Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2014 в 16:44, курсовая работа
Аристотель, величайший из древнегреческих философов, ученик и решительный противник Платона, родился в 384 г. до н. э. в Стагире-городе на северо-западном побережье Эгейского моря. Его отец Никомах, принадлежавший к роду врачей Асклепиадов, был придворным врачом македонского царя Аминты III. В семнадцатилетнем возрасте Аристотель приезжает в. Афины, где становится учеником Платона.
преклонения перед Аристотелем свойственного философии средних веков.
Схоластика не случайно избрала его в качестве главного философского
(не теологического!) авторитета. Поэтому и освобождение от идейного
наследия средневековья шло в направлении устранения не только старых
физических воззрений, но прежде всего - способа объяснения. Объяснение
через "способность" или "возможность" заменяется в новое время
объяснением посредством закона, а "способности" остаются достоянием
комедийных персонажей: "опиум усыпляет, ибо он обладает усыпляющей
способностью...". Так, Аристотель рассматривал движение как результат
воздействия движущего и отрицал возможность движения, не
поддерживаемого некоторой (внешней или внутренней) силой. Ученый
нового времени формулирует законы движения и сразу же обнаруживается,
что под воздействием силы осуществляется ускоренное движение. Без
этого воздействия тело покоится или движется прямолинейно и
равномерно. Отсюда и то понятие инерции, от которого пошло все
преобразование физики.
Как первая (метафизика), так и вторая (физика) философия
Аристотеля имеет своим мировоззренческим основанием убеждение в
господстве формы над содержанием (материей), души над телом, ума над
чувствами. Перенесение этих приоритетов в сферу общества составило
содержание этики и политики Аристотеля.
5. Общество. Этика и политика
Целью человеческой деятельности для всей древнегреческой философии
было достижение блаженства. Поскольку нравственная деятельность есть
деятельность, она должна основываться, считает Стагирит, на разуме.
Разумная деятельность как самая совершенная и возвышенная привлекает
его внимание в первую очередь. Смысл жизни не в удовольствиях, не в
счастьи, а в осуществлении требований разума. Однако Аристотель
прекрасно знает, что разумная деятельность имеет двоякий характер -
теоретический и практический. Конечно, и здесь высшее место занимает
"созерцательная жизнь", ведь "умозрение (theoria) есть то, что
приятнее всего и всего лучше" (Арист. Мет., XII, 7, 1072b). Но и она
нуждается в определенных условиях - для того, чтобы отдаться
созерцанию, необходимо прежде всего жить. Этим соображением
обусловлена большая жизненность этики Аристотеля по сравнению с
платонизмом, а также тесная, связь ее с общественной жизнью.
Блаженство, считает Аристотель, недостижимо иначе как в условиях
зрелой и завершенной жизни: ребенок, человек только в возможности,
неспособен к совершенной деятельности, бедность и болезнь, слабость и
несчастье отнимают у человека средства к блаженной жизни, которые
даются, напротив, богатством и здоровьем, силой и счастьем. И
все-таки, рассматривая условия жизни как "материю", а благо как
"форму" (цель) блаженной жизни, Аристотель видит решающий элемент
блаженства во внутреннем достоинстве и добродетели (arete) личности.
Блаженство есть результат деятельности, сообразной с добродетелью, и
сама эта деятельность. Поэтому ставший уже классическим вопрос о
соотношении удовольствия и разума Аристотель решает путем компромисса:
удовольствие, вытекающее из разумной, т. е. сообразной благу,
деятельности, само есть благо.
Сказанное означает, что по Аристотелю благо лежит не по ту сторону
чувственного мира, как считал Платон, а вместе с ним мегарики. Высшее
благо должно быть достижимым, действительным, а не потусторонним
идеалом. Выгодно отличаясь от платонизма своим реализмом, учение
Аристотеля о добродетели опирается на представление, что
она-приобретенное качество души. И здесь Стагирит противостоит
Платону, убежденному в том, что добродетели нельзя научиться.
