Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2012 в 10:20, контрольная работа
Зарождение древнегреческой философии: условия и предпосылки. Этапы развития. Основные проблемы и школы античной философии. Проблемы античной философии.
поиски продолжил великий афинский философ Сократ (ок. 470 – 399 годы до
н.э.), сперва ученик софистов, а затем их критик. Различие Сократа от
софистов в том, что мерилом при оценке поступков для него служит
соображение, какими мотивами определяется решение, что полезно и что
вредно. Мысли Сократа послужили основой для развития большинства
последующих философских школ, которые основывали его ученики, в том числе
и Академия Платона. Суть
собственной философии он
«Я знаю только одно, что я ничего не знаю». В своих беседах Сократ не
отвечает на вопросы, он ставит их, искусстно побуждая собеседника к
самостоятельному поиску истины. А когда тот, казалось бы, близок к ней,
находит новые аргументы и доводы, чтобы показать тщетность этих попыток.
Основной философский интерес Сократа сосредотачивается на вопросе о том,
что такое человек, что такое человеческое сознание. «Познай самого себя»
– любимое изречение Сократа.
Платон объединил в своем учении ценности двух своих великих
предшественников: Пифагора и Сократа. У пифагорийцев он воспринял
искусство математики и идею создания философской школы, которую он
воплотил в своей Академии в Афинах. Учениками Платона были
преимущественно «холеные
молодые джентльмены» из
(можно вспомнить хотя
бы самого известного его
занятий была построена Академия в живописном уголке на северо-западной
окраине города. Знаменитая
философская школа
конца античности, до 529 года, когда византийский император Юстиниан
закрыл ее. Хотя Платон, подобно Сократу, и считал, что взимание платы за
мудрость ничем не лучше взимания платы за любовь, и так же, как и он,
называл софистов «проститутами от философии» за то, что они требовали
деньги с учеников, это не мешало Платону принимать богатые подарки и
всяческую помощь от сильных мира сего. У Сократа Платон научился и
сомнению, и иронии, и искусству беседы. Диалоги Платона пробуждают
интерес и учат размышлению над весьма серьезными проблемами жизни,
которые не сильно изменились за две с половиной тысячи лет. Наиболее
значимыми в философии Платона являются представления об Идеях,
Справедливости и Государстве. Он пытался сочетать философское и
политическое. Он готовил
в своей школе правителей-
править справедливо, исходя из принципов общего блага.
В 335 г. до н.э. Аристотель, ученик Платона, основал собственную
школу – Ликей, или Перипат, отличавшуюся исключительно философской
направленностью. Однако стройную систему Аристотеля тяжело синтезировать
по его работам, представляющими из себя зачастую сборники лекций и
курсов. Одним из самых важных результатов деятельности Аристотеля в
политике было воспитание Александра Македонского. На развалинах Великой
Империи возникли
Если прежние этические учения видели главное средство нравственного
совершенствования индивида
в его включенности в
теперь, напротив, философы
считают условием
жизни освобождение человека от власти внешнего мира, и прежде всего – от
политически-социальной сферы. Такова в значительной мере установка школы
стоиков. Эта школа, основанная Зеноном в конце IV в. до н.э.,
существовала еще во времена
Римской империи. Философия
просто наука, но прежде всего жизненный путь, жизненная мудрость. Только
философия в состоянии научить человека сохранять самообладание и
достоинство в трудной ситуации, сложившейся в эпоху эллинизма, особенно в
поздней Римской Империи, где разложение нравов в первые века новой эры
достигло высшей точки. Свободу от власти внешнего мира над человеком
стоики считают главным
достоинством мудреца; сила
есть раб собственных страстей. Настоящий мудрец, согласно стоикам, не
боится даже смерти; именно от стоиков идет понимание философии как науки
умирать. Главной идеей стоицизма является покорность судьбе и фатальность
всего сущего. Зенон так говорил о стоике: «Жить последовательно, то есть
согласно с единым и
гармоническим жизненным
непоследовательно,
примирись с роком, не сопротивляйся ему – вот одна из заповедей Сенеки.
Полный отказ от социального активизма в этике встречается у
знаменитого материалиста Эпикура (341 – 270 годы до н.э.). Наиболее
известным из римских эпикурейцев был Лукреций Кар (ок. 99 – 55 годы
н.э.). Отдельный человек, а не общественное целое – вот отправной пункт
эпикуровской этики. Тем самым Эпикур пересматривает определение человека,
данное Аристотелем. Индивид – первичен; все общественные связи, все
отношения людей зависят от отдельных лиц, от их субъективных желаний и
рациональных соображений пользы и удовольствия. Общественный союз,
согласно Эпикуру, не высшая цель, но лишь средство для личного
благополучия индивидов; в этом пункте Эпикур оказывается близок к
софистам. В 306 г. до н.э. в Афинах он основал школу. В отличие от
стоической, эпикурейская этика гедонистична: целью человеческой жизни
Эпикур считал счастье, понимаемое как удовольствие. Однако подлинное
удовольствие Эпикур видел вовсе не в том, чтобы без всякой меры
предаваться грубым
мудрецов, он был привержен идеалу меры. Высшим удовольствием считалось,
как и у стоиков, невозмутимость духа (атараксию), душевный покой и
безмятежность, а такое состояние может быть достигнуто только при
условии, что человек научиться умерять свои страсти и плотские влечения,
подчиняя их разуму. Особенно
много внимания эпикурейцы
суевериями, в том числе и с традиционной греческой религией[5].
