Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 13:12, доклад
Выбранная мною тема также актуальна, так как Аристотеля знает весь мир. Ведь Аристотель является одним из величайших древнегреческих ученых и философов. Энгельс назвал Аристотеля «самой универсальной головой» среди древнегреческих философов и мыслителей. Аристотель - ученик и решительный противник Платона. С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского. Натуралист классического периода. Аристотель создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления.
Министерство образования и науки КР
Кыргызский Экономический Университет
на тему:
«Аристотель и его учение»
Проверила: д.э.н. Бердибаева К.Т.
Выбранная мною тема также актуальна, так как Аристотеля знает весь мир. Ведь Аристотель является одним из величайших древнегреческих ученых и философов. Энгельс назвал Аристотеля «самой универсальной головой» среди древнегреческих философов и мыслителей. Аристотель - ученик и решительный противник Платона. С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского. Натуралист классического периода.
Аристотель
создал понятийный аппарат, который
до сих пор пронизывает философский лексикон
и сам стиль научного мышления. Аристотель
был первым мыслителем, создавшим всестороннюю
систему философии, охватившую все сферы
человеческого развития: и социологию,
философию, политику, логику, физику. Его
взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на
последующее развитие человеческой мысли.
Аристотель родился в Стагире, греческой колонии в Халкидиках, недалеко от Афонской горы, в 384г. до нашей эры. Отца Аристотеля звали Никомах, он был врачом при дворе Аминты III, царя Македонского. Никомах происходил из семьи потомственных лекарей, в которой врачебное искусство передавалось из поколения в поколение. Отец был первым наставником Аристотеля. Уже в детстве Аристотель познакомился с Филиппом, будущим отцом Александра Македонского, что сыграло не последнюю роль в его будущем назначении воспитателем Александра.
Учение о государстве
Аристотель подверг критике учение Платона о совершенном государстве, и предпочитал говорить о таком политическом устройстве, которое может иметь у себя большинство государств. Он считал, что предлагаемая Платоном общность имущества, жён и детей приведёт к уничтожению государства. Аристотель был убеждённым защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи, а также сторонником рабства. Греческий ученый Аристотель, так оправдывал рабство: «Охотиться должно как на диких животных, так и на тех людей, которые, будучи от природы предназначенными к подчинению, не желают подчиниться: такая война по природе своей справедлива». Аристотеля не интересует, почему предназначенные для рабства люди не хотят подчиняться, и он отрицает право на свободу. Рабство для него – то, без чего вообще не мыслим никакой строй социально – экономической и государственной жизни.
По Аристотелю, человек — политическое существо, то есть социальное, и он несёт в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству». Первым результатом социальной жизни, Аристотель считал образование семьи — муж и жена, родители и дети… Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло государство. Государство создаётся не ради того, чтобы жить вообще, а жить, преимущественно, счастливо.
Согласно Аристотелю государство возникает только тогда, когда создаётся общение ради благой жизни между семьями и родами, ради совершенной и достаточной для жизни самой себя. Природа государства стоит «впереди» семьи и индивида. Так совершенство гражданина обуславливается качествами общества, которому он принадлежит — кто желает создать совершенных людей, должен создать совершенных граждан, а кто хочет создать совершенных граждан, должен создать совершенное государство. Отождествив общество с государством, Аристотель был вынужден заняться поисками целей, интересов и характера деятельности людей от их имущественного положения, и использовал этот критерий при характеристике различных слоёв общества.
Он выделял три главных слоя граждан: очень зажиточные, средние, крайне неимущие. По мысли Аристотеля, бедные и богатые «оказываются в государстве элементами, диаметрально противоположными друг другу, что в зависимости от перевеса того или иного из элемента устанавливается и соответствующая форма государственного строя». Будучи сторонником рабовладельческой системы, Аристотель тесно связывал рабство с вопросом собственности: в самой сути вещей коренится порядок, в силу которого уже с момента рождения некоторые существа предназначены к подчинению, другие же — к властвованию. Это общий закон природы и ему подчинены и одушевлённые существа.
По Аристотелю, кто по природе принадлежит не самому себе, а другому и при этом всё-таки человек, тот по своей природе раб. По мнению Аристотеля, наилучшее государство — это такое общество, которое достигается через посредство «среднего» элемента, т.е. элемента между рабовладельцами и рабами, и те государства имеют наилучший строй, где средний элемент представлен в большем числе, где он имеет большее значение сравнительно с обоими крайними элементами.
Аристотель отмечал, что,
когда в государстве много
лиц лишено политических прав, когда
в нём много бедняков, тогда
в таком государстве неизбежно
бывают враждебно настроенные
Через всю этику Аристотеля, впрочем, как и через всю политику, проходит принцип активной деятельности человека. При этом, Аристотель отвергает усилия, направленные на обретение власти и наслаждений. Жизнь, в которой преобладают такие цели, он называет паразитической и характеризует ее как «животную», свидетельствующую о «рабском образе мышления». Достойной свободного гражданина, он считает жизнь практическую (т.е. наполненную политической деятельностью), либо теоретическую (наполненную познавательной деятельностью и размышлениями). Недостаточно знать, что есть добродетель, следует действовать и жить в соответствии с нею. Лишь это обеспечивает удовлетворенность и благость. Также оригинальны и весьма плодотворны и эстетические мысли Аристотеля. В отличие от Платона, Аристотель придает искусству большое значение. Это видно уже из того, что искусство вместе с наукой он относит к высшим ступеням человеческой познавательной деятельности. И Аристотель в своих суждениях об искусстве, употребляет понятие «подражание», однако в совершенно ином значении, чем Платон. Искусство не является внешним, поверхностным уподоблением, но отражает существенные взаимосвязи в форме объяснения (изложения) конкретного. Поэтому нередко искусство (в частности, поэзия) бывает более правдивым в изображении действительности, чем, например, история. Важными для понимания Аристотелем искусства являются мысли, касающиеся взаимоотношения содержания и формы произведения. В этом вопросе он опирается на свое решение вопроса об отношении материи и формы, как он его разрабатывал в своей философии. Аристотель в вопросах художественного творчества не подчиняет строго содержание форме. Художественность формы оценивается в соответствии с тем, насколько выражение внутренних взаимосвязей, характерных для изображаемой действительности, делает это изображение правдоподобным.
Воззрения Аристотеля на искусство по сравнению со взглядами Сократа и Платона содержат значительно больше материалистических элементов. Аристотель исходит из существования окружающего мира. Творчество Аристотеля является вершиной не только античной философии, но и всего древнего мышления, наиболее обширной и в логическом смысле наиболее разработанной системой познания.
Даже Карл Маркс и В. И. Ленин характеризовали Аристотеля как крупнейшего ученого и мыслителя древности. Ряд современных специальных наук как этика, эстетика, логика и другие науки имеет свое начало в его произведениях. Аристотель смог не только упорядочить, но и систематически обобщить достижения познания своего времени. Он дал начало в том или ином смысле большинству последующих философских систем. По своему характеру, его творчество было выдающимся вкладом в развитие научных, в частности естественнонаучных исследований.
Содержательность и