Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 18:15, курс лекций

Краткое описание

ТЕМА 1. Философия Древнего мира: философия стран Древнего Востока (Индия, Китай); античная философия. Всемирно историческое значение античной философии.
1) Социально-экономические и культурные предпосылки возникновения философии в Древней Индии. Основные направления (школы) и идеи древнеиндийской философии.
Ответ: Предпосылки:
- экономические - переход от меди к железу, развитие товарно-денежных отношений;
-социально-политические - ослабление родоплеменных отношений, возникновение и развитие государства;
-мировоззренческие - высокий уровень развития религиозно- мифологического мировоззрения.

Вложенные файлы: 1 файл

философия.doc

— 472.50 Кб (Скачать файл)

    Родоначальником экзистенциализма считается выдающийся датский философ Серен Кьеркегор (1813 — 1856).

    Анализ философских взглядов основных представителей экзистенциализма показывает, что, изучая их, мы имеем дело хотя и с различающимися, но сходными в самом существенном и главном, учениями о бытии и человеческом существовании в нем.

     С. Кьеркегор, решая проблемы человеческого существования в неприветливом и мрачном мире, исходит из того, что человек входит в жизнь неподготовленным и воспринимает ее первоначально как место праздника, проходя по ступеням своего совершенствования, он способен двигаться от эстетического отношения жизни, при котором целью существования выступает наслаждение, к этическому, при котором целью жизни становится разумное служение долгу, и приближаться к религиозному отношению к жизни, которая превращается в служение Богу.

    М. Хайдеггер решает проблему человеческого существования иначе. Для него главная задача на пути разрешения вопросов человеческого существования в мире — закладка фундамента под понимание мира. В этом качестве выступает онтология, базирующаяся на прислушивании к бытию и на выработке отношения к нему в соответствии с теми сигналами, которые подает оно нам при нашем стремлении комфортабельно устроиться в мире. Мыслитель стремится найти консенсус между миром и человеком на основе человеческого разума, обогащенного знаниями о гармонии мира.

      Для К. Ясперса решение проблем человеческого существования в мире возможно на основе приспособления к миру. Он стремится внушить читателю своих произведений бережное и ответственное отношение к найденным европейской цивилизацией ценностям. Мыслитель предостерегает против бездумного расшатывания устоев западного общества и желает направить усилия людей на ответственное созидание мирового сообщества, в котором народы сольются в единую семью.

      Ж.-П. Сартр и А. Камю, высвечивая неблагополучие мира и показывая его абсурдность, предлагают не падать духом, а мужественно выполнять свой человеческий долг, не страшась утрат, не склоняясь под ударами судьбы, спокойно делать свое будничное дело, когда же гнет действительности становится нестерпимым, отваживаться на бунт, устраняющий и ослабляющий этот гнет.

      Вывод: Для экзистенциалиста у человека нет определения (сущности) до его существования - личностного бытия, направленного к ничто (смерти) и сознающего, переживающего свою конечность. Это означает, что человек сначала существует, а только потом он определяется - входит в область подлинных сущностей и смыслов.

8) Философская антропология (М.Шелер и др.). 

Ответ: Философская антропология - одно из влиятельных направлений общественной мысли XX века. Мировоззренческой установкой и стержнем всех изысканий философской антропологии является человек и только человек. В этом смысле философская антропология может быть названа антропоцентристским философским учением, поскольку человек в ней - центральная ось, вокруг которой оформляются и все другие проблемы бытия в мире.

   Антропоцентризм философской антропологии не только в том, что человек находится в центре изучения философии, но и в том, что практически для всех ее школ он является центром мира. Такой подход берет начало от известного принципа античной философии Протагора: "человек есть мера всех вещей". Антропоцентризм философской антропологии вытекает и из христианской идеологии - одной из основ европейской культуры. Именно христианство представляло человеко-центристскую идею земной жизни, утверждая, что человек - венец творения, что Бог, как творец, прежде чем создать человека первоначально обустроил всю Землю как специальную обитель для него.

    В этом отношении интересно  сравнить философскую антропологию, сформировавшуюся на основе менталитета  человека христианской культуры, с восточными школами философии. Характерно, что в восточной философии  человек никогда не является  центром мира, ибо он рассматривается ею как часть, элемент природы, один из многих Уровней мироздания. В восточной философской традиции нет антропоцентризма, и нет собственной философской адтропологии. В этой философии человек как бы естественным образом включен в мир, в ритмы природы. Сама же природа совершенна и человек должен не противостоять, а следовать ей. Такой пиетет к природе в исламе, например, выражается положением о том, что природа иеподвластна человеку.

