Космоцентризм и основные понятия античной философии (Космос, Природа, Логос, Эйдос, Душа)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 19:21, лекция

Краткое описание

Спецификой греческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Природа - материя во всём многообразии своих проявлений и форм движения, Космос – мир, вселенная как единое связное целое. Природа - первый предмет философии. Именно природу изучали первые греческие философы. Их интересовали возникновение звезд, Солнца, Земли. Рождение и гибель с их первоистоками, первопричинами - самая широкая все единящая тема философии. Грек-философ одновременно и физик, и космолог, и этик. Он разыскивает одно первоначало, сославшись на которое можно разом ответить на все проблемы. И общекосмическое начало разыскивается не где-нибудь, а в самой природе.

Вложенные файлы: 1 файл

курс лекций по филос..doc

— 685.50 Кб (Скачать файл)

Человек - существо, чье бытие является ek-sistence,  то есть что он единственное среди всех существ в мире,  которое ek-siste, пре-ступает, выходит за пределы всех других существ и  самого  себя.  Центральным тезисом является утверждение,  согласно которому "сущность человеческого бытия заключается в ek-sistence,  в пре-ступлении. Это означает не  только  то,  что, человек открыт миру, а не скован предопределенностью... но и то, что внутри себя человек - постоянное пре-ступление, бесконечное воспарение. Cущность человека -  ek-sistence -  в  покинутости,  в одиночестве человека,  брошенного в этот мир, в тоску,  в отчаяние - поскольку человек никогда не предстает перед самим собой ка существо стабильное,  завершенное,  владеющее собой и вещами,  а как постоянное скольжение, бегство в пустоту, в небытие. И хотя человек всегда возвышается над самим собой, опережает самого себя,  он знает свой конец:  Смерть. Человек - это существо, которое пре-ступает все формы бытия и опережает самого себя - в движении к Смерти. Он является "существом-для-Смерти".  Конец, обозначаемый смертью, не делает человеческое существо некой конечностью,  а лишь предназначением к этой конечности, не "существом-концом", а "существом-для-конца". Смерть - форма бытия,  которую человеческой существо  изначально  приемлет: "едва человек  родится,  он  уже достаточно стар,  чтобы умереть".

Хайдеггеровское представление о человеке трагично. Истинное существование противопоставляется неистинному, безличности, банальной повседневности, закрывающей глаза на смерть. Существо истинное отказывается от неправды: оно - "истинное существо для конца", "существо для смер и без обмана и бегства".  "Начальный  порыв,-  пишет  Хайдеггер,- открывает  перед человеческим существом возможность быть самим собой,  перспективы Свободы без иллюзий безликости, Свободы деятельной, уверенной в себе и полной страха перед собою  -  свободы  для смерти".

"Человеческое  существо все более пронизано  ощущением приближающегося небытия,  и лишь страх может  обнаружить его подлинный  характер.  Этот  "первородный" страх в человеческом существе обычно подавляется.  Страх не  исчезает,  он  лишь  дремлет. Его дыхание пронизывает человеческое существо; слабее всего он проявляется в человеке боязливом, совершенно неощутимо - в деловитом, знающем лишь "да - это да", "нет - это нет"; сильнее же всего - в человеке,  сутью которого является мужество.

Свобода, ясность понимания,  мужество - таковы моральные ценности.

Философия Сартра - это самостоятельное  преобразование  взглядов  Хайдеггера в своего рода субъективистскую метафизику. Он стремится придать идее свободы социальное  значение,  глубоко чуждое хайдеггеровской мысли и, в то же время,  сообщить идее "ситуации" конкретно-историческое  содержание.    

  Труд Жана-Поля Сартра "Бытие  и небытие" - онтология. О нравственном  значении  этого  мыслителя говорят последние страницы этой книги, намечающие переход от онтологии к этике. "Онтология не  может формулировать нравственные предписания.. Однако она позволяет нам угадать,  чем будет этика перед лицом человеческой реальности в определенной ситуации. В самом деле,  она нам открыла происхождение и природу ценностей. Мы видели, что "для себя" существует, ценность рождается во имя этого "быть для себя". Отсюда следует,  что различные задачи "для себя" могут быть объектом экзистенциального психоанализа, ибо все они стремятся осуществить неудавшийся синтез сознания и бытия  под  знаком  ценности... Таким образом, экзистенциальный психоанализ представляет собой моральное описание,  ибо он обнаруживает этический  смысл  различных людских намерений; он указывает нам на необходимость отказаться от психологии корысти, как от всякого утилитарного истолкования человеческого  поведения,  открывая нам идеальный смысл всех поступков

человека.  Этот смысл - по ту сторону эгоизма и альтруизма и, в то же время, по ту сторону поступков, именуемых бескорыстием... тогда всякое человеческое существование можно представить себе как некую страсть,  а пресловутое себялюбие лишь как средство, свободно избранное среди ряда других во имя удовлетворения этой страсти.    

