Классический период античной философии. Сократ. Платон. Аристотель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 18:29, реферат

Краткое описание

Цель настоящей работы - рассмотрение сущности философии, её предмета, места в культуре и жизни человека и общества.

Философия, если восстановить исходную этимологию этого слова, есть "любовь к софии", что часто и весьма приблизительно переводится как "любовь к мудрости". В действительности древнегреческое понятие "софия" значительно более емкое и сложное, чем просто "мудрость".

Философия когда-то могла иметь и имела статус особой науки. Особой формы познания, как, например, в античности, когда она была, по существу, тождественна всей культуре того времени. Но к XX веку, веку не бывалой ранее дифференциации знания, когда каждый вопрос отошел к своей отдельной науки - к логике ли, к языкознанию ли, к физике ли, у философии уже не осталось "своей земли". Она потеряла свою былую магическую силу.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1. Предмет философии. Основной вопрос философии, функции (соотношение материи и сознания)…………………………………………………………….5

2. Основной вопрос философии. Две его стороны…………………………….14


3. Человек во вселенной. Основные категории научной картины мира……..19

4. Научная картина мира………………………………………………………...20


5. Типы культур. Массовое и элитарное общество……………………………29

6. Массовая и элитарная культура……………………………………………...32

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 47.29 Кб (Скачать файл)

 

Элементы научно-механического  воззрения на мир складывались на базе зарождающегося мануфактурного производства и рационально-критического сознания формирующейся буржуазии, практицизм которой не мог быть удовлетворен экстатическими образами и представлениями. Как труды Леонардо, так и работы Галилея вытекали из требований времени. Для производственной практики представляли интерес вопросы статики и  механического перемещения тел  в пространстве.

 

Идея рационально понимаемой природы постепенно взяла верх. Механика, астрономия, математика стали руководительницами прочих наук, и их точка зрения на мир стала господствующей. Объяснить  устройство мира значило, согласно этой позиции, ясно и наглядно представить  его себе. Такое объяснение —  его ясность — предполагало как  логическое выведение изучаемого процесса из общих принципов, так и демонстрацию этого процесса в эксперименте. «Мир устроен рационально» — означало, что он может быть расчленен с  помощью анализа на логически  связанные друг с другом и математически  точно описываемые составные  элементы. Английский философ Гоббс, стремясь любой процесс понять как разумный, уподоблял общество мудро построенному механизму Спиноза заставил саму субстанцию – природу – разворачиваться на манер геометрии Евклида. Декарт анализирует жизненные процессы как машинообразно запрограммированные. А французский материалист Ламетри заявил, что человек – это машина.

 

К концу XVII в. была подготовлена теоретическая база для создания всеобъемлющей научной программы  объяснения фундаментальных свойств  мира на основе механике математического  естествознания. Окончательное и  адекватное изложение этого дал  Ньютон. Общая единица измерения  массы была понята как характеристика всех тел, и земных и небесных, в  их различных объемах. Сила определялась, исходя из ее воздействия на движение тела. Понятие величины тела привело  к открытию простых качественных законов.

 

Концепция Ньютона исключительно  успешно прошла проверку в течение  всего Нового времени. Ее первый триумф составил закон  гравитации, Постепенно накопление таких успехов обеспечивало развитие астрономии, физики и инженерии. Был создан целостный образ материального  мира, позволяющий рассчитывать самые  мелкие элементы отдельных событий. В дальнейшем механистическое объяснение всех природных процессов окончательно установилось в качестве парадигмы  науки и явилось своеобразным символом ее интеллектуальной мощи.

 

 

Космос стал рассматриваться  как гигантская машина. Будучи раз  приведенным в движение «механизм  мира» функционирует согласно вечным законам природы, подобно заведенным и пущенным в ход часам.

