Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2014 в 16:44, курсовая работа
Аристотель, величайший из древнегреческих философов, ученик и решительный противник Платона, родился в 384 г. до н. э. в Стагире-городе на северо-западном побережье Эгейского моря. Его отец Никомах, принадлежавший к роду врачей Асклепиадов, был придворным врачом македонского царя Аминты III. В семнадцатилетнем возрасте Аристотель приезжает в. Афины, где становится учеником Платона.
бытия, не раскрываемых еще "физикой", имеющей дело с этими принципами
в той форме, как они проявляются в чувственных вещах, и их движении.
Сопоставляя первую философию с другими дисциплинами, Аристотель писал,
что "естествоиспытатель (physikos - физик) занимается всем тем, что
составляет деятельности и состояния такого-то тела и такой-то
материи... [Свойства же], неотделимые от тела, но, с другой стороны,
поскольку они не являются состояниями определенного тела и [берутся] в
абстракции, [изучает] математик; поскольку же они отделены [от всего
телесного, их изучает] метафизик (protos philosophos)" (О душе, 1, 1,
403b). Отсюда видно, что Стагирит рассматривает первую философию как
учение не об отдельных от вещей началах вроде идей Платона, но
абстрагирует эти начала от существующих вещей, вне и без которых сами
начала не существуют. Причем это даже более высокая степень
абстракции, чем в математике.
"Метафизика" в принятой традицией форме7 начинается с определения
первой философии ("мудрости") и далее развертывается в ходе критики
предшествующих философов. Исследование и критика учений прошлого имеет
для него служебное назначение, подводя к собственной его концепции,
предварительно ее обосновывая. Так, Аристотель пишет, что если "первые
философы" считали началом всех вещей материю, то Анаксагор вводит
разум в качестве причины "благоустройства мира и всего мирового
порядка" (Мет,, I, 3, 984 b). А следовательно, Анаксагор и Эмпедокл с
его Любовью и Враждою вводят в философию "действующую причину".
Пифагорейцы добавляют к этому утверждение, что ограниченное,
неограниченное и единое, т. е. компоненты числа, являются не
свойствами физических реальностей, но их сущностью, "вследствие чего
число и составляло [у них] сущность всех вещей" (там же, 5, 9872).
Таким образом, возникает понятие такого начала (причины), как
"сущность и суть бытия". Наконец, Платон признал, что "нельзя дать
общего определения для какой-нибудь из чувственных вещей, поскольку
вещи эти постоянно меняются. Идя указанным путем, он подобные
реальности (выражающие общее.-А. Б.) назвал идеями, а что касается
чувственных вещей, то о них речь всегда идет отдельно от идей, но в
соответствии с ними, ибо все множество вещей существует в силу
приобщения к одноименным [сущностям]" (там же, 6, 987 b). Тем самым
окончательно формируется понимание формальной и целевой причин. Но
именно здесь Аристотель радикально разошелся с Платоном. Его критика
теории идей - впрочем, это в какой-то мере и самокритика бывшего
платоника - суммарно изложена в 4 и. 5 главах XIII книги "Метафизики",
хотя затрагивается и в других местах этого труда.
Возражения Аристотеля Платону таковы. (1) Приписывая всем вещам
одноименные идеи, платоник удваивает мир, как будто думая, будто
большее число сущностей легче познать, чем меньшее. (2) Ни один из
способов доказательства существования идей не достигает своей цели.
(3) "Третий человек": связь предмета и идеи требует "посредника". Так,
между человеком вообще и отдельным человеком, Платоном, должен
существовать еще один "человек", скажем, "грек". Но в таком случае
Между человеком вообще и 'греком должен существовать еще один
"человек", допустим, "белый человек", и т. д. до бесконечности. (4)
Идеи провозглашаются причинами, но не могут ими быть, так как
неподвижные идеи не могут быть причиною движения. (5) Платон не
выяснил, что означает "причастность" вещей идеям, - это "пустые слова
и поэтические метафоры". Наконец, (6) вообще невозможно, "чтобы врозь
находились сущность и то, сущностью чего она является" (Мет., XIII, 5,
1079b). Аналогичные возражения направляет Стагирит против
пифагорейских представлений о математических объектах, якобы
существующих отдельно от вещей. Эти объекты на деле "не являются
сущностями в большей мере, нежели тела, и... они по бытию не
предшествуют чувственным вещам, но только логически" (там же, XIII, 2,
1077b).
