Жизнь и труды Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2014 в 16:44, курсовая работа

Краткое описание

Аристотель, величайший из древнегреческих философов, ученик и решительный противник Платона, родился в 384 г. до н. э. в Стагире-городе на северо-западном побережье Эгейского моря. Его отец Никомах, принадлежавший к роду врачей Асклепиадов, был придворным врачом македонского царя Аминты III. В семнадцатилетнем возрасте Аристотель приезжает в. Афины, где становится учеником Платона.

Вложенные файлы: 1 файл

- Курсовая Жизнь и творчество Аристотеля.doc

— 284.50 Кб (Скачать файл)

и добродетель)  определяет целостность  нравственной природы  человека

таким образом, что он совершает  нравственный поступок не только  ради

естественных благ (что не противоречит  добродетели), но и ради  блага

как такового.  Нельзя не  видеть  здесь влияния  платонизма,  возможно

идущего от ранних трудов Аристотеля.

    Подобно  Теофрасту,  автору  "Мнений  физиков",  Евдем  создал  ряд

трудов  по  истории  науки:   математики  (арифметики  и   геометрии),

астрономии,  а  также  теологии.  В  сохранившихся  фрагментах  труда,

возможно носившего  название  "Разыскания о  божественном",  (Диогеном

Лаэрцием   он,   впрочем,    приписывается   Теофрасту),    излагаются

теокосмогонии  Акусилая,  Эпименида,  Ферекида,  Орфиков,   персидских

"магов", финикиян. Здесь содержатся также сведения о мифологии Гомера,

Гесиода, египтян (см.: Мул. III, Евдем. фр. 117, 118).

    Аристоксен  из  Тарента  пришел  в  Ликей  уже  получив   глубокое

образование  в  духе  пифагореизма.  Отсюда  его  любовь  к  музыке  и

склонность к исследованиям по теории музыки, музыкальных инструментов,

хорового  пения.  Отход  его   от  пифагореизма,  вызванный   влиянием

аристотелизма,  выразился  в   отказе  от   абстрактно-математического

подхода   пифагорейцев   и   обращении   к   чувственному   восприятию

человеческого  голоса  и  восхождении  от  него  к  законам  гармонии.

Впрочем, для  истории  философии гораздо  важнее  его учение  о  душе.

Опять-таки, отталкиваясь от пифагореизма  с его представлением о  том,

что душа  есть  гармония,  Тарентинец  идет  дальше,  провозглашая  ее

телесной гармонией.  Как  сообщает Цицерон,  "Аристоксен,  музыкант  и

философ, утверждал, что душа  есть некоторое [внутреннее]  напряжение,

подобное тому,  что называют  гармонией  в пении  и игре  на  струнных

инструментах..." (Верли II,  фр. 120а).  Еще выразительнее  высказался

христианский писатель конца III -  начала IV в. Лактанций. "Кто  таков

этот Аристоксен, который  отрицает какую  бы то ни  было душу  вообще,

даже в живом теле?  Но как в струнном  инструменте от натяжения  струн

возникает согласное звучание, так в телах по причине соединения тканей

и жизненной силы членов  существует способность чувствовать" (там  же,

фр. 120с).

    Сохранившиеся  этические фрагменты  Аристоксена  позволяют судить  о

том, что в этой области он сильно зависит от пифагорейской нормативной

этики долга.  Он писал  также  о законах  воспитания и  политике,  ему

принадлежат  биографические  труды  о  Пифагоре,  Архите,  Сократе   и

Платоне.

    Сходно  с учением Аристоксена  о душе учение, выдвинутое  Дикеархом

из Мессины в  Сицилии. По словам  Цицерона он учил,  что "души  вообще

нет, это пустое  и вводящее  в заблуждение  слово, обозначающее  живые

существа. Духа и души нет ни в человеке, ни в животном, а вся та сила,

благодаря которой мы приводимся в движение и чувствуем, равно  разлита

во всех живых телах.  Она неотделима от тела,  ибо [сама по себе]  она

ничто.  Нет  ничего,  кроме  тела,  устроенного  так,  что  на  основе

природного движения оно живет и чувствует"  (Верли I, фр. 7). То,  что

именуют душою - гармоническое смешение  и соответствие в теле  четырех

элементов-теплого  и  холодного;  сухого  и  влажного  (см.:  фр.  11,

12a-12d). Естественно, при распадении тела распадается  и "душа"  (см.:

фр. 10a-b). Отсюда  очевиден возврат Дикеарха  в его учении  о душе  к

воззрениям  древних   фисиологов,  своего   рода  попятное   движение,

вызванное реакцией  на идеализм  и  телеологию Платона  и  Аристотеля.