Аристотель видит в добродетели "преднамеренно приобретенное качество
души, состоящее в субъективной середине и определенное разумом, притом
определенное так, как бы ее определил благоразумный человек. Это
середина между двумя [видами] зла - избытком и недостатком" (Ником.
эт., II, 6, 1107а). Она потому середина, что порок преступает границу
должного в своих действиях и чувствах, по отношению как к избытку, так
и к недостатку. Добродетель же находит и избирает середину: "ничего
слишком...". Стагирит подробно исследует с этой точки зрения
добродетели, противопоставляя их порокам. Так, великодушию он
противопоставляет тщеславие ("избыток"), с одной стороны, малодушие
("недостаток") - с другой. Великодушие, следовательно, есть
"середина". Мужество - среднее между безрассудной отвагой и трусостью,
щедрость - между расточительством и скупостью, и т. д.
Поскольку душа делится на неразумную (питающую и ощущающую) и
разумную, постольку добродетели, будучи приобретенными свойствами
души, также делятся на два вида: этические и дианоэтические.
"Дианоэтическая добродетель возникает и развивается по преимуществу
через обучение, почему и нуждается в опыте и во времени; этическая же
слагается через привычки: от них-то она и получила свое название, так
как [последнее] образовано незначительным изменением слова ethos
(привычка, нрав)" (там же. II, 1, 1103а). Таким образом, этические
добродетели - добродетели привычки и обычая, дианоэтические - разумны
и основаны на рассуждении. Этические добродетели деятельны, ибо мы
становимся справедливыми, совершая справедливые поступки, скромными -
поступая скромно, мужественными - действуя мужественно. Дианоэтические
же созерцательны. Однако и они имеют в виду не само знание как
таковое, но поведение, деятельность, практику. Отсюда определение
этики как "практической философии" и отнесение ее к соответствующему
разряду наук.
Поскольку нравственное действие опирается на разум, оно
подразумевает свободный выбор между добром и злом. "В нашей власти
добродетель, точно так же, как и порок, ибо мы властны действовать во
всех тех случаях, когда мы властны воздержаться от действия" (там же,
III, 7, 1113b). Введя понятие свободного выбора (ргоаiresis)
Аристотель открывает первую страницу длительного спора о свободной
воле.
Аристотель исследует добродетели в контексте общественной жизни
античного общества. Особое место занимает у него справедливость.
Справедливое - середина между двумя родами несправедливости:
нарушением закона и неодинаковым отношением к равным. Поэтому "понятие
справедливости означает одновременно как законное, так и равномерное,
а несправедливое - противозаконное и неравное [отношение к людям] "
(там же, V, 2, 1129а).
Поскольку же закон
поведение, например мужество в бою, постольку справедливость есть
высшая добродетель, в которой заключаются все иные.
Сопоставление справедливости с законом и равенством приводит к
знаменитому делению ее на уравнивающую и распределяющую. Цель первой -
способствовать воздаянию равным за равное; второй - распределение благ
согласно достоинству лиц, вступающих в общение. Иначе говоря,
распределяющая справедливость относится к общим благам и обеспечивает
их разделение согласно достоинству (рангу) граждан. Уравнивающая - к
благам, принадлежащим отдельным лицам, обеспечивая обмен согласно
количеству и качеству труда. Очевидно, что выделение этих двух видов
справедливости как нельзя лучше отвечает условиям жизни общества, в
котором комбинируются сословное устройство и "врожденные" преимущества
одних людей над другими, с одной стороны, и уравнивающие людей
товарно-денежные отношения - с другой. Учение о справедливости
образует прямой переход к государству.
В "Политике" Аристотеля общество и государство по существу не
различаются. Отсюда немалые трудности понимания его учения. Так, он
определяет человека как zoon politikon - "политическое животное". Но
что это означает? Есть ли человек животное общественное или
государственное? Разница немалая, поскольку может существовать
общество и без государства... Но для Стагирита это невозможно.