Свое собственное учение о причинах и началах Аристотель начинает с
закона исключенного противоречия. Мы уже говорили о его логической
формулировке - в "Метафизике" он превращается в начало бытия. Это
"наиболее достоверное из всех" положение гласит: "Невозможно, чтобы
одно и то же вместе было и не было присуще одному и тому же и в одном
и том же смысле" (Мет., IV, 3. 1005b). И далее: "Не может кто бы то ни
было признавать, что одно и то же [и] существует [и] не существует,
как это, по мнению некоторых, утверждает Гераклит" (там же). Ссылка на
Гераклита показательна. Аристотель, вопреки античному диалектику,
вводит одновременно утверждение, что вещь не может быть тем же самым и
не тем же самым, существовать и не существовать одновременно и в том
же самом смысле, и что таким образом нельзя ни о чем высказываться.
Поэтому он не только заменяет диалектику формальной логикой, но и
провозглашает всю действительность непротиворечивой, а потому по
существу неизменной. Ниже мы увидим, как с этой точки зрения должно
рассматриваться движение и изменение, которых Аристотель, конечно, не
отвергал. Принятие Аристотелем принципа исключенного противоречия
формальной логики в качестве универсального начала бытия вело к тому,
что его метафизика превращается в учение о неизменной сущности мира,
отличной от самого изменчивого мира. И тем не менее, поскольку
Стагирит не упускает из виду движения и развития существующих вещей,
это приводит его к ряду противоречий, выражающих запутанность и
непоследовательность его мысли.
Прежде всего это непоследовательность в решении проблемы
соотношения общего и единичного. Критика платоновской теории идей
подводит к мысли, что Аристотель считает отдельные вещи тем
единственным, что заслуживает имени самостоятельно существующего. Так
решалась проблема "первой сущности" в "Категориях". "Вторичная
сущность", т. е. общее, должна с этой точки зрения оказаться "единым
во многом", а не вне многого. Но ведь Стагирит унаследовал от Платона
убеждение, что познается только общее. Будучи предметом знания, общее
само по себе выступает для него как нечто первичное и достоверное по
отношению к единичному. С особой силой сказывается эта мысль в учении
о причинах и началах.
"А о причинах (aitian), - пишет Аристотель,- речь может идти в
четырех смыслах: одной такой причиной мы признаем сущность и суть
бытия (oysian kai to ti еn einai), "основание, почему" [вещь такова,
как она есть] восходит в конечном счете к понятию вещи, а то основное,
благодаря чему [вещь именно такова], есть некоторая причина и начало,
другой причиной мы считаем материю и лежащий в основе субстрат;
третьей - то, откуда идет начало движениям четвертой "то, ради чего"
[существует вещь] и благо (ибо благо есть цель всего возникновения и
движения)" (Мет., 1, 3, 983 а). Итак, причины формальная,
материальная, действующая и целевая (конечная)-если принять более
позднюю номенклатуру- исчерпывают все возможные причины. О них так или
иначе, главным образом порознь, говорили прежние философы, учение о
них образует ядро первой философии Аристотеля.
Аристотель исходит в своем анализе причин из структуры акта
человеческой деятельности. Любой предмет, считает, он, имеет именно
эти причины. Предположим, перед нами тот прекрасный горшок, которым
Сократ так уязвил Гиппия. Он имеет некоторую форму, т. е. внешний
облик, вид (по-гречески-еidоs, idea), делающий его телом определенных
очертаний, а вместе с тем - внутреннюю форму, понятие, которое делает
его именно горшком, и без которого гончар не смог бы горшок сделать.
Далее, горшок сделан из глины, некоторого субстрата, который сам по
себе еще не составляет горшка, но без которого горшок все же
невозможен. Нужен, далее, гончар, который на основе понятия (формы)
привел бы глину в движение, сделал этот горшок, обжег бы его и т. д.
Наконец, необходима цель, ради которой гончар прилагает такие усилия,
- сделав горшок, продать его и тем самым заработать на жизнь.
