Идеи русского космизма и их проявление в искусстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 18:32, реферат

Краткое описание

Русский космизм - философское течение, сложившееся в России на рубеже XIX-XX веков. В преддверии революционных и военных событий, научных и технических открытий на почве самобытной культуры возникло учение, которое волнует умы на протяжении всего XX века и по сей день. Среди мыслителей, причисляемых к этому течению, можно назвать Н.Ф. Федорова, В.И. Вернадского, К.Э. Циолковского, Н.А. Умова и многих других. В своих размышлениях они разделились на несколько направлений, среди которых естественно-научное и религиозно-философское.

Содержание

- Введение
- Общие идеи русского космизма, происхождение человека
- Ноосфера
- Автотрофность
- Бессмертие
- Метаморфозы любви
- Связь со Вселенной
- Проявленеи идей космизма в искусстве

Вложенные файлы: 1 файл

Идеи русского космизма1.doc

— 2.56 Мб (Скачать файл)

  Особое место в их творчестве  занимала музыка. В ней звучали  космические ритмы, сверкающими  красками ложившиеся на полотна  и творившие на них новую  картину привычного мира. Озарения, всплывавшие из глубины существа самих художников, опережали научные открытия и грядущие философские нахождения.

  Музыкой, космическими ритмами  и вибрациями были наполнены  картины Черноволенко. Небо на  его картинах трепещет и вибрирует.  В нем проявились, стали зримыми  те бесчисленные колебательные процессы, которые наполняют Вселенную, многократно пересекаясь и наслаиваясь друг на друга.  Наука еще только подходила к моделированию новой Вселенной, к исследованию еще неизвестных ей физических процессов, а на полотнах «Амаравеллы» уже пылали краски, переливались новые космические формы, серебрились причудливые линии таинственной энергетики и преображенный человек, свободный и утонченный, творил Новый мир.

  П.П. Фатеева занимала проблема Хаоса как хранилища новых форм, новых миров, проявляющихся космической огненной энергетикой и ею же развиваемых и преображаемых. Он видел эти новые формы, плененные тьмой Хаоса, и извлекал их в своих картинах на свет, чтобы создать из них свой Космос, прообраз большого и беспредельного многомерного пространства. Некоторые его картины были пророческими, предсказывавшими какие-то события или научные открытия. «Вселенная конечная и бесконечная», «Гибель планеты», «Под розовой луной». На последней картине изображены кустарники, окутанные многоцветным излучением – аурой. Тогда еще никто не знал об эффекте Кирлиана (свечение на поверхности предметов).

   Многое от творчества  Рериха воспринял Б.А. Смирнов-Русецкий. Его пейзажи, часто схожие по колориту с работами Николая Константиновича, пронизаны присутствием чего-то внеземного. При взгляде на них создается ощущение присутствия Высшего разума, безмятежно наблюдающего свыше. И сама природа живая. Она не только часть Земли, но и часть Вселенной. Она спокойна и мудра. Воздух, пронизывающий картины, живой, дышащий, кажется, что он, нагретый солнцем, дрожит.

  Метод художника был прежде всего направлен на раскрытие внутренней «идеи вещей». С помощью цвета он не столько моделировал объем, сколько передавал световоздушное пространство.   Раскрывая многослойную глубину сюжета, художник тяготеет к плоскостным решениям форм и планов, не задерживаясь, однако, на внешней стороне вещей, а как бы приглашая зрителя заглянуть за кулисы реальности. Перспектива наслаивается на перспективу; пространство просвечивает сквозь пространство; за нашей Вселенной брезжат иные миры. Художник мастерски передаст это чередование планов, сквозящих друг в друге, открывая перед зрителем прозрачный образ Беспредельности. В нее хочется глядеть долго-долго, она зовет, притягивает, настраивает на сосредоточенное внимание.

  Привлекает внимание и завораживает картина «Ночной бульвар». Это полотно словно аллегория безбрежного темного пространства Вселенной. Тернистая и неизведанная, пронизанная мраком и холодом, она все же манит светом Истины, который дает надежду обрести прибежище и покой путнику.

  Главная мысль, чувство, возникающие при взгляде на картины этого художника – все, изображенное на них живо. Оно имеет разум, оно дышит, оно мыслит. Ни что в них не статично, ни что не обособлено. Звезды, яркие, живые, что-то шепчут с необъятного небосвода в картине «Звездный сад».

  Картины художника притягивают  и завораживают. Где-то в глубине  сознания они порождают воспоминания, записанные в вехах человеческого  становления. Они несут генетический  код, память поколений. В циклах Смирнова-Русецкого «Псковская земля», «Новгород» древние крепости и храмы встают уже не просто как творения рук человеческих, но как часть самой этой земли. Земли, что из века в век давала жизнь поколениям наших предков, а затем принимала их в своё лоно. И они становились звеньями в бесконечной этой цепи поколений... «Память прошлого, — говорил Борис Алексеевич, — является той нитью, без которой немыслимо настоящее и будущее. Память ведёт человека в будущее. Недаром Николай Константинович Рерих говорил: «Из древних чудесных камней построим ступени грядущего».