 

В течение двух веков большинство  ученых, поражаясь почти невероятным  успехам, достигнутым разумом на поприще открытия законов механики, вдохновлялось идеалом механистической  картины мира. Не только физики берут  на вооружение разработанную в ней  методологию, ею пытаются руководствоваться  и химики, и биологи. Сложнейшие социальные явления истолковываются в этом же стиле. Лозунги Великой французской  революции — свобода, равенство, братство — в качестве теоретического фундамента имели концепцию, согласно которой общество в принципе может  также четко функционировать, как  хорошо отлаженная машина, нужно только привести его в соответствие с  разумными принципами, отвечающими  природе человека.

 

Переход от механистической  к квантово-релятивистской картине  мира сопровождался изменением стиля  онтологических принципов физики (ломка  представлений о неделимости  атома, существования абсолютного  пространства и времени, жесткой  причинно-следственной обусловленности  физических процессов). Законы механики не смогли срабатывать в качестве объяснительного принципа на уровне элементарных частиц и мегамира. Кроме того, в рамках механистической картины мира, постулирующей принцип неизменности материальных систем во времени, практически невозможно было объяснить возникновение качественно новых систем. Это с неизбежностью приводило к идее отказа от парадигмы механицизма и разработки иного научного образа реальности.

 

В основе современных научных  представлений о строении мира лежит  идея ее сложной системной организации. Наличие общих признаков организации  позволяет объединить различные  объекты в классы разнообразных  систем. Эти классы часто называют уровнями организации материи или  видами материи. Все виды материи  связаны между собой генетически, т.е. каждый из них развивается из другого. Удивительное свидетельство единства всех структурных уровней организации мира дает современная физика основных типов взаимодействия. Так оказывается, что реальное единство слабого и сильного взаимодействия может проявляться при таких энергиях, которые не существуют в современном мире и могли реализоваться только в первые секунды эволюции Метагалактики после Большого Взрыва. С другой стороны, мы обнаруживаем, что макроскопические свойства наблюдаемого нами мира (наличие галактик, звезд, планетных систем, жизни на Земле) обусловлены небольшим количеством констант, характеризующих различные свойства элементарных частиц и основные типы фундаментальных закономерностей. Например, если бы масса электрона была в три-четыре раза больше ее значения, то время существования нейтрального атома водорода исчислялось бы несколькими днями. А это привело бы к тому, что галактика и звезды состояли преимущественно из нейтронов и многообразия атомов и молекул в их современном виде просто не существовало бы. Современная структура Вселенной очень жестко обусловлена также величиной, выражающей разницу в массах нейтрона и протона. Разность эта очень мала и составляет всего одну тысячную от массы протона. Однако, если бы она была в три раза больше, то во Вселенной не мог бы проходить нуклонный синтез и в ней не было бы сложных элементов, а жизнь вряд ли могла возникнуть.

 

Это обстоятельство позволило  современной науке сформулировать так называемый антропный принцип, который становится достаточно надежным принципом объяснения мира и создания современной картины мира, способной  соединить объективность видения  с ценностными оценками.

 

Это вплотную подводит к идее эволюции Вселенной. В полной мере эта  идея была осознана в середине XX в. Надо отметить, что она чужда самому духу ньютоновской физики, которая по своему логическому строю скорее физика бытия, чем физика становления.

 

На нынешнем этапе развития физической космологии на передний план выдвигается задача воссоздания  сценария образования крупномасштабной структуры Вселенной, от самого начала и вплоть до наших дней. Иными  словами, она должна включать в себя не только картину возникновения  и эволюции галактик, но и звезд, планет и органической жизни.

 

Каковы же хронологические  рамки полной космогонической теории? Космологи обычно делят эволюцию космической материи от момента  «Большого Взрыва» по настоящее  время на четыре периода, условно  именуемые «планковским», «квантовым», «адронным» и «обычным». Каждый из этих периодов охватывает определенные, физически значимые фрагменты космологической шкалы времени, разнящиеся на целых двадцать порядков: 1) от нуля (время, соответствующее моменту «Большого Взрыва») до 10-43 сек занимает «планковский» период; 2) от 10-43 до 10-23 сек — «квантовый»; 3) 10-23 до 10-3 сек — «адронный»; 4) от 10-3 до 1017 сек — «обычный». Последний хронологический рубеж отделяет настоящее от будущего.