Государство предстает в его сочинении как естественный и необходимый
способ существования людей - "общение подобных друг другу людей в
целях возможно лучшего существования" (Полит., VII, 7, 1328а). Но для
такого общения необходимы досуг, внешние блага, такие как богатство и
власть, а также определенные личные качества - здоровье,
справедливость, мужество и т. д. В государство, в качестве
равноправных граждан, входят только свободные. Да и то Аристотель
часто отрицает права гражданства за теми из них, кто "не
самодостаточен" и не обладает досугом для того, чтобы вести "блаженную
жизнь", - ремесленниками, крестьянами...
Впрочем, Аристотель достаточно гибкий мыслитель, чтобы не
определять однозначно принадлежность к государству именно тех, а не
иных лиц. Он прекрасно понимает, что положение человека в обществе
определяется собственностью. Поэтому он критикует Платона, который в
своей утопии уничтожает частную собственность у высших классов,
специально подчеркивая, что общность имуществ невозможна. Она вызывает
недовольство и ссоры, снижает заинтересованность в труде, лишает
человека "естественного" наслаждения владением, и т. д. Таким образом,
он отстаивает частную собственность, которая представлялась ему, да и
действительно была в его время единственно возможной и прогрессивной,
обеспечивая своим развитием преодоление последних пережитков общинного
социального устройства, тем более что развитие частной собственности
означало и преодоление полисной ограниченности, вставшее на повестку
дня в связи с кризисом всего полисного устройства Эллады. Правда, при
всем этом, Аристотель говорит и о необходимости "щедрости", требующей
поддерживать неимущих, а "дружбу", т. е. солидарность свободных между
собою, объявляет одной из высших политических добродетелей.
Эти ограничения частной собственности направлены на достижение той
же цели, какую преследовал и платоновский отказ от частной
собственности вообще, - сделать так, чтобы свободные не разделялись на
враждующие лагеря. То же и в собственно политической деятельности -
сохранение установившегося строя зависит от того, насколько
государство сможет обеспечить превосходство своих сторонников над
теми, кто не желает сохранения существующего порядка. Отсюда учение
Аристотеля о формах государственного устройства. Вопрос этот тем более
важен, что Стагирит применяет к анализу государства свое
общефилософское понятие формы: оно есть движущий принцип социальной
организации, начало, действительность и цель его. Вместе с тем он
делит формы государственного устройства по двум основаниям: количество
правящих, конкретизируемое соответственно имущественному признаку, и
цель (моральная значимость) правления. С точки зрения последней, формы
государственного устройства делятся на "правильные", при которых
власть имущие имеют в виду общую пользу, и "неправильные", где имеется
в виду только собственная польза. По количеству правящих-один
правитель, правление богатого меньшинства и правление бедного
большинства. В результате получается три "правильных" формы правления
(монархия, аристократия, полития) и три "неправильных" (тирания,
олигархия и демократия).
Аристотель в разных работах по-разному представляет относительную
ценность указанных форм. В " Никомахово и этике" он объявлял лучшей из
них монархию, а худшей из "правильных" форм - политию). Последняя
определялась как государство, основанное на имущественной
дифференциации граждан. В "Политике" же он считает политию наилучшей
из "правильных" форм. Хотя монархия и здесь представляется ему
"первоначальной и самой божественной", в настоящее время она, по
Аристотелю, не имеет шансов на успех. В четвертой книге "Политики" он
связывает, форму государственного устройства с их "принципами"
(началами): " принципом аристократии служит добродетель, олигархии -
богатство, демократии-свобода" (Полит., IV, 6, 1294а)12. Полития
должна объединять три этих элемента, почему и должна считаться
подлинной аристократией - правлением наилучших, объединяя интересы
зажиточных и неимущих.
Впрочем, мы встречаем у Стагирита и утверждение, что все формы
государства- сводятся к двум главным-демократии и олигархии.
"Демократией нужно считать такой строй, когда свободнорожденные и
неимущие, составляя большинство, будут иметь верховную власть в своих