Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2013 в 11:41, курсовая работа
Шакьямуни (букв.: Просветленный мудрец из рода Шакьев) стал во главе большой общины, исповедовавшей Дхарму – учение о несуществовании вечной души, о причинно обусловленном безначальном круговороте рождений, о страдании как неотъемлемом свойстве этого круговорота и о пути прекращения страдания. Дхарма – это и есть подлинное название того вероучения, которое люди привычно именуют буддизмом.
I. Вступление……………………………………………….... 3
II. Основная часть……………………………………………..6
1. Термин «dharma»……………………………………….6
2. Классификация дхарм………………………………….11
3. Добуддийкое понятие дхармы………………………...18
4. Интерпретация термина «dharma» буддийскими школами периода классики……………………………………….21
III. Заключение……………………………………………...29
IV. Список использованной литературы…………………..
Специальность: 020100 – философия
Специализация: социальная философия
КУРСОВАЯ РАБОТА
Студент курса
"___"_________ 2010 г.
Научный руководитель
Старший преподаватель
кафедры философии и
культурологи
"___"_________
Содержание
Шакьямуни (букв.: Просветленный мудрец из рода Шакьев) стал во главе большой общины, исповедовавшей Дхарму – учение о несуществовании вечной души, о причинно обусловленном безначальном круговороте рождений, о страдании как неотъемлемом свойстве этого круговорота и о пути прекращения страдания. Дхарма – это и есть подлинное название того вероучения, которое люди привычно именуют буддизмом.
Учение Будды не делает различия между физическим и психическим миром. Реальность, приписываемая действию мысли, того же порядка, что и реальность предметов, познаваемых нашими чувствами. Сказал Благословенный: «Истинно говорю, твой разум – умственный, но и то, что воспринимается с помощью чувств, также умственно. Нет ничего внутри или вне Вселенной, что не есть ум или не могло бы стать им. Все сущее одухотворено, и даже сама земля, по которой мы ступаем, может преобразиться в сынов истины».1
Учение рассматривает все существующие феномены как единственную реальность. Физически и психически эти феномены есть дхармы, предметы нашего познавания. В нас и вне нас мы соприкасаемся лишь с дхармами, потому что в нас и вне нас существуют лишь дхармы. Дхарма есть многообразный фактор, фактор сознания, с присущей ему особенностью определенного выявления. Наши органы доставляют нам чувствования, которые обращаются в дхармы действием познавания. Идеи, представления и все интеллектуальные процессы есть, прежде всего, дхармы. Для нашего сознания дхармы то же, что цвет, форма и звук для зрения и слуха. Дхарма существует для нас своим воздействием. "Синий цвет существует, поскольку мы получаем ощущение синего".
Понятие «дхарма» имеет такое решающее значение в буддийской философии, как, например, понятие «идеи» в философии Платона. Изображение буддийской схоластической догматики как теории дхарм в виде полной и законченной системы теории опыта и теории спасения, т. е. учения об эмпирическом и о метафизическом истинно-сущем, подчеркивает значение основной философской идеи буддизма, практически оставленной без внимания.
Цель данной работы: определить роль дхарм для понимания учения Будды, показать важность теории Дхармы, объяснить, в чём заключается общность и различие воззрений буддийских школ на теорию Дхармы.
Несмотря на то, что буддийская философия никогда не была чисто умозрительной дисциплиной, направленной на поиск истины, ценной как таковая, но была органической частью буддийского «проекта», направленного на трансформацию личности и «преобразование» человека из страдающего сансарического существа, управляемого аффектами и влечениями, в свободное и «исцеленное» от страданий пробужденное (просветленное) существо. Необходимо отметить, что и в наше время многие вопросы теории буддизма актуальны. Соответственно, актуальна и теория Дхармы как важнейшая часть буддизма. А без понимания этого понятия человек вряд ли может «исцелиться» от страданий.
Задачи данной работы: рассмотреть понятие «дхарма», разобрать его многозначность, показать, что понятие «дхарма» существовало и до буддизма, рассмотреть влияние теории дхарм на буддийские школы, осознать роль подхода каждой школы к анализу дхармы, также рассмотреть классификацию дхарм.
Данная работа включает в себя следующие части: введение – обзорная часть всей работы; основная часть, состоящая из четырех глав: “Термин «dharma»”, “Классификация дхарм”, “Добуддийское понятие дхармы”, “Интерпретация термина «dharma» буддийскими школами периода классики” – представленные главы имеют подпункты, раскрывающие поднятые проблемы; далее следует заключение, которое содержит окончательные выводы; в конце – список использованной литературы.
В данной работе использовались различные источники. При написании курсовой я опиралась на следующие работы: Е.А. Торчинов «Пути философии Востока и Запада: познание запредельного», О.О. Розенберг «Труды по буддизму», Т.В. Ермакова, Е.П. Островская Е.П. «Классический буддизм», Т.В. Ермакова, Е.П. Островская, В.И. Рудой «Классическая буддийская философия», Е.А. Торчинов «Введение в буддологию», Ф.И. Щербатской Избранные «Избранные труды по буддизму», различные энциклопедии буддизма, и, разумеется, Абхмдхармакоша Васубандхи. Кроме того, информация была взята из 4 лекций о буддизме Александра Моисеевича Пятигорского.
Методология и методика исследования основываются на общенаучных способах. В процессе работы используются: сравнение, анализ, синтез дедукция, индукция и другие методы.
Разработанность выбранной темы весьма полна, но область для исследований остаётся почти безграничной. Теория буддизма дала и дает пищу для размышлений многим людям.
Таким образом, я попытаюсь исследовать и обоснованно подтвердить важность теории дхарм для понимания буддийского учения.
