Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 18:32, реферат
Русский космизм - философское течение, сложившееся в России на рубеже XIX-XX веков. В преддверии революционных и военных событий, научных и технических открытий на почве самобытной культуры возникло учение, которое волнует умы на протяжении всего XX века и по сей день. Среди мыслителей, причисляемых к этому течению, можно назвать Н.Ф. Федорова, В.И. Вернадского, К.Э. Циолковского, Н.А. Умова и многих других. В своих размышлениях они разделились на несколько направлений, среди которых естественно-научное и религиозно-философское.
- Введение
- Общие идеи русского космизма, происхождение человека
- Ноосфера
- Автотрофность
- Бессмертие
- Метаморфозы любви
- Связь со Вселенной
- Проявленеи идей космизма в искусстве
Московский архитектурный институт
(государственная академия)
Кафедра философии.
Реферат по философии на тему:
«Идеи русского космизма и их проявление в искусстве»
Выполнила Соколова Александра
Приняла Березовская В.Ф.
Москва 2012г.
Оглавление:
- Введение
- Общие идеи русского космизма, происхождение человека
- Ноосфера
- Автотрофность
- Бессмертие
- Метаморфозы любви
- Связь со Вселенной
- Проявленеи идей космизма в искусстве
"Человек, живущий несколько десятилетий, так же не способен преодолеть межзвездное пространство, как бабочка-однодневка не может преодолеть океан." В.Ф. Купревич
Русский космизм - философское течение, сложившееся в России на рубеже XIX-XX веков. В преддверии революционных и военных событий, научных и технических открытий на почве самобытной культуры возникло учение, которое волнует умы на протяжении всего XX века и по сей день. Среди мыслителей, причисляемых к этому течению, можно назвать Н.Ф. Федорова, В.И. Вернадского, К.Э. Циолковского, Н.А. Умова и многих других. В своих размышлениях они разделились на несколько направлений, среди которых естественно-научное и религиозно-философское.
Основной вопрос этого течения - место человека во Вселенной, его взаимосвязь с космосом, характер его деятельности, как "исключительного успеха жизни", но, несомненно, еще не венца творения. Цель - сверхчеловек, бессмертие и выход в космос, слияние со Вселенной, переход биосферы в ноосферу.
Итак, что такое человек, по мнению философов-космистов? Это очередная, но не последняя ступень эволюции, он не является обладателем идеального умственного аппарата, он - промежуточное звено в цепочке существ, имеющей прошлое и будущее. Ведь действительно, если задуматься, то почему сейчас, на человеке, homo sapiens все должно остановиться. Подобный довод мне кажется убедительным на примере рассуждения о вопросах веры, например христианской. Ведь если есть жизнь земная, то почему отрицается жизнь посмертная? Ведь не может быть человек создан для существования в столь короткий отрезок времени. Вот и космисты задавались этим же вопросом: почему все должно закончиться сейчас, неужели у человечества нет более светлого и значимого будущего? За жизнью в нынешней форме неизбежно должны следовать "сверхсознание" и "сверхжизнь", как считал Вернадский. Неизбежность дальнейшей эволюции видится в общечеловеческом импульсе постоянного совершенствования.