 

На 10-43 сек жизни Вселенной ее плотность была равна 1094 г/см3, а ее радиус составлял порядка 10-33 см. Следующая узловая точка в траектории эволюции космической материи обозначена цифрой 10-36 сек. Пространственно-временная дистанция между этими двумя математическими величинами наполнена микрофизическими событиями поистине вселенского значения. Плотность вещества в этот промежуток времени падает, тогда как плотность вакуума остается неизменной. Это привело к резкому изменению физической ситуации уже спустя 10-35 сек после «Большого Взрыва». Плотность вакуума сначала сравнивается, а затем, через несколько мгновений космического времени, становится больше плотности вещества. Тогда дает о себе знать гравитационный эффект вакуума — его силы отталкивания берут верх над силами тяготения обычной материи. Вселенная начинает расширяться в чрезвычайно быстром темпе и в течение всего лишь 10-32 доли секунды достигает огромных размеров, превышающих на много порядков размеры ныне наблюдаемой части Вселенной. Однако этот космологический процесс ограничен во времени и пространстве. Вселенная, подобно любому расширяющемуся газу, сначала быстро остывает и уже в районе 10-33 сек после «Большого Взрыва» сильно переохлаждается. В результате этого космического похолодания Вселенная от одной фазы эволюции переходит в другую. Если быть более точным, речь идет о фазовом переходе первого рода — скачкообразном изменении внутренней структуры космической материи и всех связанных с ней характеристик и свойств.

 

На завершающей стадии этого космического фазового перехода весь энергетический запас вакуума  превращается в тепловую энергию  обычной материи, а в итоге  вселенская плазма вновь подогревается  до первоначальной температуры. На этом этапе эволюции Вселенной космическая  материя, состоящая преимущественно  из квантов излучения, движется в  нормальном замедленном темпе. Самым  необычным в космической картине  эволюции молодой Вселенной оказывается  принципиальная возможность резкой смены одних ее состояний другими, сопровождающаяся глубокими качественными  изменениями в физической структуре  космической материи. Взглянув сквозь призму новых физических представлений  в далекое прошлое Вселенной, ученые обнаружили, что космическая  материя могла находиться в качественно  различных фазах, при которых  ее свойства существенно разнились. Например, одна и та же частица могла  иметь массу в одной фазе и  быть безмассовой в другой.

 

В последнее время рядом  ученых сформулирована вакуумная модель мира, исходя из которой вакуум может порождать множество миров. В качестве наглядного образа можно использовать картину кипящего вакуума, на поверхности которого возникают «пузыри» физических Вселенных, в одной из которых живем мы с вами. Этим самым признается возможность множественности параллельных миров.

 

Возвращаясь, однако, к этапам эволюции Вселенной, отметим закономерность формирования из элементарных частиц легких атомных ядер (гелий-4 и дейтерий). Далее происходит формирование плазмы, состоящей из горячей смеси фотонов, нейтронов и небольшого количества разряженного ионизированного газа. С наступлением следующего этапа  возникают атомы и на заключительном этапе происходит формирование крупномасштабной структуры Вселенной. Именно в этот период истории космоса происходит постепенное сгущение и последующее превращение первичного, все еще достаточно горячего вещества в галактики и их скопления.

