История философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 13:15, лекция

Краткое описание

Для древнеиндийской культуры основополагающее значение имели Веды (в переводе «знание») – совокупность религиозно-философских текстов. Их состав: «Ригведа» – «Веда гимнов», «Самаведа» – «Веда обрядовых песнопений», «Яджурведа» – «Веда жертвенных изречений», «Атхарваведа» – «Веда заклинаний». В каждой из Вед выделяются четыре пласта – самхиты («собрания»), брахманы («толкования»), араньяки («лесные книги») и упанишады («наставления»).

Вложенные файлы: 1 файл

Istoria_filosofii.doc

— 719.50 Кб (Скачать файл)

 

Что является первоначалом мира. Общая мысль – мифологические боги к созданию мира не причастны. Согласно Фалесу, первоначалом является вода как влага, по Анаксимандру – апейрон (неопределенная, беспредельная первоматерия), согласно Анаксимену, сущее возникло из сгущения и разрежения воздуха, по Гераклиту, первоначалом является огонь. Они полагали, что вещи возникают из первоначала и в него же обращаются, сколько бы вещей ни возникало, количество первоначала остается неизменным. Первоначало находится в движении, возникают противоположные состояния (холодное – горячее т.д.).

Пифагор началом всего считал число: мир выразим в числовых соотношениях. Числа – идеальные сущности, проявлением которых является мир. Существует математически выразимая гармония Вселенной – тетрактида (1+2+3+4=10), где 1 – это точка, 2 – линия, 3 – плоскость, 4 – геометрическое тело. Демокрит полагал, что все возникло и состоит из атомов, которые находятся в движении, сталкиваются, возникают их устойчивые соединения – вещи. Свойства атомов – неделимость, неизменность, различие лишь по форме и величине.  

Анаксимандр и Демокрит утверждали, что мир не только вечен, но и бесконечен в пространстве. Исключая Демокрита, остальные считали, что мир – это живой, одушевленный, божественный организм. Такой взгляд есть антропоморфизм – объяснение мира путем наделения его характеристиками человека. Исключая Пифагора, остальные были стихийными материалистами:

· понимание материи как конкретной природной стихии;

· интуитивная догадка о материальности первоначала.

Наличие в мире закономерности. Общая мысль – мир мифологическими богами не управляется, действует естественная закономерность, которая делает мир целостным, упорядоченным, гармоничным. Анаксимен полагал, что миром правит Нус (ум) – универсальный космический ум. По мнению Гераклита, в мире все совершается в соответствии с Логосом – космическим принципом порядка и гармонии. Согласно Демокриту, в мире господствует необходимость, благодаря которой, ничего случайного не бывает, случайным мы называем то, причин чего не знаем. Атомы движутся с необходимостью, душа человека тоже состоит из них, значит, и человек подчинен необходимости, свободы воли у него нет.

Проблема динамики и статики бытия. По Гераклиту, «все течет, все изменяется»: мир находится в непрерывном движении (всеобщем изменении). Источником универсальной динамики является единство и борьба противоположностей: они борются и превращаются друг в друга вплоть до полного совпадения. Этот процесс является непрерывным, поэтому любые явления и процессы взаимосвязаны и переходят друг в друга, вещи обладают только относительными свойствами, зачастую противоположными друг другу. Противоречивый характер существования вещей ведет к тому, что движущийся предмет существует и не существует: поскольку предмет есть, он остается собой, но он изменяется и перестает быть самим собой. Движение – это единство бытия и небытия.

Парменид, наоборот, утверждал, что бытие является неподвижным и неизменным, всегда тождественным самому себе, в бытии нет никаких противоположностей и у самого бытия нет его противоположности – небытия. Обоснованием этой идеи служит принцип тождества мышления и бытия – «мыслить и быть – это одно и то же»: существует только то, о чем мы можем мыслить и, соответственно, то, о чем у нас не может быть представления, не существует. Поскольку мысленного образа небытия в нашем сознании нет, то его не существует.

Зенон пытался доказать, что бытие неподвижно. Для этого он разработал  апории – логически трудноразрешимые задачи. Наиболее известные из них – это «Дихотомия», «Ахиллес и черепаха», «Летящая стрела», «Стадий». Зенон мыслил на основе метода от противного: мы можем предположить, что движение существует, однако разум и логика нам доказывают, что это невозможно.

Гераклит является основателем диалектики как учения о наиболее общих законах развитии, его оппонент Парменид был первым, ярко выраженным сторонником метафизики как противоположности диалектики.

Проблема делимости и неделимости бытия.  

