Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 20:50, реферат
Гераклит (ок.540 – 475 г.г. до н.э.) происходил из малоазиатского греческого полиса Эфес и принадлежал к царскому роду Кодридов. Он жил в напряженный период истории греческих полисов, когда в острой борьбе между демосом и родовой (земельной) аристократией верх одержал демос. Эта борьба, характерная для всей классической Греции, не прекращалась полностью и в момент нависшей над малоазиатскими греческими полисами и всей Элладой угрозы персидского порабощения. Она продолжалась и в течение всей эпохи греко-персидских войн (500 – 449 г.г. до н.э.).
Из идеи об относительном тождестве противоположностей и относительности свойств вещей софисты сделали крайний вывод об условном (субъективном) характере противоположностей и человеческих суждений и оценок о них. Хотя Гераклит с его резкими формулировками («добро и зло – одно и то же», «день и ночь – одно и то же» и т.п.) дал известный повод для субъективизма софистов, тем не менее у нас нет оснований следовать Платону и Аристотелю и делать эфесца ответственным за релятивизм и нигилизм софитов. Если бы Гераклит считал все (за исключением космоса) субъективным и произвольным, то ему незачем было бы говорить, что прекраснейшая из обезьян уродлива по сравнению с человеком; ему не понадобилось бы противопоставлять поведение человека поведению свиней, птиц и осла; он не противопоставлял бы столь резко «немногих» лиц «большинству» людей, как это он делает, когда говорит об образе их жизни и мышления.
Гераклиту чужда идея о
невозможности достоверных
Итак, на первый взгляд возникает
неустранимое противоречие между убеждением
Гераклита в возможности
По мысли Гераклита, и степень достоверности суждений человека, и его правдивость и справедливость определяются степенью его причастности к Дике как высшей норме и высшему критерию правды (истины и справедливости). Или, говоря в стиле Гераклита, хотя Дике (Правда) наиболее знающего человека и есть по сравнению с божественной (мировой) Дике всего лишь «мнение» (не в смысле ложного и произвольного, а в смысле относительно верного), тем не менее она настигнет и накажет «строителей» заведомо ложных мнений и заведомо ложных свидетельств. Иначе говоря, мнение мнению рознь.
Гераклит как бы утверждает,
что тезис о господстве произвольного
мнения над всем стирает грань
между заведомой ложью и
У эфесца речь идет о том, что при всей относительности прекрасных вещей и дел, а также человеческих суждений о них, в мире объективно имеются определенные степени красоты, истинности, справедливости и т.д. как проявление господствующего в космосе Дике – логоса. Иначе говоря, все временное, преходящее («смертное») обладает относительной красотой, «правдой», гармонией и т.д. Но эта относительность объективна. Лишь вечному (космосу, «богу») присуща абсолютная красота, гармония и т.д.
Космос есть «прекраснейшая», абсолютная гармония. Однако эта абсолютная гармония не исключает, а, наоборот, предполагает противоположности. Гераклитовский «бог», или всеобщий миропорядок, представляет собой единство противоположностей, в котором периодически и в известных пределах берет верх то одна, то другая из противоположностей. «Бог» Гераклита есть тождество различного. Он един и постоянен. Но в мировых процессах он принимает различные формы. Или, говоря в стиле Гераклита, «бог» постоянен в своей изменчивости и изменчив в своем постоянстве. Сообразно этим формам «бог» получает различные названия («день», «ночь», «зима», «лето» и т.д.), которые обозначают разнообразные (противоположные) его состояния. Когда «холодное нагревается» и теплое начинает брать верх, наступает лето; когда же «теплое охлаждается» и холод начинает преобладать, лето сменяется зимой. То же самое можно сказать относительно дня и ночи, войны и мира – всех вообще противоположностей. В признании человеком тождества противоположностей и единства разнообразного вообще Гераклит видит признак мудрости.