  Однако главное,  к  чему нас должен привести экзистенциальный психоанализ - это отказ  от духа  серьезности.  Результатом  духа серьезности, который,  как известно, царит над миром, является то, что символические ценности предметов впитываются  их  эмпирической индивидуальностью, как промокательной бумагой;  он этот дух, воздвигает на первом плане непроницаемость желаемого предмета и представляет его  в  самом  себе  как ни с чем не сравнимую желаемость.    

  Но онтология и экзистенциальный  анализ должен открыть носителю морали, что он - то существо, благодаря которому ценности существуют. Только тогда свобода осознает самое себя  и откроет себя в страхе,  как единственный источник ценностей, и Небытие, благодаря которому существует мир". Человек, такой, каков он есть - предоставленный  самому  себе  в  этом мире без Бога - свободен, осужен на свободу. Но если идеи Бога нет, то и ценности традиционного гуманизма не могут существовать в своей трансцендентной и безусловной форме,  теперь они становятся порождением нашей свободы: "Человек, лишенный  помощи  и поддержки,  приговоренный ежеминутно создавать человека". Создание морали  может  быть приравнено к художественному творчеству. Таким образом,  ценности непредсказуемы.  Но в них есть то  общее, что все  они  - ценности свободы.  Но стремление к свободе - это и стремление к свободе других. Человеческая свобода восстанавливает закон, на основе которого может быть достигнуто соглашение между людьми.     

  На уровне фундаментальных  философских  концепций  очевидно,что такой фундаментальный мыслитель,  как Карл Ясперс, - экзистенциалист: у него можно найти убедительные формулировки  этого  направления мысли.  "Философия,- пишет Ясперс,- не обладает объективной ценностью познания, она - сознание бытия в мире." Понятие "ситуации",- то есть чувства того,  что всякий вопрос ставится исходя их определенной экзистенциальной ситуации, так что познание перестает быть созерцанием и становится завербованностью, ведущим понятием экзистенциализма - этого никто не осветил лучше его. У Ясперса теория "предельной ситуации", то есть неоспоримых данностей существования, уводит философию от равномерного освещения классических схем  и придает ей небывалую до сих пор патетичность.  Смерть, Страдание, Борьба, Ошибка - таковы новые принципы философии.

Понятие Свободы опирается на  трансцендентность,  и  что в этом учении человек помнит о христианской душе, отличается от сартровской и хайдеггеровской линии.

Человеку,  как объекту познания и опыта,  подчиненого естественным и  социальным силам,  Ясперс противопоставляет человека как сознание, экзистенция, свобода. "Человек - больше того, что он может познать,  изучая себя". Истинный человек не может допустить обращения  с  собой  как с предметом:  он должен осуществить свою свободу,  свое бытие. Спасение -  в стремлении к самобытности, в самоутверждении личности.

К независимости  человеческой личности Ясперс подходит  неабстрактно: он вводит понятие "ситуации". Жизнь - постоянное напряжение между условиями существования и  свободой.  Отказываясь  и  от одиночества, и от мятежа,  личность долна принять свою взаимосвязь с миром: с обществом, с историей, с политикой, с техникой. Отстраненность от мира дает человеку свободу,  взаимосвязь с ним  -  существование". Эта  свобода  "в ситуации" открывает перед человеком будущее, которое невозможно представить себе заранее. Для Ясперса, как и для Хайдеггера,  человек всегда осуществляется в будущем.  В этой незавершенности всегда звучит голос надежды. 

Современная философская герменевтика. Г. – Г. Гадамер

 

                 Наука о  понимании, истолковании текстов.  Г.Г. Гадамер Создал теорию  понимания. П.Рикер анализировал  язык в шир контексте соц  жизни и культуры, применяет гермен  для исследования лит-ры.               

  Искусство и теория истолкования, имеющего целью выявить смысл текста, исходя из его объективных (грам значения слов и их истор обусловленные вариации) и субъективных (намерения авторов) оснований. Возникает в период эллинизма в связи с задачами научного исследования и издания классических текстов и развивается далее в рамках толкования “Свящ писания”. В 19в начинается развитие так назыв свободной Г., не ограниченной предметом, границами смысла текста. У Дильтей Г. превращается в специфический метод общ наук, призванный обеспечить понимание общ событий, исходя из субъективных намерений исторических деятелей. При этом понимание противопоставл объяснению в естествознании, связываемому с абстрагированием и установлением общего, закона.  В 20 в. Г. постепено оформляется в одну из основных  методологических процедур фил, сначала в рамках экзистенциализма, затем собственно в фил Г. Так у Гадамера Г. приобретает  функции онтологии, поскольку “бытие, кот может быть понято, есть язык”,  социальной философии, поскольку понимание есть форма сущ общ жизни и “критики идеологии”. Результатом оказывается замыкание фил в кругу языка, что роднит Г. с неопозитивистским анализом языка. В рамках Франкфуртской школы (Ю. Хабермас) Г. как критика идеологии должна раскрыть на анализе языка “ средство осподства и соц власти”, служащее оправданию отношений организованного насилия. У Хабермаса Г. выступает одним из консолидации различных течений соврем бурж философии. Г. процедуры м.б. использованы в истор, юрид и др науках, имеющих дело с анализом объективированных рез. сознательной челов деятельности.                

