Индивидуальное сознание и его свойства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 05:26, контрольная работа

Краткое описание

Психика как отражение действительности в мозгу человека характеризуется разными уровнями. Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание. Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. В этом смысле сознание есть “общественный продукт”, сознание есть не что иное, как осознанное бытие.

Содержание

Введение 3-4


2. Структура сознания. Самосознание. Феномен бессознательного. 5-9


3. Сознание индивидуальное и общественное, их суть и диалектика. 10-14

4. Российское молодежное сознание начала XXI века. 15-16

Заключение 17-18

Список использованной литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по философии.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

Открытие Фрейда разрушило  традиционное представление о человеке. Со времен греческих мыслителей европейская традиция рассматривала человека как единственное существо, наделенное способностью автономного разума. Разум описывался как важнейшее свойство, присущее только человеку и отличающее его от других существ. Но если признать, что в душе человека происходят неосознаваемые им не подвластные осмыслению процессы, которые могут влиять на его сознательные, рассудочные представления, действия, решения и определять их, то традиционный образ человека разрушается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.  Сознание  индивидуальное и общественное, их суть и диалектика.

 

      Индивидуальное сознание - это сознание отдельного индивида, отражающее его индивидуальное бытие и через посредство его в той или иной степени общественное бытие. Общественное сознание является совокупностью индивидуальных сознании. Наряду с особенностями сознания отдельных индивидов оно несет в себе общее содержание, присущее всей массе индивидуальных сознании. Как совокупное сознание индивидов, выработанное ими в процессе их совместной деятельности, общения, общественное сознание может быть определяющим только по отношению к сознанию данного индивида. Это не исключает возможности выхода индивидуального сознания за пределы наличного общественного сознания.  
     Каждое индивидуальное сознание формируется под влиянием индивидуального бытия, образа жизни и общественного сознания. При этом важнейшую роль играет индивидуальный образ жизни человека, посредством которого преломляется содержание общественной жизни. Другим фактором формирования индивидуального сознания является процесс усвоения индивидом общественного сознания. Этот процесс назван в психологии и социологии интериоризацией. В механизме формирования индивидуального сознания необходимо различать две неравнозначные стороны: самостоятельное осознание субъектом бытия и усвоение им существующей системы взглядов.

     Главное в этом процессе - не интериоризация взглядов общества, а осознание индивидом своей и общества материальной жизни. Признание интериоризации основным механизмом формирования индивидуального сознания ведет к преувеличению детерминации внутреннего внешним, к недооценке внутренней обусловленности этой детерминации, к игнорированию способности индивида творить самого себя, свое бытие.  Индивидуальное сознание - сознание человеческого индивида (первичное). Оно определяется в философии как субъективное сознание, так как оно ограничено во времени и пространстве. Индивидуальное сознание определяется индивидуальным бытием, возникает под воздействием сознания всего человечества.

          Два основных уровня индивидуального сознания:  
     1.     Начальный (первичный) – «пассивный», «зеркальный». Формируется под воздействием на человека внешней среды, внешнего сознания. Главные формы: понятия и знания, в целом. Главные факторы формирования индивидуального сознания: воспитательная деятельность окружающей среды, образовательная деятельность общества, познавательная деятельность самого человека.  
     2.     Вторичный – «активный», «творческий». Человек преобразует и организовывает мир. С этим уровнем связано понятие интеллекта. Конечным продуктом этого уровня и сознания в целом являются идеальные объекты, возникающие в человеческих головах. Основные формы: цели, идеалы, вера. Главные факторы: воля, мышление – ядро и системообразующий элемент.  
        Между первым и вторым уровнями, существует  промежуточный «полуактивный» уровень. Главные формы: феномен сознания – память, которая носит избирательный характер, она всегда востребована; мнения; сомнения.    

 Сознание является не только индивидуальным, личностным, но и включает в себя общественную функцию. Структура общественного сознания сложна и многопланова, и находится в диалектическом взаимодействии с сознанием индивидуума. В структуре общественного сознания выделяются такие уровни, как теоретическое и обыденное сознание. Первый образует общественную психологию, второй – идеологию. Обыденное сознание формируется стихийно в повседневной жизни людей. Теоретическое сознание отражает сущность, закономерности окружающего природного и социального мира. Общественное сознание выступает в различных формах: общественно-политические взгляды и теории, правовые взгляды, наука, философия, мораль, искусство, религия. Дифференциация общественного сознания в современном виде – результат длительного развития. Первобытному обществу соответствовало примитивное сознание. Умственный труд не был отделен от физического и умственный труд был непосредственно вплетен в трудовые отношения, в повседневную жизнь. Первыми в историческом развитии человека возникли такие формы общественного сознания, как мораль, искусство, религия. Затем, по мере развития человеческого общества, возникает весь спектр форм общественного сознания, который выделяется в особую сферу общественной деятельности.  
Можно выделить отдельные формы общественного сознания:  
      Политическое сознание представляет собой систематизированное, теоретическое выражение общественных взглядов на политическую организацию общества, на формы государства, на отношения между различными социальными группами, классами, партиями, на отношения с другими государствами и нациями.

