Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 13:15, лекция
Для древнеиндийской культуры основополагающее значение имели Веды (в переводе «знание») – совокупность религиозно-философских текстов. Их состав: «Ригведа» – «Веда гимнов», «Самаведа» – «Веда обрядовых песнопений», «Яджурведа» – «Веда жертвенных изречений», «Атхарваведа» – «Веда заклинаний». В каждой из Вед выделяются четыре пласта – самхиты («собрания»), брахманы («толкования»), араньяки («лесные книги») и упанишады («наставления»).
Что является первоначалом мира. Общая мысль – мифологические боги к созданию мира не причастны. Согласно Фалесу, первоначалом является вода как влага, по Анаксимандру – апейрон (неопределенная, беспредельная первоматерия), согласно Анаксимену, сущее возникло из сгущения и разрежения воздуха, по Гераклиту, первоначалом является огонь. Они полагали, что вещи возникают из первоначала и в него же обращаются, сколько бы вещей ни возникало, количество первоначала остается неизменным. Первоначало находится в движении, возникают противоположные состояния (холодное – горячее т.д.).
Пифагор началом всего считал число: мир выразим в числовых соотношениях. Числа – идеальные сущности, проявлением которых является мир. Существует математически выразимая гармония Вселенной – тетрактида (1+2+3+4=10), где 1 – это точка, 2 – линия, 3 – плоскость, 4 – геометрическое тело. Демокрит полагал, что все возникло и состоит из атомов, которые находятся в движении, сталкиваются, возникают их устойчивые соединения – вещи. Свойства атомов – неделимость, неизменность, различие лишь по форме и величине.
Анаксимандр и Демокрит утверждали, что мир не только вечен, но и бесконечен в пространстве. Исключая Демокрита, остальные считали, что мир – это живой, одушевленный, божественный организм. Такой взгляд есть антропоморфизм – объяснение мира путем наделения его характеристиками человека. Исключая Пифагора, остальные были стихийными материалистами:
· понимание материи как конкретной природной стихии;
· интуитивная догадка о материальности первоначала.
Наличие в мире закономерности. Общая мысль – мир мифологическими богами не управляется, действует естественная закономерность, которая делает мир целостным, упорядоченным, гармоничным. Анаксимен полагал, что миром правит Нус (ум) – универсальный космический ум. По мнению Гераклита, в мире все совершается в соответствии с Логосом – космическим принципом порядка и гармонии. Согласно Демокриту, в мире господствует необходимость, благодаря которой, ничего случайного не бывает, случайным мы называем то, причин чего не знаем. Атомы движутся с необходимостью, душа человека тоже состоит из них, значит, и человек подчинен необходимости, свободы воли у него нет.
Проблема динамики и статики бытия. По Гераклиту, «все течет, все изменяется»: мир находится в непрерывном движении (всеобщем изменении). Источником универсальной динамики является единство и борьба противоположностей: они борются и превращаются друг в друга вплоть до полного совпадения. Этот процесс является непрерывным, поэтому любые явления и процессы взаимосвязаны и переходят друг в друга, вещи обладают только относительными свойствами, зачастую противоположными друг другу. Противоречивый характер существования вещей ведет к тому, что движущийся предмет существует и не существует: поскольку предмет есть, он остается собой, но он изменяется и перестает быть самим собой. Движение – это единство бытия и небытия.
Парменид, наоборот, утверждал, что бытие является неподвижным и неизменным, всегда тождественным самому себе, в бытии нет никаких противоположностей и у самого бытия нет его противоположности – небытия. Обоснованием этой идеи служит принцип тождества мышления и бытия – «мыслить и быть – это одно и то же»: существует только то, о чем мы можем мыслить и, соответственно, то, о чем у нас не может быть представления, не существует. Поскольку мысленного образа небытия в нашем сознании нет, то его не существует.
Зенон пытался доказать, что бытие неподвижно. Для этого он разработал апории – логически трудноразрешимые задачи. Наиболее известные из них – это «Дихотомия», «Ахиллес и черепаха», «Летящая стрела», «Стадий». Зенон мыслил на основе метода от противного: мы можем предположить, что движение существует, однако разум и логика нам доказывают, что это невозможно.
Гераклит является основателем диалектики как учения о наиболее общих законах развитии, его оппонент Парменид был первым, ярко выраженным сторонником метафизики как противоположности диалектики.
Проблема делимости и неделимости бытия.