 

Космогонический механизм этого  общевселенского процесса еще не выяснен, однако ныне ученые значительно продвинулись в понимании естественных путей формирования химических элементов и состоящих из них веществ. Для нас же важно подчеркнуть другое. Идея эволюции вошла в плоть и кровь современной астрофизики и космологии. Принцип развития стал неотъемлемой частью современного стиля мышления в этих науках – ведущих отраслях новейшего естествознания, имеющих огромное мировоззренческое значение. Именно данные астрофизики и космологии в последние годы доказали эволюционный характер Вселенной. Современному положению вещей наиболее адекватна мысль, восходящая к Гераклиту, возрожденная затем Кантом, об изменчивости Вселенной как целого. Здесь имеется в виду один существенный терминологический нюанс, на который далеко не всегда обращают должное внимание. Три термина «вся Вселенная», «Вселенная в целом» и «Вселенная как целое» логически не эквивалентны. Первый обозначает все части Вселенной безотносительно к целому. Второй — целое безотносительно к частям. Третий все части Вселенной в их внутреннем отношении к целому. Говоря об эволюции космоса, имеется в виду Вселенная как целое. Все уровни структурной организации Вселенной в отдельности и сама Вселенная в целом вовлечены в соответствующие эволюционные процессы, которые к тому же генетически и функционально связаны и взаимообусловлены. И именно благодаря идее глобального эволюционизма Вселенной она предстает высокоорганизованной системой систем, спаянных едиными закономерностями функционирования, и развития.

 

Современные научные представления  о мире формируют новое мироощущение, которое получило название космизм. Оно рассматривает человечество как закономерную ступень космической  эволюции, как своеобразную кристаллизацию творческих сил Природы, как бы допустившей  в лице человека возможность постичь  ее сокровенные тайны. Психотерапевтическая функция такой идеи очевидна. Идея человека как закономерного звена  в развитии Вселенной снимает  проблему бытийственной укорененности человека в мире. Духовные силы людей начинают рассматриваться не просто как продукт случайного сцепления обстоятельств на планете, затерявшейся в бездне галактик, а как проявление необходимых, но скрытых механизмов, приводящих в движение земную цивилизацию, примиряющих временное и вечное, относительное и абсолютное, земное и небесное.

 

Если внимательно присмотреться  к истории человеческой мысли, то можно увидеть, что именно идеи космизма, включенности человечества в контекст развития универсума составляли подлинный  нерв духовной культуры. В таком  случае перечень имен нельзя ограничить В.И.Вернадским, Тейяр де Шарденом, К.Циолковским, Н.Федоровым и другими признанными защитниками этого учения. В него правомерно включить Платона и средневековых мистиков, концепции витализма и пантеизма, «врожденные идеи» Декарта и «жизненный поток» А.Бергсона. Из современников можно сослаться на предложенную Н.Н.Моисеевым концепцию универсального эволюционизма . Одна из центральных идей заключается в следующем. В процессе естественной эволюции суперсистема «Вселенная» обретает с помощью человека способность не только познавать себя, но и направлять свое развитие так, чтобы компенсировать или ослабить возможные дестабилизирующие факторы. Эта идея последовательно и всесторонне развивается в русле новой научной дисциплины — синергетики, или теории о саморазвитии сложных и гиперсложных систем, которая обладает значительным мировоззренческим и методологическим потенциалом.

 

Подобного рода проблемы, решаемые в границах соответствующих картин мира, являются «вечными», так как  не допускают окончательного ответа, годного для всех времен. Человечество обречено на то, чтобы всегда прислушиваться к таинственной тишине межгалактических просторов и ощущать в душе неизъяснимое очарование творческого  постижения звездного неба над своей  головой.

 

 

 

5. Типы культур. Массовое  и элитарное общество

 

 

 

Типология культур строится на основании нескольких критериев. Их может быть много, например: связь с религией (культуры религиозные и светские); региональная принадлежность культуры (культуры Востока и Запада, средиземноморская, латиноамериканская); регионально-этническая особенность (русская, французская); принадлежность к историческому типу общества (культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества); хозяйственный уклад (культура охотников и собирателей, огородников, земледельцев, скотоводов, индустриальная культура) и др.

Информация о работе Классический период античной философии. Сократ. Платон. Аристотель