Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 13:15, лекция
Для древнеиндийской культуры основополагающее значение имели Веды (в переводе «знание») – совокупность религиозно-философских текстов. Их состав: «Ригведа» – «Веда гимнов», «Самаведа» – «Веда обрядовых песнопений», «Яджурведа» – «Веда жертвенных изречений», «Атхарваведа» – «Веда заклинаний». В каждой из Вед выделяются четыре пласта – самхиты («собрания»), брахманы («толкования»), араньяки («лесные книги») и упанишады («наставления»).
ТЕМА 1. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА:
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
1. Философия древней Индии: общий обзор.
2. Философия древнего Китая: общий обзор.
1. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ: ОБЩИЙ ОБЗОР.
Для древнеиндийской культуры основополагающее значение имели Веды (в переводе «знание») – совокупность религиозно-философских текстов. Их состав: «Ригведа» – «Веда гимнов», «Самаведа» – «Веда обрядовых песнопений», «Яджурведа» – «Веда жертвенных изречений», «Атхарваведа» – «Веда заклинаний». В каждой из Вед выделяются четыре пласта – самхиты («собрания»), брахманы («толкования»), араньяки («лесные книги») и упанишады («наставления»).
Упанишады (дословно – «сидеть рядом с кем-либо», более широко – «наставление», «сокровенное учение») – самый поздний пласт Ведической литературы, произведения, разъясняющие тайный смысл Вед. В Упанишадах нет строгой системы философии, но в них были впервые сформулированы идеи и понятия, ключевые для индийской традиции. Религиозно-философские учения древней Индии назывались даршаны, подразделялись по отношению к Ведам.
Направление |
Сущность Направления |
Даршана |
Основатель |
Астика |
«Ортодоксальные даршаны» – совокупность учений, которые признавали духовный авторитет Вед и развивали содержащиеся в них религиозно-философские представления о мире, человеке и т.д. |
Веданта |
Бадараяна, Вьяса |
Миманса |
Джаймини | ||
Санкхья |
Капила | ||
Йога |
Патанджали | ||
Ньяя |
Готама | ||
Вайшешика |
Канада | ||
Настика |
«Неортодоксальные даршаны» – совокупность учений, которые не признавали духовный авторитет Вед, либо выступали с критикой брахманизма как господствующей религии, опирающейся на Веды |
Локаята |
Брихаспати – ? |
Буддизм |
Гаутама Будда | ||
Джайнизм |
Махавира | ||
Адживика |
Маккхали Госала |
Важнейшие понятия древнеиндийской философии:
· брахман – безличный духовный Абсолют, творец мира как целого;
· майя – иллюзия подлинности видимой реальности (подлинная – брахман);
· атман – субъективное, духовное начало, «Я»; в Упанишадах провозглашается тождество атмана и брахмана (каждого существа и бытия в целом);
· карма – закон воздаяния за поступки человека в земной жизни;
· сансара – перерождение души человека в зависимости его от поступков;
· мокша – освобождение человека от круга перерождений как высшая цель его жизни, достигается при условии познания тождества атмана и брахмана;
· дхарма – всеобщий моральный долг, закон мироздания и жизни человека.
Веданта была наиболее близка Ведам и выражала позицию объективного идеализма, главными были понятия брахмана, атмана и майи. Санкхья являлась учением дуализма: признавалось наличие двух исходных противоположных реальностей – пракрити (материальной первоосновы, лишенной сознания) и пуруши (сознания, духа). При соприкосновении этих начал возникает мир объектов.
В вайшешике была обоснована атомистическая теория. Материальный мир возник из земли, воды, воздуха и огня. Каждая из стихий состоит из «ану» – вечных, мельчайших, неделимых, сверхчувственных частиц, их существование доказывается разумом. Ану – предел делимости материального объекта.
Локаята выражала позицию материализма: не существует брахмана и атмана, закона кармы. Реален только материальный мир, образовавшийся из спонтанного сочетания воды, земли, огня и воздуха. Жизнь и сознание – это функция этих элементов. Познание осуществляется органами чувств. В отличие от других школ, отвергался аскетизм в пользу идеи чувственных удовольствий.
