Идеи русского космизма и их проявление в искусстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 18:32, реферат

Краткое описание

Русский космизм - философское течение, сложившееся в России на рубеже XIX-XX веков. В преддверии революционных и военных событий, научных и технических открытий на почве самобытной культуры возникло учение, которое волнует умы на протяжении всего XX века и по сей день. Среди мыслителей, причисляемых к этому течению, можно назвать Н.Ф. Федорова, В.И. Вернадского, К.Э. Циолковского, Н.А. Умова и многих других. В своих размышлениях они разделились на несколько направлений, среди которых естественно-научное и религиозно-философское.

Содержание

- Введение
- Общие идеи русского космизма, происхождение человека
- Ноосфера
- Автотрофность
- Бессмертие
- Метаморфозы любви
- Связь со Вселенной
- Проявленеи идей космизма в искусстве

Вложенные файлы: 1 файл

Идеи русского космизма1.doc

— 2.56 Мб (Скачать файл)

  Здесь я хотела бы сказать  о вопросе регуляции природы, на который я долго не могла  найти ответ. Где грань между  регуляцией и угнетением? Ведь  в наше время стихии ясно  дают нам понять, что человек  не в состоянии управлять ими, природа этого не позволит. Из прочитанного я пришла к выводу, что речь не идет о приручении природы, ее порабощении, которое происходит в наше время. Мыслители-космисты говорили о слиянии с природой. Человек- дитя Вселенной, дитя природы. Она достигает в нем самосознания, способности труда над собой. Т.е., если можно это сравнить с какими-либо языческими верованиями, "вселяется" в человека и из него самого творит себя. Природа регулирует себя сама изнутри человека, таким образом стирается грань между субъектом и объектом творения. Таким образом, автотрофность - один из способов регуляции, путь воссоединения с природой, прекращение ее узурпации и эгоистичного использования, расширение интеллекта за счет разбуженных и развитых ресурсов интуиции.

  Однако Федоров писал не  совсем так. Да, он считал, что  корень проблем в дисгармоничности  отношений природы с человеком, но причина этого не ее узурпация, как думается мне, человеку XXI века, а во враждебности сил природы, вызванных ее бессознательностью. Поэтому человек, существо сознательное, обладающее разумом, должен обуздать природу. По мнению философа, люди должны "приводить мир в порядок", вносить в него гармонию. Вследствие чего эволюция природы перестанет быть стихийной и станет осознано регулируемой.

 Подобные рассуждения наталкивают  на мысли о смертности человеческого  существа. Вернадский видел необходимость  продления жизни, преодоление смерти, как одну из предпосылок перехода  биосферы в ноосферу, ставил высшей  целью достижение индивидуального бессмертия. Принцип триумфа рода за счет отдельной особи, существовавший в животной эволюции, на нынешней стадии устарел. Его поддерживали такие философы как В.С. Соловьев, П.А. Флоренский и Н.Ф Федоров, В.Ф. Купревич. Для них человеческая личность  - высшая ценность, а следовательно и ее жизнь.

В противовес им существовало другое крыло мыслителей-космистов. В их суждениях чувствовалось влияние дарвиновских идей естественного отбора, восхождение человека за счет вытеснения неприспособленных и слабых форм. В наиболее критичных суждениях идеи доходили до выделения "небольшой части аристократов ума, которые являются головой человечества" и, конечно, до крайнего примера - идеи сверхчеловека Ницше. Однако в менее резкой форме суждения о селекции можно найти у А.В. Сухова-Кобылина, где в бытие уходят наши дикие предки, несовершенные расы; у К.Э. Циолковского с его идеями искусственного подбора, приводящего с созданию "существ без страстей, но с высоким разумом", и "профилактическим" уничтожение низших, несовершенных форм; у Н.А. Умова, дающего согласие на вымирание своеобразных людей-автоматов, не сумевших подняться на верхнюю ступень эволюции. Эти суждения кажутся достаточно понятными, ведь эволюция шла по этому пути тысячелетия, а о чем же говорили философы первого, "более гуманного" подхода?

 Ученый-биолог В.Ф. Купревич  уделили много внимания этому  вопросу. Он начал с того, что  усомнился в неизбежности смерти  для живого существа, к этому  выводу его привело глубокое  знание мира животных и растений, бессмертность, например инфузории, или секвойи, смертность которой наступает не от времени, ведь ее клетки остаются молодыми, а от внешних причин. О разделении причин затухания жизни человека говорил еще и Федоров, выделяя внешние (стихийность, необузданность природы, которая должна быть преодолена по средством регуляции природы) и внутренние причины (сама материальная организация человека, неспособная к бесконечному самообновлению).