      Правовое сознание в теоретической форме выражает правосознание общества, природу и назначение правовых отношений, норм и учреждений, вопросы законодательства, суда, прокуратуры. Ставит своей целью утверждение правового порядка, соответствующего интересам определенного общества.

     Мораль – система взглядов и оценок, регулирующих поведение индивидуумов, средство воспитания и укрепления определенных нравственных устоев и отношений.

     Искусство – особая форма деятельности человека, связанная с освоением действительности через художественные образы.

      Религия и философия – наиболее удаленные от материальных условий формы общественного сознания. Религия древнее философии и является необходимым этапом развития человечества. Выражает окружающий мир через систему мировоззрения, основанного на вере и религиозных постулатах.  
     Общественное и индивидуальное сознание находятся в тесном единстве. Общественное сознание носит межиндивидуальный характер и не зависит от отдельной личности. Для конкретных людей оно носит объективный характер. Каждый индивид на протяжении всей своей жизни через отношения с другими людьми, путем обучения и воспитания испытывает влияние общественного сознания, хотя и относится к этому влиянию не пассивно, а избирательно, активно.

      Общественные нормы сознания духовно влияют на индивида, формируют его мировоззрение, нравственные установки, эстетические представления. Общественное сознание можно определить как общественный разум, который развивается и функционирует по своим законам.  
     Взгляды индивида, наиболее полно отвечающие интересам эпохи и времени, после завершения индивидуального существования становятся достоянием общества. Например, творчество выдающихся писателей, мыслителей, ученых и др. Индивидуальное сознание в этом случае, проявляющееся в творчестве конкретного человека, приобретает статус общественного сознания, пополняет и развивает его, придавая ему черты определенной эпохи. Сознание невозможно вывести из одного лишь процесса отражения объектов природного мира: отношение “субъект-объект” не может породить сознания. Для этого субъект должен быть включен в более сложную систему социальной практики, в контекст общественной жизни. Каждый из нас, приходя в этот мир, наследует духовную культуру, которую мы должны освоить, чтобы обрести собственно человеческую сущность и быть способными мыслить по-человечески. Мы вступаем в диалог с общественным сознанием, и это противостоящее нам сознание есть реальность, такая же, как, например, государство или закон. Мы можем взбунтоваться против этой духовной силы, но так же, как и в случае с государством, наш бунт может оказаться не только бессмысленным, но и трагичным, если мы не будем учитывать те формы и способы духовной жизни, которые нам объективно противостоят. Чтобы преобразовать исторически сложившуюся систему духовной жизни, нужно ею сначала овладеть.  
     Общественное сознание возникло одновременно и в единстве с возникновением общественного бытия. Природе в целом безразлично существование человеческого разума, а общество не могло бы без него не только возникнуть и развиваться, но и просуществовать ни одного дня и часа. В силу того, что общество есть объективно-субъективная реальность, общественное бытие и общественное сознание как бы “нагружены” друг другом: без энергии сознания общественное бытие статично и даже мертво.  
Но, подчеркивая единство общественного бытия и общественного сознания, нельзя забывать и их различие, специфическую разъединенность. Историческая взаимосвязь общественного бытия и общественного сознания в их относительной самостоятельности реализуется таким образом.  Если на ранних этапах развития общества общественное сознание формировалось под непосредственным воздействием бытия, то в дальнейшем это воздействие приобретало все более опосредованный характер - через государство, политические, правовые отношения и др. А обратное воздействие общественного сознания на бытие приобретает, напротив, все более непосредственный характер. Сама возможность такого непосредственного воздействия общественного сознания на общественное бытие заключается в способности сознания правильно отражать бытие.  
     Обладая объективной природой и определенного законами развития, общественное сознание может, как отставать, так и опережать бытие в рамках закономерного для данного общества эволюционного процесса. В этом плане общественное сознание может играть роль активного стимулятора общественного процесса, либо механизма его торможения. Мощная преобразовательная сила общественного сознания способна воздействовать на все бытие в целом, вскрывая смысл его эволюции и предсказывая перспективы.

 

4.   Российское  молодежное сознание начала XXI века.

