Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 14:55, контрольная работа
Одним из наиболее ранних памятников отечественной богословской мысли является Слово о законе и благодати первого русского митрополита Илариона (стал митрополитом в 1051). Критикуя религиозный национализм, киевский митрополит обосновывал универсальное, вселенское значение благодати как духовного дара, обретение которого возможно для человека независимо от его национальной принадлежности.
Не менее интересным и достаточно дискуссионным является и вопрос самого построения истории русской философии, то есть выбор основания или критерия для систематизации разнообразного историко-философского материала. Чем больше изучаешь русскую философию, читаешь и сравниваешь ее первоисточники, тем больше убеждаешься в том, что русская философия сделала все, чтобы о ней не было написано ни одной истории, и всякий, кто берется за это дело, неизбежно ощущает обреченность своего мероприятия, так как, по словам А.Ф. Лосева, «…почти вся русская философия являет собой до-логическую, до-систематическую или, лучше сказать, сверх-логическую, сверх-систематическую картину философских течений и направлений»(9).
Однако говоря о том, что русская философия представляет для исследователя сложность своей бессистемностью, мы все же несколько грешим против истины. У кого, как не у Вл. Соловьева, мы находим разработанную, пусть и не до конца и не во всех деталях, систему философии, включающую в себя теорию познания, этику, эстетику и социальную философию. Не в последнюю очередь это обстоятельство сыграло и ту роль, что именно Вл. Соловьева считают родоначальником собственно русской философии как определенной философской школы. Великим систематизатором представляется и Н.О. Лосский, который системность своей философии определил себе в заслуги. Само понятие системности в философии чаще всего отождествляется с ее научностью, логикой, теорией познания. И чем более разработанной оказывается гносеологическая проблематика, тем системней оказывается и само учение. Однако это упрощенно-сциентистское понимание системы и системности философии. Если под системностью иметь в виду определенную идею, объединяющую все элементы учения, а не законченную схему, то русских философов, за редким исключением, можно назвать самыми последовательными систематизаторами, которые стремились к предельной целостности знания как такового и самой жизни. Они ни в коей мере не воспринимали философию в качестве интеллектуальной игры, зарядки человеческого разума; философия для них есть умное делание, есть интеллектуальный способ самонастраивания субъекта на целостность, выводящую этого субъекта за рамки всевозможных дихотомий, антиномий и дискурсов, а тем паче деления философии на отдельные отрасли. Быть может, тот максимализм, с которым русские философы «идеализировали» настоящее философии, является одной из главных причин неприятия ее на философском Западе. Философствующему Западу всегда было характерно, так сказать, «недоверие» к современной философии, о чем свидетельствуют и постоянные «оглядки» назад, «сверки своего курса», поиски первоначала, и не менее последовательные ограничения претензии философского мышления сферой субъекта, объекта, критической функции, методологией науки и т.п. Может быть, русская философия впадала в иную крайность: освобождая философию от ее патологической зависимости от прошлого, она способствует ее зависимости от будущего, торопясь представить это будущее непременным условием настоящего. Таким образом, если западная философия свои основания находит в прошлом, русская — в будущем. Акцент на начале мышления и попытка выстроить абсолютную схему истинного мышления, откуда и вытекает абсолютизация гносеологии и научного познания, в русской философии заменяется на телеологичность цельности как самого познания, так и на последующей цельности познания и жизни. Поэтому основным образом русской философии, формирующим и характер, и методы исследований, в отличие от западной, где таковым оказывается образ человеческого сознания или еще первоначальней — трансцендентального или бессознательного, является образ соборной, творящей, симфонической личности. Мотив собирания распадающегося бытия, постоянного интеллектуального и нравственного усилия и подвижнического подвига в данном модусе — главный мотив русской философии.
Именно поэтому оправданным
в данном контексте кажется более
пристальное внимание к биографическим
сюжетам в исследовании истории
русской философии. Конечно, знакомство
с философией любого мыслителя обычно
начинается с краткой или более
обстоятельной биографической справки.
В силу этого как бы отмечается
определенная генетическая и общекультурная
обусловленность философской
II
Русская философия — явление
уникальное, и, несмотря на неоднозначные
оценки ее характера, генезиса и даты
возникновения, прочно занимающее свое
место в пространстве мировой
философской мысли. На ее своеобразие
определяющее влияние оказала специфика
исторического и социально-
Следовательно, в процессе
генезиса русской философской мысли
сталкиваются два источника: язычество
(внутренний) и византизм (внешний),
причем их столкновение носит характер
взаимодополнительности, конечно, не без
противоречий и противостояния. В
результате этого столкновения вырабатывается
православный вариант христианства,
который в своей мистико-
Хотя язычество славян, к которым относились и русские племена, изучается сравнительно давно, у нас не так много достоверных источников, помогающих в его характеристике. К таковым можно отнести лишь археологические данные и устное народное творчество (фольклор), неполным доверием, по вполне понятным причинам, должны пользоваться свидетельства иностранных путешественников и языческие вкрапления, сохраненные в христианстве. Поэтому в отечественной литературе существует несколько версий о развитии славянской мифологии, которая составляла мировоззренческую основу язычества(10). Несмотря на то, что славянская мифология была разработана гораздо слабее древнегреческой, мы можем на основе ее реконструкции сделать некоторые выводы в отношении определяющих духовных качеств наших далеких предков. Прежде всего, необходимо отметить земледельческий характер языческих культов славян и почитание ими рождающего начала в природе: Перун, Хорст, Дажбог, Стрибог, Сварог, Мокошь. Кроме того, славянское язычество освящало отношения равенства и общинного жития. Соседская земледельческая община, которая господствовала в общественном устройстве древних славян, способствовала формированию миролюбивого типа славянского населения, настроенного на добрососедские, открытые отношения с другими народами.
Славянская мифология
не была раз и навсегда установленной
и неизменной традицией. Однако попытки
князя Владимира перестроить
пантеон древнеславянских культов,
выделив Перуна в качестве главного
бога, для закрепления иерархической
системы светской власти не привели
к ожидаемым результатам. Христианство,
которое уже проникло на Русь, в
гораздо большей степени
Несмотря на то, что крещение
Руси проходило во многом по велению
князя Владимира, и на то, что возник
и долгое время продолжал существовать
феномен так называемого «
Изобретение славянской азбуки
братьями Кириллом и Мефодием в IX веке
облегчило адаптацию
Кратким, но одновременно разносторонним и концентрированным изложением христианского вероучения являются и Изборники 1073 и 1076 годов. Изборник 1073 года был создан по заказу князя Святослава Ярославича Черниговского и представляет собой компилятивный труд, в котором предпочтение отдается взглядам апологетов и отцов Церкви Василию Великому, Афанасию Александрийскому, Максиму Исповеднику, Дионисию Ареопагиту, Иоанну Дамаскину и др. Близок ему по характеру содержания и Изборник 1076 года, ориентированный на передачу квинтэссенции главных идей патристики.
Выдающимся и еще, по сути,
непризнанным памятником древнерусской
письменности является «Палея Толковая».
Отечественный историк М.Н. Тихомиров
полагает, что Палея создана не
позднее XII века, а возможно, и в XI
веке. Она представляет собой грандиозный
труд, энциклопедический по характеру
источников и тем изложения, в
котором синтезированы как
Если обратиться к оригинальным
произведениям древнерусских
Выдающимся представителем
древнерусской мысли был