 Живой организм отличается  от неживого именно способностью  к самообновлению. Купревич писал: "Человек прочнее скалы, я бы сравнил его с рекой. Воды в ней меняются, а река остается все та же." Так почему же эта способность не бесконечна, как этого достичь?  Ученый предполагал, что смерть возникла в ходе эволюции, как средство более быстрого совершенствования рода, будто природа стремилась к созданию чего-то высшего, не гнушаясь умерщвлением целой мириады созданий. Таким существом стал человек и создается впечателние, что теперь механизм родового совершенствования работает вхолостую. Природа не может остановиться, отключить его. Породив создание разумное, она создает предпосылки сознательной остановки этого механизма. Ведь человек, которому противна сама сущность смерти, задумывался о ее преодолении испокон веков, будь то религиозные или научные поиски. Граница в 80-100 лет считается незыблемой, абсолютной, а ученый утверждает, что это событие историческое, и значит может быть отодвинуто на любое количество лет. Для того, чтобы решить проблему старения и смерти человека, необходимо понять причины этого. Возможно, процессы старения связаны с клетками нервной системы - нейронами. Именно они изнашиваются и стареют. Необходимо создать методы, способные предохранить нервную систему от износа. Если в клетках ДНК человека запрограммирован "вирус смерти", то необходимо создать вирус бессмертия, который бы  проникал в клетки обновлял их.

 Смертность человека - исток  страданий и зла человечества. Ощущение своей смертности ведет  к вражде, вытеснению, соперничеству. Научный и технический процесс  неизменно растет, но этого не происходит с нравственностью. Индивиду не хватает времени, чтобы не только познать культуру, достигнутую предками, но и продвинуться дальше. Каждый человек начинает с нуля изучение нравственной стороны жизни. Продление жизни необходимо, чтобы достичь все цели и воплотить в жизнь все мечты о будущем.

 Федоров считал, что бессмертие  нынеживущих невозможно без воскрешения  умерших с целью познания самой  смерти и достижения поставленных  задач. Выдвижение этой мысли - нравственный  поворот учения, утверждающий долг перед предшествующими поколениями, которым мы обязаны культурными достижениями. Кроме того, без воскрешения социальная эволюция превращается в животную с ее вытеснением и пожиранием, теряет нравственное обоснование. Я думаю, что в зарождении этой идеи играет роль и естественное человеческое желание воссоединиться с умрешими близкими.

  Возможность воскрешения подразумевается  по той информации, которую умерший  передал своему потомку. Воскрешение  должно начаться с только что  умерших, затем будут воскрешаться более отдаленные поколения. Так как Федоров - мыслитель религиозной ветки космистов, то процесс воскрешения он увязывает с религией. Христианский тезис "Возлюби ближнего своего", т.е. живого человека, он не видит возможным без принципа "Возлюби предков своих". Т.е. воскрешение умерших - это культ предков. Возможность бессмертия и воскрешения Федоров не видит без веры в Троицу. Бог-отец требует от человека познания природы, Бог-сын учит любви к живущим и умершим, Святой дух учит "человеческих дочерей" в первую очередь не любви к мужьям и детям, а любви к предкам.

  Белорусский ученый А.К. Манеев, сочувствовавший идее воскрешения, говорил о неком "биопсиполе" - душе, носителе информации, которое  существует и несет информацию  и после смерти человека. На основании этого и мыслится воссоздание всех ушедших в небытие в новой, небелковой форме.

  Таким образом, для достижения  цели, преображения природы человека, мы уже имеем представление  о некоторых необходимых действиях : автотрофность, долголетие, воскрешение умерших и регуляция природы. Однако как можно обойти вопрос межполовой любви, вопрос, актуальный всегда? Рождение, половой раскол, эрос, смерть сцеплены неразрывно, и достижение бессмертия невозможно при игнорировании какой-либо составляюще. Вслед за Федоровым Соловьев ставит задачу творческой метаморфозы половой любви, вероятно одну из самых диковинных.Он писал :"Само собой ясно, что, пока человек размножается как животное, он и умирает как животное...Пребывать в половой разделенности значит пребывать на пути смерти". Но что же предложить в качестве замены такого сильного природного инстинкта,если человек, такой как он есть сейчас, рождается и умирает, живет и трудится для того, чтобы оставить после себя что-то для потомства и его само.

  Издревле философы признавали  огромную силу любви и эротической  энергии, пытаясь найти альтернативные  способы ее использования, использовать  для созидательных целей. Начиная  от Платона и заканчивая Зигмундом  Фрейдом, который пытался поставить  ее на научную основу теории о сублимации.

