Эффективности учебного процесса по физическому воспитанию в подготовке курсантов-спасателей к профессиональной деятельности.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2015 в 17:43, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является экспериментальное обоснование эффективности учебного процесса по физическому воспитанию в подготовке курсантов-спасателей к профессиональной деятельности.
В работе представлены требования по физической подготовке, предъявляемые к спасателям. Рассмотрено годовое планирование занятий по физической подготовке с курсантами-спасателями. Проведено исследование, целью которого являлось:
выявить динамику развития основных физических качеств у курсантов-спасателей на протяжении всего периода обучения и подготовки к профессиональной деятельности, а также
изучить состояние здоровья курсантов-спасателей 1-5 курсов.
В ходе исследования были определены профессионально важные физические качества спасателей, а также предложены рекомендации для совершенствования процесса подготовки будущих спасателей к профессиональной деятельности.
Разработана проектно-сметная документация для строительства спортивного ядра на территории училища. Рассмотрены вопросы экономической привлекательности проекта.
Дан анализ мероприятий по обеспечению охраны труда и безопасности жизнедеятельности курсантов-спасателей при проведении занятий по физической культуре.

Содержание

Введение
1. Основной раздел № 1. Теоретические аспекты физического воспитания
1.1 Система физического воспитания в России
1.2. Физическое воспитание курсантов-спасателей УВАУГА
1.3 Содержание учебной программы
1.3.1 Учебный материал для основного и спортивного учебных отделений
1.3.2 Основные средства для развития и совершенствования физических качеств
1.4 Организация процесса физического воспитания
2. Основной раздел № 2. Особенности организации процесса физического воспитания в профессиональной подготовке курсантов-спасателей УВАУ ГА
2.1 Физическая подготовленность – показатель качества постановки физического воспитания курсантов-спасателей УВАУ ГА
2.1.1 Экспериментальное исследование
2.2 Морфофункциональное развитие курсантов—спасателей
2.2.1 Физическое развитие и его показатели
2.2.2 Экспериментальное исследование
2.3 Значение физической подготовки в освоении профессионально-прикладных учебных дисциплин
2.3.1 Профессионально-прикладная физическая подготовка
2.3.2 Профессионально-прикладные учебные дисциплины, изучаемые курсантами-спасателями в УВАУ ГА
3. Специальный раздел № 1. Инвестиционный анализ строительства спортивного ядра в УВАУ ГА
3.1 Общие положения
3.2. Расчёт экономической эффективности строительства спортивного ядра на территории УВАУ ГА
4. Специальный раздел № 2. Организация охраны труда при занятиях физической культурой
4.1 Нормативно-правовые документы по охране труда на занятиях по физической культуре
4.2 Требования безопасности при проведении занятий по физической подготовке
5. Специальный раздел № 3. Предупреждение травматизма при занятиях физической культурой и спортом
5.1 Причины возникновения спортивных травм и меры по их предупреждению
5.2 Общие принципы оказания первой медицинской помощи (ПМП)
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

file_480584.rtf

— 1.25 Мб (Скачать файл)

Спорт, таким образом, - многогранное общественное явление.

В процессе своего исторического развития он занял видное место как в физической, так и в духовной культуре общества, причем его социальная значимость продолжает стремительно возрастать.

В широком понимании спорт - это собственно соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, специфические межчеловеческие отношения и установления в сфере этой деятельности, ее общественно значимые результаты, взятые в целом. Социальная ценность спорта заключается более всего в том, что он представляет собой совокупность наиболее действенных средств и методов физического воспитания, одну из основных форм подготовки человека к трудовой и другим общественно необходимым видам деятельности, а наряду с этим - и одно из важных средств этического и эстетического воспитания, удовлетворения духовных запросов общества. Упрочения и расширения международных связей, способствующих взаимопониманию, сотрудничеству и дружбе между народами [30].

Особая действенность спорта как средства и метода физического воспитания обусловлена соревновательным характером спортивной деятельности, присущей ей направленностью к возможно высоким результатам и объективными закономерностями их достижения в процессе специальной подготовки (необходимость углубленной специализации, связанной с использованием функциональных нагрузок, возрастающих вплоть до предельных и др.). А также особенностями организации и стимулирования спорта в обществе (специфическая система поощрений за спортивные достижения - от квалификационных значков и званий до высших правительственных наград). В силу этого спорт по сравнению с другими средствами и методами физического воспитания позволяет обеспечить наивысшую степень специализированного развития определенных способностей, умений и навыков.