Буддизм. Существуют четыре «благородные истины»: страдание, причина страдания – желание, освобождение от страдания и путь, ведущий к освобождению. Сансара превращает желание и страдание в лишенное завершения. Освобождение – это достижение нирваны (остывание, угасание). Интеллектуально – это обнаружение бессущностности вещей, нравственно-эмоционально – безгрешность, в плане воли – абсолютная свобода духа от мира. Слияние всех психических способностей дает состояние покоя и блаженства. Поэтому важно определить правильное отношение к окружающему: ахинса – общая мягкость, не нанесение вреда, терпимость и принцип «срединного пути» (избегать крайностей удовольствий и их подавления). Освобождение достигается в медитации.
2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ: ОБЩИЙ ОБЗОР.
В культуре этой страны были аспекты, сильно повлиявшие на философию:
· космогоническая мифология – мироздание возникло из изначального хаоса, когда не существовало ни Неба, ни Земли;
· культ Неба – безличное, всевидящее Небо управляет ходом всего в мире;
· традиционализм – идеализация прошлого, преданность традиции;
· манизм – культ предков, которые должны были заботиться о потомках;
· анимизм – имеются духи всего, у человека две души: одна после смерти возносится на Небо, другая остается на Земле, чтобы помогать / вредить живым;
· гадания – предсказания будущего в личной и общественной жизни.
Фундаментальную роль играло Пятикнижие. В его состав входили: «Ши цзин» – «Книга песен», «Шу цзин» – «Книга истории», «И цзин» – «Книга перемен» (гадания), «Ли цзин» – «Книга обрядов», летопись «Чунь цю». Первые две книги были отредактированы Конфуцием, «Чунь Цю» написана им самим.
В этих книгах появляются сомнения в мифологии. В «Шу цзин» говорится о пяти началах мира – воде, огне, дереве, металле и земле – и о пяти явлениях природы – дожде, сиянии Солнца, жаре, холоде и ветре. Зачатки естественного объяснения мира, идея всеобщих связей бытия не означали отказа от мифологических представлений: утверждалось, что эти пять первоначал были созданы Небом.
Особенности древнекитайской философии:
· холизм – человек и природа, физическое и психическое рассматриваются в единстве, гармонии, нет отношения «субъект – объект»;
· интуитивность – единство бытия постижимо только в интуиции, но не может быть проанализировано с помощью строгой системы понятий;
· символизм – особенности китайской иероглифической письменности не позволили выработать формально-логическую систему мышления, имеет место многозначность смыслов иероглифов-образов;
· практичность – философия была тесно связана с социальной и политической практикой, устанавливалась связь природных, социальных и нравственных явлений, что является выражением холизма – принципа целостности.
Древнейшие представления о мире изложены в «И цзин» – «Книге перемен». Ци – это энергия, жизненная сила, бескачественная субстанция, из которой состояла Вселенная в исходной фазе – тай цзи («великий предел»). Это – исходно-целостное, не дифференцированное, хаотическое состояние ци. Из тай цзи последовательно рождаются два противоположных явления – инь и ян, которые находятся в постоянном взаимодействии и противоборстве, вследствие чего создается и изменяется все существующее. Из ян возникло «Небо» (тянь) как божественная, сакральная, судьбоносная реальность, из инь – «Земля».
В древнем Китае существовало шесть главных философских школ:
· дао дэ цзя (даосизм);
· жу цзя (конфуцианство);
· мо цзя (моизм, основатель Мо Ди или Мо-цзы);
· мин цзя («школа имен» или, как называли в Европе, школа логиков, софистов, диалектиков, «спорщиков», представители – Хуэй Ши и Гуньсун Лун);
· иньян цзя («школа натурфилософов», представитель – Цзоу Янь);
· фа цзя («школа законников» или легизм, основатель – Шан Ян).
До начала XX века в Китае не было понятия «философия». Его заменяло слово чжэсюэ – совокупность классических текстов китайских мыслителей.
