Классический период античной философии. Сократ. Платон. Аристотель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 18:29, реферат

Краткое описание

Цель настоящей работы - рассмотрение сущности философии, её предмета, места в культуре и жизни человека и общества.

Философия, если восстановить исходную этимологию этого слова, есть "любовь к софии", что часто и весьма приблизительно переводится как "любовь к мудрости". В действительности древнегреческое понятие "софия" значительно более емкое и сложное, чем просто "мудрость".

Философия когда-то могла иметь и имела статус особой науки. Особой формы познания, как, например, в античности, когда она была, по существу, тождественна всей культуре того времени. Но к XX веку, веку не бывалой ранее дифференциации знания, когда каждый вопрос отошел к своей отдельной науки - к логике ли, к языкознанию ли, к физике ли, у философии уже не осталось "своей земли". Она потеряла свою былую магическую силу.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1. Предмет философии. Основной вопрос философии, функции (соотношение материи и сознания)…………………………………………………………….5

2. Основной вопрос философии. Две его стороны…………………………….14


3. Человек во вселенной. Основные категории научной картины мира……..19

4. Научная картина мира………………………………………………………...20


5. Типы культур. Массовое и элитарное общество……………………………29

6. Массовая и элитарная культура……………………………………………...32

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 47.29 Кб (Скачать файл)

 

Когда говорят о художественной, экономической или политической культурах, специалисты называют их либо разновидностями культуры общества, либо сферами культуры общества. Рассмотрим главные разновидности (сферы) культуры.

 

Типология культуры только тогда  примет стройный и завершенный вид, когда мы приведем в порядок сами критерии, или основания классификации. Поскольку в культурологии не сложилось единого мнения о том, что считать видами, формами, типами, отраслями культуры, в качестве одного из вариантов можно предложить следующую  концептуальную схему.

 

Отраслями культуры следует  называть такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутую  область в составе целого. Экономическая, политическая, профессиональная и прочие виды деятельности людей дают основание  выделить их в самостоятельные отрасли  культуры. Таким образом, политическая, профессиональная или педагогическая культуры — это отрасли культуры, подобно тому как в промышленности существуют такие отрасли, как автомобилестроение, станкостроение, тяжелая и легкая отрасли промышленности, химическая промышленность и т.д.

 

Типами культуры следует  именовать такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутые  области, но не являются частями одного целого. Например, китайская или  русская культура — такие самобытные и самодостаточные явления, которые  не принадлежат к реально существующему  целому. По отношению к ним роль целого может играть только культура всего человечества, но она является скорее метафорой, нежели реальным явлением, поскольку рядом с культурой  человечества мы не можем поставить  культуру других живых существ и  сравнить с ней.

 

Таким образом, любую национальную или этническую культуру мы обязаны  отнести к культурным типам. Термин «тип» предполагает, что национальные культуры — русскую, французскую  или китайскую — мы можем сравнивать и находить в них типичные черты. К типам культуры надо относить не только регионально-этнические образования, но также исторические и хозяйственные. В таком случае латиноамериканская культура, культура постиндустриального  общества или культура охотников  и собирателей должны именоваться  культурными типами.

 

Формы культуры относятся  к таким совокупностям правил, норм и моделей поведения людей, которые нельзя считать полностью  автономными образованиями; они  не являются также составными частями  какого-то целого. Высокая, или элитарная  культура, народная культура и массовая культура именуются формами культуры потому, что они представляют собой  особый способ выражения художественного  содержания. Высокая, народная и массовая культура различаются набором приемов  и изобразительных средств художественного  произведения, авторством, аудиторией, средствами донесения до зрителей художественных идей, уровнем исполнительского мастерства.

 

Видами культуры мы будем  называть такие совокупности правил, норм и моделей поведения, которые  являются разновидностями более  общей культуры. К примеру, субкультура  представляет собой такую разновидность  господствующей (общенациональной) культуры, которая принадлежит большой  социальной группе и отличается некоторым  своеобразием. К примеру, молодежная субкультура создана возрастной группой людей от 13 до 19 лет. Их еще  называют тинэйджерами. Молодежная субкультура  не существует в отрыве от общенациональной, постоянно взаимодействует и подпитывается ею. То же самое можно сказать о контркультуре. Таким именем называют особую субкультуру, антагонистически настроенную по отношению к господствующей культуре. К основным видам культуры мы будем относить:

 

а) доминирующую (общенациональную) культуру, субкультуру и контркультуру;

 

6) сельскую и городскую  культуры;

 

в) обыденную и специализированную культуры.

 

Особого разговора требуют  духовная и материальная культуры. Их нельзя отнести к отраслям, формам, типам или видам культуры, поскольку  эти явления сочетают в себе в  разной степени все четыре классификационных  признака. Духовную и материальную культуры, правильнее считать комбинированными, или комплексными, образованиями, стоящими в стороне от общей концептуальной схемы. Их можно называть сквозными  явлениями, пронизывающими и отрасли, и типы, и формы, и виды культуры. Разновидностями духовной культуры выступает художественная, а разновидностью материальной — физическая культура. О них мы поговорим самостоятельно.

