Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 01:22, доклад
Электронная или интернет-демократия - не просто очередной этап глобального развития демократических институтов и в то же время не просто техническое нововведение, позволяющее гражданам более удобно общаться со своим правительством, а последнему - оперативно получать информацию о своих гражданах. Интернет-демократия - это способ поставить вопрос о демократии заново, обозначить ключевые проблемы любого демократического устройства, понять, какие опасности готовит массовая дигитализация коммуникаций и какие перспективы возможны для действительной демократизации массовой политики, в том числе и путем радикальной реорганизации таких традиционных институтов, как партии.
Предисловие. Прямая и/или электронная демократия: тысячелетняя история и современные проблемы 3
Часть I. Постдемократия и ожидание прямой демократии 7
Часть II. Прямая электронная демократия и институты традиционной демократии 10
1. Основные концепции электронной демократии и их слабости 10
2. Проблема электронного голосования: куда ведет демонтаж институтов буржуазной демократии 12
3. Электронная демократия как "демократия вторым шагом": проблема оцифровки политики 14
4. Виртуальные граждане и виртуальные государства 17
5. Готовность к электронной демократии: данные социологии 19
Часть III. Партии и другие институты при электронной демократии 21
1. Партии в электронной демократии 21
2. Гражданское общество в электронной демократии 22
3. Профессиональная политика в электронной демократии 23
Вместо заключения: государство и электронная демократия 27
Государство может, конечно, в качестве реакции на происходящие изменения заниматься созданием собственных виртуальных сателлитов (так что отдельные части России, при определенных условиях, могут сформироваться в виде виртуальных индонезийских, малайских или китайских виртуальных пространств), однако гораздо важнее не преследование и аккумуляция собственных или номинально чужих виртуальных граждан, а извлечение структурных элементов, обеспечивающих реально прогрессивные шаги - например в таких сферах, как образование, в том числе и сотрудников государственного аппарата (для начала же представляется разумным введение экзамена на интернет-грамотность среди чиновников). Продуктивная дигитализация политики невозможна без принципиально новых образовательных механизмов, которые во многих отношениях уже заданы цифровой коммуникацией. Пока анонимность и низкие риски виртуальных сред не смогли радикально изменить природу общественных отношений, но это не значит, что само государство не может примерить к себе - или к своим "проектам" - те технологии и логики, которые задали преимущество коммуникаций и работы в цифровых средах. В этом смысле, будущее государство - не за стремлением захватить фронтир или предоставить наиболее выгодные условия уже наличным (или производимым) виртуальным инноваторам, и не за тем, чтобы оставить себе архаические функции дисциплинарного управления (перекрывать трафик, контролировать и цензурировать информацию), превратившись во всемирного интернет-жандарма. Государство, чтобы стать действительно публичным, должно само оцифроваться, то есть реализовать на собственной реальной институциональной основе те механизмы понижения всевозможных "материальных" издержек (в том числе транзакционных, образовательных и издержек "доверия"), которые стали наиболее привлекательным моментом виртуальных частных государств, достаточно быстро деградировав, однако, в мафиозный неолиберализм. Если государство всегда было виртуальным институтом (ведь, в конце концов, современный суверен - вовсе не король и не правительство, а именно место, пост, не отождествляемый ни с чьим реальным кабинетом, но коррелирующее с виртуальностью "народа"), электронная демократизация позволит ему развиваться именно в сторону собственной структурной виртуализации, развитию институтов депривилегизации, освобождаясь от персоналистских, лоббистских, "личных" и прочих слишком "земных" элементов материального политического мира. Ведь что может быть более виртуальным, чем "принципы справедливой жизни", за которые должно, в конечном счете, отвечать государство?
Информация о работе Как нам модернизировать демократию: вызовы и перспективы электронной демократии