Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 21:41, курс лекций

Краткое описание

Философская мысль Древнего Востока.
Характер взаимоотношений первобытного человека с природой вызывал ощущение неразрывной связанности.
Этика и политические взгляды Конфуция.
Главное учение – «Практическая этика» - о правилах поведения человека; и «политическая этика» - принципы, которыми должен пользоваться .правитель.

Вложенные файлы: 1 файл

Filosofia (3).doc

— 659.00 Кб (Скачать файл)

основано на абстрактном мышлении и его операциях) – анализ синте, сравнение, обобщение, абстрагирование, идеализация, аналогия.

Понятие – элементарная форма мысли, которая выражает в словесной форме существенные общие свойства предметов. Процесс формирования понятий связан с процессом абстрагирования. Это элементарная форма мыслительной деятельности.

Суждение – связь понятий, дающих новые знания.

Умозаключение – связь суждений, дающих новое знание. Аристотель – силлогизм.

                                                    Умозаключение

                                                      /                     \

                                        индуктивное:         дедуктивное:

                            процесс от частного         процесс от общего

                                 к общему (Бэкон)         к частному

    1. Практическое познание

проверка знания на истинность, корректность.

                Проблема истинной философии.

  Истина – знание, соответствующее  действительности.

  Антипод истины – ложное  знание – знания, искажающие действительность (ложь – сознательная, заблуждение – бессознательное).

1 критерий – ясности и очевидности (Декарт, все философы рационалисты). Истина – то, что не вызывает  сомнений, не противоречит формальной  логике.

2 критерий – общезначимости. Истина  – то, что соответствует мнению большинства (античные скептики).

3 критерий – прагматический. Истина  – то, что практически полезно, то, что успешно работает на  практике, то, что ей подтверждается. Но ограничено по применению. (Американские философы – Джемс, Дьюи) Практика – критерий истины.

Истина есть процесс движения от знания неполного и неточного к знанию все более полному и точному. Истина всегда относительна, т.к. отражает объект в тех пределах, которые ограничены достигнутым уровнем человеческого познания.

                    Истина и заблуждение.

Истина - процесс адекватного (верного, правильного) отражения действительности в сознании человека.

Современная трактовка истины включает в себя следующие характеристики:

1) Объективность

2) Субъективность, т.к. истину познают люди, она субъективна   по   своим   внутреннему содержанию   и   форме (например,     всемирное     тяготение изначально присуще миру, но истиной стала благодаря Ньютону)

3) Истина - процесс, она не постигается целиком в полном объёме, а постепенно углубляется и вместе с тем всегда неполна и неточна.

Абсолютная истина (абсолютное в объективной истине) - это полное, исчерпывающее знание о действительности, которое не уточняется и не дополняется, это идеал, который не может быть достигнут, хотя познание и приближается к нему ("люди смертны"). Движение к абсолютной истине идёт через нахождение множества относительных истин.

Относительная истина (относительное в объективной истине) - это неполное знание о действительности, которое уточняется по мере развития практики и познания. При этом старые истины либо заменяются новыми (как классическая механика квантовой), либо опровергаются и становятся заблуждением (как истины о эфире, вечном двигателе).

В любой абсолютной истине находятся элементы относительности, а в относительной черты абсолютности. Признание только относительного в объективной истине грозит релятивизмом, преувеличение устойчивого момента - догматизм.

Диалектика абсолютной и относительной истин ставит вопрос о конкретности истины. Т.е. любое истинное знание определяется: 1) характером объекта, к которому относится; 2) условиями места, времени; 3) ситуацией, историческими рамками. Распространение истинного знания за пределами его применимости делает его в заблуждение (2+2=4 - истина только в 10-й СС).

Таким образом, объективная, абсолютная, относительная и конкретная истина - это не разные истины, а одна с такими свойствами. Кроме названных выделяются и др. свойства истины: непротиворечивость (с точки зрения формальной логики), когерентность (согласованность знания с фундаментальными идеями), простота.