Динамическое единство (тождество) противоположностей выражается, согласно Гераклиту, в том, что каждая вещь и каждое явление в процессе изменения испытывают противоположные состояния, переходя в свою противоположность. Так, живое становится мертвым, бодрствующее – спящим, молодое – старым. Но можно сказать и обратное: мертвое было живым, спящее – бодрствующим, старое – молодым. Иначе говоря, смерть есть прожитая (пережитая, испытанная) жизнь, старость есть пережитая, испытанная молодость и т.д. Становится понятным следующее высказывание «темного» философа: «Одно и то же в нас: живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое, ибо это, изменившись, есть то, и обратно, то, изменившись, есть это».
Единство противоположностей, о котором идет речь у эфесского мыслителя, есть гармония в двух ее формах: как относительное преобладание одной из сторон противоположности над другой (например, преобладание теплого над холодным или, наоборот, холодного над теплым) и как напряженное равновесие «расходящихся» противоположностей, подобное тому, которое наблюдается у лука и лиры. И та и другая формы гармонии, обуславливая существование вещей, придают им определенность, устойчивость и прочность вещей. Дело в том, что гармония рано или поздно нарушается борьбой противоположностей. Чрезмерное преобладание одной из противоположностей над другой означает дисгармонию и приводит к исчезновению вещи.
По учению Гераклита, дисгармония,
которой завершается
Образ играющего в шашки
ребенка исполнен у Гераклита
глубокого философского смысла. В
нем, можно сказать, воплощена идея
о мире как единстве противоположных
состояний разумения и
В самом деле, в гераклитовской философии говорится не просто об игре ребенка, его невинной забаве, а об игре в шашки, т.е. «войну». Эта игра предусматривает определенные правила и допускает разумные комбинации. Но так как сам ребенок отчасти разумен, а отчасти неразумен, то очевидно, что такова его и игра. Таково и вечное состояние мира как царство невинного и милого ребенка, играющего в «войну», но не различающего еще войны как зла от мира как добра, не вполне ведающего различия между справедливым и несправедливым и т.д.
«Война», или «борьба», о которой говорит Гераклит, - один из важнейших его образов-понятий. Он называет войну отцом и царем всего сущего. Это определение войны сходно с гомеровским и народно-религиозным представлением о Зевсе как «отце богов и людей». Создается впечатление, что Гераклит использовал это представление для выражения своей идеи о «войне» (борьбе) как о всеуправляющем начале. Заменив Зевса войной, Гераклит в непререкаемо-жреческом тоне заявляет: «Война – отец всего, царь всего. Одних она явила богами, других – людьми; одних она сделала рабами, других – свободными».
«Война» - это и борьба противоположностей, и их единство (гармония). Чем больше противоположности расходятся, тем более они сходятся для борьбы, и из этой борьбы возникает «прекраснейшая гармония». Иначе говоря, борьба – это не только противопоставление, но и связь противоположностей. Как нет музыкальной гармонии без сочетания (единства) высоких и низких звуков, так нет и единого гармоничного целого (космоса) без различных частей, и, наоборот, нет частей вне (и без) единого космоса; нет созвучия без разнозвучия, и нет расходящегося без сходящегося.
