Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 22:06, контрольная работа
В истории философии понятие диалектики пpетеpпело коренные изменения: от пеpвоначального понимания, близкого к однокоренным словам "диалект" или "диалог" и обозначавшего искусство спора и классификации понятий, до современного, научного понимания диалектики, в основе которого лежит понятие развития. Напpимеp, в философском словаре диалектика определяется как "наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления", а в учебнике по философии (под редакцией академика И. Т. Фpолова, 1989 г.) диалектика pассматpивается "как наиболее полное и всестороннее учение о развитии".
В источниках, авторы которых дистанцируются от марксизма, часто определение диалектики не дается, а говорится о диалектическом методе (Гегеля). Напpимеp, в курсе лекций А. А. Радугина, 1995 г.: "Диалектический метод предполагает pассмотpение всех явлений и процессов во всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности и развития". Грамматически выражено неясно (по-видимому, надо читать: "и в их развитии"), но очевидно, что сутью признается системность, причинность и развитие.
Знание универсальных законов развития раскрывает содержание материалистической диалектики как философской теории. Но здесь важно еще раз напомнить, что в истории духовной культуры всегда обнаруживались различные альтернативы в концептуальном осмыслении мира, что и объясняет актуальность выбранной темы.
Цель данной контрольной работы – на основании литературных источников изучить диалектику и ее альтернативу.
Введение
1. Диалектика как теория и метод
2. Диалектика как система принципов, законов и категорий
3. Метафизика, эклектика, софистика
Заключение
Список использованных источников
Закон единства и борьбы противоположностей
Движущую
силу развития выражает закон единства
и борьбы противоположностей. Сущность
этого закона состоит в том, что
предметы и явления объективного
мира в процессе своего развития, вытекающего
из взаимодействия и противоречия между
различными предметами и явлениями
и различными сторонами внутри предметов
и явлений, переходят из состояния
незаметного, несущественного различия
составляющих данное явление сторон,
тенденций к существенным различиям
моментов целого и к противоположностям,
которые вступают между собой
в противоречие, борьбу, составляющую
внутренний источник развития данного
явления. Каждый предмет содержит в
себе иное самого себя. Внутренняя противоречивость
любого объекта состоит в том,
что в едином предмете в одно и
то же время имеет место и
Будучи отраженным в системе теоретического знания, этот закон входит основным стержнем или ядром в диалектический метод научного познания. В собственном смысле диалектика есть изучение противоречия в самой сущности предметов". Диалектика, т. о., дает возможность усматривать стимулы развития мира внутри самого мира.
Закон перехода количественных изменений в качественные
Развитие
как движение от простого к сложному,
от низшего к высшему, от старого
качественного состояния к
Закон перехода количественных изменений в качественные показывает, как осуществляется возникновение нового.
Закон отрицания отрицания
Всякое развитие есть определенным образом направленный процесс. Эту сторону развития выражает закон отрицания отрицания. Каждое явление относительно и в силу своей конечной природы переходит в другое явление, которое при определенных условиях может стать противоположностью первого и выступить в роли его отрицания. Отрицание составляет необходимое условие развития, поскольку оно есть не только отрицание старого, но и утверждение нового. Но процесс развития не останавливается на этом. Вновь возникшее качество также переходит в иное качество. Отрицание снимается вторым отрицанием, а вся цепь развития представляет собой процесс отрицания отрицания. В результате этого нарастающего отрицания отрицания получается движение предмета от простого к сложному, от низшего к высшему с элементами повторения пройденного, временного отступления назад и т. д. Закон отрицания отрицания дает обобщенное выражение развития в целом, вскрывая внутреннюю связь, поступательный характер развития; он выражает такой переход явлений из одного качеств.состояния в другое, при котором в новом качестве воспроизводятся на более высоком уровне некоторые черты старого качества. Словом, этот закон выражает и процесс коренного изменения старого качества, повторяющуюся связь между различными этапами развития, т. е. основную тенденцию развития и преемственность между старым и новым. Развитие совершается так, что высшая ступень развития выступает как синтез всего предшествующего движения в его снятом виде. Каждый момент развития, как бы он ни был отличен от предыдущего, происходит из него, является результатом его развития, поэтому заключает, сохраняет его в. себе в преобразованном виде. В сущности он есть это первое, ставшее иным. Из этого вытекает важное требование к научному познанию, выступающее в качестве метода: только то историческое познание может быть плодотворным, которое каждый момент исторического развития рассматривает как результат предшествующего момента и в органичной связи с ним.
Основные диалектические закономерности и категории
Диалектика
не исчерпывается тремя основными
законами. Кроме них так же существует
ряд диалектических закономерностей,
конкретизирующие и дополняющие
основные законы диалектики, выраженные
в категориях: сущность и явление,
содержание и форма, случайность
и необходимость, причина и следствие,
возможность и
Категории и закономерности диалектики существуют в определенной системе, в которой и выражено само содержание диалектики.