Но как же человек развивался
до сих пор? Физик-теоретик
Н.А. Умов развивал идею о
А тогда как же человек возник? Умов отталкивался от той же мысли, которая в наши дни руководит теми, кто пытается найти жизнь на других планетах : "Неужели жизнь есть лишь на Земле?" Ссылаясь на крошечный, почти нулевой процент жизни во Вселенной, ученый считал возможность ее возникновения очень маловероятным событием. Однако, на нашей планете это случилось. И это не могла быть чистая случайность. Жизнь не могла возникнуть в бездушной, безразличной, "ограниченной материальной системе". Ученый подразумевал, что вся Вселенная каким-то образом "работала" на это великое рождение, создавая необходимое и уникальное в своем роде сочетание факторов, так сказать, "в нужном месте в нужное время". И эта мысль ни в коем случае не должна угнетать, приводить человека в отчаяние, а наоборот, усиливать чувство ответственности перед Вселенной, ведь именно ему в какой-то степени вверили судьбу Мира. Схожие мысли можно найти и у Н.Ф. Федорова. Дитя необъятной вселенной и крошечной Земли, тот, кто созерцает пространство и время, должен сделаться их обитателем и правителем. "Природа в нас начинает не только сознавать себя, но и управлять собою". Таким образом, человек становится смысловым центром Мира, но не эгоистичным и антропоцентричным, как человек эпохи Возрождения, а скорее близким идее христианства "рабом Божьим". Он должен пропустить природу через себя и осознать всю ответственность, наложенную на него Вселенной. Именно регуляция природы, ее слепых сил должно стать всеобщим делом. Достижение сознательного управления эволюцией Федоров видит в следующих действиях: регуляция космических явлений, направление стихийно-разрушительных сил природы в сознательное русло, создание нового типа общества "психократии" - духовное родство всех живущих на Земле, достижение бессмертия, бесконечное творчество бессмертной жизни во Вселенной. Для достижения всего этого философ призывает абсолютно всех ко всеобщему труду. На ум сразу приходят аналогии с некоторыми религиями, например, зороастризмом, где все должны быть благочестивы, чтобы как можно скорее настал Судный День, сулящий всеобщее счастье. Так и Федоров, отрицая идеи Канта о разделении разума на чистый и практический, о существовании чего-то недоступного для человеческого познания, утверждал, что это недоступно лишь индивидуальному познанию. Познание сущности вещей - это всего людского рода, ане отдельных личносетй. Причина бедствий видится мыслителю в разделении между мыслью и делом, существовании двух социальных групп, одна из которых занимается производством идей, а другая - практической деятельностью, что приводит к социальным противоречиям. Решение проблемы - соединение ученых и неученых. Каждый человек, каждая песчинка общества должна трудиться во благо высшей цели. Федоров призывает к грандиозному синтезу наук, ведь как и жизнь, космическая наука - это единое целое, Все делаются учеными и изучают Всё.
Федоров выделяет две ветви
господства над стихией и
А. Бергсон говорил о двух путях развития, по которым пошла жизнь : бессознательный инстинкт и интеллект. Способность создавать и использовать орудия, принадлежащие самому организму - это способность интеллекта. Homo faber же пошел по пути исключительно интеллектуальному, создавая искусственные орудия для манипулирования миром. Но такой механистический подход ведет к тому, что человек сам становится рабом материи. Освободиться от кабалы можно обратив сознание вовнутрь, разбудить инстинктивное начало, пребывающее в нас в зародышевом состоянии - интуиции. Так вот, если вернуться к идее Федорова, то органический процесс, природное творчество, это и есть расширение интеллектуального образа жизни за счет интуиции.
Все эти идеи составляют ядро ноосферной теории, в рамках которой их стоит рассмотреть подробнее.
Ноосфера - это поток знаний, сведений, идей, концепций, как бы наложенный на биосферу Земли, но не слитый с нею, и оказывающий на нее все большее воздействие. Это своего рода сфера разума, ведущую роль в ней играют идеальные реальности: духовные, художественные, научные идеи, открытия, которые материально осуществляются в преобразованной природе.
Появление в эволюционной
цепочке человека ознаменовало
употребление средств нового, духовного
и психического, порядка. Природа
в своем первом мыслящем
Однако, не стоит забывать, что создание ноосферы - процесс долгий, и нельзя исключать негативного влияния на ее становление. Поток информации содержит в себе ложные и антигуманные идеи, которые уже приносили бедствия и страдания и еще могу привести даже к гибели человечества. И ноосфера и человек еще далеки от идеала, но они стремятся в его достижении. Породив разум как оружие, но оружие свободное, эволюция пошла на риск. Ведь свобода - это возможность сказать не только "да", но и "нет". И где гарантия, что однажды человек не скажет "нет" эволюции? Однако мыслители-космисты уверены, что подобная колоссальная ответственность, ведь в своем падении человечество увлечет за собой всю Вселенную, предотвращает столь плачевный исход. Вернадский утверждал, что научная мысль - естественное явление, возникшее в ходе эволюции, неизбежно. И эта сила, создающая ноосферу, не может привести к результатам, противоречащим тому процессу, созданием которого она является. Мне сразу пришло на ум сравнение с матерью и ребенком, ведь ни тот не другой не может или не хочет причинить друг другу сознательный вред. Но ведь научные знания используются и во вред, создается всевозможное смертоносное оружие? Вернадский считал необходимым создать "интернационал ученых", культивировал нравственное сознание ученых. Особенно остро эта проблема стояла именно в первой половине XX века, когда мир сотрясали Первая и Вторая Мировые войны. Кризис веры в человека, гуманизма, по-новому остро поставили вопрос о природе человека. Можно ли в человеке найти абсолют? Может ли он свершить прорыв, революцию, создать идеал ноосферы? Нет! За абсолют может быть принят только идеал, стоящий выше человека. Это - Бог или высший преображенный человек в составе богочестивого единства. Путь к такому человеку должен осуществлять через его стремление ко все большему "онтологическому статусу", т.е. становление чем-то всеобъемлющем.(В христианской мысли этот процесс называется обожением).