 

СРАВНЕНИЕ

ПАРМЕНИД

ДЕМОКРИТ

Наличие небытия

Небытия не существует, реально

только бытие

Небытие существует как пустота

Движение

Бытие неподвижно

Движение в бытии существует

Целостность бытия

Бытие целостно и неделимо

Бытие делимо на предельные, конечные

элементы – атомы


 

Парменид создал континуалистскую картину мира: бытие целостно, неделимо, непрерывно, не имеет частей, пустот, промежутков. То, что мы считаем пустотой, на самом деле заполнено. Бытие является сплошным и представляет собой «одно-и-все» или «едино-целое», некую монолитную шаровидную глыбу. Органы чувств показывают нам, что существует множество вещей, но разум доказывает, что это иллюзия и существует только бытие как идея существования вообще: у всех вещей есть нечто общее – то, что они существуют.

Демокрит разработал дискретную картину мира: бытие делимо на огромное число атомов, которые должны двигаться в какой-то среде. Этой средой является пустота как небытие. Бытие не является неделимым монолитом.

Проблема познания человеком мира. Две познавательные способности человека – органы чувств и разум противоположны друг другу: органы чувств дают только мнение о мире (докса) и только разум – истинное знание.

Согласно Пармениду, органы чувств свидетельствуют, что существует множественность вещей и движение, но разум доказывает обратное. По Демокриту, только разум дает знание о существовании атомов, пустоты, необходимости в природе. Несмотря на то, что органам чувств доверять нельзя, Демокрит пытался объяснить источник возникновения у человека ощущений. Для этого он разработал теорию эманации или истечения: от любой вещи отрываются мельчайшие эйдолы (атомные флюиды), они воздействуют на атомы органов чувств и у нас появляются ощущения предмета, а затем и мысли о нем.

 

3. Классический этап античной  философии.

В это время философия развивалась, прежде всего, в Афинах. К этому этапу принадлежали софисты, Сократ, Платон и Аристотель. В рамках классического этапа ключевой стала проблема бытия всеобщего и единичного.

Софисты. Они являлись учителями красноречия и занимались риторикой, внесли большой вклад в становление языкознания, логики и правил аргументации. Софисты разработали диалектику как искусство ведения спора.

Софисты были противниками предшествующей натурфилософии. Главная  мысль – «быть – значит являться»: за видимыми единичными вещами нет скрытой сущности, поэтому софисты отвергли поиски первоначала мира.

Протагор являлся крупнейшим представителем софистики. Он утверждал, что «человек есть мера всех вещей…»: человек является индивидуальным субъектом восприятия, вследствие чего о любом предмете можно высказать два противоположных суждения и при этом каждое из них будет истинным. У любого человека есть мнение и это мнение истинно. Истина – это всегда чье-то мнение. Критерием истины является польза, выгода, интерес конкретного человека.

Поскольку все вещи, явления и процессы являются относительными, софисты были сторонниками принципа релятивизма в двух смыслах:  

· гносеологический релятивизм – все наши знания о мире и вещах являются только относительными, абсолютных истин нет и быть не может;

· этический релятивизм – моральные нормы и ценности тоже относительны, нет абсолютных ценностей, универсальных по своей значимости для всех.

По проблеме бытия всеобщего и единичного софисты придерживались позиции, что всеобщего не существует и реально только единичное – вещи, наши мнения о них, индивидуальные для каждого человека нормы поведения.

Сократ. Вслед за софистами он тоже отверг натурфилософию и утверждал, что предметом философии является не природа, а человек. Всех натурфилософов именуют также досократиками, но не потому, что они жили до Сократа, а потому, что считали предметом философии природу, Сократ – человека.

В тоже время Сократ был противником софистов и в противовес им был убежден, что существуют абсолютные истины и ценности, универсальные по значимости для всех людей: «Мнений может быть много, но истина одна»: от единичных мнений нужно восходить к всеобщему, которое существует в форме абсолютных духовных ценностей (мудрость, мужество, справедливость и др.).

По Сократу, любой человек может вести себя добродетельно, ибо в душе каждого из нас изначально заложены нравственные принципы: «Познай самого себя и стань им». Себя Сократ мудрецом не считал: «Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают и этого»; свою задачу он видел в том, чтобы помочь людям осознать абсолютные истины и ценности и жить в соответствии с ними. Для этого Сократ разработал стратегию поиска истины, состоящую из двух частей:

· эленктика – разрушение устоявшихся у человека в силу традиции или привычки представлений. Первый прием эленктики – ирония (сомнение в общепринятых мнениях), второй – отрицательная диалектика: с помощью искусных вопросов Сократ заставлял собеседника усомниться в своих знаниях;

· майевтика – собственно поиск человеком истины. Первый прием майевтики – индукция как наведение на мысль, второй – положительная диалектика: с помощью наводящих вопросов Сократ подталкивал собеседника к самостоятельным выводам. В результате беседы собеседник должен был сформулировать понятие добродетели, которая составляет предмет диалога.

