Лекции по «Философия»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 16:58, курс лекций

Краткое описание

Мировоззрение: структура, исторические типы и их специфика.

Мировоззрение – это обобщённая и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношений и взаимосвязи с этой действительностью.
В структуру мировоззрения входят следующие основные компоненты: знания; ценности; убеждения, чувства, эмоции.
Выделяют 3 основных исторических типа мировоззрения: мифологию, религию и философию.

Вложенные файлы: 1 файл

ОТВЕТЫ философия вопросы.docx

— 114.05 Кб (Скачать файл)

Движение - универсальность, всеобщность, бесконечность.

Движение имеет формы: физическое (тепловое движение, пространственные перемещения, движения элементарных частиц, ядерных полей); химическое (процесс, результат взаимодействия молекул  атомов); биологическое (наследственность, обмен веществ, размножение рост); социальное (относится вся материальная и духовная деятельность человека, ВЫСШАЯ форма).

 

  1. Понятие о диалектике. Объективная и субъективная диалектика. Исторические формы диалектики.

 

Диалектика — учение о  наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод  мышления и действия.

Понятие "диалектика" в  философию было введено Сократом и первоначально означало искусство вести беседу, спор, искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений как способ ведения философского диалога. Развивал это понятие Платон. В античности диалектика - метод правильного мышления. В средневековье - логика вообще или искусство различения истины и лжи. В новоевропейский период философии данное понятие приобретает новые смыслы, заданные немецкой классикой и марксистским учением. Гегель трактует диалектику как универсальный метод мышления, базирующийся на идеях развития и противоречивости бытия и противоположный методу метафизики, связанной с поиском неизменных принципов и первоначал всей реальности. У К. Маркса и Ф. Энгельса диалектика выполняет функции метода познания и всеобщей теории бытия. В марксистской философии она определяется как наука «о всеобщих законах движения и развития природы, общества и человеческого мышления».

Объективная диалектика —  это развитие реального мира (природы  и общества). Субъективная диалектика — это, во-первых, диалектическое мышление (диалектика понятий) — отражение  диалектического движения (развития) объективного мира; во-вторых, теория диалектики, т. е. учение о всеобщих законах развития как внешнего мира, так и самого мышления.

Выделяют 3 исторически значимых формы диалектики:

1) стихийная диалектика  древних (античных философов) (Гераклит, Платон, Сократ).

2) идеалистическая диалектика  немецкой классической философии  (Кант, Шеллинг, Гегель)

3) материалистическая диалектика (Маркс).

 

  1. Общая характеристика законов диалектики.

 

3 закона диалектики - выведены  Гегелем: 1) закон единства и борьбы противоположностей, или закон противоречия (выясняет источник процесса развития), 2) закон перехода количественных и качественных изменений (раскрывает механизм процесса развития) и 3) закон отрицания отрицания (указывает направление развития).

Закон единства и  борьбы противоположностей. Сущность закона. Любой предмет обладает противоположностями, которые в процессе взаимодействия приводят к противоречию. Противоречие дает толчок к изменению и развитию предмета. Необходимо различать виды противоречий, т.к. это позволяет находить правильные пути и способы их разрешения. Данный закон показывает источник движения, источник развития.

Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно. Сущность закона. Проявляется в том, что количественные изменения по достижению определенного момента приводят к качественным, а качественные изменения приводят к определенным количественным изменениям. Данный закон показывает механизм развития предмета.

Закон отрицания  отрицания. Сущность закона. Закон отрицания отрицания показывает связь старого и нового в процессе развития, которая состоит в том, что новое качество отбрасывает старое и вместе с тем включает в себя, в преобразованном виде, некоторые черты, стороны старого. Данный закон носит противоречивый характер, показывает направленность развития предмета (явления).

 

 

  1. Общая характеристика принципов и категорий диалектики.

