Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2012 в 10:20, контрольная работа
Зарождение древнегреческой философии: условия и предпосылки. Этапы развития. Основные проблемы и школы античной философии. Проблемы античной философии.
природе – отдельно от философии. Космологическое умозрение VII и VI
столетий до н.э. поднимает вопрос о последнем основании вещей. Таким
образом появляется понятие мирового единства, которое противостоит
множеству явлений и через которое пытаются объяснить связь этого
множества и многообразия, а также закономерность, проявляющуюся прежде
всего в самых общих
космических процессах, в
звезд. Простейшая форма есть понятие единого мирового вещества, из
которого в вечном движении происходят вещи и в которое они опять
превращаются.
Второй период греческой философии (V-VI в. до н.э.) начинается
постановкой антропологических
проблем. Натурфилософское
границ, за которые оно в то время не могло выйти. Данный период
представлен софистами, Сократом и сократиками. В своей философской
деятельности Сократ
оракулами: «необходимостью каждому познать самого себя и тем, что ни один
человек ничего не знает достоверно и только истинный мудрец знает, что он
ничего не знает». Сократом
завершается натурфилософский
древнегреческой философии и начинается новый этап, связанный с
деятельностью Платона и Аристотеля. Платон далеко переступает за границы
сократовского духа. Платон – сознательный и последовательный объективный
идеалист. Он первый среди философов поставил основной вопрос философии,
вопрос о соотношении духа и материи. Строго говоря, о философии в Древней
Греции со значительной степенью определенности можно говорить, только
начиная с Платона.
Третий период античной философии – век эллинизма. Сюда относятся
стоики, эпикурейцы, скептики. Он включает в себя период раннего эллинизма
(III-I вв. до н.э.) и период позднего эллинизма (I-V вв. н. э.). Культура
раннего эллинизма характеризовалась прежде всего индивидуализмом,
обусловленным освобождением человеческой личности от политической,
экономической и моральной зависимости от полиса. Главным предметом
философского исследования становится субъективный мир личности. В период
позднего эллинизма были доведены до логического завершения основные
тенденции развития античной философской мысли. Произошел как бы возврат к
идеям классики, к ее философским учениям о бытии (неопифагореизм,
неоплатонизм), но возврат, обогащенный знанием субъективного мира
личности. Взаимодействие с
восточными культурами в
империи привело философскую мысль к частному отходу от рационализма и
обращению к мистицизму. Философия позднего эллинизма, освобождаясь от
свободомыслия раннего
религиозного постижения мира.
Проблемы античной философии.
Совокупную проблематику античной философии можно тематически
определить следующим образом: космология (натурфилософы), в ее контексте
тотальность реального виделась как “physis” (природа) и как космос
(порядок), основной вопрос при этом: «Как возник космос?»; мораль
(софисты) была определяющей темой в познании человека и его специфических
способностей; метафизика (Платон) декларирует существование
интеллигибельной реальности, утверждает, что реальность и бытие
неоднородны, причем мир идей выше чувственного; методология (Платон,
Аристотель) разрабатывает проблематику генезиса и природы познания, при
этом метод рационального поиска понимается как выражение правил
адекватного мышления; эстетика
разрабатывается как сфера
искусства и прекрасного самого по себе; проблематика протоаристотелевской
философии может быть сгруппирована как иерархия обобщающих проблем:
физика (онтология-теология-физика-
этика; и в завершение эпохи античной философии формируются мистико-
религиозные проблемы, они характерны для христианского периода греческой
философии.
Необходимо отметить, что в русле античной способности воспринимать
этот мир философски теоретическая философская мысль представляется
наиболее важной для последующего становления философского познания. По
крайней мере, доктрина философии как жизни в настоящее время претерпела
существенное изменение: философия – это уже не просто жизнь, а жизнь
именно в познании. Разумеется, что сохраняют свое значение и элементы
практической философии,
развивающие идеи античной
идеи этики, политики, риторики, теории государства и права. Таким
образом, именно теорию можно считать тем философским открытием
античности, которое определило
не только мышление
но и его жизнь. И без сомнения, «обратное влияние» механизмов познания,
порожденных древнегреческим сознанием, очень сильно сказалось на самой
структуре сознательной жизни человека. В этом смысле, если теория как
принцип организации познания и его результатов вполне выверена, то ее
«обратное» воздействие
как реверсивного принципа
не вполне ясно.
Школы античной философии.
По подсчетам римских историков, в Древней Греции было 288 философских
учений, из которых помимо великих философских школ выделяется учение
киников и киренских философов. В Афинах существовало четыре большие
школы: Академия Платона, Ликей Аристотеля, Портик (стоическая школа) и
Сад (эпикурейская школа).
