Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 22:06, контрольная работа
В истории философии понятие диалектики пpетеpпело коренные изменения: от пеpвоначального понимания, близкого к однокоренным словам "диалект" или "диалог" и обозначавшего искусство спора и классификации понятий, до современного, научного понимания диалектики, в основе которого лежит понятие развития. Напpимеp, в философском словаре диалектика определяется как "наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления", а в учебнике по философии (под редакцией академика И. Т. Фpолова, 1989 г.) диалектика pассматpивается "как наиболее полное и всестороннее учение о развитии".
В источниках, авторы которых дистанцируются от марксизма, часто определение диалектики не дается, а говорится о диалектическом методе (Гегеля). Напpимеp, в курсе лекций А. А. Радугина, 1995 г.: "Диалектический метод предполагает pассмотpение всех явлений и процессов во всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности и развития". Грамматически выражено неясно (по-видимому, надо читать: "и в их развитии"), но очевидно, что сутью признается системность, причинность и развитие.
Знание универсальных законов развития раскрывает содержание материалистической диалектики как философской теории. Но здесь важно еще раз напомнить, что в истории духовной культуры всегда обнаруживались различные альтернативы в концептуальном осмыслении мира, что и объясняет актуальность выбранной темы.
Цель данной контрольной работы – на основании литературных источников изучить диалектику и ее альтернативу.
Введение
1. Диалектика как теория и метод
2. Диалектика как система принципов, законов и категорий
3. Метафизика, эклектика, софистика
Заключение
Список использованных источников
П.
и с. суть отдельные стороны, моменты,
звенья универсального взаимодействия.
Только мысленно изолируя, отделяя
его акт и абстрагируясь от
обратного влияния
П. и с. могут меняться местами: следствие может стать причиной другого следствия. Во многих областях объективной действительности само взаимодействие П. и с. выступает как причина изменения явлений и процессов.
В
природе и обществе существует бесчисленное
многообразие форм взаимодействия, взаимосвязи
и взаимообусловленности
В
гносеологии понятие причинно-
Возможность и действительность
Возможность и действительность – категории диалектики, отражающие две основные ступени развития каждого предмета или явления в природе, обществе и мышлении.
Возможность – есть объективно существующая тенденция развития предмета. Она возникает на основе той или иной закономерности развития предмета и выражает эту закономерность.
Действительность - есть объективно существующее единство закономерности взаимосвязи развития предметов и всех ее проявлений.
В.
и д. — это категории, отражающие
свойства самого материального мира
и фиксирующие основные моменты
движения и развития материи. В. и
д.— соотносительные категории,
выражающие диалектический характер всякого
процесса развития. В процессе развития
каждого предмета в неорганической
и органической природе, в человеческом
обществе и мышлении та или иная
возможность превращается в действительность.
Какая из возможностей превратится
в действительность - это зависит
от обстоятельств, от условий, в которых
протекает развитие. Примером такого
превращения может служить
Возможность
является более бедным и абстрактным
понятием, а действительность более
богатым и конкретным. Действительность
в самом широком смысле — это
весь объективно существующий мир, объективная
реальность, бытие материи вообще,
вся материальная действительность.
В плане гносеологии
Единичное, особенное и всеобщее
Единичное
— определенное, ограниченное в
пространстве и времени тело, вещь,
система вещей данного
Диалектика
устанавливает, что Е. всегда есть продукт
процессов, протекающих по всеобщим
закономерностям. Появление, изменение
и исчезновение Е. всегда имеют место
внутри определенных всеобщих условий,
внутри сложнейшего взаимодействия
массы других Е., т. е. внутри действительности,
управляемой конкретно-
Особенное
- категория, выражающая реальный предмет
как целое в единстве и соотнесении
его противоположных моментов —
единичного и всеобщего. Обычно О. рассматривается
как нечто, опосредствующее отношение
между единичным и всеобщим. Напр.,
понятие "русский" выступает как
общее по отношению к каждому
русскому человеку и как О. по отношению
к понятию "славянин". Последнее
выступает как общее по отношению
к понятию "русский" и как
О. по отношению к понятию "человек".
При более глубоком рассмотрении
О. выступает не просто как промежуточное
звено между единичным и
Категория
всеобщего - есть отражение реально
всеобщего, т. е. объективного единства
многообразных явлений природы
и общества, в сознании человека.
