Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 15:49, реферат
Физическая культура - органическая часть общечеловеческой культуры, связанная с активной двигательной деятельностью. По определению доктора педагогических наук А.А. Гужаловского, ФК - область деятельности, которая удовлетворяет потребности общества по созданию физической готовности людей к различным формам деятельности. Профессор В.Н.Выдрин характеризует ФК как часть (подсистему) общей культуры человечества, которая является творческой деятельностью по освоению и созданию новых ценностей в сфере физического развития, оздоровления и воспитания людей. Цель ее - воспроизводство человека специфическими средствами; причина развития - социальные потребности.
- наличие необходимого,
исправного и специально
- соблюдение занимающимися правил личной гигиены;
- соответствие
погодных условий основным
- учёт экологической
обстановки в районе места
занятий физическими
- наличие у занимающихся
соответствующей условиям
- принятие водных
процедур после занятий
Заниматься физическими
упражнениями можно только в специально
предназначенных для этого
Крайне важно
перед занятиями, на занятиях и после
них соблюдать правила личной
гигиены. На занятия или соревнования
следует приходить с хорошо вымытым
телом и ногами. Особенно строгие
требования в этом отношении предъявляются
при организации занятий
Казалось бы, все знают
о необходимости соблюдать
Правильно поставленное физическое воспитание является мощным фактором в профилактике повторных атак ревматизма, приступов бронхиальной астмы и рецидивов других заболеваний. Индивидуальный подход к учащимся, имеющим подготовительную медицинскую группу, оказывает положительный эффект на состояние нервной системы, способствует снижению заболеваемости и повышению работоспособности. Обязательными условиями при этом являются: последовательность, систематичность, постепенность повышения нагрузки, использование не только средств общей физической подготовки (по показаниям), но и средств лечебной физкультуры, индивидуальный подход, тщательный врачебный и педагогический контроль.
В настоящее время около 10% и больше учащихся отнесено к подготовительной медицинской группе. Как правило, это дети, перенесшие различные заболевания (сердечно-сосудистые, легочные, инфекционные и другие заболевания, травмы). Следствием болезни является не только отклонение от нормы в состоянии здоровья, но и общее ослабление организма, ухудшение физического развития и низкая физическая подготовленность.
Ослабленные дети быстро возбуждаются, имеют повышенную раздражительность, очень медленно все воспринимают и быстро забывают, у них неустойчивое внимание и пониженная работоспособность.
У ослабленных детей в связи с частым пропусков уроков из-за болезни недостаточно развиты навыки основных движений. Им свойственна пассивность, неуверенность в своих силах, отсутствие подтянутости и повышенная нервозность. Все это ведет к быстрой утомляемости.
В настоящее время
сложно найти класс, в котором
было бы достаточное количество учащихся,
имеющих основную медицинскую группу.
Таких учащихся в классе 3–7 человек,
а остальные имеют
У детей ослабленных или больных наблюдается, как правило, более или менее выраженная слабость мышц, понижение функции органов дыхания, а также сердечно-сосудистой и нервной систем. Учитель должен хорошо знать своих воспитанников, их функциональные возможности и диагнозы. Следует знать и рекомендации врачей: что можно, а что и нельзя выполнять таким учащимся.
Отмечая положительное
влияние систематических
Содержанием таких занятий может быть учебный материал школьной программы по физической культуре. Причем этот материал, особенно в основной части урока, должен подбираться индивидуально в соответствии с функциональными возможностями учащихся. Основным приемом при проведении занятий с ослабленными детьми является соблюдение постепенности в увеличении нагрузки, посильности упражнений, соблюдение дидактических принципов последовательности и систематичности. Однако облегчение нагрузок не должно отражаться на технике движений.
На уроках физической культуры с учащимися подготовительной медицинской группы следует сокращать количество повторений, освобождать детей от длительного бега, а общеразвивающие упражнения проводить из облегченных исходных положений. В основной части урока учащимся надо давать индивидуальные задания, проводить урок в медленном темпе. Наиболее сложные упражнения чередовать с дыхательными, бег заменять ходьбой в разном темпе, игры проводить без быстрого передвижения.
Все учащиеся подготовительной медицинской группы должны полностью овладеть двигательными умениями и навыками, предусмотренными школьной программой по физической культуре. Решающее значение следует отдавать методам обучения, которые должны использоваться с учетом индивидуальных особенностей занимающихся. Уроки можно проводить совместно со всем классом, но учащихся подготовительной группы надо выделять и давать им более легкие задания.
Они освобождаются от всех видов соревнований, от выполнения упражнений на максимальный результат, но отдельные упражнения программы для этих школьников учитель может заменять другими, наиболее адекватными их здоровью и физической подготовленности. Общие со школьниками из основной группы упражнения учащиеся подготовительной медицинской группы должны выполнять в меньшей дозировке. На уроках им предлагаются индивидуальные задания.