СРАВНЕНИЕ |
ДАОСИЗМ |
КОНФУЦИАНСТВО |
Основатель |
Лао-цзы |
Кун-Фу-цзы или Конфуций |
Главный труд |
«Дао-дэ-цзин» – «Книга о дао и дэ» |
«Лунь юй» – «Суждения и беседы» |
Понятие «дао» |
Генетическое начало мира; синоним единого мирового целого; пустота – Небытие; вечный и всеобщий мировой закон спонтанного, естественного развития; источник движения |
Лишено космологической окраски и понимается как моральный закон, нравственный долг, «путь» человека, благой ход общественных событий и жизни человека |
Понятие «дэ» |
«Благая мощь», «добродетель», проявление дао в единичных вещах |
«Благодать-добродетель», и, прежде всего, в человеке |
Главные моральные принципы |
У вэй – принцип «осознанного недеяния» человека, отказа от деятельности, не совместимой с естественным ходом процессов в природе, не соответствующей да тун – гармонии природы, неотъемлемой частью которой является и человек. Эгоизм и отступление от дао порождают заблуждения в умах людей, а следование дао приводит к «сокровенному единению» со всем сущим |
Жэнь – «гуманность», «добродетель», «человеколюбие». Чжи – мудрость. Ли – «благопристойность», «закон», «ритуал», следование традиции. Сяо – «сыновняя почтительность», почитание «старших» (по возрасту и статусу). «Золотое правило» морали: «не навязывай другим того, чего не желаешь себе, и упрочивай других в том, в чем желаешь упрочиться сам» |
Идеал мудреца |
Шэньжэнь – «совершенномудрый» человек, следующий путем «осознанного недеяния» |
Цзюнь цзы – «благородный муж», моральный человек (сяо жэнь – «низкий человек») |
Управление государством |
Правитель должен позволить всему идти своим чередом на основе «осознанного недеяния». Лучший правитель – тот, кто не правит, но народ знает, что он существует |
Государство является большой семьей, правитель – это «сын Неба» и одновременно – «отец народа». Управление должно опираться только на принцип «жэнь» |
ТЕМА 2. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
1. Общая характеристика античной философии.
2. Натурфилософский этап.
3. Классический этап.
4. Философия эпохи эллинизма.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ.
Античная философия охватывает VII век до н.э. – VI век н.э. и включает в себя философию древней Греции и Рима. Основное содержание античной философии образует философия древних греков, тогда как древнеримская философия частично образует лишь третий этап античной философии. Этапы:
· натурфилософский – VI век до н.э. – V век до н.э.;
· классический – V век до н.э. – IV век до н.э.;
· эллинистическо-римский – III век до н.э. – VI век н.э.
Главное понятие античной философии – «космос» (мир), главный мировоззренческий принцип – космоцентризм: мир как целое находился в центре внимания философии и понимался как совершенная реальность, доступная познанию.
Для древних греков природа (мир) – единственный абсолют, не сотворенный богами. Они искали «начало» всего сущего – архэ. В мифологии оно обозначало власть богов, в философии – определенные стихии как первоначала мироздания. Считалось, что природа «прячется» за воспринимаемыми нами единичными вещами, отсюда – необходимость поиска подлинной сущности.
Человек не утрачивает связи с природой, но живет не только «по природе», но и на основе разумного установления – закона («номос»). Полисный характер жизни греков, демократический политический строй побуждал к рассуждению о гражданских добродетелях человека, обоснованию законов общества.
Природа – человек – общество понимались как единый комплекс, поэтому имел место поиск наилучшего универсального мироустройства. Все эти проблемы решались с помощью разума, доверие к которому было очень высоким. Античная философия имела, по-преимуществу, рационалистический характер.
2. Натурфилософский этап.
Философов этого этапа называют физиками, натурфилософами, физиологами: в центре их внимания находилась природа, мир как целое.
Центр |
Школа |
Основатели и Представители |
Ионийский |
Милетская |
Основатель – Фалес, последователи – Анаксимандр и Анаксимен. К этому центру принадлежало и учение Гераклита, хотя в Милетскую школу он не входил |
Италийский |
Пифагорейская |
Основатель – Пифагор |
Элейская |
Основатель – Ксенофан, последователи – Парменид и Зенон | |
Афинский |
Атомистика |
Основатель – Левкипп, последователь – Демокрит |