостов» между странами,
когда планируемый проигрыш команды
одной страны создает для этой
страны благоприятную политическую
атмосферу. Международные спортивные
соревнования содействуют установлению
дружеских отношений и между
самими спортсменами. Опрос спортсменов
разных стран, проведенный в ходе
международного социологического исследования
«Спорт и международное
При анализе миротворческой функции современного спорта необходимо учитывать и еще одно обстоятельство. Как показывает история спорта в ХХ столетии, наиболее благоприятные условия для его развития складываются при наличии мирных отношений между государствами.
История олимпийских игр в Древней Грец История олимпийских игр в Древней Греции - появление новых зрелищных состязанийНа первых 13 Играх состязались
только в стадиодромосе — беге на дистанцию 1
стадий. В 724 г. до н. э. добавился двойной
бег — диаулос (на дистанцию 384,54 м).
Затем, в 720 г. до н. э., на 15-й Олимпиаде,
появилось пятиборье, или, как его называли
греки, пентатлон, состоявший из простого
бега, прыжков в длину, метания диска и
копья, борьбы. Ещё через семь Олимпиад,
в 688 г. до н. э., программа обогатилась кулачным
боем, спустя 12 лет — состязанием колесниц
и, наконец, на 33-й Олимпиаде, в 648 г. до н.
э., панкратионом, самым трудным и жестоким
видом соревнований. |
Информация о работе Физическая культура (ФК), ее сущность и строение