     Вывод: Таким образом, для европейской философской антропологии (и в этом ее основное отличие от других направлении философской мысли) центральным, синтезирующим всю ее философскую проблематику, выступает, ставившийся многими философами, вопрос о том. что такое человек. Философская антропология есть учение о человеке с точки зрения самого бытия человека. Размышления о человеке и его бытии захватывают самый широкий круг проблем, спектр которых оказывается практически неисчерпаемым Вот почему, наверное, можно говорить об антропологизме, т е собственно философской антропологии в узком смысле - как особом направлении исследовании. целенаправленно изучающим проблему сущности человека и структуру этой сущности, и в широком смысле - как всей системе философских взглядов, которая не может не включать в себя, в том числе, и учение о человеке и его бытии в природе и обществе.

 

9) Постмодернизм (Ж.Дерида, Р.Рорти и др ).

Ответ: Постмодернизм (буквально, то, что после «модерна» или современности)- термин используется для обозначения особого направления в философии конца ХХ в., а понятие «постмодерн» - для обозначения особой эпохи современной цивилизации, а так же специфического направления в культуре и науке в эту эпоху. Как философское направление постмодернизации сформировался в конце ХХ в. Впервые этот термин в области философии применил Жан-Франсуа Лиотар (род. 1924) в работе «Состояние постмодерна»(1979), где предложил говорить о «постмодернистском состоянии» современного общества. 

       Постмодернизм представляет собой крайне разнородное течение, истоком его можно считать постструктурализм, а первыми представителями – французских постструктуралистов (Р. Барта, М. Фуко, Ж. Делеза). В целом философия постмодерна характеризуется скептическим отказом от преобразования и систематизации мира (мир не желает в них вписываться, он всегда богаче и разнообразнее любых схем). Антисистемность действительности влечет за собой отказ от рационального подхода к миру, мышление не оперирует какими-либо устойчивыми целостностями, даже сам субъект познания перерастает быть центром системы представлений (репрезентаций). Возникает «скандальный» тип философствования – философствование без субъекта. Место классического мышления занимают безличные «потоки Желания», имперсональные «скорости», неконцептуальные «интенсивности». Постмодернизм полностью стирает грани между прежде самостоятельными сферами духовной культуры и уровнями сознания – между «научным» и «обыденным» сознанием, «высоким искусством» и «китчем», закрепляя переход от «произведения» к «конструкции». Возникает новый фундаментальный опыт человечества, который, по словам Фуко «невозможно заставить говорить на тысячелетнем языке диалектик», ему еще только предстоит найти язык, который будет для него тем же, чем была диалектика для противоречия…» 
     Основная проблематика указанной философской школы включает себя проблему нелинейности, детерминизма, темпоральности и т. д. Одновременно с обсуждением этих вопросов все громче звучат голоса о «катастрофе смысла», о тотальном отсутствии «веры в смысл». Мир в зеркале постмодерма по замечанию Джеймисона «становится одновременно фактичным, хаотичным и разнородным».

     Вывод: Главная задача постмодернистов — сломить многовековой диктат законодательного разума, показать, что его претензии на познание истины являются гордыней и ложью, использованными разумом для оправдания своих тоталитарных притязаний. 
Основные принципы постмодерна: 
— объективная сущность — иллюзия; 
— истина неоднозначна, множественна; 
— обретение знания — это бесконечный процесс пересмотра словаря; 
— действительность формируется под воздействием человеческих желаний и поступков; 
— человеческое познание не отражает мир, а интерпретирует его, и ни одна интерпретация не имеет преимуществ перед другой и т. п.

     Американский философ Ричард Рорти выдвинул мнение, что вся до сих пор существовавшая философия искажала личностное бытие человека, ибо лишала его творчества.  В своем учении Рорти совмещает прагматизм с аналитической философией, утверждая, что предметом философского анализа должны быть социум и формы человеческого опыта. Для него социум — общение людей, а главное в нем — интересы личности, «собеседника». 
Постмодернист, французский философ Жак Деррида — один из ярчайших представителей современного постструктурализма. Деррида критикует понимание бытия как присутствия. Он считает, что живого настоящего как такового не существует: оно распадается на прошлое и будущее.

 

 

 

  

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Лекции по "Философии"