Однако Дикеарх распространяет это свое учение и на этику, в которой он

отдает предпочтение практической жизни перед теоретической.  Последнюю

Дикеарх  по   существу  сводит   к  рассуждательству,   и,   сравнивая

современность с прошлым, утверждает: "Мудрость была когда-то  поистине

упражнением в прекрасных делах, со временем же стала искусством речей,

отвечающих вкусам  толпы... И  те (древние.  - A.  Б.) не  спрашивали,

следует ли им управлять политическими делами или как [ими  управлять],

но сами  прекрасно управляли...  Это были  дела мужей  и мудрый  образ

жизни" (там же, фр. 31).

    Вне  сомнения, здесь  сказывается недовольство  Дикеарха  порядками,

установившимися в  Элладе в  связи с  упадком полисного  устройства  и

отходом от классических образцов непременного участия граждан в  жизни

города.  Стремясь  возвеличить  прошлое,  он  пишет  [ряд   сочинений,

посвященных истории и политическому  устройству государств Эллады.  Мы

знаем,  что  он  описывал  политическое  устройство  Спарты,  Пеллены,

Коринфа, а возможно,  и Афин.  Он пытался  начертать картину  развития

человеческого общества от "естественного",  т. е. дикого, состояния  и

до развитой  культуры, писал  о взаимодействии  эллинской и  восточной

культур. В  "Триполитике"  он  проанализировал  соотношение  монархии,

аристократии  и   демократии,  отдав   предпочтение  смешанной   форме

государства, соединяющей достоинства всех  трех. Ему следовали в  этом

историк Полибий и Цицерон.

    Ученик  Теофраста Стратон из  Лампсака (ок. 340-268  гг. до н.  э.)

был прозван "Физиком",  поскольку науке  о природе  он отводил  первое

место в  своих изысканиях.  Он писал,  правда, так  же и  по  вопросам

логики, этики,  политики,  психологии,  физиологии,  медицины.  Физика

Стратона основывается на утверждении,  что природу следует  объяснять,

исходя из нее самой  и не обращаясь к  божеству. Цицерон так  оценивал

крупнейших представителей  аристотелизма: "А  непостоянство  Теофраста

просто невыносимо:  ведь  он приписывает  божественное  главенство  то

разуму, то небу, то  небесным звездам и  созвездиям. Не следует  также

слушать его ученика  Стратона, прозванного Физиком.  Он полагает,  что

вся божественная сила заключается в  природе, которая содержит в  себе

причины рождения,  роста,  уменьшения,  но лишена  всякого  чувства  и

формы" (Верли  III, фр.  33). В  другом месте  Цицерон указывает,  что

Стратону представляется, что все сущее произведено действием природы и

должно объясняться, исходя из "естественных тяжестей и движений".  Тем

самым он "освободил бога от великих трудов, а меня - от страха  [перед

ним] " (там же,  фр. 32). По Стратону,  сами начала природы отданы  во

власть, самопроизвольности, а природа понимается, в свою очередь,  как

самопроизвольная деятельность, не нуждающаяся во внешних ей силах.

    Борьба  Стратона  против  учения  о  богах  послужила  для  древних

основанием  для  сближения  его   с  Демокритом.  Важнейшее  здесь   -

устранение  божества   от   всякого  вмешательства   в   природные   и

человеческие дела.  Мысль  эта  была  подробно  развита  современником

Стратона -  Эпикуром. В  то же  время это  показывает, что  не  только

атомизм  мог  быть  теоретической   основой  атеизма.  В  отличие   от

количественного   подхода   атомистов,   Стратон   развивает    физику

качественную, именно качества считая "началами". Качества - это теплое

и холодное, причем активная сила  - это теплота. "Стратон из  Лампсака

называл теплую  сущность причиной  всего существующего"  (там же,  фр.

48). Впрочем, тут  существует неясность. Качества,  по Стратону,  суть

силы, присущие определенным субстратам: холод связан с водою, тепло  -

с огнем.  В то  же время,  по некоторым  сведениям, он  "говорил,  что

движение не только находится в движущемся, но есть то, из чего, в  чем

и во что все [превращается]... говоря [о нем] как о субстрате движения

как  изменения,  из  чего  и  во  что  [происходит]  с  одной  стороны

уничтожение, а с другой - рождение" (там же, фр. 72). Как связано  это

убеждение с представлением о тепле как  первоначале - мы не знаем,  но

возможно, что здесь перед  нами первый намек на  учение о теплоте как

движении.