Признавая эту структуру универсальной, Аристотель по аналогии трактует
все мировое целое и каждое из явлений в нем. Только рассматривая
природные процессы, он видит в них самоосуществление формы: его
любимый пример состоит в том, что если врач лечит других ради
здоровья, то природа похожа на человека, который лечит сам себя.
Что же первично среди причин? Аристотель считает, что по сути дела
все причины могут быть сведены к двум, ибо и действующая, и целевая
причины могут быть подведены под понятие "формы". Тогда остаются
материя и форма. Материя не может быть первичной: она пассивна,
бесформенна, а следовательно, может представлять лишь материал для
оформления. Сама вещь как объединение формы и материи тоже не может
быть признана первичной: она сложна. Остается принять, что первичная
форма - она и есть сущность и суть бытия в собственном смысле. А
значит, стремясь преодолеть теорию идей Платона, Аристотель приходит
лишь к иной разновидности того же идеализма: первична форма как
понятие, "смысл" вещи. Причем формы у Аристотеля столь же неизменны"
вечны и всеобщи, как и идеи у Платона времен "наивной" теории идей.
В самом деле, рассуждает Стагирит, возникающее возникает под
действием чего-нибудь, образуется из чего-нибудь и становится
чем-нибудь. Например, медный шар - из меди. Но делать медный шар - не
значит делать саму форму "круглого"; она всегда "налицо". Поэтому
"очевидно, что и форма также, как бы нам ни называть в чувственной
вещи [ее] образ, не возникает, и в отношении к ней процесс
возникновения не имеет места, равно как [не возникает] и суть бытия.
Она появляется в другом (в субстрате, в материи. - А. Б.) действием
или искусства, или природы, или способности" (Арист. Мет-, VII, 8,
1033 b). Не возникает и материя - она вечна, переходя из одного
состояния в другое под воздействием формы и движущего (действующего)
начала, т. е. формы. Однако в таком случае возникает вопрос: а как
существует "материя вообще", безотносительно к формам, и как
существует "форма вообще", безотносительно к материи, в которой она
воплощена? Если исходить из изложенного, то вопрос как будто бы, не
имеет смысла: нет материи без формы и формы без материи. Но сам
Аристотель этот вопрос ставит и отвечает на него таким образом. Есть и
"первая материя", "то, что само по себе не обозначается ни как
определенное по существу, ни как определенное по количеству, ни как
обладающее каким-либо из других свойств, которыми бывает определено
сущее" (там же, VII, 3,1029 а). Есть и "форма форм" - божество.
За этой проблемой следует новая. Если ни материя, ни форма не
возникают, то как же возникает, вещь? Первый ответ состоял в том, что
они возникают посредством оформления материи, соединения формы и
материн. Но ведь если они - за исключением "первой материи" и "формы
форм" - не существуют по отдельности, то как могут они соединиться? И
не существуют ли тогда вещи вечно, не возникая и не уничтожаясь?
Избежать этого "элейского" вывода Аристотель, вовсе не желающий
следовать Пармениду, смог за счет введения в философию двух новых
важных понятий, а именное "возможность" (dynamis) и "действительность"
(energeia). Понятия эти тесно увязаны у него с понятиями формы и
материи. Материя - это возможность, поскольку она не есть то, чем
может стать впоследствии. Форма - действительность, или действительное
как таковое. Отсюда своеобразная диалектика материи и формы,
возможности и действительности. За исключением "первой материи",
всякая материя в той или иной степени оформлена, а следовательно, и
сама может выступать в разных функциях. Так, кирпич, являясь материей
для дома, есть форма для глины. Поэтому кирпичи - это дом в
возможности, а глина - кирпич в возможности. Кирпич же -
действительность (форма) глины, а дом-действительность кирпича.
Ребенок - действительность ребенка, но возможность взрослого человека,
и т. д. А возникновение есть, следовательно, осуществление,
актуализация возможности.
Формулировка Аристотелем учения о возможности и действительности
имела важное значение в истории философии. Во-первых, это учение
позволило разрешить парадокс возникновения: если что-либо возникает,
то оно возникает как осуществление возможности, а не "из ничего". И в
то же время не из простого сочетания (соединения) частиц материи -