Объективно В. отражается в мышлении
в форме системы понятий, определений.
Абстрактно В., выделенное путем сравнения
из массы единичных и особенных
явлений, играет в познании важную,
но ограниченную роль. Само по себе абстрактно
В. не в состоянии выразить подлинную
всеобщность, т. к. В. существует вне
сознания не как простое подобие,
не как абстрактное тождество
явлений, а как живая конкретная
связь различных и
3. Метафизика, эклектика, софистика
В
чем сущность софистики и эклектики
как форм антидиалектического мышления?
В том, что они всесторонность,
универсальную гибкость понятий, гибкость.
Доходящую до тождества противоположностей,
применяют субъективно, произвольно.
В диалектике взаимосвязь и гибкость
понятий обусловливаются
Софистика
и эклектика отвергают их целостное
единство. При этом софистика противопоставляет
различные моменты процесса друг
другу, субъективистски абсолютизируя
один из них; а эклектика столь
же произвольно механически
К
софистике и эклектике как
способам мыслительной деятельности обычно
прибегают те, кто заинтересован
в искажении истины, в субъективистски
извращенном представлении
Диалектически
воспринимать действительность означает
преодоление эклектики и
Приверженцы доктринерского догматического типа мышления оперируют некритически воспринятыми в качестве абсолютных истин социальными идеями, лозунгами, парадигмами теоретического мышления, установками, указаниями. Здесь игнорируются конкретность истины, необходимая гибкость понятий, потребности практики. Такой тип мышления оборачивается на деле идеологической нетерпимостью, схоластическим утопизмом, застоем в науке, консерватизмом в технике, безынициативностью в социальных действиях.
После
того, что было сказано об альтернативах
диалектической логике, можно задуматься
над вопросом о наиболее оптимальном
для современного инженера (да и
вообще для всякого с широким
кругозором человека) способе мышления.
Логические изъяны софистики и эклектики
очевидны. А как быть ныне с диалектикой?
В постсоветский период наблюдается
ее игнорирование со стороны многих
философов. Утверждается, что она
якобы "устарела", что ее надо заменить
синергетикой, что большинство положений
диалектики - "суеверия", что материалистическая
диалектика - это просто "идеологическая
догма", а то и вовсе "опиум
для ученого". Надо признать, что
в недалеком нашем прошлом
содержание диалектики под воздействием
сталинизма примитивизировалось. Ее метод
извращался на потребу политических
целей. Но дает ли это основание для
отказа от существа диалектико-
Гегель рассматривал диалектику как одну из тех древних наук, "которая больше всего игнорировалась в метафизике нового времени..." Здесь требуется пояснение относительно метафизики. Когда-то греческий ученый Андроник, упорядочивая сочинения Аристотеля, вслед за его работами по физике поместил группу трактатов Стагирита по проблемам бытия и познания. Именно эти сочинения были названы метафизикой (т.е. "тем, что после физики"). Позднее термином "метафизика" стала обозначаться система философского учения о принципах и началах бытия. Произошла своеобразная метаморфоза в понятиях: то, что Платон называл в свое время диалектикой (учение о мире истинного бытия неизменных духовных сущностей), получило название метафизики. Поэтому Гегель, упрекая "метафизику нового времени" за игнорирование диалектики, относил свое замечание ко всей предшествующей ему философии. Но он сам в этом смысле оставался "метафизиком", размышляющим о вековечных абстрактных первоначалах и проблемах бытия и познания. И, тем не менее, с Гегеля устанавливается традиция понимать диалектику как антипод метафизики. Дело в том, что Гегель предложил принципиально новый метод философского осмысления действительности. Ведь как было ранее? Принципы, начала бытия представлялись мыслителями в виде неподвижных идей или неизменной субстанции. Связь противоположностей - в отличие от древних философов - не усматривалась. Развитие, по существу, отвергалось. Такому метафизическому методу мышления Гегель противопоставил диалектику как "постижение противоположностей в их единстве" [10, c 21]. Но хотя Гегель считал, что "диалектика имеет силу во всех отдельных областях и образованиях природного и духовного мира", он, как объективный идеалист, оказался непоследовательным в трактовке данного важного тезиса. В конечном счете Гегель отказывал природе в саморазвитии. Он сконцентрировал силу своего теоретического анализа лишь на выявлении логики и диалектики саморефлексирующего мифического по своей сущности мирового разума.