 

Принципы диалектики:

1) принцип всеобщей связи. Диалектика изучает наиболее общие и существенные связи, которые имеют место во всех областях материального и духовного мира. Типы связей:

-структурные - отражают  упорядоченность бытия, его целостность  и многообразие;

-системные - выражают  принцип системности (система  и элемент);

-причинные - выражают  принцип причинности (причина  и следствие, случайность и  необходимость, возможность и действительность);

-связи детерминации - выражают  принцип детерминизма, т. е. всеобщей  обусловленности явлений материального и духовного мира.

2) принцип развития. Развитие - это всегда качественное изменение вещей, это движение от низшего к высшему, от простого к сложному, движение идёт по спирали, каждый виток которой расширяется кверху. Нет и не может быть развития вне или без движения, и движения, которое не содержало бы в себе развитие. Важнейший признак развития - необратимость, другой признак - направленность (изменение качества системы в определённом направлении - прогрессивное и регрессивное). Развитие может быть однолинейным и многолинейным, гармоничным и дисгармоничным, ускоренным и замедленным.

Категории диалектики: выражают отношения между причиной и следствием; необходимостью и случайностью; возможностью и действительностью; содержанием и формой, частью и целым.

 

 

  1. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статические закономерности.

 

Детерминизм и  индетерминизм (от лат. determino — определяю, in — не) — две противоположные позиции по вопросу о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений.

Принцип   детерминизма   является   основополагающим  принципом  философского  учения  о   бытии.   Сам   термин "детерминация" может быть расшифрован как обязательная определяемость всех  вещей  и  явлений  в  мире другими вещами и явлениями.

Детерминизм - философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира.

Индетерминизм - философское учение и методологическое познание, которое отрицает познавательную ценность причинного объяснения в науке. (пример: война - это причина - > бегство населения - следствие).

Сторонники индетерминизма либо не признают всеобщий и объективный  характер взаимосвязи явлений, либо — в крайней форме — вообще отвергают детерминизм как таковой (а значит, и причинность). Они считают, что имеются состояния и события, для которых причина не существует или не может быть указана. Индетерминизм считает, в частности, что принцип причинности неприменим к объяснению человеческой деятельности.

В современной науке происходит переход к более глубокому  осмыслению детерминизма — с пониманием неоднозначности будущего и с  возможностью выхода на желаемое будущее. Это детерминизм, который усиливает роль человека.

Статистические  и динамические закономерности – две основные формы закономерной связи явлений, которые отличаются по характеру вытекающих из них предсказаний. В законах динамического типа предсказания имеют точно определённый, однозначный характер. Так, в механике, если известен закон движения тела и заданы его координаты и скорость, то по ним можно точно определить положение и скорость движения тела в любой момент времени.

В статистических законах предсказания носят не достоверный, а лишь вероятностный характер. Подобный характер предсказаний обусловлен действием множества случайных факторов, которые имеют место в статистических коллективах или массовых событиях (напр., большого числа молекул в газе, особей в биологических популяциях, людей в социальных коллективах). Статистическая закономерность возникает как результат взаимодействия большого числа элементов, составляющих коллектив, и поэтому характеризует не столько поведение отдельного элемента, сколько коллектива в целом. Необходимость, проявляющаяся в статистических законах, возникает вследствие взаимной компенсации и уравновешивания множества случайных факторов.

 

 

  1. Диалектическое и антидиалектическое (метафизическое) мышление, их разновидности.

 

Диалектика (греч. dialektike) – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Диалектическое мышление - особая форма мышления, позволяющая  вскрывать противоречия действительности, связи в природе, обществе и самой  личности. Такая возможность диалектического  мышления основывается на законах и  категориях диалектики (единство и  борьба противоположностей, переход количества в качество, отрицание отрицания, причина и следствие, сущность и явление, общее, особенное, единичное и др.), а также опыта, навыков и умений диалектического мышления.

