Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 21:41, курс лекций
Философская мысль Древнего Востока.
Характер взаимоотношений первобытного человека с природой вызывал ощущение неразрывной связанности.
Этика и политические взгляды Конфуция.
Главное учение – «Практическая этика» - о правилах поведения человека; и «политическая этика» - принципы, которыми должен пользоваться .правитель.
Свобода и ответственность
Человек свободен и несвободен. Человек несвободен, т.к. всегда существует ограничители его деятельности - уровень физических сил и умственных способностей, технических возможностей, характер общественного строя и т.д. Он несвободен еще и потому, что существует так называемое отчуждение человека, которое проявляется во все времена и существует в различных формах. Отчуждение означает чуждость, внешность мира и даже его враждебность. Вместе с тем человек свободен. Свобода есть самостоятельное распоряжение человека собственной судьбой, выбор своего жизненного пути. Кратко говоря, свобода означает его освобождение от диктата внешних сил и обстоятельств, как природных, так и социальных. Свобода предполагает возможность действовать в соответствии со своими интересами и представлениями. Свобода является фундаментальной ценностью для человека, но она должна иметь пределы. В противном случае она будет превращаться в произвол, своеволие и анархию, т.е. в негативную свободу. Границами свободы являются интересы другого человека, социальных групп и общества в целом, а также и природы как естественной основы существования общества. При совпадении интересов личности и общества в обретении свободы понятие свободы должно быть дополнено идеей регулирования деятельности людей. Государство обязано гарантировать соблюдение прав человека, признавая, что ценность человеческой личности выше любых ценностей нации, класса, группы людей и т.д. Это является гарантией от тоталитарного подавления прав человека.
Свобода невозможна без ответственности и долга человека перед миром, в котором он существует. Ответственность есть неизбежная цена свободы, плата за нее. Свобода требует от человека разума, нравственности и воли, без чего она неизбежно будет вырождаться в произвол и насилие над другими людьми, в разрушение окружающего мира. Мера ответственности человека всегда конкретна, в пределах его компетентности и диапазона возможностей.
19 вопрос
Социальная философия (общество).
История развития социально-
Социальная философия исследует принципы возникновения и существования общества как системы и закономерности истории человечества. Социальная философия связана с рядом гуманитарных наук (история, культурология, экономика науки). Общество – совокупность людей, объединенных общими интересами, сознанием и волей. Философия истории исследует закономерности исторического процесса общества.
Первые политики, выяснявшие природу общественных связей, - античные историки (Геродот, Полибий, Тит Ливий). Функциональная теория общества Платона (Аристотеля): понимание общества через разделение функций его членов.
Развитие концепции Платона. Общество – иерархическая система, которая состоит из 3-х основных сословий:
Первые два сословия – привилегированные. Все сословия выполняют свои функции.
Идея человеческой свободы – человек не зависит от Бога, он сам осуществляет выбор, следовательно нет предрешенности истории. Отвергается идея иерархичности общества. Появляются первые социальные утопии - проекты идеального будущего, жизнь можно организовать по-другому. «Утопия» Томаса Мора. Теория общественного договора – Гоббс и Локк – отцы буржуазного права (общество понимается как результат сознательной деятельности людей).
Монтескье исходит из идеи справедливости. Ж.Ж. Руссо – причину всех социальных бедствий видел в неравенстве людей в частной собственности. Появляются утопии, идеи построения идеального общества, без сословий.
Социальный прогресс рассматривался через идею свободы (Гегель, Фихте). По Гегелю истинный прогресс – развитие мирового духа. Эпохи: *восточная эпоха – все несвободны, нет понятия свободы; * античная – часть людей осознает себя свободными - граждане античных полисов, которые составляют меньшинство населения; * германская (христ.) – все люди осознают свободу. Эпоха наступает в процессе формирования европейского универсума. Для Г. исторический прогресс – движение в сторону государственно-правового устройства. Концепция Маркса – формационная – главный фактор в развитии общества – труд, практика, экономические отношения.
Нет единой истории. История – множество культур, автономных друг от друга. Каждая из них развивается изолированно (детство, юность, возмужалость, старость). Процесс завершается вырождением цивилизации (около 1000 лет, затем гибнет).
Критерии цивилизации: появление больших городов, техники, массовой культуры – признаки культурной деградации.
8 культур сыграли наибольшую роль в истории: древнеегипетская, вавилонская, индийская, китайская, майя (атстеки), античная культура, западно-европейская, русско-сибирская.
Общ-во и его структура.
Отношение в структуре общества:
*экономическое – отношение к собственности на средства производства, * политические – отношение государственной власти к управлению, * правовые – отношение к правопорядку, * эстетические – общество состоит из разных социальных групп.
Структура общества – исторически сложная, устойчивая система отношений между элементами общества. Подходы: *классовый: общество делится на классы: собственники и не собственники. * стратификационный: общество состоит из социальных групп: общество делится по возрасту, пол. принципу (молодежь, пенсионеры; имущие, нищие, бедные богатые; по нации, профессии, по образовательному уровню).
Политические режимы - это способы и методы осуществления государственной власти. 1) демократические. 2. тоталитарные.
Формы правления: монархия, демократия, республика.
Свобода и необходимость. Течения: * материальный детерминизм (Гегель, Энгельс, Демокрит – фран-ие мат-ты в 18 в). Внешняя сущность исключения свободы: свободы нет, т.к. жизнью человека руководят внешние обстоятельства; это традиционная социальная среда, общественное мнение.
