Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2012 в 10:20, контрольная работа
Зарождение древнегреческой философии: условия и предпосылки. Этапы развития. Основные проблемы и школы античной философии. Проблемы античной философии.
Refstar.Ru Рефераты | Добавить в избранное |
begun |
Все темы рефератов / Философия /
Античная философия
АКАДЕМИЯ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ТЕМЕ «АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ»
1 «А» КУРСА ФАКУЛЬТЕТА ПРАВА
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ – ХОЗ. ПРАВО
1. Зарождение древнегреческой
философии: условия и
Античная философия возникла и жила в «силовом поле», полюсами
которого являлись, с одной стороны, мифология, а с другой –
формирующаяся именно в Древней Греции наука.
Скачок в развитии
производительных сил
к железу, появление товарно-денежных отношений, ослабление родоплеменных
структур, возникновение первых государств, рост оппозиции традиционной
религии и ее идеологам в лице сословия жрецов, критика нормативных
нравственных установок
и представлений, усиление
научных знаний – вот некоторые факторы, их которых складывалась духовная
атмосфера,
В античной Греции философия формируется в тот период, когда смысл
человеческой жизни, ее привычный строй и порядок оказываются под угрозой,
когда прежние традиционно-мифологические представления рабовладельческого
общества обнаруживают свою недостаточность, свою неспособность
удовлетворять новые
Кризис мифологического сознания был вызван рядом причин. Главную роль
здесь сыграло экономическое развитие Греции, экономический подъем в IX –
VII веках до н.э.: расширение торговли и судоходства, возникновение и
расширение греческих колоний, увеличение богатства и его
перераспределение, рост народонаселения и прилив его в города. В
результате развития торговли, мореходства, колонизаций новых земель
расширялся географических горизонт греков, Средиземное море стало
известным до Гибралтара,
куда достигали ионийские
самым гомеровское представление о Вселенной обнаружило свою
неадекватность. Но самым важным было расширение связей и контактов с
другими народами, открытие прежде незнакомых грекам обычаев, нравов и
верований, что наводило на мысль об относительности, условности их
собственных социальных и политических установлений. Эти факторы
способствовали социальному расслоению и разрушению прежних форм жизни,
вели к кризису традиционного уклада и к утрате прочных нравственных
ориентиров.
В Греции в VI веке до н.э. происходит постепенное разложение
традиционного типа
разделение сословий, каждое из которых имело свой веками устоявшийся
уклад жизни и передавало как этот уклад, так и свои навыки и умения из
поколения в поколение. В качестве той формы знания, которая была общей
для всех сословий, выступала мифология; и хотя каждая местность имела
своих собственных богов, по характеру своему и способу отношения к
человеку эти боги
Социально-экономические изменения, происходившие в VII – VI веках до
н. э., вели к разрушению сложившихся форм связи между людьми и требовали
от индивида выработки
новой жизненной позиции.
ответов на это требование. Она предлагала человеку новый тип
самоопределения: не через привычку и традицию, а через собственный разум.
Философ говорил своему ученику: не принимай все на веру — думай сам. На
место обычаев приходило образование, место отца в воспитании занимал
учитель, а тем самым
и власть отца в семье
К социокультурным предпосылкам возникновения античной философии
прежде всего можно отнести поэмы Гомера и творчество гномических поэтов
VII-VI вв. до н.э. (от «гнома» – изречение, греческое – стихотворный
афоризм), создававших стихотворные афоризмы.
Протофилософское значение гомеровского эпоса можно выразить в
следующих позициях: Гомеровские поэмы структурированы в соответствии с
чувством гармонии, пропорции, меры, которые впоследствии в контексте
философии станут онтологическими принципами; Гомеровский стих
обнаруживает подлинное искусство мотивации, то есть поэт не просто
излагает факты, а находит им объяснение, отыскивает их причины и мотивы.
Данный способ изложения фактов подготовил греческую ментальность к
восприятию философии, которая тоже будет искать истоки, основания вещей;
Гомеровский эпос представляет
реальность мифопоэтическими
во всей ее полноте. Имплицитно гомеровский стих содержит вопрос: какова
роль человека в универсуме? Вопрос, который станет «классическим»
вопросом греческой философии.
Философия также будет
реальность во всей ее
полноте, но в форме
К социокультурным предпосылкам античной философской мысли можно,
конечно же, отнести и общественную религию, орфические мистерии. В
греческой религии различают
две формы: публичную и
определенной части собственного содержания они совпадают, но порой
антиномичны, к примеру, в интерпретации понятий смысла жизни,
предназначения, судьбы, человека. При этом для интерпретации генезиса
философии важнее рассмотрение религии мистерий. По мнению Б. Рассела,
именно благодаря религиозным
мистическим сообществам «
философии как образа жизни (way of life)».