Термин “Метафизика” возник в 1 в. до н. э. как обозначение части философского наследия Аристотеля и буквально означает “то, что следует после физики”. Сам Аристотель называл этот раздел своего философского учения “первой философией”, исследующей якобы высшие, недоступные органам чувств, лишь умозрительно постигаемые начала всего существующего, обязательные для всех наук.

В новое время возникло понимание метафизики как антидиалектического способа мышления, как результат односторонности в познании, рассматривающего вещи и явления неизменными и независимыми друг от друга, отрицающего внутренние противоречия как источник развития в природе и обществе. Впервые термин “Метафизика” в смысле антидиалектики употребил Гегель. Маркс и Энгельс, обобщая данные наук и общественного развития, показали научную несостоятельность метафизического мышления и противопоставили ему материалистической диалектики.

Разновидности диалектики и  альтернативные методы мышления - метафизика, консерватизм, эволюционизм, релятивизм.

а) Метафизика: особенностью метафизического мышления является односторонность, абстрактность, абсолютизация какого-либо момента в составе целого; метафизика занимается абсолютизацией аналитико-классификационных приемов в познании природы; метафизике присущ догматизм.

б) Консерватизм (лат. - сохраняю): обозначение идейно-политических течений, противостоящее прогрессивным тенденциям социального развития; носителями этих идей являются общественные классы и слои, заинтересованные в сохранении существующих общественных порядков; консерватизму присуши враждебность, противостояние процессу, приверженность традиционному и устаревшему.

в) Релятивизм (лат. - относительный): методологический принцип, состоящий в метафизической абсолютизации относительности и условности содержания познания; ему свойственно одностороннее подчеркивание постоянной изменчивости действительности и отрицания относительной устойчивости вещей и явлений; отказ от признания преемственности в развитии знания; преувеличение зависимости процесса познания от его условий.

г) Эволюционизм: рассматривается как аспект истории, связанный с выделением тех или иных целостных социальных комплексов; он включает постепенные количественные изменения.

 

 

  1. Проблема сознания в философии. Сознательное и бессознательное.

 

Сознание - одно из фундаментальных понятий философии, психологии, социологии, которое противостоит - в контексте субъектно-объектной оппозиции понятию Бытия как субъективное - объективному.

Сознание - способность человеческого мозга отражать объективную реальность в чувственных и логических образах.

Основные  философские концепции сознания:

1. Идеалистическая (сознание это производная богом),

2. Вульгарный материализм (печень выделяет желчь; мозг выделяет мысль),

3. Дуалистическая (материя и сознание сосуществует параллельно),

4. Дуалектический материализм – сознание - это функция мозга, которая отражает объективную действительность в идеальных образах.

Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов. Для философии эта проблема важна потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления.

В качестве одной из особенностей античного понимания сознания выделялась направленность внимания на внешний  мир. Античный человек не выделял  себя из царства природы, ощущал себя частью мироздания, микрокосмосом.

Христианская трактовка  сознания заключалась в ориентации на внутреннем сосредоточении человека, на общении его с Богом. Сознание человека считалось вторичным по отношению к Богу, но высшим, что  есть в человеке.

В Новое время сознание человека отождествлялось с интеллектуальной деятельностью субъекта познания. Религиозные компоненты духовного опыта вытеснялись элементами логики.

Новоевропейское толкование сознания соединило античную установку  на ценности предметного мира со средневековым опытом работы сознания с самим собой. Философы Нового времени считали, что к содержанию сознания можно относить только многократно воспроизводимые данные, подтверждаемые опытно-экспериментальным путем.

С точки зрения марксизма, содержание сознания зависит от объективных  факторов, в частности, общественных отношений.

Первая развернутая теоретическая  концепция бессознательного была создана в начале XX в. Зигмундом Фрейдом, однако представления о неосознаваемой психике существовали еще в античной философии. Философское понятие бессознательного было сформулировано только в XX в.

Информация о работе Лекции по «Философия»