II. Основная часть
В санскрите есть несколько слов, которые более или менее совпадают по своим семантическим полям с греческим по происхождению словом «философия». Наиболее важные из них – это тарка («умозрение») и анивикшики («логический дискурс»). Однако в буддизме та форма интеллектуальной деятельности, которая сопоставима с философией и о которой идет речь, когда о буддийской философии говорят специалисты-буддологи, носит имя «Абхидхарма», «мета-Дхарма», «теория Дхармы» (если под Дхармой понимается Учение Будды) или «теория дхарм» (если под дхармой понимать элементарной психофизическое состояние, квант психофизической жизни).
Учение о дхармах (Абхидхарма) – одна из самых сложных и центральных тем буддийской философии. Само понятие дхарма трудноопределимо, даже такой великий буддолог, как Ф.И. Щербатской, постарался избежать однозначного определения, хотя именно от понятия «дхарма» (пали dhamma, cанскр. dharma) зависит понимание буддийского учения. Щербатской писал: «Формула буддийского символа веры (уе dhamma и т.д.), которая явно содержит кратчайшее изложение сути и духа буддизма, гласит, что Будда открыл элементы бытия, их причинную связь и методы подавления навсегда их действенности (ниродха). Васубандху дает подобную же формулировку сущности доктрины: это метод превращения элементов бытия в состояние покоя, из которого они никогда не возникнут снова.
Понятие о дхарме - центральный
пункт буддийского учения. В свете
этого понятия буддизм
Слово «дхарма», согласно словарю, имеет значения: «религия», «закон», «качество». Но оно чрезвычайно многозначно. Этимологически его производят от корня dhar – «носить», dharma значит «носитель», а также «несомое», как, например, в смысле «качество». Разумеется, само по себе этимологическое значение еще не объясняет слова, и выражение «носитель» может быть наполнено различным содержанием.
Китайцы при переводе буддийских сочинений слово «дхарма» всегда передают иероглифом, означающим «закон», сохраняя этот иероглиф и в тех случаях, где «дхарма» имеет совершенно иное значение.
В логических трактатах «дхарма» означает «качество» («несомое»), приписываемое носителю качеств, то есть субъекту; в таких случаях «дхарму» можно переводить либо «сказуемое», либо «атрибут». Это наиболее специальное значение термина в общей литературе не встречается.
Основное и, вероятно, первоначальное значение термина встречается в философских сочинениях, а также в сутрах, где под дхармами разумеются «носители» или истинно-реальные, непознаваемые субстраты тех элементов, на которые в абстракции разлагается поток сознательной жизни, то есть субъект и переживаемый им мир – как внешний, так и внутренний. Согласно числу найденных элементов, в различных направлениях насчитывалось различное количество разновидностей таких носителей – 75, 100, 84 и т.д. Так как анализу подвергалась и жизнь религиозного опыта, в число элементов вошли и такие, которые имеют отношение к буддийской теории спасения.
Другое значение термина «дхарма» в следующем: сущность каждой дхармы трансцендентна, непознаваема; только «признаки», или проявления, дхарм образуют поток сознательной жизни; таким образом, элементы, на которые разлагается поток сознания, не являются дхармами, а «проявлениями дхарм» («дхармалакшана»), однако ради краткости часто употребляется термин «дхарма» вместо выражения «проявление дхармы»; в таком случае «дхарму» можно передавать прямо словом «элемент».
Среди элементов и их носителей упоминается один, который в метафизике и в теории спасения занимает первое место, – это элемент «успокоения», «покоя», то есть нирвана. Так как конечной целью бытия является достижение состояния вечного покоя, то этот элемент среди всех дхарм является лучшей, а поэтому «дхарма иногда является синонимом «нирваны». «Нирвана» употребляется иногда в смысле «Пустоты» или «Абсолютного», то есть истинно-реального, ввиду чего последнее иногда называется «дхарма».
Термин «дхарма» означает еще «учение» Будды; здесь, впрочем, следует иметь в виду, что в таких выражениях, как «проповедовать дхарму», «поклоняться дхарме», например в формуле «Будда, дхарма, сангха», дхарма означает очень часто не само учение, а объект учения – нирвану. В популярном же буддизме в этих случаях подразумевается «учение» как таковое в смысле содержания священного писания и даже священной литературы как таковой.
В популярных японских сочинениях под выражениями «все дхармы» или «мириада дхарм» следует подразумевать все явления или предметы, находящиеся в мире. Непозволительно, разумеется, переносить это значение термина в схоластические трактаты; однако употребление слова «дхарма» в смысле вещей, предметов тоже восходит к индийскому буддизму. Так, например, Васубандху в трактате о реальности одного только сознания говорит о «псевдодхармах», то есть о вещах в себе отдельных предметов, а не об элементах сознательной жизни.
Наконец, традиционное определение: «Дхарма носитель своего признака (специфического)»3 – имеет в виду именно это всеобщее значение термина, которое он сохранял и тогда, когда это слово в полемике употреблялось авторами, отрицавшими существование таких носителей.
Термин «дхарма» встречается, таким образом, в следующих значениях:
Итак, дхарма – это
носитель, держатель своего собственного
качества. Таким образом, дхарма есть
неделимый элемент
Надо отметить еще одно важное обстоятельство, на которое обратил пристальное внимание современный петербургский буддолог В. И. Рудой. Дело в том, что во многих (хотя и не во всех) буддийский школах дхармы рассматриваются, с одной стороны, как «дравья сат», то есть элементы, наделенные онтологическим статусом, реальные элементы, а с другой – как «праджняпти сат», то есть, как только мыслимые, или конвенциональные единицы языка описания опыта. То есть опыт конструируется дхармами, но сами дхармы также описываются в терминах дхарм.