Публичная религия представлена поэмами Гомера и Гесиода. Боги этой
религии –
религия натуралистична. Свой
характер она передает и
природу есть константа греческой мысли.
Возникнув в конце VII – начале VI в. до н.э., древнегреческая
философия до конца своего развития, пресекшегося в VI в. н.э., оставалась
характерным, своеобразным и значительным явлением культурной жизни
античного общества. Она
возникла в греческих городах-
рубеже VII–VI вв. до н. э. Сначала на западном побережье Малой Азии (в
Ионии), затем в греческих городах Южной Италии, в прибрежных греческих
городах острова Сицилия и, наконец, в собственно Греции – в Афинах (V в.
до н. э.). Испытав период блестящего расцвета в VI–V вв. до н. э.,
философия античной Греции продолжала развиваться в эпоху образования
монархии Александра
затем под властью Римской империи и в период разделения ее – в Восточной
империи – вплоть до начала VI в. н. э.
Греческие философы принадлежали в большинстве к различным слоям
«свободных», то есть по преимуществу рабовладельческого класса. Их
общественно-политические, нравственные и педагогические учения выражали
взгляды и интересы этого класса. Тем не менее в разработке даже этих
вопросов, а особенно в разработке основ философского мировоззрения,
древние греки создали учения, высокого поднимающиеся над тесным
историческим горизонтом рабовладельческого общества.
Основоположником древнегреческой философии считается Фалес (ок.625-
547гг. до н.э.), а его продолжателями были Анаксимандр (ок.610-546гг.
до н.э.) и Анаксимен (ок.585-525 гг. до н.э.).
Древнегреческая философия возникла не как область специальных
философских исследований, а в неразрывной связи с зачатками научных
знаний – математических и естественнонаучных, в связи с зачатками
политических знаний, а также
в связи с мифологией и
эпоху так называемого эллинизма, начиная с III в. до н.э., некоторые
науки, прежде всего
области исследования. Однако
и после этого
продолжает развиваться
как мировоззрение,
вопросы собственно
естественных и общественных[2]
Философия Древнего Рима возникла в конце республиканского периода
Рима (II–I вв. до н. э.) и развивалась параллельно с греческой философией
– во времена Римской империи приблизительно до времени ее падения (конец
V – начало VI в. н. э.).
Характерная особенность древнегреческой философии состоит прежде
всего в противопоставлении философских размышлений практической
деятельности, в ее своеобразном
отношении к мифологии.
в VII–IV вв. до н. э. шло от мифологии и религии к науке и философии.
Важным звеном и условием этого развития оказалось усвоение греками
научных и философских понятий, выработанных в странах Востока – в
Вавилоне, Иране, Египте, Финикии. Особенно велико было влияние
вавилонской науки – математики, астрономии, географии, системы мер.
Космология, календарь, элементы геометрии и алгебры были заимствованы
греками от их
Постепенно в античной философии возникает два основных типа
философского мировоззрения – материализм и идеализм. Их борьба составляет
основное содержание философского развития во все последующее время.
Одновременно возникает
противоположность двух
диалектики и метафизики.
V в. до н.э. был временем дальнейшего развития греческой науки и
философии, которые по-прежнему оставались тесно связанными. В этот
период дальнейшего развития античного общества и государства,
происходившего в условиях ожесточенной классовой и политической
борьбы, возникают также
политические теории и
2. Этапы развития. Основные проблемы и школы античной философии.
Этапы развития.
О периодизации
античной философии пишут
Чанышев А.Н. (Курс лекций по древней философии, М.,1981г.), Смирнов И.Н.,
Титов В.Ф. («Философия», М.,1996г.), Асмус В.Ф. (История античной
философии М., 1965г.), Богомолов А.С. («Античная философия», МГУ,
1985г.). Для удобства анализа необходимо привлечь более лаконичную
периодизацию, представленную Смирновым И.Н. Так, он отмечает, что при
анализе греческой философии в ней выделяют три периода: первый – от
Фалеса до Аристотеля, второй – греческую философию в римском мире и,
наконец, третий –
История греческой философии представляет собой общий и вместе с тем
живой индивидуальный образ духовного развития вообще. Первый период по
преобладающим в нем интересам можно назвать космологическим, этико-
политическим и этико-религиозно философским. Абсолютно все ученые-
философы отмечают, что этот период развития античной философии был
периодом натурфилософии. Своеобразной чертой античной философии была
связь ее учений с учениями о природе, из которых в последствии развились
самостоятельные науки: астрономия, физика, биология. В VI и V вв. до н.э.
философия еще не существовала отдельно от познания природы, а знание о