Классический период античной философии. Сократ. Платон. Аристотель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 18:29, реферат

Краткое описание

Цель настоящей работы - рассмотрение сущности философии, её предмета, места в культуре и жизни человека и общества.

Философия, если восстановить исходную этимологию этого слова, есть "любовь к софии", что часто и весьма приблизительно переводится как "любовь к мудрости". В действительности древнегреческое понятие "софия" значительно более емкое и сложное, чем просто "мудрость".

Философия когда-то могла иметь и имела статус особой науки. Особой формы познания, как, например, в античности, когда она была, по существу, тождественна всей культуре того времени. Но к XX веку, веку не бывалой ранее дифференциации знания, когда каждый вопрос отошел к своей отдельной науки - к логике ли, к языкознанию ли, к физике ли, у философии уже не осталось "своей земли". Она потеряла свою былую магическую силу.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1. Предмет философии. Основной вопрос философии, функции (соотношение материи и сознания)…………………………………………………………….5

2. Основной вопрос философии. Две его стороны…………………………….14


3. Человек во вселенной. Основные категории научной картины мира……..19

4. Научная картина мира………………………………………………………...20


5. Типы культур. Массовое и элитарное общество……………………………29

6. Массовая и элитарная культура……………………………………………...32

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 47.29 Кб (Скачать файл)

·                     «Кто такой человек и зачем  он пришел в этот мир?» 

 

·                     «Что делает тот или иной поступок правильным или неправильным?» 

 

Философия пытается ответить на вопросы, на которые пока не существует способа получения ответа, типа «Для чего?» (напр., «Для чего существует человек?». В то же время наука пытается ответить на вопросы, на которые существуют инструменты получения ответа, типа «Как?», «Каким образом?», «Почему?», «Что?» (напр., «Как появился человек?», «Почему человек не может дышать азотом?», "Каким образом возникла Земля? «Как направлена эволюция?», «Что будет с человеком (в конкретных условиях)?»).

 

Соответственно этому  происходило деление предмета философии, философского знания на основные разделы: онтологию (учение о бытии), эпистемологию (учение о познании), антропологию (учение о человеке), социальную философию (учение об обществе) и др.

 

Важность вопроса «материя и сознание, что первичней?» заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии.

 

Материя и сознание (дух) —  две неразрывные и в то же время  противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны  основного вопроса философии

— онтологическая и гносеологическая.

 

Онтологическая (бытийная) сторона  основного вопроса философии  заключается в постановке и решении  проблемы: что первично — материя  или сознание?

 

Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем  или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?

 

В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии  выделяются основные направления —  соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.

 

При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны основного вопроса  философии можно выделить такие  направления, как:

 

• объективный идеализм;

 

• субъективный идеализм;

 

• материализм;

 

• вульгарный материализм;

 

• дуализм;

 

• деизм;

 

гносеологической (познавательной) стороны:

 

 

• гностицизм;

 

• агностицизм;

 

• эмпиризм (сенсуализм);

 

• рационализм.

 

2. Онтологическую сторонуосновного вопроса философии представляют:

 

• материализм;

 

• идеализм;

 

• дуализм.

 

Материализм

(так называемая "линия  Демокрита")

— направление в философии, сторонники которого считали, что в  отношениях материи и сознания первичной  является материя.

 

Следовательно:

 

 

• материя реально существует;

 

• материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет);

 

• материя является самостоятельной  субстанцией — не нуждается в  своем существовании ни в чем, кроме самой себя;

 

• материя существует и  развивается по своим внутренним законам;

 

• сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи  отражать саму себя (материю);

 

• сознание не является самостоятельной  субстанцией, существующей наряду с  материей;

 

• сознание определяется материей (бытием).

 

К материалистическому направлению  принадлежали такие философы, как  Демокрит; философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бэкон; Локк; Спиноза; Дидро и иные  французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Маркс; Энгельс; Ленин.

 

Достоинство материализма —  опора на науку,. в особенности  на точные и естественные (физику, математику, химию и т. д.), логическая доказуемость многих положений материалистов.

 

Слабая сторона материализма — недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего  мира, необъяснимых с точки зрения материалистов.

 

Основного вопроса философии (что первично — материя или  сознание) в действительности не существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда. Деизм

— направление в философии, сторонники которого (преимущественно  французские просветители XVIII в.) признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует  в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей (то есть признавали Бога, практически  не имеющего никаких "полномочий", который должен лишь служить нравственным символом). Деисты также считали материю одухотворенной и не противопоставляли материю и дух (сознание).

2. Основной вопрос философии

Первая сторона основного  вопроса философии. Идеализм и материализм.

