Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 20:50, реферат
Гераклит (ок.540 – 475 г.г. до н.э.) происходил из малоазиатского греческого полиса Эфес и принадлежал к царскому роду Кодридов. Он жил в напряженный период истории греческих полисов, когда в острой борьбе между демосом и родовой (земельной) аристократией верх одержал демос. Эта борьба, характерная для всей классической Греции, не прекращалась полностью и в момент нависшей над малоазиатскими греческими полисами и всей Элладой угрозы персидского порабощения. Она продолжалась и в течение всей эпохи греко-персидских войн (500 – 449 г.г. до н.э.).
Верно лишь то, что традиционное толкование философии Гераклита как учения об абсолютной изменчивости делает эфесца иррационалистом, агностиком и субъективистом. В самом деле, если всеобщее изменение («все течет») исключает какое бы то ни было постоянство и определенность, то об изменении какого предмета или вещи может идти речь? На это обстоятельство обратил внимание еще Платон.
У Гераклита движение и покой представляют собой такое же единство противоположностей, как борьба и гармония. Они не существуют друг без друга и проявляются не иначе как друг через друга. Из положения философа о том, что «в одну и ту же реку мы входим и не выходим», следует, что река равна сама по себе (поэтому мы в нее входим) и в то же время она не равна сама себе (поэтому мы, как бы, не входим, не вступаем в нее). Река, конечно, все время течет, но это вовсе не значит, что в ней нет ничего стабильного, постоянного, неизменного, за исключением самого течения и изменения. Если бы так рассуждал Гераклит, которому нельзя отказать в последовательности, то он не должен был говорить, что «в одну и ту же реку невозможно войти дважды», а должен был бы, как его ученик Кратил, превратно понявший своего учителя, сказать, что «в одну и ту же реку невозможно войти и однажды», т.е. что «мы никак не входим в одну и ту же реку». Между тем у эфесца четко сказано: «В одну и туже реку мы входим и не входим».
У Гераклита не только река,
но и солнце постоянно и непрерывно
обновляется. Но с другой стороны, нет
ничего более постоянного и
Если уж искать специфически гераклитовское в идее о всеобщем изменении, так или иначе признаваемой всеми греческими мыслителями, то оно заключается в признании эфесцем противоречивого единства движения и покоя, движущегося и покоящегося, становления и ставшего, а не в одностороннем отстаивании движения за счет покоя, не в голом признании динамики за счет статики, не в зряшнем утверждении становления и отрицания ставшего. Это следует также из (часто упускаемой исследователями) идеи Гераклита о мерности и упорядоченности, периодичности и цикличности всех изменений и превращений, в идее о регулируемости всего происходящего в мире всеобщим и вечным логосом. Это постоянство логоса, определяющего «меры» всех изменений и превращений, обусловливает возможность познания мира и всех вещей.
III. Заключение
Решающее, главное и специфическое в учении Гераклита Эфесского – это его идея о диалектическом (противоречивом) единстве гармонии и борьбы противоположностей, его идея о противоречивой природе вещей и самого космоса, его философема о гармоничном едином, которое, расходясь, само собой согласуется (подобно напряженной, определяемой равновесием противоположно направленных сил гармонии лука и лиры).
Главной заслугой Гераклита в истории диалектики является первая формулировка диалектического закона единства (гармонии) и борьбы противоположностей. Он предпринял попытку выразить в субъективном логосе противоречивую природу вещей и показать единство диалектики познания и диалектики мира. На этом пути он столкнулся с трудностями, которые не преодолены полностью и до настоящего времени. Речь идет о возможности отображения в логике понятий противоречивой сущности вещей, в том числе и противоречивой природы движения.
Гераклит выразил открытую
им противоречивую природу вещей, их
диалектику в образах-понятиях. В
этом заключается недостаток его
способа мышления, но в то же время
и его достоинство. Дело в том,
что художественный образ при
всей его многозначности, «поливекторности»
и неопределенности обладает перед
понятием тем преимуществом, что
общее и единичное, противоположности
вообще, он бывает способен передавать
одновременно и вместе. Гераклит великолепно
использовал смысловые и
Облекая свои философские идеи в художественные образы и наглядные символы, он придал последним характер того, что называют смыслообразами. Настаивая на противоречивой природе вещей и стремясь к адекватному словесному воспроизведению этого противоречия, Гераклит во имя открытой им истины нередко прибегал к парадоксам и замысловатым оборотам речи, что, как известно, вызвало недовольство со стороны Аристотеля.
Из сказанного выше очевидно, что «смыслообразы» и парадоксы Гераклита вполне соответствуют стилю его мышления, органически связаны с его «мыслительной методологией»; они не просто продукт «интуитивно неосознанного» способа мышления, как полагают одни ученые, или следствие его «наивности», как считают другие. Гераклита меньше всего можно отнести к числу тех, кто (выражаясь его словами) не понимает того, о чем говорит, или говорит «подобно спящим».
IV. Список используемой литературы
1. «История античной диалектики»
/ Под ред. М. А. Дынника,
2. «История античной философии» / Под ред. В. Ф. Асмуса - М., 1965.
3. «Материалисты древней Греции (собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура)» - М., 1955.
4. «Представления Гераклита о противоположностях». – «Историко-философский сборник» / Под ред. Л. М. Семашко - М., 1969.
5. «Философия», учебник / Под ред. В. Г. Кузнецова, И. Д. Кузнецовой, В. В. Миронова, К. Х. Момджяна - М., 2005.
6. «Философские и эстетические взгляды Гераклита Эфесского» / Под ред. Ф. С. Кессиди - М., 1963.