Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 19:21, лекция
Спецификой греческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Природа - материя во всём многообразии своих проявлений и форм движения, Космос – мир, вселенная как единое связное целое. Природа - первый предмет философии. Именно природу изучали первые греческие философы. Их интересовали возникновение звезд, Солнца, Земли. Рождение и гибель с их первоистоками, первопричинами - самая широкая все единящая тема философии. Грек-философ одновременно и физик, и космолог, и этик. Он разыскивает одно первоначало, сославшись на которое можно разом ответить на все проблемы. И общекосмическое начало разыскивается не где-нибудь, а в самой природе.
Герменевтика требует признать предпосылочность научного знания. Объективность науки включает в себя метод аппликацию, так же свойственный искусству и поэзии. Аппликация выполняет роль соотношения фактов с определенной исторической эпохой, нельзя понять никакое событие в жизни людей исходя из абстрактного представления о нем. Г. говорит о языке как важнейшем условии упорядочивания связей событии в нашем понимании.
Современная
Г. рассматривает возможность
Язык
- универсальная предпосылка
В античность Г называлась искусство разъяснения, перевода, истолкования. Название от имени бога Гермеса - в обязанности которого входило разъяснение простым смертным воли Богов.
Г. как метод исторической интерпретации формулируется Дильтеем (1833-1911) для разработки метода гуманитарных наук, основой служат жизненные проявления, зафиксированные в тексте.
Основная проблема Герменевтики - проблема понимания. Герменевтика - “техника истолкования”. Связана так же и с развитием методологии науки. С разложением позитивистского взгляда признали, что решающими являются ценностные характеристики, личностные качества.
Понимание может трактоваться как:
· некое интеллектуальное удовлетворение от процесса познания.
· как некая научная роскошь, без которой можно обойтись
· как сугубо личностный психологический феномен.
Однако Г претендует на поиск новых форм рациональности, альтернативных существующей науке. Эти формы рациональности, вырастающие из обыденного, распространяются на все, приобретают всеобщий характер.
Г как техника толкования древняя наука, называлась ранее экзегетика.
1 волна - в древности
2 волна - Реформация (буквально - прочтение Святого Писания)
3 волна
- немецкий романтизм - Шеллинг
(проблема адекватного
Современная Г пытается выйти с технических проблем на всеобщий уровень.
В настоящее время можно говорить о герменевтике в трех смыслах:
- как методология понимания
- как
Г философия, связывающая
- критическая Г
Ключевая проблема: как человек понимает. Условием понимания является “вхождение в круг”: чтобы понять надо объяснить, но чтобы объяснить надо понять - это круг. Целое понимается из знания частей, а часть из целого.
Гадамер подчеркивал, что понимание - удел того, кто смертен и осознает это.
Человеческое знание - это всегда знание в контексте. Гадамер называет этот контекст пред-рассудком. Пред-рассудок - это то, что до рассудка, то, что определяется конкретной культурной традицией.
Интерпретация - развертывание пред-понимания, перед вхождением в определенный герменевтический круг.
Существует 4 вида интерпретации:
1. языковая
2. стилистическая
3. историческая
4. личностная (психологическая).
Соотношение герменевтических понятий с другими методами:
По поводу объяснения и понимания. Все методы научного объяснения можно назвать методами понимания- за это Герменевтиков ругали.
Но понимание - шире. Оно затрагивает не только научные знания, понимание и интерпретация есть в познании, объяснение же возникает при встрече препятствий (наука).
Для Г важна основа понимания - то, что является постулатами для объяснения, выработка определений.
Привлекательность Г была в следующем:
1. глубокие культурные традиции (историко-культурный момент)
2. снятие проблемы субъекта и объекта в познании
3. снятие
проблемы социального и
4. момент рациональности.
Проблемы и последствия Г:
- Г приводит к одушевлению всех предметов. Природа получается полна смысла, надо его только вычленить.
- Г оказывается увлечением языком, а познание - дешифровка.
- остался
непреоделенным момент
Понимание - осмысление человеком действительности в каком-то социально-культурном контексте.
1828-1830 цикл “Философические письма” - в них отражается религия Ч., его “кредо”.
В “Ф. п.” отмечает отрицательное, что есть в России:
- отсутствие в России условий для нормальной жизни, нет хороших привычек, нет правил, у людей нет сферы существования.
- Россия находится вне “пространства”: между Европой и Востоком-Китаем. Россия должна была участвовать в развитии обеих цивилизаций, синтезировать что-то. Россия не внесла ничего нового, чтобы ее заметили, она занимает огромную площадь.
- вне “времени”: все страны проходят какие-то этапы, а в России этого нет. Мы помним лишь вчерашний день: дикое варварство, затем иго, далее крепостничество. Россия не развивается как организм. Почему?
Позиция провиденциализма - философии истории. История - осуществление Божьего промысла (провидения). Осуществление христианской идеи (католичество и православие).
Ответ на вопрос:
1. Россия
в выборе реализации идеи
2. Россия оказалась вне провидения, Бог отпустил ее на свободу, нет задачи.
3. Россия сыграла отрицательную роль в провидении. Россия - урок, как не следует жить, негативный урок.
4. (позже)
- с славянофилами.
