Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 14:55, контрольная работа
Одним из наиболее ранних памятников отечественной богословской мысли является Слово о законе и благодати первого русского митрополита Илариона (стал митрополитом в 1051). Критикуя религиозный национализм, киевский митрополит обосновывал универсальное, вселенское значение благодати как духовного дара, обретение которого возможно для человека независимо от его национальной принадлежности.
С именем Илариона связано составление церковного устава (номоканона) князя Ярослава Мудрого и создание религиозно-философского произведения «Слово о законе и благодати». Предполагается, что оно было написано еще до поставления Илариона в митрополиты, то есть между 1037 и 1050 годом. Некоторые исследователи, в частности Д.С. Лихачев, приписывают перу Илариона и «Сказание о распространении христианства на Руси». Но как показывает более тщательный и глубокий анализ, данная позиция скорее всего ошибочна(11). Бесспорным остается только авторство Илариона в отношении «Слова о законе и благодати». Это произведение пронизывает одна-единственная сакраментальная идея: идея равенства Руси всем христианским народам. Для благодати, которой проникнуто христианское вероучение, совершенно неважно время ее обретения, важен сам факт пребывания в ней или вне нее. Для доказательства онтологической фундаментальности благодати Иларион прибегает к сравнительному анализу благодати и закона, Нового и Ветхого Завета, христианства и иудаизма, указывая на то, что для спасения важнее сама суть веры, а не простой факт веры в единого Бога. Поэтому язычество славян, язычество Владимира, постигшее свою недостаточность и принявшее благодать Нового Завета, ценней и истинней более древнего, но отвергнувшего истину Христа закона Ветхого Завета.
Выдающимся религиозным мыслителем и деятелем, заложившим основы аскетического направления русской духовной традиции, был преподобный Феодосий Печерский. Мы достаточно хорошо знаем его жизненный путь благодаря произведению «Житие Феодосия Печерского», написанному в конце XI — начале XII века иноком Киево-Печерского монастыря Нестором. Согласно Житию Феодосий родился в зажиточной семье в Василеве, местечке недалеко от Киева. Ни мирское имя, ни год рождения преподобного Феодосия неизвестны. По предположению специалистов — это 1032–1036 годы. Сразу же после его рождения семья по велению киевского князя переезжает в г. Курск, где юный Феодосий посещает училище, учится грамоте и из книг и рассказов знакомится с жизнью великих христианских подвижников. Эти жизнеописания настолько запали ему в душу, что он рано определился со своим решением всецело посвятить себя служению Богу. В «Житие» отмечается, что подобному выбору немало способствовали и природные склонности Феодосия: он рос достаточно замкнутым ребенком, не любившим участвовать в веселых и шумных забавах и играх своих сверстников. После того как умер отец, Феодосий еще больше укрепляется в своем решении стать монахом. Но осуществлению этого решения воспротивилась мать преподобного Феодосия, которой поначалу где уговорами, а где и силой удавалось препятствовать замыслу сына. Но и она, в конце концов, оказалась бессильна, когда в возрасте 20 лет Феодосий, прибыв в Киев, был принят основателем Киево-Печерской обители афонским старцем Антонием и им и его первым подвижником Никоном пострижен. Высокие духовные подвиги преподобного Феодосия настолько выдвинули его из числа других монахов, что он был ими избран игуменом Киево-Печерского монастыря, когда ему не было и 26 лет.
Необходимо отметить две
основные сферы деятельности преподобного
Феодосия в качестве духовного наставника:
монастырь, его обустройство, и государство,
влияние Феодосия на политику князей.
Причем вторая сфера, без сомнения,
была для самого преподобного Феодосия
второстепенной, а его участие
в ней — вынужденным. Ввиду
увеличения числа братии с 20 до 100 возникла
необходимость регламентации ее
общинножития. Игумен Феодосий отдает
предпочтение строгому Студийному уставу
(устав, составленный в одном из монастырей
Константинополя). Кроме того, из-за
нехватки прежних монастырских зданий
преподобный Феодосий руководит
и сам принимает активное участие
в строительстве более
Благодаря своей богоугодной жизни Феодосий приобретает духовный авторитет и в светской среде. Он пользуется уважением великого князя Изяслава, который любил с ним беседовать. А когда Святослав силой захватывает киевский престол, по праву принадлежавший его старшему брату, преподобный Феодосий не боится резко осуждать такую политику Святослава вплоть до запрещения в своем монастыре упоминания его имени.