Сократ придерживался принципа этического рационализма: главной добродетелью человека является знание, полученное с помощью разума, и если человек знает, что такое добро, он не совершит дурных поступков. Источником зла является невежество, незнание; знание же добродетели, реализованное человеком в своей жизни, является единственным средством обретения им счастья.

Платон. Он был самым великим учеником Сократа. Если натурфилософы интересовались природой, софисты и Сократ – проблемой человека, то Платон создал всеобъемлющее учение, в состав которого входит учение о бытии, познании, человеке, моральных добродетелях, красоте и идеальном государстве.

Бытие. Оно организовано двумя противоположными друг другу мирами.

 

СРАВНЕНИЕ

«МИР ИДЕЙ»

«МИР ВЕЩЕЙ»

Состоит из…

«Эйдосов», «идей» как особых сущностей, существующих объективно, независимо от вещей

Конкретных единичных предметов

Подлинность

Первичное, подлинное бытие по отношению

к «миру вещей»

Вторичная, не подлинная реальность, производная от «мира идей»

 

 

Сущность

 Сверхъестественная, «сверхприродная» 

реальность

Земной, материальный мир, нечто среднее между бытием и небытием

«Идеи» нематериальны, вечны, неизменны, прекрасны и совершенны. «Идеи» – это идеальные образцы, прообразы вещей. «Мир идей» – это  «космос умопостигаемый»

Вещи материальны, временны, изменчивы, несовершенны. Вещи – это слабые подобия, тени «идей». «Мир вещей» – это «космос зримый», чувственный

Категории

«Идеи» – это «всеобщее» и «сущность»

Вещи – это «единичное» и «явление»


 

Варианты соотношения идей и вещей:

· подражание – вещи сходны с «идеями» и возникли в подражание им;

· присутствие – «идеи» присутствуют в вещах;

· причастность – вещи причастны «идеям» как идеальным образцам.

Вещи возникают из материи, которая является бесформенной и неопределенной, небытием, и чем-то конкретным она становится при соприкосновении с «идеей». По мнению Платона, «мир идей» устроен как пирамида, в основании которой лежат идеи простых вещей, ближе к вершине находятся нравственные идеи, а на самой вершине возвышается «идея» Единого как высшего блага.

Платон был сторонником объективного идеализма. Он приписал «идеям» самостоятельное существование в качестве особых сущностей: если вещь исчезнет, то «идея» продолжит существовать, поскольку она вечна. Это означает, что  «идея» как всеобщее может существовать совершенно независимо от вещи как единичного; «идея» как сущность вещи предшествует во времени вещи как единичному явлению. Разрыв между этими двумя мирами таков, что «идеи» существуют сами по себе, самобытно. Если по Сократу, всеобщее существует в форме понятий в мышлении человека, то Платон понятиям, всеобщему, приписал бытие в форме идеального мира за пределами сознания человека.

Человек. По мнению Платона, человек принадлежит к обоим мирам одновременно: материальное смертное тело относится к «миру вещей», нематериальная бессмертная душа – к «миру идей». Земное бытие человека представляет собой плен души в темнице тела, а смерть является освобождением души из этого плена. Разумная часть души способна к познанию истины.

Познание. С помощью органов чувств человек познает «мир вещей» и приходит к мнению, с помощью разума познается «мир идей» и достигается истина. Платон разработал теорию анамнезиса (припоминания): после смерти тела душа перемещается в «мир идей» и познает его, затем воплощается в новом теле (метемпсихоз – переселение души). При вселении в тело душа забывает все, что она познала в «мире идей», поэтому необходимо вспомнить забытые знания. Платон был убежден, что в душе каждого человека изначально заложены все знания. В процессе припоминания разум движется от основания пирамиды «идей» к ее вершине: конечной целью познания является «идея» Единого.

Аристотель. Он был самым великим учеником Платона и подобно учителю, разработал целостное учение, в котором осмыслил множество проблем – от бытия до государства. Аристотель занимает в философии особое место:

· полностью освободил философию от влияния мифологии и ее сюжетов;

· создал логику как учение о формах и законах мышления;

Информация о работе История философии