3. Творчество
Платона и Аристотеля –
мировой культуры.
Платон и Аристотель
создавали свои философские
великих потрясений, происходивших в современном им обществе. С этой
точки зрения было бы интересно, изучая философские и политические
взгляды Платона и Аристотеля,
рассматривать мировоззрения
не в законченном виде, а проследить за их развитием, за тем, как бурные
события общественной жизни
в эпоху Платона и
отражение в становлении их философских систем.
Вопрос о тысячелетней
значимости Платона возникает
соприкоснулся с его мировоззрением и с художественным стилем его
произведений. Интерес к древнегреческому философу Платону, к его
творчеству не ослабевает, быть может, даже усиливается в наше время. Во-
первых, мнение даже самого обыкновенного человека, жившего две с
половиной тысячи лет назад, интересно само по себе. Конечно, интерес
многократно усиливается, если этот человек – Платон. «... Платон – один
из учителей человечества. Не будь его книг, мы не только хуже понимали
бы, кем были древние греки, что они дали миру, – мы хуже понимали бы
самих себя, хуже понимали бы, что такое философия, наука, искусство,
поэзия, вдохновение, что
такое человек, в чем
свершений»[6], – писал В.Ф. Асмус. Платон – первый в Европе
последовательный
философии. Объективный идеализм Платона есть учение о самостоятельном
существовании идей как общих и родовых понятий. Платон является первым в
Европе философом, заложившим основы объективного идеализма и
разработавшим его в целостном виде. Мир по Платону и не телесный космос,
лишенный индивидуальности, и не отдельные материальные вещи, наполняющие
Вселенную. Прекрасный, материальный космос, собравший множество
единичностей в одно
бесконечными физическими силами, но зато он управляется законами,
находящимися вне его, за его пределами. Это самые общие закономерности,
по которым живет и развивается весь космос. Они составляют особый
надкосмический мир и называются у Платона миром идей. Увидеть их можно не
физическим зрением, а умственным, мысленно. Идеи, управляющие
Вселенной, первичны. Они определяют жизнь материального мира. Мир идей
находится вне времени, он не живет, а пребывает, покоится в вечности. И
самая высшая идея идей
– это абстрактное благо,
красоте. Платоновский
признает существование вполне реального, независимого от сознания
человека, то есть объективного идеального бытия. Платон создал теорию
общего как закона для единичного, теорию необходимых и вечных
закономерностей природы и общества, противостоящую их фактическому
смешению и слепой нерасчлененности, противостоящую всякому донаучному
пониманию. Именно эта сторона учения Платона об идеях в значительной мере
обусловила его тысячелетнюю значимость в истории человеческой мысли.
Ученик Платона
Аристотель развил и
своего учителя. На путях
художественного осмысления
пришлось столкнуться с тем искаженным пониманием Платона, что идеи резко
противопоставлены миру вещей. На первый план выдвигались идеи вещей,
существующие где-то в недосягаемых небесах, а вещи оказывались брошенными
в мир без всякого их идейного наполнения. По мнению Аристотеля, в
реальном бытии совершенно невозможно оторвать одно от другого и
устанавливать резкое
Аристотель сам не отрицал
роли идей в осмыслении
становясь на путь критики
крайнего идеализма, свое
идеях пытался использовать исключительно ради жизненных целей и ради
понимания всей действительности как художественного произведения,
пронизанного глубочайшим идейным смыслом. Аристотель создает первую в
истории систему логики – силлогистику, главную задачу которой он видит в
установлении правил получения достоверных выводов из определенных
предпосылок. Центр аристотелевской логики составляет учение об
умозаключениях и доказательствах, основанных на отношениях общего и
частного. Формальная логика,
созданная Аристотелем, на
веков служила главным
средством научного
Небывалый размах и расцвет философской мысли Платона и Аристотеля
всегда соединялся у них с весьма активной политической
деятельностью. Как истые греки, они были бесконечно преданы своим
патриотическим интересам и всеми силами хотели сохранить Грецию
именно периода ее классики. Но уже тут им пришлось столкнуться с
весьма суровой судьбой греческого классического полиса, быстро
шедшего к своей неминуемой гибели. Система политических взглядов
изложена у Аристотеля более богато и развернуто, чем у Платона. В
трудах Аристотеля можно найти описание около 420 существовавших в
его время законодательных систем и государственных устройств.
Аристотель, в отличие от Платона, не замыкается на
построении какого-то наилучшего государственного устройства,
а рассматривает основные принципы функционирования государства,
описывая при этом несколько типов как положительных, так и
отрицательных, по его мнению, государственных систем. Платон в свою