    В  космологии  Стратон  признавал  конечность  мира.  Он   отрицал

существование пустоты  вне мира,  но  признавал ее  в мире,  в  первую

очередь в виде пор в телах, что позволяет, например, свету проникать в

воду. А следовательно,  здесь компромисс  между Демокритом,  признание

которым  внемировой   пустоты   означало  множественность   миров,   и

Аристотелем, определявшим пространство как границу объемлющего тела. В

результате   Стратон   сближается    с   платониками,    определявшими

пространство  как  расстояние  (diastena),  содержащее  в  себе  нечто

телесное и могущее вместить  тело. Стратон отходит  от Аристотеля и  в

понимании времени. Если Аристотель  определил его как число  движения,

то Стратон усмотрел  противоречие между этим  определением и  понятием

движения: число  всегда  выражает  дискретную  величину,  движение  же

непрерывно. Сам он понимал время так: оно есть "мера всякого  движения

и покоя,  поскольку  оно  равновелико  всему  движущемуся,  когда  оно

движется, и всему  неподвижному, когда оно  неподвижно, а поэтому  все

происходящее происходит  во времени"  (там же,  фр. 79а).  От  времени

отличается то, что происходит во времени. Поэтому день, ночь, год - не

части  времени,  но   реальные  процессы,  время   же  -  это   только

длительность самих процессов.

    Душевную  деятельность  Стратон  связывал  с  движением:  движениями

являются как  восприятие, так  и  мышление. Причем,  по  свидетельству

Секста  Эмпирика,  он   сводит  рассудок  к   ощущениям,  Плутарх   же

утверждает, наоборот,  что  с его  точки  зрения мышление  отлично  от

ощущения. Ведь если наш ум  занят каким-нибудь другим делом, мы  имеем

ощущения, но они не доходят до сознания (ср.: там же, фр. 109 и  112).

Видимо, все же прав Плутарх, поскольку Стратон подчеркивает значимость

центрального  органа  психической  деятельности,  находящегося  "между

бровями", т. е. в определенной части мозга. Оттуда истекает  "пневма",

связывающая центр и  периферию тела. Она  движется по нервам  (философ

использует, видимо, открытие врачей  Герофила и Эрасистрата).  Стратон

не различает человеческой  и животной души,  приписывая им  одинаковые

функции. Душа погибает вместе с телом.

    Этика  Стратона   трудно  поддается   реконструкции.  Видимо,   он

основывался  на  понятии  природы  человека  и  подчеркивал,   подобно

Аристотелю,  осуществление  нравственной  возможности,  достигаемое  в

результате деятельности (см.:  фр. 132). В  своем комментарии к  этому

месту Ф. Верли замечает: "Хотелось бы знать, насколько развил Стратон

его (Аристотеля.-А. Б.) антропологические наметки" (там же).

    Стратон - последний творчески мысливший  представитель перипатетиче

ской школы., Однако  элементы философии  Аристотеля, в том  числе и  в

трактовке его учеников, остаются действенной силой на протяжении всего

развития  эллинистической   философии.  С   ними  соглашаются   и   их

опровергают, их включают в чужеродные системы.

    Список  литературы

    Для  подготовки данной работы  были  использованы материалы с  сайта

http://www. filreferat. popal. ru/

    Работы, похожие на Курсовая: Жизнь и  творчество Аристотеля

    Школа  Аристотеля (перипатетики)

    Школа  Аристотеля (перипатетики) В 223 г. до  н. э., накануне  своей

последней эмиграции  из Афин,  Аристотель поручил  руководство  Ликеем

своему ученику ... Лишь в  последние годы, основываясь на  несомненном

сходстве  обзора  мнений   философов  в   первой  книге   "Метафизики"

Аристотеля и  изложений  Теофраста,  некоторые  историки  истории  ...

10a-b). Отсюда  очевиден  возврат  Дикеарха  в его  учении  о  душе  к

воззрениям  древних   фисиологов,  своего   рода  попятное   движение,

вызванное реакцией на идеализм и телеологию Платона и ... ...

    Похожие  работы

    Аристотель - самая  универсальная голова  среди философов  Древней

Греции

    Московский  Государственный  Технический  Университет  имени  Н.Э.

Баумана Кафедра философии  РЕФЕРАТ Аристотель  - самая  "универсальная

голова" среди  ...  Основной вопрос  философии  для Аристотеля  -  это

вопрос о том, существует ли помимо материи и чувственных сущностей еще

какая-либо самостоятельная  причина;  как  замечает философ  в  ...  В

отличие от первой философии, которая изучает неподвижное и от  материи

обособленное,  и  от   математики,  которая   изучает  неподвижное   и

необособленное, обособляемое только мыслью ... ...

    Похожие  работы

    Философское  мировоззрение Аристотеля

    смотреть  на  рефераты   похожие  на  "Философское   мировоззрение

Аристотеля" Министерство образования  Республики Беларусь  Гродненский

Государственный ...  С другой  стороны, метафизический  Ум, о  котором

говорит Стагирит,  есть  аналог платоновского  мира  идей во  главе  а

верховной идеей Единого или Блага, но он гораздо богаче и полнее ... К

теоретическим наукам помимо метафизики ("первой философии") он относит

физику ("вторую философию"), в которую включается психология -  учение

о душе, и математику....

    Похожие  работы

    Философия  Платона (MS WORD 2000)

    смотреть  на рефераты похожие на "Философия  Платона (MS WORD  2000)

Информация о работе Жизнь и труды Аристотеля