Мы слишком велики, чтобы быть
эгоистами. Провидение поставил
По Ч., главное противоречие мироздания - борьба между конечностью (смертностью) и бесконечностью (вечностью). Это противоречие будет преодолено только Божественными Провидением. По этому, главная истина - беспредельное всемогущество Бога, являющегося единственно абсолютной и благой реальностью.
В черновых записях он отмечает, что все его существо восстает против идеи вменить этому всемогуществу какое-либо несовершенство. Ужас перед таким возможным ограничением он называет путеводной звездой своей философии.
В концепции
Ч. исторически обусловленным
Ч. считает, что социальная история народов связана с их мировоззрением, с идеологией нации: “все общества продли через такие периоды, когда вырабатываются самые яркие воспоминания, свои чудеса, своя поэзия, свои самые сильные и плодотворные идеи. В этом и состоят необходимые общественные устои... Это увлекательная эпоха в истории народов... Эпоха нашей социальной жизни была наполнена тусклым и мрачным существованием, без силы, без энергии, одушевляемом только злодеяниями и смягчаемым только рабством”.
У Ч. пессимистический взгляд на развитие России: “Мы живем лишь в самом ограниченном настоящем, без прошедшего и без будущего, среди плотского застоя”.
Обличение России имеет два истока:
1. Россия - это страна, не сумевшая по достоинству оценить и принять его как философа- как следствие - личностное неприятие страны.
2. Ч. пришел к выводу о всеобщей причинной обусловленности и направленности исторического процесса Божественной Волей.
Его теория “провиденциализм” - понимание жизни, принесенное на землю создателем христианства, дух самоотвержения, отвращение от разделения...
Мир по Ч. уже сам по себе содержит тайную волю и тайную власть. Эта тайная власть - Божественное провидение - есть и в человеке.
Россия по Ч. - страна, забытая провидением, - именно отсюда философское неприятие России. Запад с его католицизмом привлекает Ч. именно с точки зрения цивилизованного центра, распространителя передовой культуры. На основе последнего Ч. заключил, что Рим - источник Божественной Власти, а Западная Европа - часть света, направляемая в развитии Провидением. ПО мнению Ч. Россия должна была брать лучшее и от Запада и от Древнего Востока, Но “опыт времен для нас отсутствует”. Одинокие в мире, мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли, мы не внесли в массу человеческий идей ни одной мысли, мы ни в чем не содействовали движению вперед человеческого разума, а все, что досталось нам от этого движения, мы исказили”.
Ч. пишет о русском народе: “в крови у нас есть нечто, отвергающее всякий настоящий прогресс, мы жили и сейчас еще живем для того, чтоб преподавать какой-то великий урок своим потомкам”.
Если Россия - наиболее разрабатываемая тема, то центром учения Ч. все же является философия христианства. Основная идея - идея Царства Божия, понятого не в отрыве от земной жизни, а в историческом воплощении - в виде единой церковной структуры; общность христианских церквей во всемирном масштабе при господстве католического Рима.
Познание человека проистекает в рамках очерченных Божественными Промыслом. Человеческий разум не будет самим собой без социального общения, которое заключает в себе духовное начало. Человек находится в двойной зависимости - от Бога и от социальной Среды. Познавательная деятельность человека зависит прежде всего от Бога, а потом уже от опыта наблюдения за явлениями окружающего мира. В учении о свободе говорит, что человек может быть независим от окружающих, но не от Божественного предопределения.
Своеобразным
направлением в русской
Историческое значение славяноф
К.С.Аксаков – выступал за
Разработка идеологии
Реформы Петра I ускорили созревание конфликта между славянофилами и западниками.
Представители
славянофильства первыми
С одной стороны они стремились к преемственности духовного развития, а с другой - отрицали достижения других народов.
СВФ считали, что России предназначено оздоровить духовную жизнь Европы.
Речь о будущих преобразованиях в России . Славянофилы пытались обнаружить будущее России в ее прошлом, опирались на самобытность России. Западники - развитие России по западному пути. “Запад” и “Россия” для обозначения фундаментального вопроса: соотношение мышления и бытия.
“Запад” - возможность достижения абсолютной истины по ту сторону различий в культурной и жизненной практике.
“Россия” - невозможность абсолютной идеи, необходимо искать ее на уровне самой жизни, а не на уровне мышления.
Столкновение рационалистических и иррационалистических тенденций. Запад мечтает о целостности, а в России это есть изначально, в особенностях православия. Православие - образ жизни, не догматика. Стремление не разорвать связи с другими. Соборность - единство в понимании веры, первична жизнь, а не рациональное обсуждение.
Среди “старших славянофилов” прежде всего выделяют Хомякова (1804-1860).
Хомяков: “Запад - страна святых чудес”.
Запад развился и достиг предела своего развития, дряхлеет. Теперь черед России. Она овладеет достижениями мировой культуры и станет опорой человечества. Почему?
Особенности, которые позволяют России оказаться во главе всех народов:
1. Цельность, как главная позитивная черта русского характера, культуры и ума:
а) гносеологическая важность цельности - мысль не отделяется от действия, входит в бытие, мысль и объект - едины. Мышление, воля, чувства - собраны в единое для постижения истины. Из всего сказанного следует, что истина для России может открыться.