  Но что такое любовь? Любовь - путь к преодолению эгоизма. Это процесс идеализации возлюбленного  и в то же время процесс  дополнения друг друга своими  собственными качествами. Это соединение  двух миров, половинок, как инь  и янь. Эти качества любви, как считает Соловьев, - задатки для восстановления Божьего образа, созидания чего-то одного из двух. Но для половой любви все эти качества любви вовсе не нужны, ведь она - "пустоцвет", процесс создания таких же природно ограниченных, более или менее улучшенных или ухудшенных существ. Смысл новой любви в создании "истинного человека", в реальном, а не временном и исчезающем, соединении мужского и женского начал, преодолении их разрозненности, но при этом сохранении индивидуальности. В этом проявляется одна из основных идей космизма о совместной деятельности всего человечества для достижения общей цели, но при этом сохранение индивидуальности каждого, при возвращении каждому воскресшему своей уникального самосознания, о чем говорил Федоров. Противоречие заложенное в этой идеи, идеи равенства частей и целого ведет свое начало из идеала Троичного божественного бытия. Ведь как это сложно для человеческого восприятия это триединство. Соловьев дает этому название сизигии (любовное взаимоотношение). Преодоление половой любви не должно заключаться в слиянии мужчины и женщины в некое третье андрогинальное существо, совершенное, объединяющее в себе оба пола, ибо это и приведет к поглощению двух личностей ради рождения одной новой. Преодоление половой любви должно мыслиться как восполнение в себе той недостающей "половинки" противоположного пола, вбирание в себя его качеств.

  Федоров писал, что темная, бессознательная  эротическая энергия должна быть  превращена, сублимирована в светлую, контролируемую, творческую, направленную на регуляцию мира, воссоздание утраченных жизней. Он не просто отрицал половую любовь, а различал положительное и отрицательное целомудрие.  Последнее внутренне противоречиво, это лишь оборонительные действия, не требующее умственной работы, не дающая никаких реальных результатов. Положительное наоборот требует большой мудрости, умение контролировать свои силы и энергии, которые идут на благие дела,т.е. воссоздание умерших, регуляцию природы, преображение себя. Соловьев писал,о необходимости обращения вовнутрь той могучей творческой силы, которая, будучи обращена наружу, производит "дурную бесконечность физического размножения организмов". В этом он видит возможный путь управления эротической энергии.

  Но здесь у меня, как у  простого человека, а тем более женщины, встает вопрос, как же быть с тем фактом, что нет для человека ничего прекраснее на свете, чем крошечное создание, его "плоть от плоти"? И я, как человек молодой, не разочаровавшийся в жизни и любви, (и надеюсь, что это не произойдет никогда), не могу принять мнения, что это существо - результат "слепого случая полового соединения". Философы пытаются парировать, говоря, что новая жизнь не будет рождаться, но будет твориться, и это может осуществляться в любом изобилии, но главное, в красоте, совершенстве и регулировании. Вполне вероятно, что половое рождение и сохраниться, но в некой высшей, сознательно регулируемой форме. Но все же вопросов по этой теме остается огромное множество, и сами философы не смогли дать на все них ответы. Вероятно потому, что это, на мой взгляд, самая противоречивая идея философии космизма. Мыслители дают лишь понять, что ответ кроется в опыте и деле, порождаемом "самой доброй и духовной сердечной мечтой". И для чего же тогда создавать тот мир, который представляется совершенным, если не будет тех крошечных существ, которые однажды его увидят?

   Создается ощущение, что  философы говорят о рае, но  своими словами. Умерев, человек  обретает бессмертие (т.е. то, к чему  космисты стремились), обретает мудрость предков, воссоединяется с ними. Кроме того, ему не надо питаться, размножаться, всю ту энергию, которую он раньше на это все тратил, теперь он может направить на творчество, душевное развитие.

  Эта тема встретила неодобрение  не только с моей стороны, но и со стороны некоторых христианских мыслителей, таких, например, как С.Н. Булгакова. С оговоркой, но все же он допускает дело восстановления умерших, созданных Богом. Тогда как порицает идею о творении новых жизненных форм. Ведь в этом желании он усматривает "человекобожество", присвоение человеком божественных способностей. О подобном писал и Федоров: "Творить мы не можем, а воссоздавать сотворенное не нами, но разрушенное по нашему неведению или по нашей вине мы должны." Однако такой запрет действителен на той несовершенной стадии человеческого развития, в которой человечество находится. Достигнув же божественно-благодатной ипостаси, преодолев свою греховную натуру, уподобившись природе Создателя и вступив в фазу бессмертную и творческую, человек избавляется от этого запрета, ведь выход в вечность должен ознаменовать начало по-настоящему свободного, бесконечного, как и сама жизнь, творчества во благе и красоте, объявшего всю Вселенную.