Ионийская (или
милетская, по месту
натурфилософская школа. Как считает Чанышев А.Н., «Ионийская философия –
это протофилософия. Для нее характерно еще отсутствие поляризации на
материализм и идеализм…,
наличие многих образов
элементов антропоморфизма, пантеизма, отсутствие собственно философской
терминологии, представление физических процессов в контексте моральной
проблематики»[3]. Но ионийская философия уже философия в основном смысле
этого слова, потому что уже ее первые творцы – Фалес, Анаксимандр,
Анаксимен – стремились понять то или иное начало как субстанцию (вода,
воздух, огонь и т.д.). Их первоначало всегда одно (в этом смысле
ионийские философы – монисты), оно вещественно, но также разумно, даже
божественно. Каждый из философов в качестве этого начала определял одну
из стихий. Фалес –
основатель милетской, или
философской школы. Он был одним из родоначальников философии и
математики, первым сформулировал геометрические теоремы, изучал
астрономию и геометрию у египетских жрецов. Фалес стал основателем
натурфилософии и сформулировал две ее основные проблемы: начала и
всеобщего. Началом он полагал воду, в которой покоится земля, а мир
считал наполненным богами, одушевленным. Также Фалес разделил год на 365
дней. Гераклит говорил, что все рождается из огня путем разрежения и
сгущения и через определенные
периоды сгорает. Огонь
противоположностей в космосе и его постоянное движение. Также Гераклит
ввел понятие Логоса (Слова) – принципа разумного единства, который
упорядочивает мир из противоположных начал. Логос управляет миром, и
познать мир можно только через него. Анаксимандр (610 – ок. 540 годы до
н.э.) считал началом всего бесконечную природу – нечто среднее между
четырьмя элементами. Он говорил, что возникновение и уничтожение миров
представляет вечный
ученик Анаксимандра, считал первоначалом воздух. Разрежаясь, воздух
становится огнем, сгущаясь – ветром, водой и землей. Анаксагор, ученик
Анаксимена, ввел понятие Нуса (Ума), организующего космос из смеси
беспорядочных стихий. С ионийской школой связывают зарождение основ
астрономии, математики, географии, физики, биологии и др. наук.
Независимо от
этих древних малоазиатских
колониях греков выступают мыслители, проникнутые той же идеей мирового
единства. К ним относятся прежде всего Пифагор и его ученики, которые
исследовали мировое целое. Они замечали прежде всего правильность в
движении небесных тел и от них пытались перенести эту правильность на
земные явления, явления физического и морального миров. Пифагорейская
школа была основана Пифагором в Кротоне (Южная Италия) и просуществовала
до начала IV в. до н.э., хотя гонения на нее начались практически сразу
после смерти Пифагора в 500 г. до н.э. По сути, это было религиозно-
философское аристократическое братство, оно имело большое влияние на
греческие полисы Южной
Италии и Сицилии. Союз
и высокой нравственностью. Однако и облик, и поведение были лишь
следствием взглядов философов
подразумевавших в здешней, земной жизни определенное воспитание.
Пифагорейская школа положила начало математическим наукам. Числа
понимались как суть всего существующего, им придавался мистический смысл.
Основу пифагорейской
Эти четыре числа описывают все процессы, происходящие в мире. Им мировой
порядок представлялся в виде господства чисел; и в этом смысле они
переносят на мир, «как целое, понятие космос, первоначально означавшее
порядок, украшение». Если
задать себе вопрос «
Пифагора, то, кажется, можно
с полной уверенностью сказать,
прежде всего философия числа, этим оно резко отличалось от ионийской
натурфилософии, стремившейся свести все существующее к той или иной
материальной стихии с подчеркиванием ее качественного своеобразия (вода,
воздух, огонь, земля)».
Пифагорейцам принадлежит учение о музыке сфер и о музыкальном
звукоряде, отражающем гармонию Солнечной системы, где каждой планете
соответствует определенная нота, а все вместе они создают интервалы
музыкальной гаммы. Ими же положено и начало музыкальной психологии:
музыка использовалась как
средство воспитания и
пифагорейской школе начали
развиваться астрономия и
множество аллегорических комментариев Гомера, а также грамматика
греческого языка. Таким образом, пифагорейцев можно считать
родоначальниками гуманитарной,
наук.
Элейской школой называется древнегреческая философская школа, учения
которой развивались, начиная с конца VI в. вплоть до начала второй
половины V в. до н.э. с темя крупными философами – Парменидом, Зеноном и
Мелиссом. Два первых – Парменид и Зенон – жили в небольшом италийском
городе Элея, а третий – Мелисс – был уроженец далекого от Элеи Самоса.
Но так как основные учения школы были выработаны Парменидом и Зеноном,
гражданами из города Элеи, то школа в целом и получила название
элейской[4]. И если пифагорейцы рассматривали мировой порядок
исключительно с его
VI веке выступают направления, которые подобно древним ионийским
мыслителям, понимают идею мирового единства качественно, однако, видят
при этом мировое единство не в едином мировом веществе, а в едином
правящем мировом принципе, в едином понятии, господствующем над сменой
всех явлений. Для элеатов таким понятием служит бытие, которое остается
постоянным при всяком изменении вещей.
Появление школы софистов явилось ответом на потребность демократии в
образовании и науках. Странствующие учителя за деньги могли обучить
любого искусству речи. Их главной целью было подготовить молодежь к
активной политической жизни. Деятельность софистов, релятивизировавшая
всякую истину, положила начало поискам новых форм достоверности знания –
таких, которые могли бы устоять перед судом критической рефлексии. Эти