Основным показателем эффективности занятий следует считать перевод после года занятий детей из подготовительной группы в основную.
Однако к исключению упражнений и замене их другими, более легкими, а также к освобождению этих детей от соревнований и т.п. следует относиться как к временному этапу обучения детей подготовительной медицинской группы. По мере улучшения здоровья и физической подготовленности этих школьников методика физического воспитания должна приближаться к методике обучения здоровых детей. В противном случае такой метод работы с ними может оказать отрицательное влияние как на двигательный опыт и на развитие физических качеств, так и на их психику.
Отрицательным фактом
можно считать отстранение
Полное или даже частичное освобождение детей от занятий физической культурой усугубляет их отставание в физическом развитии и физической подготовленности и не способствует быстрому и полному выздоровлению.
По нашему мнению,
следует решительно отказываться от
вредной практики освобождения (полного
или частичного) ослабленных детей
на уроках физической культуры, и необходимо
более тщательно учитывать
Итак, методика занятий физическими упражнениями должна основываться на щадящем подходе, который учитывал бы состояние здоровья, уровень физического развития и физической подготовленности школьников подготовительной медицинской группы. Этот метод выражается в следующем:
1. Более постепенное
и последовательное изучение физических
упражнений программы по сравнению с учащимися
основной группы.
2. Индивидуализация обучения двигательным
действиям и воспитания физических качеств.
3. Меньшая интенсивность в нарастании
физической нагрузки как в одном занятии,
так и от занятия к занятию.
4. Уменьшение числа повторений упражнений
и увеличение пауз отдыха.
5. Временное исключение сдачи учебных
норм.
Другая большая школьная проблема физического воспитания – это работа с учащимися основной медицинской группы, имеющими низкую физическую подготовленность. Следует отметить, что у детей с низкой физической подготовленностью, как правило, недостаточно развиты отдельные двигательные качества: быстрота, сила, ловкость, выносливость и другие. Такие дети с трудом выполняют основные упражнения (бег, прыжки, метания, лазанье и др.). Количественные показатели при выполнении этих движений у них низкие по сравнению с большинством школьников того же возраста.
Как правило, эти дети получают недостаточную физическую нагрузку. Учащиеся с низкой физической подготовленностью, особенно в старших классах, имеют склонность как-то маскироваться, стесняясь своей неловкости и неумения. Это, в свою очередь, ведет к малоподвижности, пропускам занятий физическими упражнениями и нежеланию заниматься физической культурой.
Эти учащиеся также
нуждаются в особом внимании учителей
физической культуры. На уроках необходимо
вводить специальные
Следует считать
целесообразным организацию для
таких учащихся занятий по ОФП
в рамках дополнительного образования
во внеурочное время с целью повысить
их двигательную активность и вовлечь
в самостоятельные занятия
Методика физического воспитания данных детей может быть в основном такая же, как и для учащихся подготовительной медицинской группы.
На основании методики работы по физическому воспитанию со школьниками подготовительной медицинской группы и учащимися основной группы с низкой физической подготовленностью можно сформулировать следующие предложения для школ всех типов:
1. На уроках физической культуры организовать отделение, объединяющее школьников подготовительной медицинской группы и учащихся основной группы с низкой физической подготовленностью.
2. Организовать для таких учащихся дополнительные занятия по физической культуре во внеурочное время 1 раз в неделю по 45 минут.
3. Разработать специальные комплексы утренней гимнастики и задания на дом для самостоятельных занятий данных школьников.
4. При проведении физкультурно-оздоровительной работы с учащимися основной группы предусмотреть активное участие в них школьников подготовительной медицинской группы и детей с низкой физической подготовленностью.
5. Как самостоятельные вопросы заслушивать на педагогических советах школ вопросы физического воспитания учащихся подготовительной медицинской группы и школьников с низкой физической подготовленностью.
6. При общей оценке физического воспитания в школе принимать во внимание успехи или недостатки этой работы с детьми, имеющими отклонения в здоровье, физическом развитии и физической подготовленности.
Институтам усовершенствования
учителей следует включать вопросы
физического воспитания данных школьников
в программы научно-
Придавая большое
значение данному вопросу, необходимо
обратить внимание на материалы Коллегии
Московского департамента образования
за 1999–2000 учебный год, где отмечено,
что «подготовительная
В этих же материалах указывается допустимая физическая нагрузка и предлагаются основные рекомендации: «Занятия по учебной программе физического воспитания при условии более постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением к организму повышенных требований. Дополнительные занятия для повышения ОФП. При отсутствии противопоказаний разрешаются тестовые испытания, участие в соревнованиях учебного заведения и посещение с разрешения врача секции со значительным снижением интенсивности и объема физических нагрузок».
Наша практическая
работа с учащимися, отнесенными
по состоянию здоровья к подготовительной
медицинской группе, показала, что
они в меньшей степени
Информация о работе Физическая культура (ФК), ее сущность и строение