Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 18:10, контрольная работа
Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания. Для философии эта проблема важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления.
1.Проблема сознания в истории философии и науки.
Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания. Для философии эта проблема важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления. Более углубленный философский подход к проблемам сознания стимулируется и насущными потребностями всемерной активизации человеческого фактора в условиях перестройки. Острые и актуальные вопросы современного общественного развития, взаимодействия человека и техники, соотношения научно – технического процесса и природы, проблемы воспитания, общения людей и т.д. - короче говоря, все проблемы современной общественной практики оказываются органически связанными с исследованием сознания.
Проблема сознания возникла тогда, когда люди начали отличать психические процессы от физических, идеальное от материального, выработали представление о «духе» и «душе».
В идеалистической и религиозной философии дух – перводвигатель космоса, мира и человека, их формообразующее начало.
В материалистической философии дух противоположен природе, воплощается через волевые усилия в действия, это – реализация человеческих замыслов и идеалов. Душа – особая жизненная энергия материального тела, ведь эмоциональные реакции сопровождаются изменением режима работы сердца и сосудистой системы. Сегодня медицинской науке известно, какие зоны мозга, вещества отвечают за то или иное эмоциональное состояние.
Субъективные идеалисты рассматривают сознание как врожденное свойство человеческой души, только как идеальное. Абсолютизированы такие свойства сознания, как субъективность, абстрактность и активность.
Согласно объективному идеализму, объективное идеальное лежит в основе материальных явлений. Тем самым утверждалась направленность сознания на объект. В середине века обострение потребности человека обращать внимание на собственные переживания (вызвано необходимостью при помощи молитвы и исповеди обращаться к Богу) направило сознание ещё и на внутренний духовный опыт человека, обогатив и расширив содержание сознания.
Религиозная
философия теологизирует
Социобиологи сознание рассматривают как биологические реакции самосохранения, свойственные человеку и животным.
Эксперименты показали, что в психике высших животных присутствуют воображение, память и её использование, самоконтроль, сокрытие эмоций и т. д. Исследования социобиологов восполняют некоторые пробелы в познании общих оснований сознания человека и психики животных. Сознание анализировалось классиками марксизма как продукт социально – исторического развития человека, его практической деятельности.
2.Развитие форм отражения. Сознание - высшая форма отражения. Сознание и самосознание. Сознательное и бессознательное.
Развитие форм отражения. Важнейшим шагом в эволюции материи от неощущающей к ощущающей и далее к материи, которая обладает психикой и сознанием, является возникновение информационного отражения, переход от отражения как всеобщего свойства материи (которое присуще любым видам материального взаимодействия).
Генетически исходной формой отражения, специфической для живой природы, является раздражимость. Под раздражимостью понимается способность организма к простейшим специфическим реакциям в ответ на действие определённых раздражителей. ( Например, растение открывает или закрывает свои лепестки под воздействием света и тени). Реакция организма при раздражимости происходит целиком за счет энергии самого организма.
Следующий этап в развитии форм отражения в живой природе заключается в появлении чувствительности (способности к ощущению). Если раздражимость присуща и растениям, то ощущение – форма отражения, специфичная для животного мира. Оно появляется уже на уровне простейших животных и предполагает способность реагировать не только непосредственно на факторы внешней среды, но и на биологически нейтральные для организма факторы, связанные с биологически значимыми факторами. Принципиальная тенденция развития форм отражения в живой природе заключается в увеличении удельного веса. Жизненной роли этого внутреннего состояния мобилизации, настройки организма на решение жизненных задач. Иными словами, в механизме отражения всё в большей степени возрастает роль отражения как внутренней работы организма, перерабатывающей информацию внешнего воздействия.