 

 

6. Массовая и элитарная  культура

 

Массовая культура - феномен, охватывающий многообразные и -разнородные явления культуры, получившие распространение в связи с научно-технической революцией, развитием коммуникационных и репродуктивных систем, глобализацией информационного обмена и пространства. Основными характеристиками массовой культуры являются, во-первых, массовое производство культурных образцов, во-вторых, массовое их потребление. Массовая культура внутренне противоречива. В условиях зрелой рыночной экономики артефакты массовой культуры функционируют как, с одной стороны, потребительский товар, с другой - культурные ценности. Как товар они должны продаваться и приносить прибыль, поэтому многие из них формируют вульгарные потребности и мифологемы, потакают неразвитым вкусам, способствуют стандартизации и унификации личности. Вместе с тем массовая культура рассматривается как в целом удовлетворительная форма демократизации общества, средство подъема культурного уровня широких масс, возможность приобщения к мировым шедеврам и осознания связи со всем человечеством и его проблемами.

 

Актуализируя и опредмечивая социально-психологические ожидания значительных масс людей, массовая культура удовлетворяет их потребности в эмоциональной разрядке и компенсации, общении, досуге, развлечениях, игре. Поточный характер производства и стандартизация продукции сопровождаются процессом формирования субкультур (возрастных, профессиональных, этнических и др.) со свойственными им и специально создаваемыми образцами массовой культуры. Это - особый вид индустрии с острой конкуренцией, своими продюсерами, режиссерами, менеджерами, маркетингом, специалистами по рекламе и работе со средствами массовой информации и т.п. Установка на общие стандарты потребления, на моду с ее законами подражания, внушения и заражения, на сиюминутный успех и сенсационность дополняются мифотворческими механизмами массовой культуры, перерабатывающей практически все ключевые символы предшествующей и современной культуры.

 

Массовая культура - феномен XX в., однако корни ее обнаруживаются на более ранних стадиях - лубок, частушки, бульварная пресса, карикатура. Содержательно она весьма разнообразна - от примитивного кича (комиксы, "мыльные оперы", "блатные песни", электронные сочинения, дорожные романы, "желтая пресса") до сложных насыщенных форм (некоторые виды рок-музыки, "интеллектуальный детектив", поп-арт) и балансирует между вульгарным и изощренным, примитивным и оригинальным, агрессивным и сентиментальным.

 

Особой разновидностью массовой культуры является культура тоталитарных обществ, в которых государство  присваивает культуротворческие функции и подчиняет их политическим и идеологическим задачам, формируя обязательные для всех поведенческие стереотипы, насаждая конформизм.

 

Элитарная культура - совокупность специфических форм, создаваемых  в сферах искусства, литературы, моды, а также предметов индивидуального  производства и потребления, роскоши, продуцируемых в расчете на то, что они будут востребованы и  поняты лишь небольшой группой людей, обладающих особой художественной восприимчивостью и материальными средствами, называемой в силу этого "элитой" общества. Основные идеи, относящиеся к элитарной культуре, были сформулированы в трудах А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, а в XX в. разработаны О. Шпенглером, X. Ортегой-и-Гассетом, Т. Адорно, Г. Маркузе. Элитарная культура характеризуется ими как возможность для избранных натур, осознавших единство друг с другом, противостоять аморфной толпе, "массе" и тем самым "омассовляющим" тенденциям в культуре. Однако из-за отсутствия четких критериев, позволяющих судить об адекватности понимания артефактов элитарной культуры, оказывается невозможным провести разграничение "элиты" и "массы". Как правило, то, что получало название "элитарной культуры", оказывалось лишь временной и преходящей формой духовного и эстетического самоутверждения тех или иных социальных групп, которая довольно быстро отбрасывалась за ненадобностью, превращаясь при этом в объект освоения далекими от элиты, относительно широкими слоями общества, в том числе и по причине роста их культурного уровня.

 

Таким образом, массовая и  элитарная культуры не имеют четко  выраженных границ, они представляют собой части целого - единого социокультурного процесса.

 

Список используемой литературы

 

 

 

 

1.   Ильенков Э.В. Философия и культура [Текст]. - М., 2001.

 

2.   Мир философии.  Книга для чтения [Текст]. - М., 1983.

 

3.   Розаков В.В. Религия. Философия. Культура [Текст]. – М., 2002.

 

4.   Сорокин П. Человек,  цивилизация общество [Текст]. –  М., 2002.

 

5.   Стрельник О.Н. Философия: Учеб. пособие [Текст]. – М.: Юрайт-Издат, 2004.

 

6.   Философия. Учебник  для вузов [Текст]. - М.: ТОН, 2005.

 

7.   Культурология / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М.: Высшая школа, 1998. С. 103.

 

8.   Философия: Учебник / Под ред. проф. О.А. Митрошенкова. – М.: Гардарики, 2002. С. 457.

 

9.   Философский энциклопедический  словарь. М., 1989. С. 345.


Информация о работе Классический период античной философии. Сократ. Платон. Аристотель