Феодосий скончался 3 мая 1074 года и был погребен в той пещере, в которой под руководством преподобного Антония начал свои подвиги. В 1091 году его мощи были торжественно перенесены в Успенский собор, а сам Феодосий Печерский в 1108 году был признан святым.
Из сочинений преподобного Феодосия до нас дошли восемь поучений монастырской братии, два послания к князю Изяславу Ярославичу и одна молитва.
В своих поучениях к
братии Феодосий, часто прибегая к
аллегоризму библейских притч, раскрывает,
прежде всего, глубину нравственно-этического
содержания христианского вероучения.
Преподобный призывает братию с
уважением и любовью относится
к трудящимся и страждущим, помогать
нуждающимся, постоянно помнить
о своей миссии и преодолевать
все, что от нее отвлекает и
мешает ее исполнению. Самым строгим
судьей Феодосий выступает по отношению
к себе, не прощая даже малейшего
в слове ли, в помышлении, в
действии отступления от своих обязанностей
служения братии. Особенно сильные
соблазны подстерегают келаря, распоряжающегося
всем монастырским имуществом, и к
нему преподобный Феодосий обращает
отдельное послание, призывая его
не поддаваться искушению
Послания к князю Изяславу свидетельствуют о том, что Феодосий Печерский прекрасно разбирался в содержательных нюансах вероучительных текстов, стойко придерживался православной веры и отстаивал ее преимущество перед католичеством. Наряду с разного рода измышлениями о нравах и поведении католиков, Феодосий верно отмечает те существенные отличия двух конфессий христианства, которые в 1054 году послужили причиной окончательного разрыва христианских церквей Запада и Востока. Это — западно-христианская практика индульгенций, разрешение священству иметь дело с оружием и воевать, не почитание святых икон и мощей, постоянное уклонение в ереси, а также так называемая филиокве, т.е. признание Святого Духа исходящим не только от Отца, но и от Сына, и крещение однократным, вместо троекратного, погружением в воду. Следует, однако, подчеркнуть то, что стойкое осуждение иноверия не отождествляется преподобным Феодосием с ненавистью к иноверцам, напротив, он призывает проявлять к ним такое же участие, как и к православным.
Главным делом знаменитого Нестора, автора «Жития Феодосия Печерского», инока Киево-Печерского монастыря, стало составление первой русской летописи «Повесть временных лет». Его работу продолжил игумен Сильвестр, под редакцией которого и дошла до нас эта летопись.
Где и когда родился
Нестор и кто были его родители
— неизвестно. Предполагается, что
он родился в 50-е годы XI века в
Киеве. Но достоверно известно, что
он пришел в Киево-Печерский монастырь
в игуменство Стефана, преемника
Феодосия, и вскоре был пострижен
в монахи. Благодаря своему старанию
и исключительной учености почти
сразу же удостоился дьяконства. Кроме
«Жития Феодосия Печерского» Нестор
считается автором «Сказания
о Борисе и Глебе» (полное название
«Сказание и страдание и
В «Сказании о Борисе и
Глебе» в образе князей-братьев Нестор
создает образ великих
Сыновья Владимира, получившие при Крещении имена Роман и Давид, Борис и Глеб не подчинились стихиям земной жизни, не подняли руку на старшего брата Святополка, до конца выполнив волю отца небесного и земного. Нестор стремится четко и убедительно провести водораздел между людьми Царства Божия и теми, кто такового сам себя лишает. Для первых, к коим принадлежат братья Борис и Глеб, все то, что прельщает вторых, а именно власть и богатство, не имеет никакой ценности, а потому и смерть не в силах отнять у них самого главного — Бога.