Отражение на основе нервной системы, или нейрофизиологическое отражение, является дальнейшим этапом развития информационного отражения. Если отражение на уровне раздражимости и простейшей чувствительности обеспечивает активность организма, выражающуюся в отдельных движениях по поиску пищи, света, тепла и т.д., то нейрофизиологическое отражение по мере развития нервной системы дает возможность осуществлять сложные схемы оповещения, в конечном счёте направленную на достижение жизненно значимой цели. В такого рода ситуациях, когда автоматических действий для решения жизненных задач становится недостаточно, субъект действия вынужден задерживать автоматическое реагирование и переходить к обследованию реальной ситуации, к ориентировочной деятельности в объекте. Скажем, строя маршрут движения в незнакомой местности, мы опираемся на какие - то имеющиеся навыки, стереотипы, автоматизмы. В последствии, когда этот маршрут уже отобран, движение по нему может стать доведенным до автоматизма стереотипом, но построение его схемы впервые обязательно предполагает ориентировку в заданной ситуации.
Эта ориентировочная
деятельность по обследованию реальной
объективной ситуации и является
основой психических форм отражения,
возникновения психических
Образ в этом смысле представляет собой именно способность живого существа как объекта поведения, и эта способность выступает как определенная реальность, отличающая живое существо, выработавшее данный образ, от такого же живого существа, у которого этого образа нет. Различие между ними заключается не в их телесной организации, а в наличии или отсутствии схем организации поведения.
Сознание – высшая форма отражения. Вот уже более двух с половиной тысячелетий понятие сознания остаётся одним из основополагающих в философии. Но до сих пор мы относимся к феномену сознания, несмотря на определённые успехи в его исследовании, как к самой загадочной тайне человеческого существования.
Актуальность философского анализа проблемы сознания обусловлена прежде всего тем, что философия сознания представляет методологическую основу решения основных теоретических и практических вопросов фактически всех гуманитарных наук – психологии, информатики, кибернетики, юриспруденции, педагогики, социологии и т. д. В то же время многогранность сознания делает его предметом различных междисциплинарных частнонаучных исследований.
К одной из основных характеристик психического, или сознания, в широком смысле относится способность его к отражению. Сознание развивается из всеобщего свойства материи – свойства отражения, которое означает способность одних материальных систем оставлять «след» в других в процессе их взаимодействия. Вследствие взаимодействия систем отношения между ними носят характер взаимоотражения.
Отражение в простейшем виде есть особая функция взаимодействующих материальных систем, каждая из которых находится в состоянии динамического равновесия. Данное состояние постоянно нарушается внешними факторами, которые оказывают воздействие на систему, приводя либо к её разрушению, либо к восстановлению равновесия. Отражение есть определённая сторона изменения, происходящего внутри системы под влиянием внешних условий. Иными словами, отражение есть свойство материальных образований воспроизводить в ходе взаимодействия свойства и способности других систем. В простейших случаях - это след на песке, отпечатки давно умерших животных, отталкивание тела при ударении его с другим телом.
Признание отражения всеобщим свойством материи свидетельствует о том, что в основе материи как объективной реальности содержатся предпосылки для возникновения сознания, которые реализуются в ходе её развития. Мышление - качественно особая, высшая форма отражения, присущая исключительно человеку. Само отражение специфически проявляется на различных уровнях организации материи: неживой природы, органической жизни и на социальном уровне.
Отражение в органической природе определяется характером и уровнем поведения живых систем. В процессе эволюции усложняются и специализируются органы чувств организмов, которые достигают наивысшей степени совершенства с возникновением нервной системы.
Элементарной
и исходной формой отражения,
присущей всем живым
По мере
усложнения форм взаимодействия организмов
с внешней средой, по мере дифференцирования
и усложнения живого развивается и новая
форма отражения - чувствительность,
т.е. способность отражать отдельные свойства
вещей в виде субъективных ощущений.
Становление чувствительности связано
со способностью реагирования не только
на факторы внешней среды, имеющие жизненно
важное значение, но и на те из них, которые
косвенно связаны с ними. Чувствительность возникает
на уровне простейших животных, однако
особое значение приобретает на уровне
высших, имеющих специализированные органы
чувств, содержащие наборы рецепторных
клеток и способных отвечать на определённый
вид энергии электрическими импульсами,
циркулирующими в нервной системе.