В интересах конкретизации представлений о соотношении физического воспитания и спорта важно наряду с изложенным учитывать, что спорт не сводится лишь к физическому воспитанию. Как уже отмечалось, он многогранное общественное явление, имеющее самостоятельное общекультурное, педагогическое, эстетическое, престижное и другие значения. В особой мере это относится к спорту высших достижений (так называемому “большому спорту”). Кроме того, ряд видов спорта вообще не является действенным средством физического воспитания или имеет к нему косвенное отношение (шахматный, авиамодельный спорт и некоторые другие виды спорта, прямо не связанные с высокоактивной двигательной деятельностью).

С другой стороны, физическое воспитание не может ограничиваться только спортом. Те же самые особенности, какие придают действенность спорту, не позволяют рассматривать его как универсальное средство физического воспитания. В связи с повышенными, нередко предельными требованиями к функциональным возможностям организма и прочими специфическими особенностями спортивной деятельности включение последней в педагогический процесс лимитируется определенным возрастом, состоянием здоровья и уровнем предварительной подготовленности воспитуемых. Система физического воспитания включает в себя кроме спорта и другие средства, предоставляющие возможности для менее “острого”, более регулируемого и избирательного воздействия (строго регламентированные физические упражнения, относящиеся к основной гимнастике, относительно простые подвижные игры, регламентированный туризм и др.). С началом специализированных занятий спортом процесс физического воспитания приобретает ряд особенностей, характеризующих его как процесс спортивной тренировки. Наряду с широкой общей физической подготовкой и профессионально-прикладными формами физической подготовки спортивная тренировка относится к числу основных направлений системы физического воспитания.

Изложенные понятия дают общее представление о физическом воспитании, его особенностях, социальных функциях и взаимосвязях с другими явлениями. Совокупность этих понятий в первую очередь характеризует физическое воспитание как общественно-педагогическое явление. Являясь неотъемлемым компонентом воспитания в широком смысле слова, физическое воспитание играет существенную роль в реализации как общепедагогических, так и специфических образовательно-воспитательных задач, продиктованных потребностями общества в целесообразном воздействии на развитие человека, необходимостью подготовки его к трудовой и другим общественно значимым видам деятельности. Специфическое содержание физического воспитания составляют физическое образование и воспитание физических качеств человека. Первое осуществляется путем обучения и связано преимущественно с формированием двигательных умений, навыков и специальных знаний; второе направлено на развитие жизненно важных свойств человеческого организма, относящихся к физическим качествам человека, которые лежат в основе его двигательных способностей (силовых, скоростных, выносливости, и т. д.) и определяют в комплексе общий уровень физической работоспособности [29].

В процессе смены поколений через физическое воспитание происходит передача накапливаемого человечеством рационального опыта использования двигательных возможностей, какими потенциально обладает человек, и обеспечивается в той или иной мере направленное физическое развитие людей. Общим прикладным результатом физического воспитания, если рассматривать его относительно трудовой и других видов практической деятельности людей, является физическая подготовленность, воплощенная в повышенной работоспособности, двигательных умениях и навыках. В этом отношении физическое воспитание можно определить как процесс физической подготовки человека к полноценной жизнедеятельности.

Таким образом, нами проанализированы понятия в системе физического воспитания. Выявлена взаимосвязь физического воспитания с физической подготовленностью, физическим развитием, физической культурой и спортом. Далее рассмотрим реализацию рассмотренных положений в высшей школе на примере подготовки специалистов службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации (СПАСОП ГА).

 

 

1.2 Физическое воспитание курсантов-спасателей УВАУ ГА

 

Физическое воспитание в УВАУ ГА является органической частью профессиональной подготовки будущих специалистов гражданской авиации. Как учебная дисциплина, обязательная для всех специальностей, она осуществляется кафедрой физической подготовки с использованием разнообразных форм урочных и внеурочных занятий на протяжении всего периода обучения в училище [10].

От каждого будущего пилота, диспетчера или спасателя требуется не только хорошее здоровье и разностороннее физическое развитие, но и владение знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими сознательное и правильное применение разнообразных средств физической культуры и спорта в режиме профессионального труда и отдыха с целью повышения и сохранения на высоком уровне их работоспособности. Кроме того, каждая специальность требует воспитания специфических физических и психофизических качеств, необходимых в будущей профессиональной деятельности. Особенно важными профессиональными качествами выпускников нашею училища являются сила, выносливость, внимание, быстрота ceнсомоторныx реакции, быстрота оперативного мышления, точность и координация движений, устойчивость к неблагоприятным факторам профессиональной деятельности. Для воспитания этих качеств можно использовать все виды физических упражнений. Наиболее эффективными их них являются спортивные игры, легкая атлетика, гимнастика, плавание, лыжный спорт, туризм.