Постоянный спутник истины в любой её форме - заблуждение. И истина и заблуждение - две противоположные, но неразрывные стороны единого процесса познания. Заблуждение - знание, не соответствующее своему предмету, несовпадающее с ним. Оно возникает непреднамеренно из-за ограниченности, неразвитости практики и познания. Заблуждения неизбежны, но они необходимый предмет познания истины. Заблуждения многообразны по своим формам: научные и ненаучные, религиозные и философские. Заблуждение следует отличать от лжи - преднамеренного искажения истины в корыстных целях и дезинформации - передачи ложного знания (как истинного) или истинного знания как ложного. Заблуждения рано или поздно преодолеваются: либо сходят со сцены ("вечный двигатель"), либо становятся истиной (превращение алхимии в химию, астрологии в астрономию).

Вопрос о том, можно ли ограничить истину от заблуждения, и как, есть вопрос о критерии истины. Он находится не в мышлении и не в действительности,  а заключается в практике.

           Вера и сомнение

Вера – принятие чего-либо за истину.

Надо отличать религиозную и обычную веру, основанную на обобщенном практическом опыте людей. Религиозная вера определяется как верность Богу и последовательное практическое осуществление в жизни религиозных идей, ценностей и норм и практически не имеет гносеологического значения.

Обычная вера состоит в психологической уверенности в правильности содержания высказывания. Эта вера играет важную роль, как в обыденной жизни, так и в научном познании. Разновидности такой веры: от уверенности в чём либо до жизненных убеждений. Такая вера - неотъемлемый компонент практической деятельности, т.к. человек в условиях, когда имеются несколько решений, вынужден опираться на свою веру в успех.

Вера помогает действовать в условиях неопределённости, полной информированности о мире объективно не может быть. Вера формируется опытом и практикой, самой жизнью. Вера основывается на них. Она помогает на всех уровнях познания: эмпирическом, теоретическом, технической разработки. Гипотеза опирается на веру, поскольку есть много вариантов объяснения явлений. Сами истоки практической и познавательной деятельности уходят в веру в то, что мир познаваем и изменяем.

     Вере предшествует  сомнение. Сомнение – состояние, неуверенности, нерешительности, колебания в том, что следует считать истинным или правильным; это предварительная ступень познания.

Творчество и интуиция.

           Творчество – это духовно-практическая деятельность, процесс создания нового. Творчество – новаторство.

Стадии: *подготовка, * созревание, * озарение, * проверка.

Наука, изучающая творчество – эвристика. Механизм творчества – интуиция (непосредственно, неосознанно получаемое знание).

Способность постижения истины без обоснования именуется интуицией. Она занимает важное место в познании, сообщает направление движения. Под интуицией (догадка) понимается интуиция интеллектуальная, которая позволяет проникать в суть вещей. Интуицию делят на две разновидности: чувственную и интеллектуальную. Также интуиция бывает технической, научной, обыденной, врачебной, в зависимости от спецификации деятельности субъекта. Различные толкования интуиции подчеркивают момент непосредственности в процессе познания,  в отличие от опосредствованного характера логического мышления.

Одним из важнейших свойств интуиции является ее непосредственность. Непосредственным знанием (в отличие от опосредованного) принято называть такое, которое не опирается на логическое доказательство. Для интуиции также характерна внезапность и неосознанность.

Этапы интуиции: * накопление фактов и бессознательное распределение в памяти * четкое сознание задачи (рациональный этап) * неосознанное комбинирование фактов, * неожиданное решение (озарение).

              Объяснение и понимание.

Объяснение – мыслительная операция, кот ориентируется на выявление суждений объясняющих исследование.

Виды: структурное (строение) – самое простое, функциональное (принцип действия), причинное (причина). Метод объяснения характерен в точных и естественных науках, так как явление подводит под научные теории.

Понимание – процедура постижения и порождения смысла.

Виды: * возник в языковом общении результат зависит от значения собеседников.* связан с переводом одного языка на другой передача смысла. * связан с истолкованием текстов, произведен в духовной культуре. Используется в науках об общественных и гуманитарных науках, т к природа человека подвижна нет общественных законов, для решения гуманитарных проблем, нужно понять других людей (их мысли и чувства).

17 вопрос

Антропология (учение о человеке).

