Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 14:55, контрольная работа
Одним из наиболее ранних памятников отечественной богословской мысли является Слово о законе и благодати первого русского митрополита Илариона (стал митрополитом в 1051). Критикуя религиозный национализм, киевский митрополит обосновывал универсальное, вселенское значение благодати как духовного дара, обретение которого возможно для человека независимо от его национальной принадлежности.
Приближаясь к западной цивилизации, петровская Россия должна была воспринять и весь идеологический мир Европы: стремительно и часто хаотически меняющийся, чреватый духовными и социальными потрясениями, во многих отношениях уже достаточно чуждый духовному миру европейского Средневековья и тем более Московской Руси. Конечно, и для России 18 столетие стало веком секуляризации, причем даже в большей степени, чем для Запада, где соответствующие тенденции начались гораздо раньше - в эпоху Возрождения. Впрочем, серьезное влияние западноевропейской традиции имело место и в предшествующие столетия. Ведь не о Петре I, а об Иване III сказал Карамзин: 'Раздрал завесу между Европою и нами'. В 17 в. - столетии смуты и раскола - культурные связи с Западом носили постоянный характер. Особое значение западное культурное влияние приобрело в середине века, после присоединения Украины. Киев в тот период был средоточием православной богословской и философской мысли. Среди видных ученых, преподавателей Киевско-Могилянской академии были ее основатель, крупнейший украинский просветитель и церковный деятель Петр Могила, З.Копыстенский, Т.Земка, И.Козловский и др. Г.С.Сковорода, которого нередко называют первым русским философом, учился в Киево-Могилянской академии. И не только он, но и знаменитый старец Паисий Величковский. Преподавал в Киевской академии и Феофан Прокопович - известный церковный деятель эпохи петровских реформ.
В творчестве Григория Саввича
Сковороды (1722-1794) продолжалась традиция
отечественной мысли 17 в., задолго
до реформы Петра I испытавшей влияние
различных направлений
Зарождение русской философии
В антропологии Сковороды
присутствуют мотивы, характерные для
средневековой отечественной
Рассматривая в целом
русскую религиозную мысль 18 в., следует
отметить, что ни о какой ее однозначной
характеристике не может быть и речи.
Безусловно, на любом уровне - даже в
монашеской келье, отшельническом ските
или в стенах духовных академий -
она не была изолирована от социальных
и культурных процессов, происходивших
в России. Богословский и философский
опыт и в эту эпоху сохраняют
взаимосвязь, которую мы обнаруживаем
в творчестве таких религиозных
мыслителей, как Г.С.Сковорода, Тихон
Задонский, Паисий Величковский, в сочинениях
крупных церковных иерархов - Ф.Прокоповича,
С.Яворского, Ф.Лопатинского (префекта
Славяно-греко-латинской
В 1755 открылся Московский университет.
Первые университетские профессора
философии - Н.Н.Поповский (1730-1760), Д.С.Аничков
(1733-1788), А.А.Барсов (1730-1791) и др. - были
прежде всего просветителями и пропагандистами
идей новоевропейской философии. Вольтерианский
дух царил и на университетских
кафедрах, но отнюдь не безгранично: русские
философы-профессионалы очень
Определенные философские
взгляды и концепции нашли
отражение в творчестве деятелей
культуры петровской эпохи, в частности,
в трудах входивших 'ученую дружину'
Петра I А.Д.Кантемира и В.Н.Татищева.
Антиох Кантемир ( 1708-1744) - дипломат и
поэт-сатирик, переводчик сочинений
Монтескье и Фонтенеля - был автором
своеобразного
Характерно, что и другой
известный русский историк, князь
Михаил Михайлович Щербатов (1733-1790), мыслитель
определенно консервативных убеждений,
тем не менее опирался в своих
оценках причин 'повреждения нравов'
в России на ту же идеологию 'естественного
права'. В его работах Разговор
о бессмертии души, Рассмотрение жизни
человеческой, О пользе наук отчетливо
заметно влияние концепции 'естественной
религии'. Консерватор Щербатов не был
противником просвещения и
Фигура Александра Николаевича Радищева (1748-1802) занимает особое место в русской истории. Автор знаменитого Путешествия из Петербурга в Москву стал для многих поколений символом борьбы за равноправие, человеческое достоинство, духовную и социальную свободу. Радищев учился в Германии, и в его творчестве видны следы влияния таких немецких философов, как Гердер и Лейбниц. Он проявлял интерес к французским сенсуалистам (прежде всего к Гельвецию) и английской эмпирической философии (Локк, Пристли). Согласно его воззрениям, 'основанием всего естественного познания' является опыт. Чувственный опыт, будучи главным источником познания, находится в единстве с 'опытом разумным'. В мире, в котором ничего нет 'опричь телесности', свое место занимает и человек, существо столь же телесное, как и вся природа. 'Мы не унижаем человека, - утверждал мыслитель, - находя сходственности в его сложении с другими тварями, показуя, что он в существенности следует одинаковым с ними законам. И как иначе-то быть может? Не веществен ли он?' Принципиальным отличием человека от прочих живых существ является наличие у него разума, благодаря которому тот 'имеет силу о вещах сведому'. Но еще более важное отличие заключается в способности человека к моральным оценкам и действиям. 'Человек - единственное существо на земле, ведающее худое, злое', 'особое свойство человека - беспредельная возможность как совершенствоваться, так и развращаться'. Как моралист Радищев не принимал идею 'разумного эгоизма', считая, что отнюдь не себялюбие является источником нравственного чувства: 'человек есть существо сочувствующее'.