Сущность и явление
Сущность
и явление - категории, отражающее всеобщие
формы предметного мира и его
познание человеком. Сущность — это
внутреннее содержание предмета, выражающееся
в единстве всех многообразных и
противоречивых форм его бытия; явление
— то или иное обнаружение (выражение)
предмета, внешние формы его
Сущность и явление — универсальные объективные характеристики предметного мира; в процессе познания они выступают как ступени постижения объекта. Категории Сущности и явления всегда неразрывно связаны: явление представляет собой форму проявление сущности, последняя раскрывается в явлении. Однако единство С. и я. не означает их совпадения, тождества: "...если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишня...".
Явление богаче сущности, ибо оно включает в себя не только обнаружение внутреннего содержания, существующих связей объекта, но и всевозможные случайные отношения, особенные черты последнего. Явления динамичны, изменчивы, в то время как сущность образует нечто сохраняющееся во всех изменениях. Но будучи устойчивой по отношению к явлению, сущность также изменяется: "...не только явления преходящи, подвижны, текучи..., но и сущности вещей...". Теоретическое познание сущности объекта связано с раскрытием законов его развития: "...закон и сущность понятия однородные..., выражающие углубление познания человеком явлений, мира...".
Содержание и форма
Содержание
и форма - категории, во взаимосвязи
которых содержание, будучи определяющей
стороной целого, представляет единство
всех составных элементов объекта,
его свойств, внутренних процессов,
связей, противоречий и тенденций, а
форма есть способ существования
и выражения содержания. Термин "форма"
употребляется также для
Диалектическое
понимание формы, предполагает рассмотрение
её как развивающейся и
Развивая
анализ особенностей развития как борьбы
С. и ф., составными моментами которой
являются взаимопереход С. и ф. и
"наполнение" старой формы новым
содержанием, В. И. Ленин сформулировал
важное положение о том, что "...всякий
кризис, даже всякий перелом в развитии,
неизбежно ведет к
Применительно к мышлению проблема взаимоотношения С. и ф. рассматривается в диалектике на основе принципа, согласно которому мышление отражает объективный мир как содержанием, так и формой. Содержание мышления — это результат отражения в совокупной духовной культуре человечества природных и социальных явлений. В содержание мышления входят все многообразные определения действительности, воспроизводимые сознанием, в т.ч. её всеобщие связи и отношения; эти последние при определенных условиях приобретают специфически логические функции, выступают в качестве форм мышления. Категориальная структура мышления развивается по мере развития познания, и чем полнее, глубже и всестороннее содержание мышления, тем в более развитых и конкретных формах оно выражается.
Случайность и необходимость
Необходимость
и случайность - категории, которые
конкретизируют представление о
характере зависимости явления,
выражают различные аспекты, типы связей,
степень детерминированности
Случайность
– отражение в основном внешних,
несущественных, неустойчивых, единичных
связей действительности; выражение
начального пункта познания объекта; результат
перекрещивания независимых причинных
процессов, событий; способ превращения
возможности в
Необходимость выражается главными, регулярными причинам процесса, полностью ими детерминирована в данном отношении, характеризуется строгой однозначностью и определенностью, часто неизбежностью, подготовлена всем предшествующим ходом развития явлений. Необходимость не сводится к неизбежности. Последняя – только одна из стадий ее развития, одна из форм ее осуществления. Случайность столь же причинно обусловлена, как и необходимость, но отличается от нее особенностью своих причин. Она появляется в результате действия отдаленных, нерегулярных, непостоянных, незначительных, малых причин или одновременного воздействия комплекса сложных причин, характеризуется неоднозначностью, неопределенностью своего протекания. Один и тот же комплекс причин может обусловливать необходимые процессы на одном структурном уровне материи, в одной системе связей и одновременно вызывать случайности на др. уровне или в др. системе связей.
Причина и следствие
Причина и следствие - категории, отображающие одну из форм всеобщей связи и взаимодействия явлений. Под причиной понимается явление, действие которого вызывает, определяет, изменяет, производит или влечёт за собой другое явление; последнее называют следствием. Производимое причиной следствие зависит от условий. Одна и та же причина при разных условиях вызывает неодинаковые следствия. Различие между причиной и условием относительно. Каждое условие в определенном отношении является причиной, а каждая причина в соответственном отношении есть следствие. П. и с. находятся в единстве: одинаковые причины в одних и тех же условиях вызывают одинаковые следствия. В области общественных наук причины отличаются от поводов — процессов, способствующих их проявлению.
Знание
причинно-следственных связей отражает
с большим или меньшим