         Проблема человека в истории философии.

  • Античность: в философии Древней Греции 2 подхода к пониманию человека:
      1. человек – синтез двух субстанций: души (эйдоса) и тела; душа бессмертна.
      1. рассматривали человека как нерасторжимое единство духовного и телесного начала.

Аристотель называет два отличительных признака человека: склонность к общественной жизни, наличие разума. «Человек разумное и политическое животное».

  • Средние века.

  Раннее средневековье заимствовало платоновскую философию. Христианство: человек – высшее существо, образ и подобие Бога. Человек наделен разумом, свободой воли (способность отличать добро и зло), совестью. С другой стороны, человек – существо, совершившее первородный грех (несовершенство человеческой природы). Человек не может не совершать зло. Главный источник зла – тело человека (Платон).

  • Позднее средневековье –

переориентирование на Аристотеля. Фома Аквинский: тело и душа в человеке соединены неразрывно.

  • Возрождение.

Идея автономного от Бога существования человека. Идея активности человека, пафос его безграничных возможностей. Мирондола: человек богоравен по своему творческому потенциалу. Человек свободен. Понимание человека как микрокосмоса.

    • Новое время (17-18 в).

 специфика человека – в его разуме, мышлении. Человек – существо, принадлежащее двум мирам: 1)природной необходимости (то, что из нас делает природа); 2)мир нравственной свободы (то, что человек делает для себя сам). Специфика человека определяется вторым миром – нравственными нормами.

    • Немецкая философия (19 в.).

Немецкие философы определенной в человеке считали его духовную деятельность. Человек – существо , создавшее мир культуры. Человек выставляется как носитель всеобщего идеального начала (мир духа) – Гегель – понимал человека как историческое существо (его природа меняется со временем).

В философии Маркса определяющим фактором в человеке является трудовая деятельность (концепция практики). Она лежит в основе процесса социализации человека. Общество определяет все свойства личности (индивида). Человек является продуктом определенных человеческих общественных отношений. Концепция исторических типов личности.

    • Неоклассическая философия (конец 19-20 в.).

Сущность человека не усматривается в разуме. Сущность человека связана с его волей (Ницше, Шопенгауэр). Человек игра жизненных сил. Сущность связывается с инстинктами. Экзистенциализм – человек понимается через внутреннюю духовную свободу.

           Проблема антропогенеза.

(двуединый процесс становления  человека)

Антропогенез – становление человека как биологического вида.

Социогенез- становление человека как общественного существа.

   Антропогенез.

Выделение человека из животного мира – 2-3 млн. лет назад – качественный скачок в эволюции живых организмов. Встают проблемы:

  1. переход от гоминид к одному виду homo
  • прямоходящий (homo erectus)
  • человек умелый(homo habilis) – организация труда
  • использование огня
  1. переход от древних видов к неоантропам 100-150 тыс. лет назад
    • неандертальский человек (палеоантроп)
    • человек разумный (абстрактное мышление, способность к счету, создание религиозных образов, членораздельная речь, художественное творчество).

1 гипотеза – религиозная (Адам  и Ева).

2 гипотеза – трудовая (Ф.Энгельс – совместный труд способствовал развитию языка).

3 гипотеза – мутационная (20 в., связана  с успехами генетики).

4 гипотеза – внеземное происхождение (влияние пришельцев).

            Развитие факторов антропогенеза.

  1. Средства коммуникации:
  1. язык жестов, звуков
  1. появление вербальных символов, понятий из звуковых сигналов – слова
  2. язык как система
  3. письменность (5 тыс. лет назад).
  1. Формы мышления
  1. конкретно-образное мышление – миф, эпоха позднего палеолита.
  2. абстрактно-логическое мышление
  3. теоретическое мышление – рефлексия и категории, зачатки философии и науки, способность к анализу.
  1. Формы общежития
    • человеческое стадо
    • появление родовой общины
    • соседская община
    • парная община
    • государство

    В основе исторического  развития всех факторов социогенеза  лежит культура. То есть, спецификация для человека норм – преемственное программирование поведения.

Информация о работе Лекции по "Философии"