"О человеке, о его
смертности и бессмертии" Радищев,
рассматривая проблемы
В 18 столетии светская философия в России делала первые шаги. Для нее это был период становления и школы. В российском образованном обществе новые философские идеи воспринимались с большим энтузиазмом. 'Наша эпоха удостоена звания философской, - говорил президент Российской академии наук Домашнев в 1777, - потому что философский дух стал духом времени, священным началом законов и нравов'. Энтузиазм в восприятии философских идей был так велик, что нередко приводил к идеологической увлеченности, имеющей мало общего с подлинно философским поиском истины, всегда связанным с традицией, но в то же время самостоятельным и свободным. В целом, успешно преодолевая такого рода идеологизированность и сопутствующие ей черты эклектики и эпигонства, русская философская мысль уже в 18 столетии добивается существенного прогресса.
Первые десятилетия 19 в. в
России характеризуются столь же
интенсивным интересом к
Один из руководителей
этого кружка, князь Владимир Федорович
Одоевский (1803-1869), замечательный писатель,
крупнейший представитель русского
романтизма, также испытал глубокое
влияние философских идей Шеллинга.
Русские ночи (1844), главная книга
Одоевского, содержит исключительно
высокую оценку творчества немецкого
философа: 'В начале XIX века Шеллинг
был тем же, чем Христофор Колумб
в XV, он открыл человеку неизвестную
часть его мира... его душу'. Одоевский
лично знал русских шеллингианцев
- Велланского и Павлова. Уже в
1820-х годах, переживая увлечение
философией искусства Шеллинга, он
написал ряд статей, посвященных
проблемам эстетики. Но увлечение
Шеллингом в духовной биографии
Одоевского далеко не единственное. В
1830-е годы он находился под сильным
влиянием идей новоевропейских мистиков
- Сен-Мартена, Арндта, Портриджа, Баадера
и др. В дальнейшем Одоевский изучал
патристику, проявляя, в частности,
особый интерес к традиции исихазма.
Результатом многолетних
В этой работе видно влияние идей Шеллинга. Так, критика западной цивилизации, содержащаяся в Русских ночах, в определенной мере восходит именно к тезису Шеллинга о кризисе западной рационалистической традиции. То, что прежде всего не принимал русский романтик в современной ему европейской жизни, можно выразить одним постоянно используемым им понятием - 'односторонность'. 'Односторонность есть яд нынешних обществ и причина всех жалоб, смут и недоумений', - утверждал Одоевский в Русских ночах. Эта универсальная односторонность, считал мыслитель, есть следствие рационалистического схематизма, не способного предложить сколько-нибудь полное и целостное понимание природы, истории и человека. По Одоевскому, только символическое познание может приблизить познающего к постижению 'таинственных стихий, образующих и связующих жизнь духовную и жизнь вещественную'. Для этого, пишет он, 'естествоиспытатель воспринимает произведения вещественного мира, эти символы вещественной жизни, историк - живые символы, внесенные в летописи народов, поэт - живые символы души своей'. Мысли Одоевского о символическом характере познания близки общей традиции европейского романтизма, в частности теории символа Шеллинга (в его философии искусства) и учению Ф.Шлегеля и Ф.Шлейермахера об особой роли в познании герменевтики - искусства понимания и интерпретации. Человек, по Одоевскому, в буквальном смысле живет в мире символов, причем это относится не только к культурно-исторической жизни, но и к природной: 'В природе все есть метафора одно другого'. Сущностно символичен и сам человек. В человеке, утверждал мыслитель-романтик, 'слиты три стихии - верующая, познающая и эстетическая'. Эти начала могут и должны образовывать гармоническое единство не только в человеческой душе, но и в общественной жизни. Именно подобной цельности не обнаруживал Одоевский в современной цивилизации. Напротив, он видел там торжество 'односторонности', причем в наиболее худшем варианте - односторонности материальной.