Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 22:06, контрольная работа
В истории философии понятие диалектики пpетеpпело коренные изменения: от пеpвоначального понимания, близкого к однокоренным словам "диалект" или "диалог" и обозначавшего искусство спора и классификации понятий, до современного, научного понимания диалектики, в основе которого лежит понятие развития. Напpимеp, в философском словаре диалектика определяется как "наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления", а в учебнике по философии (под редакцией академика И. Т. Фpолова, 1989 г.) диалектика pассматpивается "как наиболее полное и всестороннее учение о развитии".
В источниках, авторы которых дистанцируются от марксизма, часто определение диалектики не дается, а говорится о диалектическом методе (Гегеля). Напpимеp, в курсе лекций А. А. Радугина, 1995 г.: "Диалектический метод предполагает pассмотpение всех явлений и процессов во всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности и развития". Грамматически выражено неясно (по-видимому, надо читать: "и в их развитии"), но очевидно, что сутью признается системность, причинность и развитие.
Знание универсальных законов развития раскрывает содержание материалистической диалектики как философской теории. Но здесь важно еще раз напомнить, что в истории духовной культуры всегда обнаруживались различные альтернативы в концептуальном осмыслении мира, что и объясняет актуальность выбранной темы.
Цель данной контрольной работы – на основании литературных источников изучить диалектику и ее альтернативу.
Введение
1. Диалектика как теория и метод
2. Диалектика как система принципов, законов и категорий
3. Метафизика, эклектика, софистика
Заключение
Список использованных источников
Cодержание
Введение
1. Диалектика как теория и метод
2. Диалектика
как система принципов,
3. Метафизика, эклектика, софистика
Заключение
Список
использованных источников
Введение
В
истории философии понятие
В источниках, авторы которых дистанцируются от марксизма, часто определение диалектики не дается, а говорится о диалектическом методе (Гегеля). Напpимеp, в курсе лекций А. А. Радугина, 1995 г.: "Диалектический метод предполагает pассмотpение всех явлений и процессов во всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности и развития". Грамматически выражено неясно (по-видимому, надо читать: "и в их развитии"), но очевидно, что сутью признается системность, причинность и развитие.
Знание универсальных законов развития раскрывает содержание материалистической диалектики как философской теории. Но здесь важно еще раз напомнить, что в истории духовной культуры всегда обнаруживались различные альтернативы в концептуальном осмыслении мира, что и объясняет актуальность выбранной темы.
Цель
данной контрольной работы – на
основании литературных источников
изучить диалектику и ее альтернативу.
1. ДИАЛЕКТИКА КАК ТЕОРИЯ И МЕТОД
Диалектика (от греч. "диалектике") означает искусство вести беседу, рассуждать. В современном понимании диалектика - это теория и метод познания действительности, учение о единстве мира и всеобщих законах развития природы, общества и мышления.
Научный диалектический взгляд на мир складывался в течение длительного развития философии. Элементы диалектики содержались в учениях философов древнего Востока, Индии, Китая, Греции, Рима. Сегодня можно выделить три ее исторические формы - стихийную диалектику древних, идеалистическую диалектику немецкой классической философии и материалистическую диалектику современности.
Стихийная диалектика древних в наиболее ясной форме была выражена в философии древней Греции, в рассуждениях Гераклита из Эфеса.
Согласно
Гераклиту, все течет и изменяется,
все существует и в то же время
не существует, находится в постоянном
процессе возникновения и исчезновения.
Гераклит стремился объяснить
Ряд диалектических проблем поставил в свое время Зенон из Элеи. Аристотель даже называл Зенона "изобретателем диалектики".
На идеалистической основе стихийная диалектика развивалась в школах Сократа и Платона. Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаруживать истину путем столкновения противоположных мнений в споре. Он же первым и ввел термин "диалектика".
Платон называл диалектикой логический метод, с помощью которого идет познание сущего - идей, движения мысли от низших понятий к высшим. Элементы диалектического мышления можно найти в философских учениях многих представителей античного материализма и идеализма, последующих за ними философских учений и школ, но все это была стихийная диалектика.
В
утверждении диалектического
Под
диалектикой Гегель понимал не только
искусство полемики, спора, беседы,
но и определенный взгляд на мир. Диалектика
у него - это метод познания действительности,
который учитывает
Однако
диалектика Гегеля разрабатывалась
на идеалистическом решении
Высшей исторической формой диалектики явилась ее марксистская модель - материалистическая диалектика современности.