  Большое внимание Борис Алексеевич  уделял деревьям. Молчаливые жесты  деревьев, говорил он, полны глубокого  смысла. Расшифровать его - значит приобщиться к глубинной жизни природы. Мир деревьев, мир растительный полон гармонии; каждое растение в своей жизни выполняет Высшую Волю. В своем росте растение синтезирует деятельность четырех стихий: земля создает питательную среду, вода помогает движению продуктов питания, воздух дает питание листве, солнце (символ огня) согревает и способствует росту. Стремление дерева вверх, стремление к росту – это олицетворение стремления к духовному росту существа более выского плана. Это стремление венчает купол кроны – символ гармонии и величия завершенности. Но есть деревья плакучие – плакучая береза, плакучая ива, у которых ветви ниспадают, склоняются к земле, как бы в глубокой печали. Печаль дерева – это невозможность устремляться кверху, это обреченность на Нисхождение.  Молодые деревья, тонкие, не отягощенные мощной кроной, устремлены вверх. Так молодой дух, не имеющий еще больших накоплений, не привязанный к жизни будней, тянется вверх. Каждое дерево - это своеобразный иероглиф, со своим внутренним смыслом, со своим обращением к миру. Изображая на своих полотнах причудливые, немного сказочные деревья, Смирнов-Русецкий словно посылает зрителю зашифрованное этими иероглифами природы послания.

  Подобно своим учителям, среди , художник стремится воплотить не только красоту пейзажа в ее объективности и безусловности, он передает еще и отсветы, оттенки, которые накладываются на пейзаж нашим восприятием, нашими чувствами. Отвечая на призыв Рериха осознать и принять красоту Космоса, Смирнов-Русецкий стремится передать в своих циклах картин единство Космоса, выразить беспредельность в великом и малом. Человек незримо присутствует во всех пейзажах художника: человек уже здесь, на Земле, приобщенный к величию и беспредельности Вселенной. В отличие от восприятия «вселенской бездны» как грозного дыхания грядущих катастроф, характерного для творчества таких поэтов как А. Блок, А. Белый или художника К. Богаевского, Смирнов-Русецкий в своих работах создаёт радостную атмосферу сопричастности великим ритмам мироздания, «прозрачности» природы, грезящей о небе.

  Творческое объединение «Амаравелла»  оказалась в оппозиции советской  идеологии, что привело к ее  неминуемой гибели.

  Такими были удивительные  творцы, последователи космизма. Люди, удивительно тонко чувствующие  то, о чем другие даже не  задумываются или не подозревают. Новаторы своего времени, часто на интуитивном уровне опережающие научные открытия. Люди, протаптывающие дорожку в Новый мир, люди, чей вклад не был оценен своевременно.

 

  Такова общая картина самобытного философского течения, имя которому русский космизм. В идеях его много противоречивого и непонятного. Совершенного точно можно лишь сказать, что мыслители были движимы желанием совершенствования мира. Почему же это течение возникло именно в то время? Вероятно, основной причиной тому пост- и предвоенное время. Война со всей своей жестокостью подталкивала к мысли, что человек далеко не совершенен и техногенная эволюция губительна, что именно сейчас пора начинать преобразования, враждебное отношение к ноосфере дает "отмашку" к началу нового эволюционного витка. А воспоминания о революционных годах дают ощущение, что человек, будучи частицей толпы, в тоже время способен перевернуть мир, изменить ход истории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н.К. Рерих «Веление неба» 1915г.

 

 

 

 

 

 

 

 Н.К. Рерих  «Знамение»1915г.

 

 

 

 

 

 

Н.К. Рерих  «Небесный бой» 1909г.

 

 

Н.К. Рерих  «Заклятие»  1940г.

 

 

 

 

 

Н.К. Рерих "Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится" 1914г.

 

Н.К. Рерих  «Русская Пасха»  1920г.

 

 

 

 

 

Н.К. Рерих Матерь Мира 1924г


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н.К. Рерих "Илья-Пророк" 1931г.

 

 

 

 1. «Русский космизм. Антология философской мысли.» .Г. Семенова, А.Г. Гачева.  1993г.

2. http://www.lomonosov.org

3. http://cosmizm.ru/

4. «Философия» Л.А. Никитич 2000г.

5. http://ecosophiya.ru

6. «Философия общего дела» Н.Ф. Федоров

7. «Жесты деревьев» Б. А. Смирнов-Русецкий

8. Кабанова А.П.  «Последний из Магикан»

9. Л. В. Шапошникова «Жизнь и гибель «Амаравеллы»

 


 



Информация о работе Идеи русского космизма и их проявление в искусстве