Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2013 в 11:41, курсовая работа
Шакьямуни (букв.: Просветленный мудрец из рода Шакьев) стал во главе большой общины, исповедовавшей Дхарму – учение о несуществовании вечной души, о причинно обусловленном безначальном круговороте рождений, о страдании как неотъемлемом свойстве этого круговорота и о пути прекращения страдания. Дхарма – это и есть подлинное название того вероучения, которое люди привычно именуют буддизмом.
I. Вступление……………………………………………….... 3
II. Основная часть……………………………………………..6
1. Термин «dharma»……………………………………….6
2. Классификация дхарм………………………………….11
3. Добуддийкое понятие дхармы………………………...18
4. Интерпретация термина «dharma» буддийскими школами периода классики……………………………………….21
III. Заключение……………………………………………...29
IV. Список использованной литературы…………………..
Другая подшкола Мадхьямики, Сватантрика, исходила из признания факта реального существования дхарм, определяемых как «носитель, безраздельно совпадающий с собственным признаком» (свалакшана). Дхармы реально существуют только в настоящем времени, полагали сватантрики, но не в прошлом и будущем. Последователи этой подшколы Мадхьямики проводили резкое различие между аффективным и неаффективынм неведением. Содержанием аффективного неведения для них выступала вера в реальность индивидуального Я, неаффективного – допущение реальности дхарм.
Те сватантрики, которые
принимали посылки саутрантиков
о номинальном существоавнии
ряда дхарм из списка классической
(строгой) Вайбхашики, получили наименование
последователей школы Саутрантика-мадхьямика-
III. Заключение
«Будда постоянно учил, что самостоятельного Я нет, что нет и обособленного от него мира. Нет самостоятельных предметов, нет обособленной жизни - все лишь неразрывные корреляты.»9
Учение о дхармах возникло уже после Будды и развивало более раннюю концепцию всеобщей изменчивости. Согласно этому учению, дхармы непостоянны, мгновенны, появляются и исчезают во времени, но соединяясь друг с другом, они порождают те движения состояний, потоки состояний, которые и называются жизнью. Детальная разработка "теории дхарм" отражает новую стадию в развитии буддизма, стадию, когда сложные философские проблемы стали занимать в нем значительно большее место, чем в раннем буддизме.
Буддийская философия никогда не была чисто умозрительной дисциплиной, направленной на поиск истины, ценной как таковая, но была органической частью буддийского «проекта», направленного на трансформацию личности и «преобразование» человека из страдающего сансарического существа, управляемого аффектами и влечениями, в свободное и «исцеленное» от страданий пробужденное (просветленное) существо. И, кстати, только буддизм отстаивал теоретически единую всеобщую дхарму для царей и подданных, но он предпочитал не вмешиваться в мирские дела.
«Отбросим вопросы о Начале и Конце − говорил он. − Я буду учить вас Дхамме. Если есть то − возникает это. Из появившегося того возникает это. Если то отсутствует − не появится и это. Если прекращается то − прекратится и это». «Кто видит причинную связь − тот видит и Дхамму, кто видит Дхамму − тот видит причинную связь». 10
Хочу добавить, что в махаяне последующее развитие теории дхармы определялось общей идеей, согласно которой существование — это переплетение множества тончайших предельных элементов материи, разума и сил, причем эти элементы и представляют собой единственную реальность, а сочетание их — не более чем название, покрывающее множество дхарм. Целые направления в буддийской философии занимались изучением дхарм, определением их свойств и качеств. Несмотря на существенные различия между школами буддизма и на трансцендентный характер дхарм (по крайней мере, так считали многие авторитеты в области буддизма), понимание их как элементов существования выделяет буддизм среди всех других направлений.
Введением понятия дхармы как онтологически релевантного элемента сознания и опыта вообще и как элемента языка описания сознания (и опыта) буддисты, по существу, нашли один из вариантов имманентного сознанию языка его описания. В этом несомненный вклад буддизма в индийскую и мировую философию.
Цель и задачи данной работы были в том, чтобы понять, что есть дхарма, показать значение дхарм для всего буддийского учения, в том, чтобы разобраться в тонкостях интерпретации понятия дхармы различными ответвлениями буддизма, проанализировать различия между буддийским и добуддийским пониманием дхармы, обозначить классификацию дхарм. Я думаю, что цель была достигнута.
Несмотря на проделанную мной работу, закончить мне хочется цитатой из «Избранных трудов по буддизму» Ф.И. Щербатского: «Что такое dharma? Она непостигаема! Она тонка! Никто никогда не в состоянии будет сказать, какова ее истинная природа (dharma-svabhava)! Она трансцендентальна!»11
IV. Список использованной литературы:
1
Наталья Рокотова (Е.И.Рерих) «Основы буддизма»
(http://agnivesti.ru/wp-
2 Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. М.: «Наука», 1988, с. 112-113
3 О.О. Розенберг «Труды по буддизму» М.: «Наука», 1991
4
http://www.klex.ru/books/
5 Дхаммапада, перевод с пали, введение и комментарии Топорова В.Н., М., 1960, с. 43
6 Брихадараньяка упанишада 1.4.14 (из Под ред. Королева К. Буддизм: энциклопедия, М.: «Эксмо», 2008 г)
7
http://www.krugosvet.ru/enc/
8 Т. В. Ермакова, Е. П. Островская. Классический буддизм. СПб.: "Петербургское Востоковедение", 1999, с. 85-86
9
Наталья Рокотова (Е.И.Рерих) «Основы буддизма»,
с.1 (http://www.avataram.ru/
10
Наталья Рокотова (Е.И.Рерих) «Основы буддизма»,
с.1 (http://www.avataram.ru/
11 Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. М.: «Наука», 1988, с. 198