Обычно «война» (борьба, распря),
по мысли Гераклита, рассматривается
людьми как исключительно
Судя по всему, Гераклит выступал не только против представления «большинства» людей о «войне», но также против пифагорейского понимания гармонии противоположностей. Дело в том, что Пифагор (и его школа), открыв числовые (количественные) соотношения, лежащие в основе музыкальных тонов и гармонии, распространил эти отношения на все вещи и явления, а также на мир в целом, впервые названный им космосом в силу господствующего в нем порядка и гармонии. Пифагор и его приверженцы, признав гармонию единством противоположностей, стали изучать, говоря словами Гераклита, «многие вещи», но это «многознайство» не сделало их «мудрыми», ибо они не поняли логоса гармонии, ее смысла. Продолжая в духе Гераклита, можно сказать, что Пифагор вслед за «большинством» людей признал одну из противоположностей (предел, единое, покоящееся, прямое, светлое и т.д.) за вечно положительное, а другую (беспредельное, многое, движущееся, кривое, темное и т.д.) – за извечно отрицательное. Между тем единое и многое, покоящееся и движущееся, прямое и кривое и т.д. составляют одно согласованное целое, где противоположности находятся в состоянии непрерывной борьбы между собой и постоянного перехода друг в друга. Пифагор и его последователи, признавая гармонию единством противоположностей, полагают, что гармония нацело исключает борьбу, преодолевает и отрицает ее. Тем самым у них гармония оказывается неизменной, неподверженной изменению и возобновлению. Они уверены в том, что не борьба, а ее отсутствие создает гармонию в музыке, здоровье в теле и высший порядок в мире. Говоря языком Гераклита, «космос» Пифагора – это такая гармония, такой строй вещей, где царствует лишь мир и согласие, где нет различий и расхождений. Однако там, где нет разногласного, нечему согласоваться; там, где нет различий, нет и единства. Космос – это не просто согласие (гармония), а согласие разногласного; мир есть гармония борющихся противоположностей. Подлинной гармонии внутренне присуща борьба, т.е. момент дисгармонии. Борьба – созидающее начало жизни и бытия. Даже олимпийские боги – порождения борьбы. Борьба – источник всего происходящего. «Расходящееся сходится, и из различных (тонов) образуется прекраснейшая гармония, и все возникает через борьбу». Не говоря уже о «большинстве» людей, этого не понял даже «мудрейший из эллинов» - Гомер, сказавший: «Да исчезнет вражда среди богов и людей». Гомер не понял, что с исчезновением вражды (борьбы) «все исчезнет».
Быть может, поэтому Гераклит предлагал исключить из программ состязаний исполнение его песен. В отношении же исполнителей этих песен он предлагал еще более строгие наказания. Гераклит нападает и на поэта Архилоха (надо полагать, за его солидарность с Гомером).
Борьба всеобща, всеобщ и логос. Борьба – логос бытия, его всеопределяющее начало. Непререкаемым тоном Гераклит провозглашает: «Следует знать, что война всеобща, что справедливость – борьба и что все происходит через борьбу и по необходимости». Возможно, тезис Гераклита «справедливость есть борьба» направлен против Анаксимандра, который хотя и первый в греческой философии высказал в общей форме идею о борьбе как источнике всего происходящего, однако рассматривал борьбу как вторжение одной вещи в область другой вещи, как серию актов несправедливости, совершаемых вещами в отношении друг друга, как неизбежное «возмездие» за эту справедливость.
По Гераклиту же, борьба
свойственна природе вещей, она
всеобщий закон их существования, мера
всего. Она источник жизни, ее истина
и справедливость. Человеческая жизнь
исполнена борьбы, постоянного беспокойства,
вечной «нужды» и неудовлетворенности.
Недаром Гераклит многозначительно
говорит: «Людям не стало бы лучше, если
бы сбылись все их желания». Очевидно,
смысл изречения «темного»
Обращает на себя внимание и характеристика Гераклитом огня как вечно живого начала. Гераклитовский огонь – не обычный, эмпирически наблюдаемый огонь, а первоначало всего сущего, жизнеопределяющее начало. Огонь Гераклита – источник жизни, ее горение и вместе с тем образ жизни, сама жизнь - сама активность и динамика. Жизнь есть горение, а следовательно, и угасание.
Современному человеку бывает весьма трудно понять своеобразие мышления Гераклита, у которого огонь – и первоначало всех вещей, и символ этого первоначала, наглядный образ жизни (одушевленности), и источник жизни, сама жизнь; образ активности и сама активность. Но такова специфика мышления древнегреческого философа, который не противопоставлял субъективное объективному, абстрактное конкретному. К тому же Гераклит – гилозоист: он наделял признаком жизни первоначало всех вещей – огонь. Для него все вещи были одушевленными, хотя и в различной степени. Коренное различие между первоначалом всех вещей и самими вещами он видел в вечности первоначала и во временном характере вещей. Но Гераклит не был бы Гераклитом, если бы он, указав на это отличие, не признавал единства противоположностей вечного и временного, их взаимосвязи и взаимообусловленности.