* реалистический либерализм (сред век, Кант). Свобода человека принадлежит реальности. Ср.: человек свободен, т.к. д. осуществить выбор между богом и дьяволом. Кант: человек не свободен как природное существо (пища), но свободен как нравственное существо (поведение), т.к. он сам его формирует. Свобода – выбор оптимальных возможностей (Спиноза).
20 вопрос
Философия истории.
1. Циклическая парадигма истории впервые получила классическое выражение в древнегреческой философии. Античные философы полагали, что история не знает движения к исторической или сверхисторической цели: она движется по кругу, возвращаясь к своему исходному пункту. Одно из первых циклических описаний взаимопревращения основных стихий мира можно найти у Гераклита. Он видел мир закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим. «Путь вверх» по Гераклиту — это движение по направлению земля — вода — воздух — огонь. Соответственно, трансформацию в обратном направлении философ называл «путем вниз».Монархия или единовластное правление возникает первым. Это происходит, как правило, после очередного стихийного бедствия, когда уцелевшие люди собираются вместе и покоряются наиболее сильным и смелым среди них — вождям. Власть вождей — это власть силы. Монархию сменяет царское правление. Оно наступает, когда власть силы слабеет и между людьми устанавливаются дружеские отношения: разум побеждает силу.Царское правление в свою очередь переходит в тиранию — извращенную форму правления. Тиранию сменяет аристократия, которая затем «по законам природы» переходит в олигархию. И наконец, восстание против олигархии приводит к установлению демократии, которая с течением времени «из-за необузданности народа» деградирует в охлократию. Здесь исторический круг замыкается, но только для того, чтобы вернуться вновь к монархии.
2. Августин был один из первых, кто поставил в своем творчестве проблемы-философии истории, сделав попытку объяснить ход человеческой истории. В своей "Исповеди" он
писал, что большинство людей в своей ограниченной жизни "не обладают способностью проникать в дух предшествующих веков и сопоставлять этот дух с духом настоящего времени". Понимание истории Августином является провиденциалистким, так как власть и воля Бога распространяется не только на жизнь отдельного человека, но и на все общество, его историю.
В своей философии истории Августин проводил периодизацию истории земных обществ, которая у него состоит из шести периодов по аналогии с шестью днями творения. Этими шестью возрастами человеческой жизни у Августина являются: младенчество, детство, отрочество, юность, зрелый возраст, старость. Первая эпоха начинается с детей Адама и Евы и продолжается до потопа, а последняя началась с прихода Христа и возникновения христианства и закончится со вторым пришествием Христа и концом человечества.Для Августина все происходящее в мире определяется борьбой двух царств: царства Божьего и царства земного. Этим Августин переносил дуализм Бога и природы на общественное развитие.
3 Маркс предлагал формационную концепцию. Он понимал общество через экономические законы, производственные отношения. Он выделял формации: первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Причина социальной борьбы – социальное неравенство и эксплуатация труда и совершенствование средств производства. Идеи необратимости социального и исторического прогресса. Главный фактор в развитии общества – труд, практика, экономические отношения.
4. Цивилизационная концепция ТОЙНБИ (1889-1975), английский историк и социолог. Выдвинул теорию круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций, каждая из которых проходит аналогичные стадии возникновения, роста, надлома и разложения; движущая сила их развития — «творческая элита», увлекающая за собой «инертное большинство»; прогресс человечества — в духовном совершенствовании, эволюции от примитивных анимистических верований через универсальные религии к единой религии будущего. Выход из противоречий и конфликтов общества видел в духовном обновлении. Основной труд «Постижение истории».
5. ШПЕНГЛЕР Освальд (1880-1936), немецкий философ, историк, представитель философии жизни. Развил учение о культуре как множестве замкнутых «организмов» (египетского, индийского, китайского и т. д.), выражающих коллективную «душу» народа и проходящих определенный жизненный цикл, длящийся ок. тысячелетия. Умирая, органическая культура перерождается в свою противоположность — цивилизацию, в которой господствует голый техницизм, а на смену творчеству и развитию приходят бесплодие и окостенение.
ПРОГРЕСС (от лат. progressus — движение вперед), направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. РЕГРЕСС (от лат. regressus — обратное движение), тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процессы деградации, понижения уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций; включает также моменты застоя, возврата к изжившим себя формам и структурам. Противоположен прогрессу.
21 вопрос
Культура и цивилизация.
Понятия культуры. Культура – это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил человека, выраженный в формах жизнедеятельности людей и в создаваемых ими материально-духовных ценностей.
Впервые используют «культуру» древне римские писатели. Оратор Цицерон использует понятие культуры как «обработка человеческой души», воспитание человека.
Механизм развития культуры.
устойчивая сторона культуры, обеспечивающая накопление и трансляцию человеческого опыта (преемственность поколений). Преобладает в традиционных обществах. Культура – набор готовых стереотипных программ. Изменение самих программ происходит крайне медленно (поведенческие, производственные, художественные каноны).
Динамическая сторона культуры, выражается в процессе создания нового. Антипод традиции. Создается единицами, следовательно носит уникальный характер. Характерна для западной цивилизации.
обмен, заимствование культурных достижений (открытие железа). Может происходить насильственным путем – культурная экспанся (колонизация, завоевание) – Русификация, освоение Сибири (18-20 в.).
Феномены культуры (сферы человеческого общества).