В 1072 году по инициативе киевского князя Изяслава Ярославича состоялась канонизация братьев Бориса и Глеба, таким образом Русь получила первых своих святых, первых своих заступников перед Господом: «Тако же и въ молитвахъ вьсегда молитася о насъ, да не придеть на ны зъло, и рана да не приступить къ телеси рабъ ваю. Вама бо дана бысть благодать, да молита за ны, вама бо дадь есть богъ о насъ молящася и ходатая къ богу за ны».
В «Повести временных лет» Нестор утверждает принцип династического правления. Богоугодный правитель заботится и защищает порученное ему Богом, дарованное его предшественником и не покушается на чужое, принадлежащее другому правителю. Однако, согласно Нестору, на Руси есть сила, способная сплотить весь русский народ, и эта сила — не великокняжеская власть, а церковь.
В «Речи философа», которую обычно выделяют как наиболее философскую часть «Повести», мир представлен в качестве арены борьбы добра и зла, Бога и сатаны. Начиная с Адамовых времен и заканчивая временами языческими, у человека, отпавшего от веры Христовой, всегда силен соблазн творить неправду, ибо там, где в тварном мире отсутствует Бог, непременно присутствует дьявол.
Крупнейшим политическим
и военным деятелем Древней Руси,
законодателем и мыслителем был
Владимир Всеволодович Мономах (1053—1125),
правнук Владимира Крестителя и
внук Ярослава Мудрого, а по матери
внук византийского императора Константина
Мономаха, великий князь Киевский
с 1113 года. Умело выстроив свою политику
с другими князьями, Владимиру
Мономаху удалось, в конце концов,
пресечь княжеские
В составе Лаврентьевской летописи до нас дошло два произведения Владимира Мономаха: «Поучение» и «Письмо к Олегу Святославичу».
«Поучение» Владимира Мономаха интересно, прежде всего, тем, что это первое богословско-философское произведение, написанное светским человеком, а не священнослужителем или монахом. Мономах создает «Поучение» между 1117 и 1125 годом на закате своей жизни, «сидя на санях», как наставление потомкам, передача им своего духовного и жизненного опыта. Исследователи отмечают, и данный факт вполне сообразуется с задачей «Послания», нравственно-этическую направленность произведения великого князя. Он ставит перед собой и разрешает главный вопрос: каким должен быть действительно верующий правитель. По убеждению Мономаха, управлять — это большая ответственность, это спрос, прежде всего, с самого себя. Князь должен быть справедлив и милостив к каждому, независимо от его знатности и богатства. Главным достоинством христианского правителя, согласно великому князю, становится не холодный, политически-расчетливый разум, но доброе сердце, подвластное Богу. Его государственные, политические, военные действия будут праведными и богоугодными только в том случае, если они будут сопровождаться «покаянием, слезами и милостыней».
Свидетельством того, что с Божией помощью гордыня, обида, ненависть могут быть преодолены во благо самих князей и всего русского народа, является другое сохранившееся произведение Владимира Мономаха — «Письмо к Олегу Святославичу». В нем великий князь призывает, делая первым шаг навстречу, своего извечного противника к примирению и осознанию того факта, что никакие земные богатства и телесные услады не помогут душе человеческой в вечности, когда она неминуемо предстанет перед судом Божиим.
Вторым киевским митрополитом
из русских стал Климент Смолятич,
человек весьма эрудированный, по свидетельству
Ипатьевской летописи — «книжник
и философ, каких на Русской земле
не бывало». Его политическая судьба
очень напоминает судьбу Илариона.
В 1147 году на место грека Михаила
без благословения
Послание Климента Смолятича
— полная версия «Послание, написанное
Климентом, митрополитом русским, священнику
Фоме и объясненное Афанасием-
И характер обвинений, и еще
больше ответы на них выдают тот
несомненный факт, что в лице Климента
мы встречаемся с грамотным
Будучи глубоко верующим и признавая полную зависимость человеческой судьбы от воли Бога, Климент в то же время утверждает и то, что этот фатализм и провиденциализм не должны парализовать волю и разум человека. Послание свидетельствует нам и о том, что, занимая высокое положение в церковной иерархии и обладая обширными познаниями в области античной философии и святоотеческого предания, Климент остается сторонником нестяжательства и сторонником подчиненного положения философии по отношению к религии, знания по отношению к вере.