Косимсты различали два вида свободы: высший и низший. Человечество погрязло в последней: свободе метаться из стороны в сторону, поддаваясь на все искушения. И ему никогда не достичь высшей свободы избрания идеала ноосферы (Царствия Небесного), если оно не начнет целенаправленно изменять самое себя, свою физическую природу. Нравственное изменение человека возможно только вместе с его физическим усовершенствованием, освобождения от того,что заставляет его вытеснять, убивать и умирать. В религиозном космизме эта идея выразилась в исихазме и последователях учения Григория Паламы о слиянии человека с богом. Святой отрицал идею о том, что "тело-темница души". В своем учении он призывает включить в молитву не только душу и ум,но и тело. Тем самым можно достить обожения, увидеть Фаворский свет, излучаемый Богом. Философы естественно-научного направления видели достижение цели во внутренне-биологических процессах, в частности - автотрофности человечества.
И.Г. Гердер называл человека "наивеличайшим убийцей на Земле". Тем самым он имел ввиду, что человек - плотоядная вершина пищевой цепочки, он гетеротрофное животное, зависящее от прочих звеньев. Только растения - существа автотрофные, способные строить свой организм, не пожирая других существ. Зеленые растения находятся в зависимости лишь от косной материи и не зависим от других организмов. Мало того, что растения могут сами вырабатывать необходимые им продукты, но и производят кислород, так необходимый все остальным живым существам. Вернадский видел будущее человека в изучении и освоении этого способа жизни. Ученый верил в возможность человеческой автотрофности в связи со схожим строение хлорофилла растений и гемоглобина человека. Но для чего же эта автотрофность необходима? Ведь пищевая цепочка, устоявшаяся веками, работает до сих пор? Это так, но гетеротрофность человека ведет не только к подчинению материи, но и к рабству ей. Она порождает социальные проблемы, распри, войны. Неутолимый голод становился социальной движещей силой, причиной бунтов и революций; стремление обладать все большими ресурсами приводило к многочисленным войнам. Неминуемое истощение ресурсов (нефть, уголь и т.д.) в будущем (во времена Вернадского об этом уже задумывались ,а в наш век и подавно) грозит человеку - существу зависимому - неминуемой гибелью, а следовательно и необратимым последствиям для всей Вселенной. Таким образом, человек не оправдает ответственности, возложенной на него Вселенной. Автотрофность избавляет человека от этих проблем. Грандиозный синтез наук, о котором говорил Федоров, призван работать для достижения этой цели, ведь разум был дан человеку не просто так.
Идеи питания кислородом, водой и прочими микроэлементами, полученными из воздуха и почвы,преврщение человека в растение кажется невозможным до сих пор. Однако,мне кажется, не стоит воспринимать идею автотрофности столь однобоко. В наши дни человечество особенно активно стремиться к своего рода автотрофности. Ведь поиск альтернативных, неисчерпаемых источников энергии (энергия воды, ветра, тепло земли), это и есть стремление к независимости от чего-то конечного. А солнечная батарея - это своеобразное воплощение той самой идеи о непосредственном использовании энергии Солнца.
Информация о работе Идеи русского космизма и их проявление в искусстве