 

Основной вопрос философии  имеет две стороны. Чтобы глубже понять значение и смысл данного  Ф. Энгельсом определения, следует  подробно обсудить каждую из них. Размышляя  над отношением материи к сознанию, мышлению, мы вправе спросить: что является первичным, то есть предшествующим во времени,— материальный мир, окружающие нас предметы или мышление и сознание? Это, собственно, и образует первую сторону основного вопроса философии. Наш жизненный опыт подсказывает, что в каждом конкретном случае ответить на этот вопрос довольно просто. Так, Луна существовала задолго до того, как  возникло понятие (мысль) о Луне и  поэтические образы Луны. Следовательно, материальный предмет — Луна предшествовала ее научному или поэтическому образу, то есть идее, понятию о Луне. Напротив, прежде чем на Луну опустился советский  луноход, у конструкторов, изобретателей, ученых и инженеров должна была возникнуть и развиться мысль о реактивных двигателях, системе управления полетом  и т. д. Только после того, как эта  мысль была воплощена в определенных технических устройствах, смог совершиться  полет на Луну. Здесь конструкторская  и научная мысль предшествовала созданию материальных предметов в  виде ракеты-носителя и автоматической лунной лаборатории. Если бы речь шла  только о подобных случаях, решение  первой стороны основного вопроса  философии было бы довольно простым  делом. Однако философия рассматривает  не столь простые случаи, а отношение  человека к миру в целом. Поэтому  и правильно понять первую сторону  основного вопроса философии  оказывается непросто. По существу, здесь требуется выяснить, что  является предшествующим и определяющим в масштабе всего исторического  развития Все ленной — сознание или материальный мир — и что является определяющим в деятельности человека в любой ее форме — сознание или материальный мир. Только в этих рамках и имеет смысл данный вопрос. В зависимости от того, как философы на него отвечали, они разделились на два больших лагеря, или направления: материализм, идеализм. Материалисты утверждают, что первичным и определяющим является материя, а вторичным, определяемым — сознание. Идеалисты считают предшествующим, первичным мысль, сознание, а материю — вторичным.

 

Идеализм как определенное философское направление распадается  на два основных течения. Первое из них признает первичным некую  идею, мысль или сознание, которые  якобы существуют извечно до возникновения  материи и человека. Это течение  называют объективным идеализмом. Второе течение, называемое субъективным идеализмом, признает лишь существование индивидуального  человеческого сознания, то есть сознания данного субъекта. Весь же остальной  материальный мир объявляется просто-напросто несуществующим, кажущимся.

 

 

В истории философии встречались  также мыслители, пытавшиеся занять промежуточную, компромиссную позицию. Они признавали как бы параллельность, независимость, равноценность двух мировых начал: материи и сознания. Таких мыслителей называют дуалистами (от лат. dualis — двойственный). Дуализм не имел самостоятельного значения и не оказал большого влияния на развитие науки, так как наиболее крупные и последовательные его представители рано или поздно переходили либо на позицию идеализма, либо на позицию материализма.

 

В повседневной жизни подавляющее  большинство людей являются стихийными, бессознательными материалистами. Поэтому  часто возникает недоуменный  вопрос: как вообще можно прийти к идеализму, к представлению  о том, что мысли, идеи и сознание предшествуют в своем развитии материальному  миру и определяют всю деятельность людей? Однако в существовании идеализма  нет ни чего удивительного. Его появление  обусловлено общественно-историческими  обстоятельствами. Первые философские  учения, возникшие в древности, формировались  в условиях, когда еще очень  сильным было влияние религии. Согласно большинству религиозных учений, современных и древних, мир создан богом или богами — нематериальными, сверхъестественными и всемогущими  существами. Эти воззрения оказали  определенное влияние на ряд философских  учений, принявших религиозно-идеалистическое  объяснение мира.

 

Почему же идеализм продолжает существовать в наши дни, когда развитие науки и техники дает множество  неоспоримых подтверждений правильности материализма? Дело в том, что идеализм имеет определенные корни в самом  человеческом мышлении в условиях общественной жизни. В дальнейшем мы рассмотрим эти  корни по дробнее. Изучение истории философии показывает, что мыслители, придерживавшиеся идеалистических и материалистических взглядов, принадлежали к тем или иным общественным группам, слоям или классам. Между их социальной принадлежностью, общественными целями, исторической обстановкой, а также той культурой, в сфере которой они жили, и их философскими воззрениями всегда обнаруживается более или менее определенная зависимость. Однако ее не следует понимать слишком упрощенно и думать, что приверженность к идеализму или материализму однозначно определяется происхождением или со­циальным положением мыслителя. Зависимость определенных, например идеалистических, воззрений от данных социальных условий, целей и культурно-исторических обстоятельств в каждом отдельном случае должна быть прослежена и объяснена на основе вполне конкретного исторического анализа.

 

Поэтому современные материалисты не могут просто отмахнуться от идеализма  и отбросить его аргументы  как нечто несущественное. Они  должны разобрать их, доказать их несостоятельность  и противопоставить им свою аргументацию, основанную на всех достижениях современной  науки и общественно-политической практики. Только тогда преимущества материалистической философии будут  бесспорными.