СРАВНЕНИЕ |
ПАРМЕНИД |
ДЕМОКРИТ |
Наличие небытия |
Небытия не существует, реально только бытие |
Небытие существует как пустота |
Движение |
Бытие неподвижно |
Движение в бытии существует |
Целостность бытия |
Бытие целостно и неделимо |
Бытие делимо на предельные, конечные элементы – атомы |
Парменид создал континуалистскую картину мира: бытие целостно, неделимо, непрерывно, не имеет частей, пустот, промежутков. То, что мы считаем пустотой, на самом деле заполнено. Бытие является сплошным и представляет собой «одно-и-все» или «едино-целое», некую монолитную шаровидную глыбу. Органы чувств показывают нам, что существует множество вещей, но разум доказывает, что это иллюзия и существует только бытие как идея существования вообще: у всех вещей есть нечто общее – то, что они существуют.
Демокрит разработал дискретную картину мира: бытие делимо на огромное число атомов, которые должны двигаться в какой-то среде. Этой средой является пустота как небытие. Бытие не является неделимым монолитом.
Проблема познания человеком мира. Две познавательные способности человека – органы чувств и разум противоположны друг другу: органы чувств дают только мнение о мире (докса) и только разум – истинное знание.
Согласно Пармениду, органы чувств свидетельствуют, что существует множественность вещей и движение, но разум доказывает обратное. По Демокриту, только разум дает знание о существовании атомов, пустоты, необходимости в природе. Несмотря на то, что органам чувств доверять нельзя, Демокрит пытался объяснить источник возникновения у человека ощущений. Для этого он разработал теорию эманации или истечения: от любой вещи отрываются мельчайшие эйдолы (атомные флюиды), они воздействуют на атомы органов чувств и у нас появляются ощущения предмета, а затем и мысли о нем.
3. Классический этап античной философии.
В это время философия развивалась, прежде всего, в Афинах. К этому этапу принадлежали софисты, Сократ, Платон и Аристотель. В рамках классического этапа ключевой стала проблема бытия всеобщего и единичного.
Софисты. Они являлись учителями красноречия и занимались риторикой, внесли большой вклад в становление языкознания, логики и правил аргументации. Софисты разработали диалектику как искусство ведения спора.
Софисты были противниками предшествующей натурфилософии. Главная мысль – «быть – значит являться»: за видимыми единичными вещами нет скрытой сущности, поэтому софисты отвергли поиски первоначала мира.
Протагор являлся крупнейшим представителем софистики. Он утверждал, что «человек есть мера всех вещей…»: человек является индивидуальным субъектом восприятия, вследствие чего о любом предмете можно высказать два противоположных суждения и при этом каждое из них будет истинным. У любого человека есть мнение и это мнение истинно. Истина – это всегда чье-то мнение. Критерием истины является польза, выгода, интерес конкретного человека.
Поскольку все вещи, явления и процессы являются относительными, софисты были сторонниками принципа релятивизма в двух смыслах:
· гносеологический релятивизм – все наши знания о мире и вещах являются только относительными, абсолютных истин нет и быть не может;
· этический релятивизм – моральные нормы и ценности тоже относительны, нет абсолютных ценностей, универсальных по своей значимости для всех.
По проблеме бытия всеобщего и единичного софисты придерживались позиции, что всеобщего не существует и реально только единичное – вещи, наши мнения о них, индивидуальные для каждого человека нормы поведения.
Сократ. Вслед за софистами он тоже отверг натурфилософию и утверждал, что предметом философии является не природа, а человек. Всех натурфилософов именуют также досократиками, но не потому, что они жили до Сократа, а потому, что считали предметом философии природу, Сократ – человека.
В тоже время Сократ был противником софистов и в противовес им был убежден, что существуют абсолютные истины и ценности, универсальные по значимости для всех людей: «Мнений может быть много, но истина одна»: от единичных мнений нужно восходить к всеобщему, которое существует в форме абсолютных духовных ценностей (мудрость, мужество, справедливость и др.).
По Сократу, любой человек может вести себя добродетельно, ибо в душе каждого из нас изначально заложены нравственные принципы: «Познай самого себя и стань им». Себя Сократ мудрецом не считал: «Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают и этого»; свою задачу он видел в том, чтобы помочь людям осознать абсолютные истины и ценности и жить в соответствии с ними. Для этого Сократ разработал стратегию поиска истины, состоящую из двух частей:
· эленктика – разрушение устоявшихся у человека в силу традиции или привычки представлений. Первый прием эленктики – ирония (сомнение в общепринятых мнениях), второй – отрицательная диалектика: с помощью искусных вопросов Сократ заставлял собеседника усомниться в своих знаниях;
· майевтика – собственно поиск человеком истины. Первый прием майевтики – индукция как наведение на мысль, второй – положительная диалектика: с помощью наводящих вопросов Сократ подталкивал собеседника к самостоятельным выводам. В результате беседы собеседник должен был сформулировать понятие добродетели, которая составляет предмет диалога.