     Невзирая на все революции, перестройки, хаосы, модерны, постмодерны, плюрализмы, ацентричности и т. д., подросток, вернее, его сознание, вернее, социально-психологическое определение его сознания — const. Различны, в зависимости от времени, лишь формы говорим о «поколении». Это, конечно, если подростковый период — самый важный период: особенности его протекания накладывают отпечаток на всю последующую жизнь — имеет место быть. Данное «приобретение человечества» (П. П. Блонский), научное внимание, к которому началось только в конце XIX — начале XX века, есть образование историческое, от уровня развития общества варьируются особенности протекания и продолжительность подростковости. При неблагоприятных условиях данный этап (самый неустойчивый, изменчивый) имеет тенденцию сокращаться, составляя часто тонкую полоску между окончанием полового созревания и наступлением окончательной зрелости. И, наоборот, высокий социальный, культурный и т. д. уровень жизни удлиняет настоящий период, но переходя нередко, как, в частности, сегодня у нас и в развитых западных странах, в фазу «обратной стороны медали» — «продление молодости», означающую искусственное задерживание этапа взросления по причине отсутствия у государства для молодежи соответствующего социального статуса, рабочих мест, а значит, места, перспектив будущего в жизни общества.

     Качественное  существование. И новое поколение  имеет (если, конечно, имеет) возможность «искать себя», получить должное образование, но никак не гарантии и уверенность в завтрашнем дне. Помимо геронтократии (а значит, ограниченности должностей), изначальные дифференциальные социальные качества «молодежи» в нашем мире — место в структуре общественных отношений, сложившихся на момент становления нового поколения. Способность наследовать, воспроизводить настоящую «структуру», участвовать в ее совершенствовании, преобразовании.  Состояние нравственного и физического здоровья, которым новая генерация располагает, по сравнению со сверстниками из других стран и с предыдущими поколениями — либо неясны, либо на нуле, либо со знаком минус. А поскольку данные «качества» формируют ценностные ориентации — вектор развития личности, — стоит ли удивляться отсутствию этих «ориентаций» у новой генерации, неуверенности в выборе позиции и «пространства борьбы»?

     На  сегодняшний день, согласно социологическим  опросам, (поскольку сознание «молодых»  эгоистично и оценивает проблемы  через призму своего вечного «Я» вместо «Мы») основное большинство из нынешней молодежи, к сожалению, экономический и политический типы с культом денег-пользы-власти. Типичное «молодежное сознание» начала XXI века есть сознание подростковое, сознание переходного периода и в плане времени (стык веков), и в плане развития (отрочество — переходный период в жизни человека), и в плане философии (экзистенциализм — философия кризиса, распада).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

     Сознание – это высшая форма отражения мира, свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями. «Ядром» сознания является знание. Имея многокомпонентную структуру, сознание является, тем не менее, единым целым. Итак, сознание выступает как ключевое, исходное философское понятие для анализа всех форм проявления духовной и душевной жизни человека в их единстве и целостности, а также способов контроля и регуляции его взаимоотношений с действительностью, управление этими взаимоотношениями. Самосознание является частью сознания, а точнее его особой формой. Самосознание предполагает выделение и отлучение человеком самого себя, своего Я от окружающего мира. Самосознание — это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего, положения в обществе. Оно выступает и в форме индивидуального и в форме социального самосознания. Самосознание рефлексивно с его помощью человек оценивает себя, свое место в жизни и обществе, свои поступки. Самосознание возникло  не в качестве духовного зеркала для праздного самолюбования человека. Оно появилось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения оценивать свои поступки, слова и мысли с позиции определенных социальных норм. Феномен самосознания, который кажется чем-то очень простым и очевидным, в действительности оказывается очень сложным, многообразным, находящимся в весьма непростых отношениях со своим носителем, развивающимся и меняющимся в процессе включения человека в систему коллективной практической деятельности и меж человеческих отношений. Несмотря на огромные усилия, затраченные философией и другими науками, проблема человеческого сознания (индивидуального и общественного) далека от своего решения. Много неясного таят в себе механизмы, функции, состояния, структура и свойства сознания, его взаимоотношениями с деятельностью индивида, пути его формирования и развития, связи с бытием. Важно подчеркнуть, что вопрос о взаимоотношении сознания и бытия не сводится к вопросу о первичности и вторичности, хотя и исходит из этого. Изучение отношения сознания и бытия включает исследование всех многообразных и исторически  меняющихся типов и форм, т.е. в некотором роде это «вечный вопрос». «Вечный» в том смысле, что развитие форм и человеческой жизнедеятельности, прогресс  науки и культуры постоянно усложняют и изменяют конкретные формы отношения сознания и бытия и ставят множество проблем перед философской мыслью.

Информация о работе Индивидуальное сознание и его свойства