 

Вторая сторона основного  вопроса философии

Рассматривая отношение  мышления к бытию, сознания к материи, можно задать вопрос о том, в состоянии  ли наше мышление правильно познать  окружающий мир, можем ли мы создавать  правильные понятия об окружающих нас  явлениях и процессах, в состоянии  ли мы верно о них высказываться  и судить и успешно действовать  на основании своих суждений и  высказываний. Вопрос о том, познаваем ли мир и если познаваем, то в какой степени, может ли человек верно, или хотя бы приблизительно верно, познать, постичь и исследовать окружающую его действительность, и составляет вторую сторону основного вопроса философии.

 

В зависимости от того, какую  позицию в решении вопроса  о познаваемости мира занимали те или иные философы, они разделились  на два направления. К первому  принадлежат сторонники познаваемости  мира (материалисты и значительная часть объективных идеалистов). Ко второму — противники познаваемости  мира, считающие, что мир целиком  или частично непознаваем (это, как  правило, субъективные идеалисты). Противники познаваемости мира обычно называются агностиками (от греч. agnostos — непознаваемый). Нетрудно понять, что вопрос о познаваемости мира и о способах проверки правильности наших знаний имеет важнейшее значение в современных условиях. Для того чтобы быть уверенными в правильности своей позиции, мы должны быть уверены в том, что мир познаваем, что наше мировоззрение и идеология дают правильный взгляд на мир, правильную оценку происходящих событий. Поэтому агностицизм подрывает не только основы науки, но и основы научного мировоззрения и прогрессивной идеологии. Неудивительно, что агностицизм является оружием в идеологической борьбе, которым пользуются противники прогрессивных классов современного общества. Отрицая познаваемость мира, агностицизм лишает нас верной ориентации в мире. Его сторонники разрабатывают изощренные хитроумные способы для защиты своих взглядов. Борьба с ними составляет одну из важнейших задач современного философского материализма.

 

 

3. Человек во вселенной.  Основные категории научной картины  мира

 

Многие поколения людей  задают себе вопрос: кто человек  — раб природы, ее вольноотпущенник или любимое дитя? Безудержный  оптимизм вселенской обустроенности, где человек занимает главное, почетное место, сменялся идеей пессимистической бездомности и бесприютности. «В истории человеческого духа, —  отмечает по этому поводу Бубер, — я различаю эпохи обустроенности и бездомности. В эпоху обустроенности человек живет во Вселенной как дома, в эпоху бездомности — как в диком поле, где и колышка для палатки не найти».

 

В конечном счете поиски ответа на этот вопрос привели к формированию общего представления о космическом доме, которое в дальнейшем назвали картиной мира. Картина мира помогает человеку обрести чувство близости к миру, делает его жизнь более осмысленной. «... Человек стремится каким-то адекватным способом создать в себе простую и ясную картину мира... Этим занимается художник, поэт, теоретизирующий философ и естествоиспытатель, каждый по своему. На эту картину и ее оформление человек переносит центр тяжести своей духовной жизни, чтобы в ней обрести покой и уверенность».

 

Со временем картина мира видоизменяется, дополняется представлениями  обыденного, религиозного, философского и эстетического сознания. Возникает  полифонический образ мира и каждый из людей старается увидеть в  этой мозаике тот фундаментальный  вселенский образ, который в большей  степени соответствует потребностям его духа. Для верующего мир  — воплощение божественной гармонии, для ученого – система логически  взаимосвязанных законов, для философа — первосущее. Исходя из этого, мы и проанализируем религиозную, философскую и научную картину мира.

 

4. Научная картина мира

Научная картина мира представляет собой целостную систему представлений  об общих свойствах и закономерностях  мира, возникающую в результате обобщения  и синтеза основных естественнонаучных понятий и принципов. В ее структуре  можно выделить два главных компонента понятийный и чувственнообразный. Концептуальный компонент представлен философскими категориями (материя, движение, пространство, время и др.), принципами (системное единство мира, всеобщая взаимосвязь и взаимообусловленность явлений), общенаучными понятиями и законами (закон сохранения и превращения энергии). Чувственнообразный компонент научной картины мира — это совокупность наглядных представлений о природе (планетарная модель атома, образ Meгагалактики в виде расширяющейся сферы).

 

Главное отличие научной  картины мира от донаучной и ненаучной  состоит в том, что она строится на основе определенной фундаментальной  научной теории, служащей ее обоснованием.

 

Первые картины мира выдвинуты  в рамках античной философии и  носили натурфилософский характер. Научная  картина мира начинает формироваться  только в эпоху возникновения  современного естествознания, в XVI – XVII вв. В общей системе научной картины мира определяющим моментом выступает картина той области познания, которая занимает лидирующее положение. Так, например, научная картина мира XVII—XIX вв строилась на базе классической механики, а современная — квантовой механики, а также теории относительности. Рассмотрим более подробно каждую из этих картин.

Информация о работе Классический период античной философии. Сократ. Платон. Аристотель