  Дилтей - Г. - это связующее звено  между фил и истор науками.

Современная философская герменевтика. Г.-Г. Гадамер. 

Иррационалистическая  тенденция в современной философии  и методологии науки (герменевтика и постпозитивизм). Герменевтика - методология современных гуманитарных наук.

Герменевтика (Дильтей): метод чувствования, понимания. Чтобы понять кого-то, надо проникнуть в его субъективный мир, стать на его позицию. Необходимо посмотреть на явление культуры глазами его создателя.

Путь  понятия:

1. Первоначальное  решение (что известно).

2. Уточнить  то, что уже известно, и вернуться  снова к деятелю. 

Произведение  ® Писатель ® Субъективный мир  ® Объективный мир ® Произведение ® Писатель (Герменевтический круг). От части к целому - Герменевтический круг. Надо прервать этот круг и выдать свое понимание и доказать его. Разрыв осуществляется в контексте интересов самого исследователя (следует, когда надо исследовать). История - есть несколько интерпретаций ее.  

Герменевтика. (искусство понимания)

Феноменологический  анализ текстов. Гермес - посланец Богов.

История

1. Исходные шаги - Древняя Греция - софисты (первые  учителя). Проблема понимания.

Понимание многообразно: понимание мотивов, понимание смысла, понимание словесных знаков (3 вида).

Прием понимания - искусство парафраз (контекстуальный  подход) - пересказ.

2. Августин Блаженный.         

 а) понимание  - определение. Понимание - переход  от знака к значению;        

 б) понимание  возможно потому, что существует  родственность душ;        

 в) контекстуальный  подход применяется не ко всей  Библии, а к ее непонятным местам;         

 г) принцип  конгениальности - не просто творческое  выражение мысли, а творческое  совпадение мыслей.

3. И. Хиагениус  18 в.

Применил впервые  герменевтику к истории, а не к религии.

4. Шлейермахер  (1768-1834)        

 а)предмет  герменевтики - текст;        

 б)текст - застывшая речь;        

 в)метод исследования  текста- диалогический;        

  г)интерпретация - объективная (идеологическая) и субъективная (психологическая);         

  д)герменевтический круг;        

  е)принцип лучшего понимания (лучше,  чем сам автор).

5.В.  Дильтей XIX-XX вв.

Герменевтика - методология всех гуманитарных наук.

6. Х.  Г. Гадамер

Главное произведение - “Истина и метод”.

Герменевтика - универсальный аспект философии.

В центре внимания - интерпретатор не может  стать над историческими событиями. Не история принадлежит нам, а  мы принадлежим истории. Мы можем  лишь развивать исторические традиции, а не саму историю. 

Новая разновидность Г - оправдание неизбежной связи духа, жизни, сознания с обыденным языком.

По  определению Ганса-Георга Гадамера задача философский Г - “раскрыть герменевтическое” измерение в его полном объеме и основополагающем значении для всего нашего миропонимания. Никакая экзистенция, никакое субъективное самосознание никогда не может существовать иначе, чем в языке и через язык. Никакое сознание не может что-то знать на используя сформулированные в языке знания других людей, знания, накопленные предшествующими поколениями.

В своей  главной работе “Истина и метод. Основные черты философской Г” (1960 г.) Гадамер показывает, как в мышлении и миропонимании каждого человека проявляется “авторитет традиций”. В каждом феномене сознания в акте мышления участвуют бесчисленные “предрассудки”, убеждения или предположения прошлых поколений, переплетение разных идеологий. Историзм Г. Гадамера претендует на обоснование исторического подхода к унаследованному знанию и взглядам на раскрытие связи современного мышления с направлениями и результатами мышления прошлых поколений.

Распространение Г. Гадамера связано с началом  НТР и ее социальными последствиями: появлением мощных средств массовой коммуникации и т.д.

Гадамер пытается показать исторический характер всякого сознания, а Þ неизбежность имморализма мировоззрений, точек зрения, истин, неразрывную связь сознания каждого человека не просто с накопленным и “живущем в языке” знанием прошлых поколений, но и с множеством форм и видов “ложного” сознания, идеологией, предрассудков и результатов новых манипуляций и воздействий массовой коммуникации.

Меняется  значение слов, их смысл, появляются новые  слова, которые иной раз входят в  сознание с искаженным пониманием того, что в них выражено. Этот аспект связи языка и мышления также попытался уловить Гадамер.

Главный итог новейшей философской Г - абсолютизация идеологического характера общественного сознания и распространение и обоснование скептицизма по отношению ко всем видам идеологий (в т.ч. науки и техники).

Отныне  философы - Г. связывают язык не столько  с мыслью, сколько с манипуляцией над мышлением, и ищут пути уже не столько для раскрытия “ценных тайн” языка, сколько для спасения сознания от идеологии, а значит, от языка. Истолкование текста и всех явлений языка в новейшей Г - переплеталось и слилось с “критикой идеологии”. 

Информация о работе Космоцентризм и основные понятия античной философии (Космос, Природа, Логос, Эйдос, Душа)