Сократ придерживался принципа этического рационализма: главной добродетелью человека является знание, полученное с помощью разума, и если человек знает, что такое добро, он не совершит дурных поступков. Источником зла является невежество, незнание; знание же добродетели, реализованное человеком в своей жизни, является единственным средством обретения им счастья.
Платон. Он был самым великим учеником Сократа. Если натурфилософы интересовались природой, софисты и Сократ – проблемой человека, то Платон создал всеобъемлющее учение, в состав которого входит учение о бытии, познании, человеке, моральных добродетелях, красоте и идеальном государстве.
Бытие. Оно организовано двумя противоположными друг другу мирами.
СРАВНЕНИЕ |
«МИР ИДЕЙ» |
«МИР ВЕЩЕЙ» |
Состоит из… |
«Эйдосов», «идей» как особых сущностей, существующих объективно, независимо от вещей |
Конкретных единичных предметов |
Подлинность |
Первичное, подлинное бытие по отношению к «миру вещей» |
Вторичная, не подлинная реальность, производная от «мира идей» |
Сущность |
Сверхъестественная, «сверхприродная» реальность |
Земной, материальный мир, нечто среднее между бытием и небытием |
«Идеи» нематериальны, вечны, неизменны, прекрасны и совершенны. «Идеи» – это идеальные образцы, прообразы вещей. «Мир идей» – это «космос умопостигаемый» |
Вещи материальны, временны, изменчивы, несовершенны. Вещи – это слабые подобия, тени «идей». «Мир вещей» – это «космос зримый», чувственный | |
Категории |
«Идеи» – это «всеобщее» и «сущность» |
Вещи – это «единичное» и «явление» |
Варианты соотношения идей и вещей:
· подражание – вещи сходны с «идеями» и возникли в подражание им;
· присутствие – «идеи» присутствуют в вещах;
· причастность – вещи причастны «идеям» как идеальным образцам.
Вещи возникают из материи, которая является бесформенной и неопределенной, небытием, и чем-то конкретным она становится при соприкосновении с «идеей». По мнению Платона, «мир идей» устроен как пирамида, в основании которой лежат идеи простых вещей, ближе к вершине находятся нравственные идеи, а на самой вершине возвышается «идея» Единого как высшего блага.
Платон был сторонником объективного идеализма. Он приписал «идеям» самостоятельное существование в качестве особых сущностей: если вещь исчезнет, то «идея» продолжит существовать, поскольку она вечна. Это означает, что «идея» как всеобщее может существовать совершенно независимо от вещи как единичного; «идея» как сущность вещи предшествует во времени вещи как единичному явлению. Разрыв между этими двумя мирами таков, что «идеи» существуют сами по себе, самобытно. Если по Сократу, всеобщее существует в форме понятий в мышлении человека, то Платон понятиям, всеобщему, приписал бытие в форме идеального мира за пределами сознания человека.
Человек. По мнению Платона, человек принадлежит к обоим мирам одновременно: материальное смертное тело относится к «миру вещей», нематериальная бессмертная душа – к «миру идей». Земное бытие человека представляет собой плен души в темнице тела, а смерть является освобождением души из этого плена. Разумная часть души способна к познанию истины.
Познание. С помощью органов чувств человек познает «мир вещей» и приходит к мнению, с помощью разума познается «мир идей» и достигается истина. Платон разработал теорию анамнезиса (припоминания): после смерти тела душа перемещается в «мир идей» и познает его, затем воплощается в новом теле (метемпсихоз – переселение души). При вселении в тело душа забывает все, что она познала в «мире идей», поэтому необходимо вспомнить забытые знания. Платон был убежден, что в душе каждого человека изначально заложены все знания. В процессе припоминания разум движется от основания пирамиды «идей» к ее вершине: конечной целью познания является «идея» Единого.
Аристотель. Он был самым великим учеником Платона и подобно учителю, разработал целостное учение, в котором осмыслил множество проблем – от бытия до государства. Аристотель занимает в философии особое место:
· полностью освободил философию от влияния мифологии и ее сюжетов;
· создал логику как учение о формах и законах мышления;