Исследуя
и материалистически
Для марксистской диалектики характерным является объективность рассмотрения явлений, стремление постичь вещь саму по себе, как она есть, в совокупности ее многообразных отношений к другим вещам. Наиболее ярко это проявляется в учении об объективной и субъективной диалектике.
Объективная диалектика - это движение и развитие в самом материальном мире как едином взаимосвязанном целом. Она не зависит ни от сознания человека, ни от сознания человечества.
Субъективная же диалектика, или диалектическое мышление -это движение и развитие мыслей, понятий, которые отражают в сознании объективную диалектику.
Субъективная диалектика, следовательно, вторична, объективная - первична. Первая зависит от второй, вторая не зависит от первой. Поскольку субъективная диалектика есть отражение объективной, постольку она совпадает с ней по содержанию. И та, и другая подчинены одним и тем же всеобщим законам.
Исходными принципами диалектики являются: принцип развития и принцип всеобщей связи.
Диалектика рассматривает мир в постоянном изменении и развитии, в движении. В этом нас убеждают и повседневный опыт, и достижения науки, и общественная практика. Так, многочисленные тела Вселенной - результат длительного развития различных видов материи. В процессе эволюции материального мира возник человек.
Как
же в материалистической диалектике
понимается сам процесс развития?
Оно рассматривается как
Важнейшим
принципом диалектики является принцип
всеобщей связи. Окружающий нас мир
состоит не только из развивающихся
материальных образований, но и из взаимосвязанных
предметов, явлений, процессов. Современная
наука располагает
Таким
образом, всеобщая связь и взаимообусловленность
предметов и явлений составляет
существенную особенность материального
мира. Поэтому чтобы знать предмет,
необходимо изучить все его стороны
и связи. А поскольку предметы
и явления материального мира
многообразны, то многообразны и их
взаимосвязи и взаимодействия. Диалектика
изучает не все, а только наиболее
общие, существенные связи, те, которые
имеют место во всех областях материального
и духовного мира. Отражая эти связи в
своем сознании, человек открывает законы
объективного мира, вырабатывает категории
познания. Знание же общих законов составляет
непременное условие практической преобразующей
деятельности, творчества.
2. Диалектика как система принципов, законов и категорий
Конкретность
истины или же отрицание существования
абстрактности И. означает, что истина
связана определенными
Единство логического и исторического, абстрактного и конкретного
Диалектика абстрактного и конкретного – это типичный случай диалектического единства, взаимоперехода противоположностей. Абстракция в мышлении представляет собой лишь исчезающий момент в процессе отражения конкретной действительности в ее общей связи и развитии, т.е. в процессе достижения конкретной истины. Абстрактное рассмотрение предмета выступает здесь как ступень, как момент конкретного рассмотрения. Абстракция тем самым толкуется не как цель, а лишь как средство мышления, восходящего от абстрактного к конкретному.
Принципы
развития объективного мира должны рассматриваться
в том их виде, в котором они
протекали в действительности. Любой
предмет, любое явление могут
быть поняты и правильно оценены
только при условии рассмотрения
их в конкретных исторических условиях,
в исторических логических связях с
другими явлениями и
Практика как критерий истины и практического определителя связи предмета с тем, что нужно человеку Критерий И. не может быть найден ни в сознании субъекта как таковом, ни в познаваемом объекте. Поскольку И. предполагает определенное познавательное отношение субъекта к объекту и в этом смысле "истина относится не только к субъекту, а также к объекту", постольку критерий И. должен представлять собой определенное отношение, отличное от процесса познания, но вместе с тем органически связанное с ним. Таким отношением, материальным процессом является обществ.практика, которая и образует критерий И. По мере развития теоретического содержания науки проверка все в большей мере приобретает опосредованный характер, ибо теоретические положения формируются на базе абстракций все более высоких степеней и потому не поддаются непосредственной проверке (напр., теоретические положения субатомной физики, закон стоимости в политической экономии и т. д.). Та или иная научная теория истинна, если на основе полученных из нее выводов люди в состоянии реализовать поставленные ими цели.
Законы диалектики
Наиболее общими законами диалектики являются: переход количественных изменений в качественные, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания.
В своем происхождении, историческом развитии и соотношении, внутренней взаимосвязи категории и законы субъективной диалектики представляют собой логическое выражение объективной диалектики мира и его познания в динамике их развития.
Эти
законы выражают универсальные формы,
пути и движущую силу развития материального
мира и его познания и являются
всеобщим методом диалектического
мышления. В этих законах диалектики
конкретизируются ее основные категории
в их историческом становлении и
соотношении. Открытие и научное
обоснование основных законов диалектики
обогатило понимание содержания
и связи ранее известных