Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 22:06, контрольная работа
В истории философии понятие диалектики пpетеpпело коренные изменения: от пеpвоначального понимания, близкого к однокоренным словам "диалект" или "диалог" и обозначавшего искусство спора и классификации понятий, до современного, научного понимания диалектики, в основе которого лежит понятие развития. Напpимеp, в философском словаре диалектика определяется как "наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления", а в учебнике по философии (под редакцией академика И. Т. Фpолова, 1989 г.) диалектика pассматpивается "как наиболее полное и всестороннее учение о развитии".
В источниках, авторы которых дистанцируются от марксизма, часто определение диалектики не дается, а говорится о диалектическом методе (Гегеля). Напpимеp, в курсе лекций А. А. Радугина, 1995 г.: "Диалектический метод предполагает pассмотpение всех явлений и процессов во всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности и развития". Грамматически выражено неясно (по-видимому, надо читать: "и в их развитии"), но очевидно, что сутью признается системность, причинность и развитие.
Знание универсальных законов развития раскрывает содержание материалистической диалектики как философской теории. Но здесь важно еще раз напомнить, что в истории духовной культуры всегда обнаруживались различные альтернативы в концептуальном осмыслении мира, что и объясняет актуальность выбранной темы.
Цель данной контрольной работы – на основании литературных источников изучить диалектику и ее альтернативу.
Введение
1. Диалектика как теория и метод
2. Диалектика как система принципов, законов и категорий
3. Метафизика, эклектика, софистика
Заключение
Список использованных источников
Альтернатива - это необходимость выбора одного из двух или нескольких возможных решений, направлений, вариантов и т.д. Некоторые альтернативы материалистической диалектике в истолковании бытия уже назывались, в частности, такие разновидности метафизики, как механицизм, лапласовский детерминизм, теория равновесия, вульгарный эволюционизм и др. В современной западной философии либо вообще отвергается объективная диалектика бытия, либо допускается лишь в отношении некоторых его фрагментов. Соответственно диалектическая теория трактуется то как просто "логическая эквилибристика -(К. Поппер), то как лишь одна из нескольких частный концептуальных схем. Так, канадский ученый М. Бунгй выделяет различные формы становления - "случайную", "причинную", "синергетическую", "конфликтную", "целесообразную". С его точки зрения, диалектика имеет дело только с "конфликтной" формой развития. Однако, как можно было убедиться ранее, вынесение М. Бунге за пределы материалистической диалектики категорий случайности, причины и других неправомерно.
Диалектическая
природа объективного мира, закономерного
движения материи воспроизводится
более или менее адекватным образом
в человеческом сознании и мышлении.
Поэтому в материалистической диалектике
не должно быть рассогласованности между
учением о бытии ("онтология"),
теорией познания и логикой. Что
касается теории познания, то здесь
диалектике альтернативны любые
проявления гносеологической односторонности
(скептицизм, иррационализм, релятивизм,
интуитивизм, эмпиризм, априоризм и
др.). Путь к истине обеспечивается лишь
тотальностью взаимопроникающих
В
истории философии длительное время
знали лишь одну логику - формальную.
Она изучает формы мышления со
стороны их структуры, выявляет приемы
и способы рассуждений и
Поскольку
все явления объективного мира обладают
относительной устойчивостью и
определенностью, то соблюдение таких
логических законов, как законы тождества,
противоречия, исключенного третьего,
достаточного основания выступает
необходимым условием правильного
мышления. Вместе с тем выполнения
только требований формальной логики
совершенно недостаточно в понимании
многообразной по содержанию и изменяющейся
действительности. Сама по себе формальная
(традиционная, или классическая) логика,
как и всякая наука, не является,
конечно, метафизикой. Тем более
это справедливо в отношении
различных модификаций
Первую
попытку по-иному подойти к
вопросу о соотношении
В отличие от формальной логики с ее устойчивостью предметов мысли, логика диалектическая - мышление в единстве противоположных категорий Она есть учение о том, как в человеческих мыслях и понятиях отражается вечно изменяющийся и развивающийся мир Главное в диалектической логике - вопрос об адекватности отражения в сознании людей реального содержания объективных процессов. Естественно, что диалектическая логика, в отличие от формальной, имеет дело не с готовыми понятиями, а с развивающимися структурами мышления. Она исследует понятия в их возникновении и движении, в многоаспектных взаимосвязях.
Диалектическая
логика предъявляет к мышлению ряд
серьезных требований Наиболее важные
из них В И Ленин выразил
так: "Чтобы действительно знать
предмет, надо охватить, изучить все
его стороны, все связи и "опосредования".
Мы никогда не достигнем этого
полностью, но требование всесторонности
предостережет нас от ошибок и
омертвления Это, во-первых. Во-вторых,
диалектическая логика требует, чтобы
брать предмет в его развитии, "самодвижении"
(как говорит иногда Гегель), изменении...
В-третьих, вся человеческая практика
должна войти в полное "определение"
предмета и как критерий истины, и как
практический определитель в связи предмета
с тем, что нужно человеку. В-четвертых,
диалектическая логика учит, что "абстрактной
истины пет, истина всегда конкретна".
Заключение
Термин "диалектика", скорее всего, впервые применил древнегреческий мыслитель Сократ. Он именовал свой метод нахождения истины в диалоге путем столкновения противоположных суждений и обнаружения противоречий в мышлении "диалектикой".
Объективная
диалектика природы обнаруживается
в ее бесконечности и поразительной
способности к творению оригинальных
форм материального бытия. Окружающий
нас физический мир - Вселенная - удивляет
в продолжающихся научных открытиях
своим структурным
Термин "момент" широко используется в естественных науках и в технике: момент инерции, момент силы, момент количества движения, момент статический и др.
Раскрытие
философского содержания понятия "момент"
позволяет овладеть весьма эффективным
инструментом логического анализа.
Как всеобщие моменты познания категории
оказываются "текучими", исторически
взаимоопределяемыми формами
В
чем сущность софистики и эклектики
как форм антидиалектического мышления?
В том, что они всесторонность,
универсальную гибкость понятий, гибкость.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