Понятие информации - одна из важнейших характеристик процесса отражений. Можно в общем рассматривать информацию как функционально упорядоченное отражение, актуально обнаруживающееся при возникновении первичных биосистем. Жизненные процессы во всех своих проявлениях предстают как информационные отношения. Раздражимость и чувствительность – элементарные формы биологической информации.
Ещё более сложный характер в органической природе имеет психическое отражение, выражающее способность живых организмов анализировать сложные комплексы одновременно воздействующих раздражителей и отражать их в виде целостного образа ситуации. Психическое отражение - это особая форма приспособления живых существ к изменяющимся внешним условиям в ходе длительного эволюционного развития. Развитие психического отражения осуществлялось в процессе длительной биологической эволюции и прошло ряд ступеней. Возникновение простейшей нервной системы и органов чувств обусловило появление элементарной сенсорной психики, выражающей способность отражения отдельных свойств среды. Отражение, как всеобщее свойство материи, и определяется как способность материальных явлений, предметов, систем воспроизводить в своих свойствах особенности других явлений, предметов, систем в процессе взаимодействия с последними. Отражение имеет место везде, то есть в любом процессе взаимодействия. Всякое взаимодействие, таким образом, содержит в себе момент отражения – отображение одного материального образования в особенностях другого.
Связь психических явлений, сознания с деятельностью мозга не подлежит сомнению, однако констатация этого факта не позволяет в полной мере объяснить тайны сознания. Для более глубокого их познания необходимо раскрыть внутренние механизмы, закономерности деятельности мозга, лежащие в основе психики, сознания.
Работа коры
больших полушарий головного
мозга неотделима от рецепторного отдела,
непосредственно
Последние достижения в изучении структуры мозга показывают, что все сложнейшие процессы творческих возможностей человека не зависят от объёма мозга и от его биохимического состава. Они определяются состоянием центральной нервной системы, которая по - разному реагирует на параметры окружающей среды активизирует различные участки мозга. Последние достижения в области познания мозга показали, что в нём существует особая зона, расположенная в правой височной доле, которая блокирует творческие способности человека. Если удаётся «отключить « эту зону, творческие возможности человека многократно возрастают.
У многих гениальных людей творческие способности представляют собой результат внезапно наступившего озарения, феномен которого не в состоянии объяснить современная наука. В качестве примера можно привести открытие К. Гауссом теоремы целых чисел. После многолетних и безуспешных попыток решить эту теорему, его вдруг осенило внезапно озарение, позволившее успешно решить поставленную задачу. А по словам В. Моцарта, композиция музыкального произведения приходила к нему не последовательно, по частям и разработанным деталям, но во всей своей полноте, сразу.
Сказанное свидетельствует о том, что соотношения сознательного и бессознательного имеют очень сложную взаимосвязь, позволяющую активизировать творческие способности человека.
Сознательное и бессознательное. Среди многочисленных вариантов понимания бессознательного, по нашему мнению, наиболее предпочтительно то, согласно которому бессознательное « представляет собой функциональный компонент психики, «локализованный» вне сознания субъекта, оказывающий постоянное, иногда детерминирующее влияние на сознание и поведение субъекта, но тщательно и изощренно скрытый как от внутреннего аналитического взора самого субъекта». Все известные попытки объяснения бессознательного сводились к описанию каких – либо его функций или свойств. Одна из таких попыток связана с разделением сферы бессознательного на две области: индивидуальное бессознательное и коллективное бессознательное. Обе области относятся к неосознаваемой психической деятельности, которая базируется на принципах и механизмах регуляции поведения, глубоко укоренённых в психике, но не контролируемых со стороны сознания. Бессознательные принципы и механизмы регуляции поведения могут быть врожденными и приобретёнными.