  Эротическая энергия так  же тесно связана с искусством. Так считали и считают многие  философы. Творческий акт - это, помимо  сублимации, процесс творения чего-то  нового, модель творения жизни. Творчество - это стремление выразить себя, расширить себя за пределы природной, ограниченной формы. Это, по мнению Федорова, попытки мнимого воскрешения, попытки удержать облик умершего хотя бы в художественной форме. Это модель философской мысли космизма: творческая сублимация вместо рождения и воссоздание жизни "из самого себя", рождения из нас самих, нашего сознания отцов и матерей. Изучению этого вопроса много внимания уделил А.К. Горский. Он выдвигает положение, что "восприятие есть начало воспроизведения". Всякий орган восприятия воспринимая энергию, вызывает реакцию организма, который, в свою очередь, начинает выделять энергию и воздействует на окружающую среду, что в итоге приводить к воспроизведению энергии. Главный человеческий орган восприятия - глаз. И во сне и наяву, представляя или осязая предметы, мы можем с легкостью себе их представить. Т.е. образно говоря, все наше тело, каждая пора - это зародыш зрительного органа. Кроме того, всем знакома ситуации, когда мы представляем, "видим внутренним взором" что либо, то этот объект рисуется нам зачастую совершеннее, чем в он есть в реальности, своего рода осознанный мираж. Немецкий ученый Л.Штауденмайера выдвигал по этому поводу следующие предположения. Предположим, человек представляет себе что-то, некий образ, проецирует его в определенную точку в пространстве. Для этого необходимо "настроить фокус" глазного аппарата. Это вызывает колебание эфирных волн, т.е. появляется свет. Этот самый свет, направленный в определенную точку пространства, проходить через глазной аппарат наружу, в порядке обратном порядку получения зрительной информации. В результате там, где мы представили себе галлюцинацию, появился представленный образ. Таким образом, любой аппарат восприятия может стать аппаратом воспроизводства.  На основании этого заключения Горский делает предположение, что каждый человеческий орган станет органом воспроизведения, способный рождать не только образы, но и воскрешать "лучевые образы отцов".

  Но одной из центральных, одной из самых заветных стремлений  философов-космистов, была идея выхода в космос. Мечты о бесконечном, беспредельном пространстве, пораждающем жизнь, захватывала умы Федорова, Циолковского, Холодного и т.д. Непостижимая загадка космоса будоражила сознание людей во все времена. "Колыбель цивилизации", издревле высекала филосовские мысли о человеческой ничтожности, бренности или же, напротив, ощущение единения, причастности, родственности огромному Целому. Космисты видели выход в человечества в космос как событие неизбежное. Почему? Аргументы разнообразны: невозможность достичь полной регуляции в пределах Земли, которая полностью зависит от космоса, так же на бескрайних просторах Вселенной должны разместиться мириады воскрешенных поколений. Предвидя неминуемы финал жизни на земле, мыслители считали выход в космос единственным и естественным способом избежать гибель человечества. Вселенная возложила на человека ответственность за дальнейший ход событий, и теперь, осознавая скорый конец существования Земли, разве может человек сложить руки и застыть в ожидании гибели цивилизации? "Нет!", - хором заявляют космисты, это недостойно нравственности человека. Федоров отмечал две основные ограниченности нынешнего человека, связанные между собой: ограниченность в пространстве, препятствующая действию человека разумного во Вселенной, и ограниченность времени, т.е. смертность, - одновременному сотрудничеству всех поколений. Борьба с разъединяющим пространством для философа, первый шаг в борьбе с всепоглощающим временем, так как бессмертие возможно только при преодолении изолированности нашей планеты от космоса. Эту мысль поддерживает Циолковский,утверждая, что ареной бессмертной жизни может являться только космос, способный бесконечно излучать энергию и неисчерпаемый в своих ресурсах. Но в то же время преодолеть столь огромные, неизведанные пространства, выжить в неизвестных, невероятных внеземных условиях, трансформировать Вселенную может только долгоживущие или бессмертные существа. Но откуда уверенность, что человек способен изменить Вселенную? Циолковский считал, что раз Вселенная породила человека, то он должен обладать способностью ее преобразовать. Сам факт существования человека делает мир таким, какой он есть, следовательно, эволюция человека неминуемо приведет к эволюции самого мира. Человек станет бессмертным, а космос совершенным.

Информация о работе Идеи русского космизма и их проявление в искусстве