Цели и задачи физического образования курсантов

Целью физического образования курсантов училища является обеспечение готовности к быстрому и качественному овладению выбранной профессией, перенесению нервно-психических нагрузок, повышение устойчивости организма к воздействию негативных факторов, встречающихся в процессе обучения, а также формирование физической культуры личности.

Процесс занятий физической культурой предусматривает решение следующих воспитательных, образовательных и оздоровительных задач:

- понимание социальной роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;

- знание научно-биологических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

- формирование мотивационно-целостного отношения к физической культуре и установки на здоровый образ жизни, физическое самосовершенствование и воспитание потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

- овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре;

- обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность курсанта к будущей профессии;

- приобретение опыта использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей [10].

Физическая культура как учебный предмет

Физическое воспитание в УВАУ ГА представляет собой систему взаимосвязанных и дополняющих друг друга мероприятий. Основу составляет учебный предмет «Физическая культура» со своими задачами, теоретическим и практическим курсом. В систему физического воспитания курсантов также входят физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня и спортивно-массовая работа во внеурочное время.

Основными законодательными, инструктивными и программными документами, определяющими содержание, обязательность и объем учебной дисциплины «Физическая культура» в УВАУ ГА, являются: Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29.04.99 № 180-ФЗ, приказ Министерства образования Российской Федерации «Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования» от 01.12.99 № 1025, Примерная программа дисциплины «Физическая культура» (2000), Руководство по физической подготовке летного состава авиапредприятий и курсантов летных училищ гражданской авиации (1985), Инструкция по организации и содержанию работы кафедр физического воспитания высших учебных заведений, утверждена приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 26.07.94 № 777 [34].

Формы процесса физического воспитания

Процесс физического воспитания курсантов осуществляется во время учебных и внеурочных занятий на протяжении всего периода обучения в училище.

Учебные занятия:

- теоретические и практические;

- индивидуальные.

Внеурочные занятия:

- физические упражнения в режиме учебного дня;

- занятия в спортивных клубах, секциях, группах по интересам;

- самостоятельные занятия физическими упражнениями, спортом и туризмом;

- массовые оздоровительные физкультурные и спортивные мероприятия.

Использование различных форм в процессе физического воспитания создает условия, обеспечивающие выполнение курсантами 6-8 часового научно обоснованного недельного объема активной двигательной деятельности, необходимой для нормального функционирования организма.

Теоретические и практические учебные занятия являются основной формой физического воспитания курсантов, плановая учебная нагрузка распределяется по семестрам в соответствии с таблицей 1.1. Эти занятия предусматриваются в учебных планах по всем специальностям в объеме не менее 4-х часов в неделю и включаются в сетку часов расписания в течение всего периода обучения курсантов сверх установленного недельного объема учебной нагрузки. При составлении учебного расписания по предмету «Физическая культура» двухразовые занятия по два академических часа планируются равномерно в течение недели [27].

 

Таблица 1.1. Распределение разделов программы по семестрам

Виды занятий

Семестры

Всего часов

1

2

3

4

5

6

7

8

Аудиторные занятия

50

102

50

102

22

18

26

38

408

 Из них:

Лекции

-

14

-

6

2

-

-

4

26

Практические занятия

50

88

50

96

20

18

26

34

382

 Из них:

- лёгкая атлетика

24

30

24

30

12

-

6

-

126

 - гимнастика

16

-

14

-

8

-

12

-

50

 - баскетбол

10

16

12

12

-

-

-

-

50

 - лыжные гонки

-

30

-

30

-

10

-

20

90

 - плавание

-

12

-

16

-

-

-

-

28

 - туризм

-

-

-

8

-

-

-

-

8

 - волейбол

-

-

-

-

-

8

8

-

16

 - футбол

-

-

-

-

-

-

-

4

4

 - гандбол

-

-

-

-

-

-

-

2

2

 - настольный теннис

-

-

-

-

-

-

-

4

4

 - бадминтон

-

-

-

-

-

-

-

4

4

Итого по учебному плану

50

102

50

102

22

18

26

38

408

Информация о работе Эффективности учебного процесса по физическому воспитанию в подготовке курсантов-спасателей к профессиональной деятельности.